kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии в 8 классе на тему: Атомно-молекулярное учение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные:

  1. Ознакомить учащихся с основными положениями атомно-молекулярного учения;
  2. Ознакомить с ролью М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в его создании;
  3. Систематизировать знания по теме «Первоначальные химические понятия»;
  4. Умение самостоятельно работать с источниками знаний.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, чувство ответственности, стремление добиваться победы;

2. Формирование основ научного мировоззрения;

3. Формировать интерес к предмету.

Развивающие:

1. Развитие выделения главного в тексте учебника;

2. Развивать творческие способности учащихся (творческие домашние задания);

3. Развитие памяти, внимания.

Цель для учащихся: 

1. Знать основные положения АМУ;

2. Роль М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в его создании;

3. Уметь объяснять причины многообразия химических соединений различного количественного и качественного состава;

4. Систематизировать знания по теме «Первоначальные химические понятия».

Методы и приемы:

1. Самостоятельная работа школьников с учебником и дополнительной литературой при подготовке творческих заданий;

2. Объяснительно-побуждающий с использованием игровых моментов.

Оборудование:

1. Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;

2. Опорные таблицы;

3. Карточки-задания;

4. Тесты;

5. Сообщение «Слово о Ломоносове».

Ход урока

1. Организационная часть

Для активизации деятельности на уроке учащиеся на каждом этапе урока за правильный ответ набирают фишки. В конце урока подведут самооценку деятельности по набранным фишкам:

  1. 14-16 фишек – «5»;
  2. 10-13 фишек – «4»;
  3. 8-12 фишек – «3»;

2. Актуализация знаний

    В течение семи уроков мы изучали тему «Первоначальные химические понятия». Оказалась ли она для вас интересной? Как вы считаете, смогут ли они вам пригодиться полученные знания в предыдущем? А сейчас мы с вами закрепим знания по данной теме.

Блиц-турнир

  1. Наука о веществах и их превращениях. (химия)
  2. Служит для проведения опытов. (пробирка)
  3. Определенный вид атомов. (химический элемент)
  4. Условная символика химического элемента, где берется начальная буква с латинского названия элемента. (химический знак)
  5. Вещества, состоящие из атомов одного вида (простые).
  6. Вещества, состоящие из атомов разных видов (сложные).
  7. Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие (физические).
  8. Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие (химические).
  9. Всякое чистое вещество имеет постоянный состав, независимо от способа получения и местонахождения. (закон постоянства состава вещества)
  10. Кто сформулировал этот закон? (Пруст)
  11. Что такое индекс? (цифра, обозначающая число атомов в молекуле)
  12. Условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов (химическая формула)
  13. Свойство атомов присоединять определенное число других атомов (валентность).
  14. Материал, из которого изготовлена лабораторная посуда (стекло).
  15. Единица количества вещества (моль).

3. Изучение новой темы

Переходим к изучению новой темы. Тема связана с именем великого русского ученого М.В.Ломоносова. Заслушаем сообщение о жизни и деятельности замечательного ученого «Слово о Ломоносове».

    Что мы можем сказать о М.В.Ломоносове? Кем он был?

Вывод: М.В.Ломоносов был естествоиспытателем, философом, поэтом, историком, географом, политическим деятелем, успешно работал с мозаикой.

Пушкин писал: «Он создал первый университет, он лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Фундамент научной химии был заложен в 17-18 вв. усилиями ученых разных стран: англичанина Р.Бойля, француза А.Лавуазье, русского М.В.Ломоносова. Первые представления о том, что вещество состоит из отдельных частиц, появились еще в глубокой древности. Некоторые философские школы древней Индии (1 тыс. до н.э.) признавали не только существование первичных неделимых частиц вещества, но и их способность соединяться друг с другом, образуя новые частицы.

В 19 в. развивали химическую атомистику труды Д.Дальтона (Англия), Ж.Пруста (Франция), А.Авогадро (Италия), Я.Берцелиуса (Швеция), А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева (Россия). Как и другие науки, химия интернациональна. 

Основной теорией химии, сохранившей свое значение и до наших дней является атомно-молекулярное учение. Атомно-молекулярное учение – это учение, в основу которого положено представление о  том, что наименьшими структурными единицами веществ являются атомы, молекулы и ионы.

Из атомов состоят:

  • все металлы;
  • многие неметаллы (инертные газы, С, Si, B, Se, As, Te).

Из молекул состоят:

  • все органические вещества;
  • некоторые неорганические: простые газы (N2, H2, Cl2, F2), сложные (CO2, NO2, SO3, SO2).

Из ионов состоят:

  • все соли;
  • многие основания, кислоты.

В 1741 г. в одной из своих первых работ М.В.Ломоносов «Элементы математической химии» сформулировал важнейшие положения атомно-молекулярной теории.

  • Теперь прочитайте §13;
  • Изложите сущность основных положений атомно-молекулярного учения.

Давайте сделаем краткий вывод этих положений и запишем в тетради:

  1. Все вещества состоят молекул.
  2. Молекулы состоят из атомов.
  3. Молекулы и атомы находятся в постоянном движении.
  4. Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных – из разных.

Дополнили атомно-молекулярное учение открытия Гей-Люссака, А.Авогадро. Окончательно утвердилось лишь в 1860 г. в г.Карсруэ на Международном съезде химиков, где было дано определение атома и молекулы.

Атом – наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его свойства.

Молекула – наименьшая частица простого и сложного вещества, обладающая его химическими свойствами.

4. Выяснение степени понимания новой темы

    Для закрепления новой темы проведем игру «Найди ошибку», где вы должны указать формулу вещества, отличающуюся от других.

  1. N2, О2, Cl2, Р (даны формулы молекул, лишнее – атом).
  2. H2О, HCl, H2, HNO3 (формулы сложных веществ, лишнее – молекула простого вещества).
  3. Al, SO3, Zn, S (формулы атомов, лишнее – молекула сложного вещества).
  4. P, Al, Zn, Cu (все атомы металлов, лишнее – неметалл).

 

В целях закрепления пройденного материала проведем тестирование.

Тест

  1. Высшую валентность азот проявляет в оксиде:

1) NО2,          2) N2О5,          3) NО,          4) N2О.

  1. О простом веществе медь идет речь в выражении:

а) проволока сделана из меди;

б) медь входит в состав малахита;

в) медь входит в состав оксида меди;

г) медь входит в состав бронзы.

  1. Найдите химическое явление:

а) замерзание воды;

б) плавление олова;

в) горение керосина;

г) измельчение стекла в порошок.

  1. Какая из записей означает «пять молекул кислорода»:
  1. 5H2О;        2) 5О;             3) Р2О5;         4) 5О2.
  1. Чему равна относительная молекулярная масса метана СН4:
  1. 26;             2) 16;               3) 20;            4) 30.

5. Подведение итогов урока

    А теперь каждый по набранным фишкам подводит самооценку деятельности на уроке и ставит себе отметку.

6. Защита домашних творческих заданий

    Были даны групповые творческие задания:

  • составить химические загадки в форме стиха, используя химическое явление или какие-либо свойства вещества;
  • составить тест по изученным темам;
  • сочинить сказку на основе изученных тем, в основе сказки должны быть достоверные факты, химические явления, свойства веществ и т.д.

7. Домашнее задание: §13

Творческие задания учащихся

  1. Сказка Алексеевой Али

Жили-были Железо и Сера. Они жили в маленьком острове. У них не было друзей. И однажды они построили корабль и отправились в путешествие, по пути им встречались островки, на которых жили Золото и Хлор, Медь и Фосфор. Железо и Сера пригласили их с собой в путешествие. Они нашли себе много друзей. Вскоре они пришли в большой город Химия. Добрый человек Менделеев построил им дом. Мы этот дом называем таблицей. И теперь они живут в каждой книге химии до сих пор.

  1. Загадки Петровой Дианы
  • Мы мельчайшие частицы,

Но роль у нас большая,

Отгадайте-ка ребята, 

А отгадка это – (атом).

  • Это желтое вещество

Неметалл и твердое,

Оно в воде не растворится

А выйдет как гусь сухим. (сера)

  • Этот газ везде и всюду,

Всем нам он необходим

  Без него мы никуда. (кислород)

  1. Тест Константинова Толи и Иванова Алика

1. Какой из этих элементов правильно записан: 

а) Nа – азот;   б) Ca – калий;   в)  Сr – хром;   г) Hg – неон;   д) C – йод;    е) W – ванадий;

2. В каком году учение о молекулах и атомах окончательно было признано:

а) 1855;           б) 1871;             в) 1862;            г) 1860.

3. Какие из веществ простые:

а) MgCl2;        б) HCl;               в) Cl2;               г) Br2O7;           д) Р2О5;         е) Ar.

4. Найдите правильный ответ:

а) тела: стул, сода, жир, мел, железо;   б) вещества: вода, льдина, медь, свеча, ручка.

5. Найдите правильный ответ:

а) физическое явление: свечение солнца, образование накипи, проявление фотопленки, свечение звезд;       б) химическое явление: горение газа, таянье снега, растворение сахара, смешение серы и железа.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 8 классе на тему: Атомно-молекулярное учение »


Урок химии в 8 классе

Тема: Атомно-молекулярное учение

Цели урока:

Образовательные:

  1. Ознакомить учащихся с основными положениями атомно-молекулярного учения;

  2. Ознакомить с ролью М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в его создании;

  3. Систематизировать знания по теме «Первоначальные химические понятия»;

  4. Умение самостоятельно работать с источниками знаний.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, чувство ответственности, стремление добиваться победы;

2. Формирование основ научного мировоззрения;

3. Формировать интерес к предмету.

Развивающие:

1. Развитие выделения главного в тексте учебника;

2. Развивать творческие способности учащихся (творческие домашние задания);

3. Развитие памяти, внимания.

Цель для учащихся:

1. Знать основные положения АМУ;

2. Роль М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в его создании;

3. Уметь объяснять причины многообразия химических соединений различного количественного и качественного состава;

4. Систематизировать знания по теме «Первоначальные химические понятия».

Методы и приемы:

1. Самостоятельная работа школьников с учебником и дополнительной литературой при подготовке творческих заданий;

2. Объяснительно-побуждающий с использованием игровых моментов.

Оборудование:

1. Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;

2. Опорные таблицы;

3. Карточки-задания;

4. Тесты;

5. Сообщение «Слово о Ломоносове».



Ход урока


1. Организационная часть

Для активизации деятельности на уроке учащиеся на каждом этапе урока за правильный ответ набирают фишки. В конце урока подведут самооценку деятельности по набранным фишкам:

  1. 14-16 фишек – «5»;

  2. 10-13 фишек – «4»;

  3. 8-12 фишек – «3»;


2. Актуализация знаний

В течение семи уроков мы изучали тему «Первоначальные химические понятия». Оказалась ли она для вас интересной? Как вы считаете, смогут ли они вам пригодиться полученные знания в предыдущем? А сейчас мы с вами закрепим знания по данной теме.




Блиц-турнир


  1. Наука о веществах и их превращениях. (химия)

  2. Служит для проведения опытов. (пробирка)

  3. Определенный вид атомов. (химический элемент)

  4. Условная символика химического элемента, где берется начальная буква с латинского названия элемента. (химический знак)

  5. Вещества, состоящие из атомов одного вида (простые).

  6. Вещества, состоящие из атомов разных видов (сложные).

  7. Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие (физические).

  8. Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие (химические).

  9. Всякое чистое вещество имеет постоянный состав, независимо от способа получения и местонахождения. (закон постоянства состава вещества)

  10. Кто сформулировал этот закон? (Пруст)

  11. Что такое индекс? (цифра, обозначающая число атомов в молекуле)

  12. Условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов (химическая формула)

  13. Свойство атомов присоединять определенное число других атомов (валентность).

  14. Материал, из которого изготовлена лабораторная посуда (стекло).

  15. Единица количества вещества (моль).


3. Изучение новой темы

Переходим к изучению новой темы. Тема связана с именем великого русского ученого М.В.Ломоносова. Заслушаем сообщение о жизни и деятельности замечательного ученого «Слово о Ломоносове».

Что мы можем сказать о М.В.Ломоносове? Кем он был?

Вывод: М.В.Ломоносов был естествоиспытателем, философом, поэтом, историком, географом, политическим деятелем, успешно работал с мозаикой.

Пушкин писал: «Он создал первый университет, он лучше сказать, сам был первым нашим университетом».


Фундамент научной химии был заложен в 17-18 вв. усилиями ученых разных стран: англичанина Р.Бойля, француза А.Лавуазье, русского М.В.Ломоносова. Первые представления о том, что вещество состоит из отдельных частиц, появились еще в глубокой древности. Некоторые философские школы древней Индии (1 тыс. до н.э.) признавали не только существование первичных неделимых частиц вещества, но и их способность соединяться друг с другом, образуя новые частицы.

В 19 в. развивали химическую атомистику труды Д.Дальтона (Англия), Ж.Пруста (Франция), А.Авогадро (Италия), Я.Берцелиуса (Швеция), А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева (Россия). Как и другие науки, химия интернациональна.

Основной теорией химии, сохранившей свое значение и до наших дней является атомно-молекулярное учение. Атомно-молекулярное учение – это учение, в основу которого положено представление о том, что наименьшими структурными единицами веществ являются атомы, молекулы и ионы.

Из атомов состоят:

  • все металлы;

  • многие неметаллы (инертные газы, С, Si, B, Se, As, Te).

Из молекул состоят:

  • все органические вещества;

  • некоторые неорганические: простые газы (N2, H2, Cl2, F2), сложные (CO2, NO2, SO3, SO2).

Из ионов состоят:

  • все соли;

  • многие основания, кислоты.

В 1741 г. в одной из своих первых работ М.В.Ломоносов «Элементы математической химии» сформулировал важнейшие положения атомно-молекулярной теории.


  • Теперь прочитайте §13;

  • Изложите сущность основных положений атомно-молекулярного учения.


Давайте сделаем краткий вывод этих положений и запишем в тетради:

  1. Все вещества состоят молекул.

  2. Молекулы состоят из атомов.

  3. Молекулы и атомы находятся в постоянном движении.

  4. Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных – из разных.

Дополнили атомно-молекулярное учение открытия Гей-Люссака, А.Авогадро. Окончательно утвердилось лишь в 1860 г. в г.Карсруэ на Международном съезде химиков, где было дано определение атома и молекулы.

Атом – наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его свойства.

Молекула – наименьшая частица простого и сложного вещества, обладающая его химическими свойствами.


4. Выяснение степени понимания новой темы

Для закрепления новой темы проведем игру «Найди ошибку», где вы должны указать формулу вещества, отличающуюся от других.

  1. N2, О2, Cl2, Р (даны формулы молекул, лишнее – атом).

  2. H2О, HCl, H2, HNO3 (формулы сложных веществ, лишнее – молекула простого вещества).

  3. Al, SO3, Zn, S (формулы атомов, лишнее – молекула сложного вещества).

  4. P, Al, Zn, Cu (все атомы металлов, лишнее – неметалл).


В целях закрепления пройденного материала проведем тестирование.


Тест

  1. Высшую валентность азот проявляет в оксиде:

1) NО2, 2) N2О5, 3) NО, 4) N2О.

  1. О простом веществе медь идет речь в выражении:

а) проволока сделана из меди;

б) медь входит в состав малахита;

в) медь входит в состав оксида меди;

г) медь входит в состав бронзы.

  1. Найдите химическое явление:

а) замерзание воды;

б) плавление олова;

в) горение керосина;

г) измельчение стекла в порошок.

  1. Какая из записей означает «пять молекул кислорода»:

  1. 5H2О; 2) 5О; 3) Р2О5; 4) 5О2.

  1. Чему равна относительная молекулярная масса метана СН4:

  1. 26; 2) 16; 3) 20; 4) 30.


5. Подведение итогов урока

А теперь каждый по набранным фишкам подводит самооценку деятельности на уроке и ставит себе отметку.


6. Защита домашних творческих заданий

Были даны групповые творческие задания:

  • составить химические загадки в форме стиха, используя химическое явление или какие-либо свойства вещества;

  • составить тест по изученным темам;

  • сочинить сказку на основе изученных тем, в основе сказки должны быть достоверные факты, химические явления, свойства веществ и т.д.


7. Домашнее задание: §13



Творческие задания учащихся


  1. Сказка Алексеевой Али

Жили-были Железо и Сера. Они жили в маленьком острове. У них не было друзей. И однажды они построили корабль и отправились в путешествие. по пути им встречались островки, на которых жили Золото и Хлор, Медь и Фосфор. Железо и Сера пригласили их с собой в путешествие. Они нашли себе много друзей. Вскоре они пришли в большой город Химия. Добрый человек Менделеев построил им дом. Мы этот дом называем таблицей. И теперь они живут в каждой книге химии до сих пор.

  1. Загадки Петровой Дианы

  • Мы мельчайшие частицы,

Но роль у нас большая,

Отгадайте-ка ребята,

А отгадка это – (атом).

  • Это желтое вещество

Неметалл и твердое,

Оно в воде не растворится

А выйдет как гусь сухим. (сера)

  • Этот газ везде и всюду,

Всем нам он необходим

Без него мы никуда. (кислород)

  1. Тест Константинова Толи и Иванова Алика

1. Какой из этих элементов правильно записан:

а) Nа – азот; б) Ca – калий; в) Сr – хром; г) Hg – неон; д) C – йод; е) W – ванадий;

2. В каком году учение о молекулах и атомах окончательно было признано:

а) 1855; б) 1871; в) 1862; г) 1860.

3. Какие из веществ простые:

а) MgCl2; б) HCl; в) Cl2; г) Br2O7; д) Р2О5; е) Ar.

4. Найдите правильный ответ:

а) тела: стул, сода, жир, мел, железо; б) вещества: вода, льдина, медь, свеча, ручка.

5. Найдите правильный ответ:

а) физическое явление: свечение солнца, образование накипи, проявление фотопленки, свечение звезд; б) химическое явление: горение газа, таянье снега, растворение сахара, смешение серы и железа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок химии в 8 классе на тему: Атомно-молекулярное учение

Автор: Борисова Ольга Дмитриевна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169119


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства