Цели урока:
Образовательные:
- Ознакомить учащихся с основными положениями атомно-молекулярного учения;
- Ознакомить с ролью М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в его создании;
- Систематизировать знания по теме «Первоначальные химические понятия»;
- Умение самостоятельно работать с источниками знаний.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, чувство ответственности, стремление добиваться победы;
2. Формирование основ научного мировоззрения;
3. Формировать интерес к предмету.
Развивающие:
1. Развитие выделения главного в тексте учебника;
2. Развивать творческие способности учащихся (творческие домашние задания);
3. Развитие памяти, внимания.
Цель для учащихся:
1. Знать основные положения АМУ;
2. Роль М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в его создании;
3. Уметь объяснять причины многообразия химических соединений различного количественного и качественного состава;
4. Систематизировать знания по теме «Первоначальные химические понятия».
Методы и приемы:
1. Самостоятельная работа школьников с учебником и дополнительной литературой при подготовке творческих заданий;
2. Объяснительно-побуждающий с использованием игровых моментов.
Оборудование:
1. Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
2. Опорные таблицы;
3. Карточки-задания;
4. Тесты;
5. Сообщение «Слово о Ломоносове».
Ход урока
1. Организационная часть
Для активизации деятельности на уроке учащиеся на каждом этапе урока за правильный ответ набирают фишки. В конце урока подведут самооценку деятельности по набранным фишкам:
- 14-16 фишек – «5»;
- 10-13 фишек – «4»;
- 8-12 фишек – «3»;
2. Актуализация знаний
В течение семи уроков мы изучали тему «Первоначальные химические понятия». Оказалась ли она для вас интересной? Как вы считаете, смогут ли они вам пригодиться полученные знания в предыдущем? А сейчас мы с вами закрепим знания по данной теме.
Блиц-турнир
- Наука о веществах и их превращениях. (химия)
- Служит для проведения опытов. (пробирка)
- Определенный вид атомов. (химический элемент)
- Условная символика химического элемента, где берется начальная буква с латинского названия элемента. (химический знак)
- Вещества, состоящие из атомов одного вида (простые).
- Вещества, состоящие из атомов разных видов (сложные).
- Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие (физические).
- Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие (химические).
- Всякое чистое вещество имеет постоянный состав, независимо от способа получения и местонахождения. (закон постоянства состава вещества)
- Кто сформулировал этот закон? (Пруст)
- Что такое индекс? (цифра, обозначающая число атомов в молекуле)
- Условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов (химическая формула)
- Свойство атомов присоединять определенное число других атомов (валентность).
- Материал, из которого изготовлена лабораторная посуда (стекло).
- Единица количества вещества (моль).
3. Изучение новой темы
Переходим к изучению новой темы. Тема связана с именем великого русского ученого М.В.Ломоносова. Заслушаем сообщение о жизни и деятельности замечательного ученого «Слово о Ломоносове».
Что мы можем сказать о М.В.Ломоносове? Кем он был?
Вывод: М.В.Ломоносов был естествоиспытателем, философом, поэтом, историком, географом, политическим деятелем, успешно работал с мозаикой.
Пушкин писал: «Он создал первый университет, он лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Фундамент научной химии был заложен в 17-18 вв. усилиями ученых разных стран: англичанина Р.Бойля, француза А.Лавуазье, русского М.В.Ломоносова. Первые представления о том, что вещество состоит из отдельных частиц, появились еще в глубокой древности. Некоторые философские школы древней Индии (1 тыс. до н.э.) признавали не только существование первичных неделимых частиц вещества, но и их способность соединяться друг с другом, образуя новые частицы.
В 19 в. развивали химическую атомистику труды Д.Дальтона (Англия), Ж.Пруста (Франция), А.Авогадро (Италия), Я.Берцелиуса (Швеция), А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева (Россия). Как и другие науки, химия интернациональна.
Основной теорией химии, сохранившей свое значение и до наших дней является атомно-молекулярное учение. Атомно-молекулярное учение – это учение, в основу которого положено представление о том, что наименьшими структурными единицами веществ являются атомы, молекулы и ионы.
Из атомов состоят:
- все металлы;
- многие неметаллы (инертные газы, С, Si, B, Se, As, Te).
Из молекул состоят:
- все органические вещества;
- некоторые неорганические: простые газы (N2, H2, Cl2, F2), сложные (CO2, NO2, SO3, SO2).
Из ионов состоят:
- все соли;
- многие основания, кислоты.
В 1741 г. в одной из своих первых работ М.В.Ломоносов «Элементы математической химии» сформулировал важнейшие положения атомно-молекулярной теории.
- Теперь прочитайте §13;
- Изложите сущность основных положений атомно-молекулярного учения.
Давайте сделаем краткий вывод этих положений и запишем в тетради:
- Все вещества состоят молекул.
- Молекулы состоят из атомов.
- Молекулы и атомы находятся в постоянном движении.
- Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных – из разных.
Дополнили атомно-молекулярное учение открытия Гей-Люссака, А.Авогадро. Окончательно утвердилось лишь в 1860 г. в г.Карсруэ на Международном съезде химиков, где было дано определение атома и молекулы.
Атом – наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его свойства.
Молекула – наименьшая частица простого и сложного вещества, обладающая его химическими свойствами.
4. Выяснение степени понимания новой темы
Для закрепления новой темы проведем игру «Найди ошибку», где вы должны указать формулу вещества, отличающуюся от других.
- N2, О2, Cl2, Р (даны формулы молекул, лишнее – атом).
- H2О, HCl, H2, HNO3 (формулы сложных веществ, лишнее – молекула простого вещества).
- Al, SO3, Zn, S (формулы атомов, лишнее – молекула сложного вещества).
- P, Al, Zn, Cu (все атомы металлов, лишнее – неметалл).
В целях закрепления пройденного материала проведем тестирование.
Тест
- Высшую валентность азот проявляет в оксиде:
1) NО2, 2) N2О5, 3) NО, 4) N2О.
- О простом веществе медь идет речь в выражении:
а) проволока сделана из меди;
б) медь входит в состав малахита;
в) медь входит в состав оксида меди;
г) медь входит в состав бронзы.
- Найдите химическое явление:
а) замерзание воды;
б) плавление олова;
в) горение керосина;
г) измельчение стекла в порошок.
- Какая из записей означает «пять молекул кислорода»:
- 5H2О; 2) 5О; 3) Р2О5; 4) 5О2.
- Чему равна относительная молекулярная масса метана СН4:
- 26; 2) 16; 3) 20; 4) 30.
5. Подведение итогов урока
А теперь каждый по набранным фишкам подводит самооценку деятельности на уроке и ставит себе отметку.
6. Защита домашних творческих заданий
Были даны групповые творческие задания:
- составить химические загадки в форме стиха, используя химическое явление или какие-либо свойства вещества;
- составить тест по изученным темам;
- сочинить сказку на основе изученных тем, в основе сказки должны быть достоверные факты, химические явления, свойства веществ и т.д.
7. Домашнее задание: §13
Творческие задания учащихся
- Сказка Алексеевой Али
Жили-были Железо и Сера. Они жили в маленьком острове. У них не было друзей. И однажды они построили корабль и отправились в путешествие, по пути им встречались островки, на которых жили Золото и Хлор, Медь и Фосфор. Железо и Сера пригласили их с собой в путешествие. Они нашли себе много друзей. Вскоре они пришли в большой город Химия. Добрый человек Менделеев построил им дом. Мы этот дом называем таблицей. И теперь они живут в каждой книге химии до сих пор.
- Загадки Петровой Дианы
- Мы мельчайшие частицы,
Но роль у нас большая,
Отгадайте-ка ребята,
А отгадка это – (атом).
- Это желтое вещество
Неметалл и твердое,
Оно в воде не растворится
А выйдет как гусь сухим. (сера)
- Этот газ везде и всюду,
Всем нам он необходим
Без него мы никуда. (кислород)
- Тест Константинова Толи и Иванова Алика
1. Какой из этих элементов правильно записан:
а) Nа – азот; б) Ca – калий; в) Сr – хром; г) Hg – неон; д) C – йод; е) W – ванадий;
2. В каком году учение о молекулах и атомах окончательно было признано:
а) 1855; б) 1871; в) 1862; г) 1860.
3. Какие из веществ простые:
а) MgCl2; б) HCl; в) Cl2; г) Br2O7; д) Р2О5; е) Ar.
4. Найдите правильный ответ:
а) тела: стул, сода, жир, мел, железо; б) вещества: вода, льдина, медь, свеча, ручка.
5. Найдите правильный ответ:
а) физическое явление: свечение солнца, образование накипи, проявление фотопленки, свечение звезд; б) химическое явление: горение газа, таянье снега, растворение сахара, смешение серы и железа.