kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русская народная сказка "Морозко"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения

 

Федосеева Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №102 г.Перми

Тема: Русская народная сказка «Морозко»

Цели:

  • развитие  воображения, творческих способностей;
  • совершенствование  навыков смыслового чтения;
  • совершенствование нравственных качеств;
  • воспитание чувства коллективизма во время работы в группах.

 

Оборудование:

  • цветные карандаши;
  • толковые словари;
  • музыка Н.Будашкина к сказке «Морозко»;
  • альбомные листы;
  • карты самооценки;
  • мультемедийный  проектор;
  • магниты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка "Морозко" »

Урок литературного чтения


Федосеева Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №102 г.Перми

Тема: Русская народная сказка «Морозко»

Цели:

  • развитие воображения, творческих способностей;

  • совершенствование навыков смыслового чтения;

  • совершенствование нравственных качеств;

  • воспитание чувства коллективизма во время работы в группах.


Оборудование:

  • цветные карандаши;

  • толковые словари;

  • музыка Н.Будашкина к сказке «Морозко»;

  • альбомные листы;

  • карты самооценки;

  • мультемедийный проектор;

  • магниты.


Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел урок,

Начинается урок…

Урок литературного чтения.

Поможет нам настроиться на рабочий лад стихотворение:

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

И тогда увидите

Вы картины светлые,

Облака небесные,

Лёгкие, несмелые.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какое оно? Как вы думаете, какая атмосфера будет царить сегодня на уроке?



2. Актуализация знаний



- Какую большую тему мы изучаем на уроках литературного чтения? ( Волшебные сказки.)

- Посмотрите внимательно на доску и попробуйте вспомнить, словосочетания из каких сказок записаны на ней:

золотые яблоки чёрствая краюха живая вода

куль соломы серый волк конь златогривый

золотая клетка чугунная баня

(«Иван Царевич и Серый волк», «Летучий корабль»)

- Какое словосочетание встречается в обеих сказках? (Живая вода)

- Что объединяет эти сказки? (Их автор - народ. Они волшебные)

- Докажите, что сказки волшебные (Дети называют признаки волшебных сказок:

  • наличие зачина, присказки, концовки;

  • наличие волшебных героев;

  • наличие чудесных превращений;

  • наличие фантастических (нереальных) событий;

  • наличие троекратных повторов

и приводят примеры из прочитанных сказок.)

- На предыдущем уроке мы прочитали ещё одну русскую народную сказку «Морозко». Какие задания вам хотелось бы выполнить, анализируя эту сказку? ( Составить план сказки, составить вопросы по содержанию сказки, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки и пересказать его…)

- Как вы понимаете слова, записанные на доске:

Сказка - ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам – урок!

- Попробуем сформулировать тему и цель урока. (Слайд 1,2.)



3. Анализ произведения через групповую работу



- Сегодня я предлагаю поработать в группах. Давайте вспомним правила групповой работы. (Слайд 3.)

- Каждая группа получает своё задание путём жеребьёвки. Вам даётся 10 минут рабочего времени, по истечении которого мы будем вас слушать.

Задания по группам (Приложение №1):

  • Группа 1: Докажите, что сказка «Морозко» является волшебной, приводя примеры из текста.

  • Группа 2: Найдите в тексте сказки непонятные слова (выражения) и, пользуясь словарями, объясни их значения.

  • Группа 3: Составьте картинный план сказки (учитель может выдать детям уже готовые иллюстрации в избытке или предложить сделать их самим участникам группы.)

  • Группа 4: Составьте вопросы по содержанию сказки (по 2-3 вопроса на каждую группу).

  • Группа 5: Из предложенных пословиц выберите те, которые относятся к содержанию сказки.

Индивидуальные задания (Приложение №2 (на усмотрение учителя):

  • Заполните схему

  • Изобразите героя, на которого вам хотелось бы быть похожим, и расскажите о нём.

Если возникают трудности, то можно попросить помощь учителя.

Физкультминутка для глаз



4. Выступления групп и анализ их работы



Выступление группы № 1 (Слайд 4.) Доказательство того, что сказка является волшебной с использованием примеров из сказки.

После выступления каждой группы идёт оценка их работы одноклассниками:

  • Что понравилось в выступлении группы?

  • Какие советы могли бы дать по работе группы?

  • Для чего выполняли работу?

Выступление группы №2 (Слайд 5. - Сверяем слова, выбранные учителем, со словами, найденными детьми, и раскрываем их значение.)

Выступление группы №3 (Слайд 6. - Сравниваем картинный план сказки с планом на доске (взят из учебника), объясняем отличия, если они имеются.)

Выступление группы №4 (При анализе работы группы задать вопрос:

На какие вопросы вам было особенно интересно отвечать? (Вопросы, требующие неоднозначного ответа, - «толстые» вопросы.)

Выступление группы №5. (Слайд 7. -Анализ выбранных пословиц .)



5.Установление межпредметных связей



  • С какими учебными предметами тесно связаны уроки литературного чтения? (Музыка и изобразительное искусство.)

  • Как вы считаете, может ли музыкальное произведение помочь нам лучше представить образ литературного героя?

  • Предлагаю вам послушать отрывок из сказки «Морозко» на музыку Н. Будашкина.

  • (Дети слушают музыку.)

  • Какой характер музыки, и какие музыкальные инструменты его создали?

  • Чей образ вы представили, слушая музыку?

  • Я предлагаю вам изобразить этого героя под музыку.

(Дети рисуют.)



6. Рефлексия



  • Какие жизненные уроки подарила нам сказка?(Главное в человеке не его богатство, а человеческие качества. Не нужно быть ленивым. )

  • Работа каких групп нам особенно запомнилась?

  • Чья работа нам особенно помогла?

  • Что интересного было на уроке?

  • Какие трудности возникли?

  • Чтобы оценить вашу работу на уроке, заполните, пожалуйста, карту самоотчёта (Смотри приложение №3.) (Учащиеся заполняют карту самоотчёта.)

- Кто хочет поделиться с нами самоотчётом? (Выступления детей по желанию.)



7. Домашнее задание по выбору (Приложение №4)



Вариант 1. Подготовить пересказ понравившегося отрывка из сказки «Морозко».

Вариант 2. Подготовить пересказ сказки «Морозко» от лица Падчерицы (старухиной дочери).

Вариант 3. Найти и прочитать авторскую сказку, похожую по сюжету на русскую народную сказку «Морозко».

Приложение №1

Группа 1.

Найдите признаки волшебной сказки.

Признаки волшебной сказки

Примеры из сказки «Морозко»

1



2



3



4



5




Вывод:

Группа 2.

Найдите в тексте сказки непонятные слова (выражения) и, пользуясь словарями, объясните их значение.

Группа 3.

Составьте картинный план сказки.

Группа 4.

Составить вопросы по содержанию сказки (по 2-3 вопроса для каждой группы).

Группа 5.

Выберите пословицы, относящиеся к содержанию сказки.

Пословицы:

  • Береги нос в большой мороз.

  • Всякий своему счастью кузнец.

  • В зимний холод всякий молод.

  • Глядя на чужую работу, сыт не будешь.

  • За неуменье по головке не погладят.

  • За чем пойдёшь, то и найдёшь.

  • Каков привет, таков и ответ.

  • Истинное добро всегда просто.

  • Как аукнется, так и откликнется.

  • При солнышке тепло, при матери добро.

  • Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

  • Не рой другому яму - сам в нее попадешь.


Приложение №2

Заполните схему:

Главные герои сказки

Положительные Отрицательные

  • Изобразите героя, на которого хотелось бы быть похожим, и расскажите о нём.



Приложение №3

Карта самоотчёта

Приложение №4

Варианты домашнего задания:

  • Подготовить пересказ понравившегося отрывка из сказки «Морозко».

  • Подготовьте пересказ сказки «Морозко» от лица Падчерицы (старухиной дочери).

  • Найдите и прочитайте авторскую сказку, похожую по сюжету на русскую народную сказку «Морозко».
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Русская народная сказка "Морозко"

Автор: Федосеева Наталья Владимировна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162479

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Русская народная сказка «Морозко»"
    ["seo_title"] => string(30) "russkaianarodnaiaskazkamorozko"
    ["file_id"] => string(6) "328657"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463676697"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Анализ русской народной сказки "Морозко" "
    ["seo_title"] => string(38) "analiz-russkoi-narodnoi-skazki-morozko"
    ["file_id"] => string(6) "157275"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421579397"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Русская народная сказка" МОРОЗКО"Презентация "
    ["seo_title"] => string(49) "russkaia-narodnaia-skazka-morozko-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "132804"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416410407"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "технологическая карта урока литературное чтение.Русская народная сказка Морозко. "
    ["seo_title"] => string(92) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnoie-chtieniie-russkaia-narodnaia-skazka-morozko"
    ["file_id"] => string(6) "222049"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435787772"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) ""Иллюстрирование русской народной сказки "Морозко"" "
    ["seo_title"] => string(49) "illiustrirovaniie-russkoi-narodnoi-skazki-morozko"
    ["file_id"] => string(6) "168987"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423327470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства