Из всех времен года Пушкин обожал осень. Он писал: "Из всех времен я рад лишь ей одной". Несмотря на то, что Пушкин много писал об осени, чудесны его зарисовки в стихах: "Зимний вечер", Зимнее утро", "Зимняя дорога", "И вновь я посетил...". В этих внешне скромных зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Его стихи "Кто знает край, где небо блещет", "На холмах Грузии" стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой.
Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и легкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике явились превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле немало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.
Русские березы Сергей Есенин прославил на весь мир. Лермонтов в стихотворении "Родина" тоскует о русских серых избах. Маяковский в своих стихах писал: "Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть".
В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним. Стихотворение "И вновь я посетил..." очень личное. В каждой строчке пейзажа можно найти одиночество хмурого леса, там дается трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни, смерти детей. Настроение стихотворения перекликается с одиночеством самого поэта.
В стихотворениях "Туча", "Осень" та же тема безысходности. Недаром Пушкин любил это время умирания природы: "Октябрь уж наступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей". Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом. В каждой картине Пушкин запечатлевает свое особенное, неуловимое обычным глазом настроение. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свой символ, свой смысл.
Первичное чтение стихотворения
ТУЧА
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
1835
Ассонанс: а – 20 – 20 – 21
О – 2 – 5 – 5
У – 8 – 4 – 2
Э – 4 – 2 – 3
И – 6 – 12 – 12
Аллитерация: согл. – звонк. – сонорн.
1 строфа: 56 – 38 – 25
2 строфа: 58 - 49 - 28
3 строфа: 63 - 35 - 24
Словарная работа:
Лазурь – 1. Светло-синий цвет (устар. и высок.) 2. Краска светло-синего цвета.
Царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами» (Александр I)
Лирика – результат самонаблюдения и самоанализ
Свободный тип стих-ий: жанровые приметы лишь намечены и жанровые традиции только обозначены
Романтизм
Михайловская ссылка
8 августа 1824 – 8 сентября 1826
Стихотворение: Разговор Книгопродавца и Поэтом, К морю, Я помню чудное мгновенье…, Зимний вечер, Сожженное письмо, В крови горит огонь желанья…, Зимняя дорога, Няне, Пророк (1826),
Историческая драма: Борис Годунов
Восточный цикл: Подражания Корану (1824)
Народный быт, народная поэзия, тихая природа, рождающая душевное спокойствие; прелесть дворянской усадьбы с её милыми обитателями.
Постижение ценности простоты.
Тригорское – имение Осиповой П.А.
Поэт – «просто человек».
От романтизма к реализму:
Художественный историзм Пушкина: в исключительных истор. обстоятельствах действуют обыкновенные люди; люди далёкой эпохи мыслят, чувствуют, говорят и поступают так, как было свойственно в их век.
После ссылки, или Середина жизни
1826 – 1830
Стихотворения: Пророк (сентябрь1826),Стансы (1826), Во глубине сибирских руд… (1827), Арион (1827), Поэт (1828), Поэт и толпа (1828), Анчар (1828), На холмах Грузии лежит ночная тьма… (1829), Я вас любил (1829)
8 сентября 1826 Беседа с Николаем I в Чудовом монастыре
1828 г.: по мнению поэта, режим царя становится деспотическим
Декабрь 1828 – встреча Н.Гончаровой на обычном московском балу
Весна 1829 – поездка на Кавказ (война с Турцией)
Расцвет творческих сил Пушкина
Болдинская осень
1830 г.
Стихотворения: Бесы, Герой (29 сентября 1830)
Элегия: Безумных лет угасшее веселье… (1830), Для берегов отчизны дальней…
Роман в стихах: Евгений Онегин
Повести Белкина
История села Горюхина
Маленькие трагедии:
Народно-лирическая драма: Домик в Коломне
Сказка о попе и о работнике его Балде
Весной 1829 согласие на брак с Н.Гончаровой
Летом 1830 поездка в Болдино, чтобы войти во владение имением: но эпидемия чумы на 3 месяца карантин
После болдинской осени
Ноябрь 1830
Политические стихотворения: Перед гробницею святой…, Клеветникам России, Бородинская годовщина
Романы: Дубровский (1832), Капитанская дочка (1833)
Повесть: Пиковая дама (1833)
Болдино
Стихотворения: Осень (1833,)
История Пугачева т(1833)
Сказки: О рыбаке и рыбке, о мёртвой царевне и о семи богатырях
Поэма: Медный всадник (1833)
18 февраля 1831 – венчание с Наталией Николаевной Гончаровой
Переезд в Петербург
Последние годы
1834 – 1837
Михайловское
Стихотворение: Вновь я посетил… (1835)
Петербург
Журнал «Современник» (№1, апрель 1836)
Стихотворения: Я памятник себе воздвиг нерукотворный… (1836)
Смертельная дуэль на Чёрной речке 10 февраля 1837 г.
Закрепление: стр. 61-64. самостоятельно прочитать, выбрав новую информацию. Сообщить классу найденную информацию
Пушкин о своём труде, о вдохновении: стр. 64 выразительное чтение стихотворения (И пробуждается поэзия во мне…!!!)
- Сейчас повторим основные теоретико-литературные понятия, касающиеся лирики.
Наука стихосложения
1.Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).
Из всех времен года Пушкин обожал осень. Он писал: "Из всех времен я рад лишь ей одной". Несмотря на то, что Пушкин много писал об осени, чудесны его зарисовки в стихах: "Зимний вечер", Зимнее утро", "Зимняя дорога", "И вновь я посетил...". В этих внешне скромных зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Его стихи "Кто знает край, где небо блещет", "На холмах Грузии" стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой.
Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и легкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике явились превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле немало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.
Русские березы Сергей Есенин прославил на весь мир. Лермонтов в стихотворении "Родина" тоскует о русских серых избах. Маяковский в своих стихах писал: "Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, нельзя никогда забыть".
В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним. Стихотворение "И вновь я посетил..." очень личное. В каждой строчке пейзажа можно найти одиночество хмурого леса, там дается трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни, смерти детей. Настроение стихотворения перекликается с одиночеством самого поэта.
В стихотворениях "Туча", "Осень" та же тема безысходности. Недаром Пушкин любил это время умирания природы: "Октябрь уж наступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей". Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом. В каждой картине Пушкин запечатлевает свое особенное, неуловимое обычным глазом настроение. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свой символ, свой смысл.
Первичное чтение стихотворения ТУЧА
Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.
1835
Ассонанс: а – 20 – 20 – 21
О – 2 – 5 – 5
У – 8 – 4 – 2
Э – 4 – 2 – 3
И – 6 – 12 – 12
Аллитерация: согл. – звонк. – сонорн.
1 строфа: 56 – 38 – 25
2 строфа: 58 - 49 - 28
3 строфа: 63 - 35 - 24
Словарная работа:
Лазурь – 1. Светло-синий цвет (устар. и высок.) 2. Краска светло-синего цвета.
-Зачем автор написал о туче? Что он хотел сказать читателям?
- Какие слова и выражения помогают понять основную мысль произведения?
- Какие средства выразительности делают текст художественным произведением?
- Что помогает выбрать правильную интонацию при исполнении произведения?
- Определим размер стиха (конспект на ИД): 3-хсложный размер стиха с ударением на 2-й слог: 4-хстопный амфибрахий
Вид рифмовки строк: парная ААББ
После′дня я ту′ча рассе′ян ной бу′ри! Одна′ ты несе′шься по я′сной лазу′ри, Одна′ ты наво′дишь уны′лу ю те′нь, Одна′ ты печа′лишь лику′ю щий де′нь.
Итоговое чтение стихотворения
Вывод: Как раскрывается тема природы в стихотворении А.С. Пушкина «Туча»? письменные ответы в тетрадях (по желанию ученики зачитывают ответы).
Д/З: наизусть «Туча»; З.2 стр. 65 сообщение-рассуждение (устный ответ по подготовленному записанному тексту) Приготовить стихотворение «19 октября» (Роняет лес багряный свой убор…); По желанию: создать своё сочинение об осени.