kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема природы в лирике А.С. Пушкина/

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).                                Тема природы в лирике поэта.                             Стихотворение «Туча».

        ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО:

- Что вы помните о жизни великого поэта? (свободные ответы учащихся)

- Основные этапы жизни творчества (слово учителя с демонстрацией таблицы: ученики оформляют основные положения таблицы)

Закрепление: стр. 61-64. самостоятельно прочитать, выбрав новую информацию. Сообщить классу найденную информацию

Пушкин о своём труде, о вдохновении: стр. 64 выразительное чтение стихотворения (И пробуждается поэзия во мне…!!!)

- Сейчас повторим основные теоретико-литературные понятия, касающиеся лирики.

Наука стихосложения

  • 1.Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).
  • 2.Способ рифмовки (перекрёстная, парная (смежная), кольцевая (опоясывающая)).
  • 3.Изобразительно-выразительные средства (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, аллегория, гипербола, анафора).
  • 4.Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии, синтаксический параллелизм).
  • 5.Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).

Слово учителя (сообщения уч-ся):

            Из всех времен года Пушкин обожал осень. Он писал: "Из всех времен я рад лишь ей одной". Несмотря на то, что Пушкин много писал об осени, чудесны его зарисовки в стихах: "Зимний вечер", Зимнее утро", "Зимняя дорога", "И вновь я посетил...". В этих внешне скромных зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Его стихи "Кто знает край, где небо блещет", "На холмах Грузии" стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой.

            Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и легкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике явились превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле немало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.

            Русские березы Сергей Есенин прославил на весь мир. Лермонтов в стихотворении "Родина" тоскует о русских серых избах. Маяковский в своих стихах писал: "Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть".

            В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним. Стихотворение "И вновь я посетил..." очень личное. В каждой строчке пейзажа можно найти одиночество хмурого леса, там дается трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни, смерти детей. Настроение стихотворения перекликается с одиночеством самого поэта.

            В стихотворениях "Туча", "Осень" та же тема безысходности. Недаром Пушкин любил это время умирания природы: "Октябрь уж наступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей". Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом. В каждой картине Пушкин запечатлевает свое особенное, неуловимое обычным глазом настроение. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свой символ, свой смысл.

Первичное чтение стихотворения

ТУЧА

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

1835

Ассонанс: а – 20 – 20 – 21

                О – 2 – 5 – 5

               У – 8 – 4 – 2

               Э – 4 – 2 – 3

               И – 6 – 12 – 12

Аллитерация:              согл. – звонк. – сонорн.

                  1 строфа:    56   –   38    –    25

                  2 строфа:    58    -   49     -   28

                 3 строфа:    63    -    35     -   24   

            Словарная работа:

Лазурь – 1. Светло-синий цвет (устар. и высок.) 2. Краска светло-синего цвета.

Ликующий – торжествующий, восторженно радующийся.

Алчный – 1. Жадный, корыстолюбивый. 2. перен. Страстно желающий чего-н. (устар.).

Древеса – деревья.

Беседа по произведению:

- О чём это стихотворение?

-Зачем автор написал о туче? Что он хотел сказать читателям?

- Какие слова и выражения помогают понять основную мысль произведения?

- Какие средства выразительности делают текст художественным произведением?

- Что помогает выбрать правильную интонацию при исполнении произведения?

- Определим размер стиха (конспект на ИД): 3-хсложный размер стиха с ударением на 2-й слог: 4-хстопный амфибрахий

Вид рифмовки строк: парная ААББ

После′дня      я ту′ча        рассе′ян    ной бу′ри!
Одна′ ты       несе′шься   по я′сной   лазу′ри,
Одна′ ты      наво′дишь   уны′лу       ю те′нь,
Одна′ ты      печа′лишь   лику′ю   щий де′нь.

Итоговое чтение стихотворения

Вывод: Как раскрывается тема природы в стихотворении А.С. Пушкина «Туча»?  письменные ответы в тетрадях (по желанию ученики зачитывают ответы).

Д/З: наизусть «Туча»;                                                                                                                            

  З.2 стр. 65 сообщение-рассуждение (устный ответ по подготовленному записанному тексту)                                                                                                                                   

Приготовить стихотворение «19 октября» (Роняет лес багряный свой убор…);                           

По желанию: создать своё сочинение об осени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема природы в лирике А.С. Пушкина/ »

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Тема природы в лирике поэта. Стихотворение «Туча».

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО:

- Что вы помните о жизни великого поэта? (свободные ответы учащихся)

- Основные этапы жизни творчества (слово учителя с демонстрацией таблицы: ученики оформляют основные положения таблицы)

Периоды

Временные рамки

Произведения

События жизни

Детство

26 мая (6 июня) 1799 – 1817

Дружеские послания: К другу стихотворцу, К Наталье, Батюшкову

Элегии: Опять я ваш, о юные друзья!..., Я думал, что любовь погасла навсегда..

Обращения к друзьям: В альбом Илличевскому, Товарищам, В альбом Пущину

Родился в Москве


Лицей

1811 – 1817

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

Петербург

1819 – 1820

Ода: Вольность (1817)

Политическое стихотворение: Деревня (1819)

Дружеское послание: К Чаадаеву (1818)

Поэма-сказка: Руслан и Людмила (1820)

Кружок «Зелёная лампа», 1819

Общество «Арзамас»

В оде поэт возвысил свой голос против тиранов, попирающих закон, в «Деревне» осудил крепостничество.

Свобода для поэта – закон, конституция, ограничивающая власть царя.

Южная ссылка

1820 – 1824

Стихотворения: Погасло дневное светило… (1820), Узник, Редеет облаков летучая гряда…, Демон

Притча: Свободы сеятель пустынный…

Баллада: Песнь о вещем Олеге

Романтические поэмы: Кавказский пленник, Братья-разбойники, Бахчисарайский фонтан, Цыганы

Роман в стихах: Евгений Онегин

Царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами» (Александр I)

Лирика – результат самонаблюдения и самоанализ

Свободный тип стих-ий: жанровые приметы лишь намечены и жанровые традиции только обозначены

Романтизм

Михайловская ссылка

8 августа 1824 – 8 сентября 1826

Стихотворение: Разговор Книгопродавца и Поэтом, К морю, Я помню чудное мгновенье…, Зимний вечер, Сожженное письмо, В крови горит огонь желанья…, Зимняя дорога, Няне, Пророк (1826),

Историческая драма: Борис Годунов

Восточный цикл: Подражания Корану (1824)

Народный быт, народная поэзия, тихая природа, рождающая душевное спокойствие; прелесть дворянской усадьбы с её милыми обитателями.

Постижение ценности простоты.

Тригорское – имение Осиповой П.А.

Поэт – «просто человек».

От романтизма к реализму:

Художественный историзм Пушкина: в исключительных истор. обстоятельствах действуют обыкновенные люди; люди далёкой эпохи мыслят, чувствуют, говорят и поступают так, как было свойственно в их век.

После ссылки, или Середина жизни

1826 – 1830

Стихотворения: Пророк (сентябрь 1826), Стансы (1826), Во глубине сибирских руд… (1827), Арион (1827), Поэт (1828), Поэт и толпа (1828), Анчар (1828), На холмах Грузии лежит ночная тьма… (1829), Я вас любил (1829)



8 сентября 1826 Беседа с Николаем I в Чудовом монастыре

1828 г.: по мнению поэта, режим царя становится деспотическим

Декабрь 1828 – встреча Н.Гончаровой на обычном московском балу

Весна 1829 – поездка на Кавказ (война с Турцией)

Расцвет творческих сил Пушкина

Болдинская осень

1830 г.

Стихотворения: Бесы, Герой (29 сентября 1830)

Элегия: Безумных лет угасшее веселье… (1830), Для берегов отчизны дальней…

Роман в стихах: Евгений Онегин

Повести Белкина

История села Горюхина

Маленькие трагедии:

Народно-лирическая драма: Домик в Коломне

Сказка о попе и о работнике его Балде

Весной 1829 согласие на брак с Н.Гончаровой

Летом 1830 поездка в Болдино, чтобы войти во владение имением: но эпидемия чумы на 3 месяца карантин

После болдинской осени

Ноябрь 1830

Политические стихотворения: Перед гробницею святой…, Клеветникам России, Бородинская годовщина

Романы: Дубровский (1832), Капитанская дочка (1833)

Повесть: Пиковая дама (1833)

Болдино

Стихотворения: Осень (1833,)

История Пугачева т(1833)

Сказки: О рыбаке и рыбке, о мёртвой царевне и о семи богатырях

Поэма: Медный всадник (1833)

18 февраля 1831 – венчание с Наталией Николаевной Гончаровой

Переезд в Петербург

Последние годы

1834 – 1837

Михайловское

Стихотворение: Вновь я посетил… (1835)

Петербург

Журнал «Современник» (№1, апрель 1836)

Стихотворения: Я памятник себе воздвиг нерукотворный… (1836)


Смертельная дуэль на Чёрной речке 10 февраля 1837 г.


Закрепление: стр. 61-64. самостоятельно прочитать, выбрав новую информацию. Сообщить классу найденную информацию

Пушкин о своём труде, о вдохновении: стр. 64 выразительное чтение стихотворения (И пробуждается поэзия во мне…!!!)

- Сейчас повторим основные теоретико-литературные понятия, касающиеся лирики.

Наука стихосложения

  • 1.Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

  • 2.Способ рифмовки (перекрёстная, парная (смежная), кольцевая (опоясывающая)).

  • 3.Изобразительно-выразительные средства (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, аллегория, гипербола, анафора).

  • 4.Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии, синтаксический параллелизм).

  • 5.Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).

Слово учителя (сообщения уч-ся):

Из всех времен года Пушкин обожал осень. Он писал: "Из всех времен я рад лишь ей одной". Несмотря на то, что Пушкин много писал об осени, чудесны его зарисовки в стихах: "Зимний вечер", Зимнее утро", "Зимняя дорога", "И вновь я посетил...". В этих внешне скромных зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Его стихи "Кто знает край, где небо блещет", "На холмах Грузии" стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой.

Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и легкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике явились превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле немало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.

Русские березы Сергей Есенин прославил на весь мир. Лермонтов в стихотворении "Родина" тоскует о русских серых избах. Маяковский в своих стихах писал: "Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть".

В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним. Стихотворение "И вновь я посетил..." очень личное. В каждой строчке пейзажа можно найти одиночество хмурого леса, там дается трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни, смерти детей. Настроение стихотворения перекликается с одиночеством самого поэта.

В стихотворениях "Туча", "Осень" та же тема безысходности. Недаром Пушкин любил это время умирания природы: "Октябрь уж наступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей". Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом. В каждой картине Пушкин запечатлевает свое особенное, неуловимое обычным глазом настроение. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свой символ, свой смысл.

Первичное чтение стихотворения ТУЧА

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

1835

Ассонанс: а – 20 – 20 – 21

О – 2 – 5 – 5

У – 8 – 4 – 2

Э – 4 – 2 – 3

И – 6 – 12 – 12

Аллитерация: согл. – звонк. – сонорн.

1 строфа: 56 – 38 – 25

2 строфа: 58 - 49 - 28

3 строфа: 63 - 35 - 24



Словарная работа:

Лазурь – 1. Светло-синий цвет (устар. и высок.) 2. Краска светло-синего цвета.

Ликующий – торжествующий, восторженно радующийся.

Алчный – 1. Жадный, корыстолюбивый. 2. перен. Страстно желающий чего-н. (устар.).

Древеса – деревья.

Беседа по произведению:

- О чём это стихотворение?

-Зачем автор написал о туче? Что он хотел сказать читателям?

- Какие слова и выражения помогают понять основную мысль произведения?

- Какие средства выразительности делают текст художественным произведением?

- Что помогает выбрать правильную интонацию при исполнении произведения?

- Определим размер стиха (конспект на ИД): 3-хсложный размер стиха с ударением на 2-й слог: 4-хстопный амфибрахий

Вид рифмовки строк: парная ААББ

После′дня я ту′ча рассе′ян ной бу′ри!
Одна′ ты несе′шься по я′сной лазу′ри,
Одна′ ты наво′дишь уны′лу ю те′нь,
Одна′ ты печа′лишь лику′ю щий де′нь.

Итоговое чтение стихотворения

Вывод: Как раскрывается тема природы в стихотворении А.С. Пушкина «Туча»? письменные ответы в тетрадях (по желанию ученики зачитывают ответы).

Д/З: наизусть «Туча»; З.2 стр. 65 сообщение-рассуждение (устный ответ по подготовленному записанному тексту) Приготовить стихотворение «19 октября» (Роняет лес багряный свой убор…); По желанию: создать своё сочинение об осени.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тема природы в лирике А.С. Пушкина/

Автор: Суздалова Елена Викторовна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 101783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Урок-семинар в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина по теме: «Природы вновь восторженный свидетель…» "
    ["seo_title"] => string(103) "urok-sieminar-v-9-klassie-po-tvorchiestvu-a-s-pushkina-po-tiemie-prirody-vnov-vostorzhiennyi-svidietiel"
    ["file_id"] => string(6) "175831"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424329717"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Чувства добрые" в лирике А.С. Пушкина. "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chuvstva-dobryie-v-lirikie-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "235484"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443717312"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»"."
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaanalizstikhotvorieniiaaspushkinazimnieieutro"
    ["file_id"] => string(6) "273068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452143379"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Зимний пейзаж на страницах А.С. Пушкина "
    ["seo_title"] => string(43) "zimnii-pieizazh-na-stranitsakh-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "129915"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415794607"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Нить притяжения" Мотивы лирики русских поэтов в творчестве Абая"
    ["seo_title"] => string(70) "nit-pritiazhieniia-motivy-liriki-russkikh-poetov-v-tvorchiestvie-abaia"
    ["file_id"] => string(6) "255442"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447935775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства