~~Тема занятия: « Зимний пейзаж на страницах А.С. Пушкина»
Класс: 6
Продолжительность занятия – 45 минут
Цель урока: - показать своеобразие пейзажной лирики поэта, его мастерство в создании картин зимнего пейзажа.
Задачи урока: пробудить интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, репродукции картин – пейзажей русских художников, музыкальные произведения, мультимедийная презентация
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставление стихотворений.
Ход урока
I. Организация начала урока
II. Сообщение цели урока (слайд 2)
- Сегодня мы с вами на уроке затронем творчество А. С. Пушкина и понаблюдаем, какой предстает русская природа в произведениях этого гениального человека, попробуем понять настроение и чувства Пушкина. И в этом нам поможет пейзажная лирика.
III. Работа над новым материалом.
1. Вводная беседа с учениками
- Что такое пейзаж? (изображение природы в искусстве)
- Перед вами изображение пейзажа в живописи (слайд 3).
- Что изображено на них?
- Какое настроение передает зимний пейзаж? Как это можно узнать?
- Можно ли изобразить пейзаж в лирике? Встречались ли вы раньше с пейзажной лирикой?
- Сегодня мы с вами остановимся на пейзажной лирике Пушкина (слайд 4)
- Кто такой А.С. Пушкин?
- Чем он так известен? В чем его заслуги?
- Внимательно послушайте описание Пушкина Верой Александровной Нащокиной, женой друга Пушкина и попробуйте представить его.
«Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности… Это были особые, поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта».
- Какие качества Пушкина заметила Нащокина? (Все мысли поэта отражаются в его глазах). Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, соответствуют ли они воспоминаниям Веры Александровны (Работа художника Тропинина) (слайд 5)
- Как еще мы можем узнать мысли и чувства Пушкина, его переживания? (слайд 6)
- Какие его произведения о природе вы читали, слышали?
- Каким произведениям соответствуют эти картины? (слайд 7)
2. Знакомство со стихотворением «Зимнее утро»
А)- Давайте рассмотрим
- Давайте вслушаемся в пушкинское «Зимнее утро» и постараемся почувствовать настроение поэта (Чтение стихотворения чтецом) (слайд 8)
Б) Словарная работа (слайд 9)
Нега – наслаждение, блаженство, приятное состояние (устар.)
Взор – взгляд, но в тексте глаза (устр.)
Вечор - накануне вечером
Северная Аврора - Аврора – богиня утренней зари у древних римлян
Звездою Севера – поэт сравнивает адресата стихотворения со звездой, т.е красавица = звезда
- Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают разные точки зрения, перечитывая строчки из стихотворения).
- Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства?
- Перечитайте повторно первую строфу стихотворения «про себя» и подчеркните слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.
- Как вы думаете, к кому обращается автор этими словами? (Дети подчеркивают слова «друг прелестный», «красавица», «звезда севера» и предполагают, что герой обращается к красивой женщине).
- Как герой относится к этой красавице? Какие слова помогают это понять? (Герой восхищается ею, сравнивает ее с утренней зарей, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью, называет ее прелестным другом).
- Тогда какие чувства, настроения испытывает герой?
Слайд 10
1 строфа утренняя радость, ликующая «день чудесный», «Пора, красавица, проснись», «звездою севера явись»
2 строфа тоскливое_____________
______________________________
______________________________ «вьюга злилась»
«на _____________________________небе»
«тучи________________________________,
«И ты _________________________сидела»
3 строфа восхищенное____________
________________________________
________________________________
«____________________________коврами»
«__________________________ на солнце»
«_______________________________лес»
4 строфа________________________
________________________________
________________________________
«____________________________блеском»
«_____________________________треском»
«_____________________________думать»
5 строфа________________________
________________________________
________________________________ «предадимся__________________________
________________________________коня»
«поля_______________________________»
Утренняя радость, ликующее, тоскливое, печальное, восхищенное, восторженное, уютное, спокойное, солнечное, бодрое, мечтательное, грустное.
Какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»? Доминирует счастье, ликование, блаженство и восторг, которые рождены влюбленностью героя и ассоциируются с чудесным морозным утром. Одновременно любвь позволяет герою восхищаться разными, очень контрастными проявлениями природы, любви, жизни. Пушкинский герой любит весь мир.
- Как бы вы назвали это стихотворение?
- Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению?
3. Знакомство со стихотворением «Зимний вечер» (чтение произведения чтецом)(слайд 11)
- Перечитайте первую строфу. Какую картину зимней природы мы видим?
- При помощи каких художественных средств поэт показывает зиму?
- Какова роль сравнений? /буря сравнивается со зверем, (чтобы было страшно), ребенком «как дитя» (вызвать жалость), с путником (показать ожидание)
- Перечитаем вторую строфу. Куда вводит нас поэт? /бедную лачужку
- Всё стихотворение построено на противопоставлении: что в доме и за стенами дома.
- За окнами воет вьюга, а в доме…? / В «ветхой лачужке» невесело. Она «и печальна и темна»
- Сопоставьте образ бури в первой строфе и во второй. Возможна победа бури? / Да, все указывает на это. Эпитеты ветхая, бедная лачужка указывают на ненадежность дома
- Казалось, все предсказывает победу бури, победу зла. Но перечитаем третью строфу. Что мы можем сказать о лирическом герое: сломлен его дух или он противостоит буре? О чем он просит няню? /спеть народную песню.
Пушкин один, он в ссылке, и самое главное – не упасть духом, выстоять, сохранить в себе способность весельем побеждать горе. Союзником поэта является поэзия, в стихотворении она представлена в образе народной песни, а Музой поэта становится его старая няня.
- Обратим внимание на построение 4 строфы. Начало какой строфы повторяют первые 4 стиха и какой образ они рисуют? /начало первой строфы и рисуют образ торжествующей бури
- А вторые 4 стиха повторяют начало какой строфы и какую картину создают? /начало третьей строфы и создают картину победы человеческой стойкости, веселья и поэзии над силами мрака и тьмы
- На сколько частей можно разделить это стихотворение?
- Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения.
1) «Буря»
2) «Ветхая лачужка»
3) «Спой мне песню»
4) «Сердцу будет веселей..» - /запись в тетрадях
- Помогает ли работа над композицией увидеть изменения настроения в стихотворении?
- Только ли картины зимней природы рисует нам поэт? /Нет, он показывает изменения настроения лирического героя
- Каким мы видим лирического героя? /Его дух не сломлен
4. Мини сочинение «Зима» (написать 5-6 предложений о зиме, используя эпитеты и сравнения из прочитанных произведений).
IV. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к одному из прочитанных на уроке произведений
V. Подведение итогов урока
- Как изображает поэт зимний пейзаж?
- Продолжите предложение: Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает … /внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.
- Сравните стихотворения прозвучавшие на уроке. Каким мы видим Пушкина во всех этих произведениях? (Он разный: то грустный, то весёлый, ему то скучно, то радостно. Пушкин умеет печалиться и восхищаться.)
– Итак, картины зимы у А.С.Пушкина очень разные. Это и буря в “Зимнем вечере”, и, и роскошь яркого зимнего дня в стихотворении “Зимнее утро”.
– А какие картины, созданные поэтом, особенно запомнились вам?
- Гениальность Пушкина-поэта не только в умении подбирать рифмы, создавать образы, но и в том, что он учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом. За чёрной полосой всегда будет белая.