Тема: Русская народная сказка «Морозко»
Цели урока:
1) познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения, обеспечить осмысление новых слов и понятий;
2) содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения сплошным, выборочным, жужжащим, по ролям, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдения пауз и придания голосу нужной эмоциональной окраски.
3) содействовать воспитанию в детях чувства сострадания, способствовать сплочению детского коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Иллюстрации к русской народной сказке “Морозко”; аудио запись сказки, аудио запись «звуки зимы».
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
План урока:
1.Орг. момент.
2.Психологический настрой.
-Ребята закройте глаза и прослушайте, что вы услышите?
(Прослушивание звуков зимы: метель, хруст снега, ветер…)
-Какому времени года это присуще? (зиме)
-Сегодня мы продолжим говорить о зиме.
3. Сообщение темы урока.
-Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой “Морозко”.
-На уроке будем: слушать, выразительно читать, выделять главную мысль.
4. Первичное чтение.
-Приготовили карандаши, отмечаем непонятные слова.
-Чтение текста учителем.
-Скажите, окончена ли сказка?
5.Словарная работа.
Какие слова были непонятны, кроме тех, что написаны на доске?
– Мачеха – не родная мать.
– Падчерица – не родная дочь.
– Затужил – опечалился.
– Озноб – замерзла до дрожи.
– Окостенеть – замерзнуть до смерти.
– Сжалился – пожалел.
– Заголосила – громко закричала, заплакала.
-Понукает - заставляет
6.Работа с текстом.
-Чтение на время, повторное чтение. (Кто прочитал больше? На сколько?)
-Чтение цепочкой. 1-части.
-Чтение по ролям 2 части: автор, Морозко, падчерица, Марфушенька.–
Найдите в сказке слова, как жилось падчерице и старухиной дочери.
-Чтение отрывка из текста 1-в (весело); 2-(грустно);
-Какое настроение подходит больше?
-Ориентирование в тексте, чтение начала и нахождение концовки предложения.
8.Беседа по содержанию:
-В какое время года происходит событие?
-Почему мачеха приказала везти падчерицу в лес?
-С кем встретилась падчерица в лесу?
-Почему Морозко не заморозил девушку? (в тексте отрывок)
-Как относились жители леса к падчерице? (зачитать)
-За какие дела получила награду падчерица?
-Почему Мачеха решила отправить Марфушку?
– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.
-Какими словами приветствует падчерица? А Марфушка?
-Какой была падчерица и какой была Марфушенька?
9. Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.
Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери?
(слова на доске сотнести их с иллюстрациями падцерицы и старухиной дочери)
Добрая Ленивая
Трудолюбивая Грубая
Вежливая Вредная
Ласковая Сварливая
Терпеливая Злая
-А теперь покажите с помощью красок сердце падчерицы и старухиной дочери. (Сказать, почему выбрали этот цвет, какую черту характера вы ей показали? обоснуйте)
Работа в парах:
-Чем закончилась сказка? (придумать продолжение, выслушивание несколько групп)
В каждой сказке есть концовка или развязка, это благополучное решение тяжелой задачи возвращение домой, всегда завершается шумным пиром, на котором присутствует рассказчик:
-Стали себе жить – поживать да добра наживать;
-Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало;
-Но бывает и по-другому, чтение продолжения сказки учителем:
--Старуха и Марфушка стащили с телеги сундук и открыли его. А там…
сверкают камни драгоценные. Схватили их в руки мать и дочка, а они растаяли. Камни – то были ледяные, как Марфушкино сердце.
Прослушивание аудио записи.
-Почему Морозко одарил сестер по-разному?
10.Работа с деформированным планом.
-Расставить части плана в нужном порядке.
2.Встреча Настеньки с Морозко.
4.Марфушенька в лесу.
1.Старик увозит в лес падчерицу.
3.Сундук с подарками
11. Выделение главной мысли.
-С каким произведением мы познакомились?
Так давайте же сделаем вывод? Чему нас учит сказка?
Добро вознаграждается, а зло наказывается.
12.Работа с пословицами.
Работа парами:
-Какие из этих пословиц подходят к нашей сказке? (Докажите.)
1.Много захочешь - последнее потеряешь.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибнет.
2.Как аукнется, так и откликнется.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
3. Худо тому, кто добра не делает никому.
13. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки и небольшой рассказ: как вы представляете себе падчерицу и старухину дочь (можно сделать рисунок).
14. Итог урока.
– Что мы сегодня делали?
– Что запомнилось?
-Оценки.