kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зимний пейзаж на страницах А.С. Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Тема занятия: « Зимний пейзаж на страницах А.С. Пушкина»
Класс: 6
Продолжительность занятия – 45 минут
 
Цель урока: -  показать своеобразие пейзажной лирики поэта, его мастерство в создании картин зимнего пейзажа.
Задачи урока: пробудить интерес к поэзии,  помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, репродукции картин – пейзажей русских художников, музыкальные произведения, мультимедийная презентация
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставление стихотворений.

Ход урока
I. Организация начала урока
II. Сообщение цели урока (слайд 2)
- Сегодня мы с вами  на уроке затронем творчество А. С. Пушкина и понаблюдаем, какой предстает русская природа в  произведениях этого гениального человека, попробуем понять настроение и чувства Пушкина.   И в этом нам поможет пейзажная лирика.
III.  Работа над новым материалом.
 1. Вводная беседа с учениками
- Что такое пейзаж? (изображение природы в искусстве)
- Перед вами изображение пейзажа в живописи (слайд 3).
- Что изображено на них?
- Какое настроение передает зимний пейзаж? Как это можно узнать?
- Можно  ли изобразить пейзаж в лирике? Встречались ли вы раньше с пейзажной лирикой?
- Сегодня мы с вами остановимся на пейзажной лирике Пушкина (слайд 4)
- Кто такой А.С. Пушкин?
- Чем он так известен? В чем его заслуги?
- Внимательно послушайте описание Пушкина Верой Александровной Нащокиной, женой друга Пушкина и попробуйте представить его.
 «Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности…  Это были  особые, поэтические  задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта».
- Какие качества Пушкина заметила Нащокина? (Все мысли поэта отражаются в его глазах). Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, соответствуют ли они воспоминаниям Веры Александровны (Работа художника Тропинина) (слайд 5) 
- Как еще мы можем узнать мысли и чувства Пушкина, его переживания? (слайд 6)
- Какие его произведения о природе вы  читали, слышали?
- Каким произведениям соответствуют эти картины? (слайд 7)
2. Знакомство со стихотворением  «Зимнее утро» 
А)- Давайте рассмотрим
- Давайте вслушаемся в пушкинское «Зимнее утро» и постараемся почувствовать настроение поэта (Чтение стихотворения чтецом) (слайд 8)
Б) Словарная работа  (слайд 9)
Нега – наслаждение, блаженство, приятное состояние  (устар.)
Взор – взгляд, но в тексте глаза (устр.)
Вечор - накануне вечером
Северная Аврора  - Аврора – богиня утренней зари у древних римлян
Звездою Севера – поэт сравнивает адресата стихотворения  со звездой, т.е красавица = звезда
- Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают разные точки зрения, перечитывая строчки из стихотворения).
- Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства?
- Перечитайте  повторно первую строфу стихотворения «про себя» и подчеркните  слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.
- Как вы думаете, к кому обращается автор этими словами? (Дети подчеркивают слова «друг прелестный», «красавица», «звезда севера» и предполагают, что герой обращается к красивой женщине).
- Как герой относится к этой красавице? Какие слова помогают это понять? (Герой восхищается ею, сравнивает ее с утренней зарей, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью, называет ее прелестным другом).
- Тогда какие чувства, настроения   испытывает герой?
Слайд 10
1 строфа  утренняя радость, ликующая «день чудесный»,  «Пора, красавица, проснись», «звездою севера явись»
2 строфа  тоскливое_____________
______________________________
______________________________ «вьюга злилась»
«на _____________________________небе»
«тучи________________________________,
«И ты _________________________сидела»

3 строфа восхищенное____________
________________________________
________________________________
 «____________________________коврами»
«__________________________ на солнце»
«_______________________________лес»

4 строфа________________________
________________________________
________________________________
 «____________________________блеском»
«_____________________________треском»
«_____________________________думать»

5 строфа________________________
________________________________
________________________________ «предадимся__________________________
________________________________коня»
«поля_______________________________»

Утренняя радость, ликующее, тоскливое, печальное, восхищенное, восторженное, уютное, спокойное, солнечное, бодрое, мечтательное, грустное.

Какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»? Доминирует счастье, ликование, блаженство и восторг, которые рождены влюбленностью героя и ассоциируются с чудесным морозным утром. Одновременно любвь позволяет герою восхищаться разными, очень контрастными проявлениями природы, любви, жизни. Пушкинский герой любит весь мир.
- Как бы вы назвали это стихотворение?
- Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению?
3. Знакомство со стихотворением «Зимний вечер» (чтение произведения чтецом)(слайд 11)
 - Перечитайте первую строфу. Какую картину зимней природы мы видим?
- При помощи каких художественных средств поэт показывает зиму?
- Какова роль сравнений? /буря сравнивается со зверем, (чтобы было страшно), ребенком «как дитя» (вызвать жалость), с путником (показать ожидание)
- Перечитаем вторую строфу.  Куда вводит нас поэт? /бедную лачужку
- Всё  стихотворение построено на противопоставлении: что в доме и за стенами дома.
- За окнами воет вьюга, а в доме…? / В «ветхой лачужке» невесело. Она «и печальна и темна»
- Сопоставьте образ бури в первой строфе и во второй. Возможна победа бури? / Да, все указывает на это. Эпитеты ветхая, бедная лачужка указывают на ненадежность дома
- Казалось, все предсказывает победу бури, победу зла.  Но перечитаем третью строфу. Что мы можем сказать о лирическом герое: сломлен его дух или он противостоит буре? О чем он просит няню? /спеть народную песню.

Пушкин один,  он в ссылке, и самое главное – не упасть духом, выстоять, сохранить в себе способность весельем побеждать горе. Союзником поэта является поэзия, в стихотворении она представлена в образе народной песни, а Музой поэта становится его старая няня.
- Обратим внимание на построение 4 строфы. Начало какой строфы повторяют первые 4 стиха и какой образ они рисуют? /начало первой строфы и рисуют образ торжествующей бури
- А вторые 4 стиха повторяют начало какой строфы и какую картину создают? /начало третьей строфы и создают картину победы человеческой стойкости, веселья и поэзии над силами мрака и тьмы
- На сколько частей можно разделить это стихотворение?
- Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения.
1) «Буря»
 2) «Ветхая лачужка»
 3) «Спой мне песню»
4) «Сердцу будет веселей..»   - /запись в тетрадях
- Помогает ли работа над композицией увидеть изменения настроения в стихотворении?
- Только ли картины зимней природы рисует нам поэт? /Нет, он показывает изменения настроения лирического героя
- Каким мы видим лирического героя? /Его дух не сломлен
4.  Мини сочинение  «Зима» (написать 5-6 предложений о зиме,  используя эпитеты и сравнения из прочитанных произведений).
IV. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к одному из прочитанных на уроке произведений
V. Подведение итогов урока
- Как изображает поэт зимний пейзаж?
- Продолжите предложение: Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает …   /внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.
- Сравните стихотворения прозвучавшие на уроке.  Каким мы видим Пушкина во всех этих произведениях? (Он разный: то грустный, то весёлый, ему то скучно, то радостно. Пушкин умеет печалиться и восхищаться.)
– Итак, картины зимы у А.С.Пушкина очень разные. Это и буря в “Зимнем вечере”, и, и роскошь яркого зимнего дня в стихотворении “Зимнее утро”.
 – А какие картины, созданные поэтом, особенно запомнились вам?
- Гениальность Пушкина-поэта не только в умении подбирать рифмы, создавать образы, но и в том, что он учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом. За чёрной полосой всегда будет белая.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зимний пейзаж на страницах А.С. Пушкина »

Название образовательного учреждения: МБОУ «Янгличская СОШ им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» Канашского района Чувашской Республики

ФИО автора: Петрова Ирина Николаевна


Тема занятия: « Зимний пейзаж на страницах А.С. Пушкина»

Класс: 6

Продолжительность занятия – 45 минут

Цель урока: - показать своеобразие пейзажной лирики поэта, его мастерство в создании картин зимнего пейзажа.

Задачи урока: пробудить интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта.

Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, репродукции картин – пейзажей русских художников, музыкальные произведения, мультимедийная презентация

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставление стихотворений.


Ход урока

  1. Организация начала урока

  2. Сообщение цели урока (слайд 2)

- Сегодня мы с вами на уроке затронем творчество А. С. Пушкина и понаблюдаем, какой предстает русская природа в произведениях этого гениального человека, попробуем понять настроение и чувства Пушкина. И в этом нам поможет пейзажная лирика.

  1. Работа над новым материалом.

1. Вводная беседа с учениками

- Что такое пейзаж? (изображение природы в искусстве)

- Перед вами изображение пейзажа в живописи (слайд 3).

- Что изображено на них?

- Какое настроение передает зимний пейзаж? Как это можно узнать?

- Можно ли изобразить пейзаж в лирике? Встречались ли вы раньше с пейзажной лирикой?

- Сегодня мы с вами остановимся на пейзажной лирике Пушкина (слайд 4)

- Кто такой А.С. Пушкин?

- Чем он так известен? В чем его заслуги?

- Внимательно послушайте описание Пушкина Верой Александровной Нащокиной, женой друга Пушкина и попробуйте представить его.

«Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности… Это были особые, поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта».

- Какие качества Пушкина заметила Нащокина? (Все мысли поэта отражаются в его глазах). Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, соответствуют ли они воспоминаниям Веры Александровны (Работа художника Тропинина) (слайд 5)

- Как еще мы можем узнать мысли и чувства Пушкина, его переживания? (слайд 6)

- Какие его произведения о природе вы читали, слышали?

- Каким произведениям соответствуют эти картины? (слайд 7)

2. Знакомство со стихотворением «Зимнее утро»

А)- Давайте рассмотрим

- Давайте вслушаемся в пушкинское «Зимнее утро» и постараемся почувствовать настроение поэта (Чтение стихотворения чтецом) (слайд 8)

Б) Словарная работа (слайд 9)

Нега – наслаждение, блаженство, приятное состояние (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте глаза (устр.)

Вечор - накануне вечером

Северная Аврора - Аврора – богиня утренней зари у древних римлян

Звездою Севера – поэт сравнивает адресата стихотворения со звездой, т.е красавица = звезда

- Какое настроение хотел передать поэт? (Дети высказывают разные точки зрения, перечитывая строчки из стихотворения).

- Какие же настроения испытывает герой Пушкина? От чего зависят его чувства?

- Перечитайте повторно первую строфу стихотворения «про себя» и подчеркните слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.

- Как вы думаете, к кому обращается автор этими словами? (Дети подчеркивают слова «друг прелестный», «красавица», «звезда севера» и предполагают, что герой обращается к красивой женщине).

- Как герой относится к этой красавице? Какие слова помогают это понять? (Герой восхищается ею, сравнивает ее с утренней зарей, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью, называет ее прелестным другом).

- Тогда какие чувства, настроения испытывает герой?

Слайд 10

1 строфа утренняя радость, ликующая

«день чудесный», «Пора, красавица, проснись», «звездою севера явись»

2 строфа тоскливое_____________

______________________________

______________________________

«вьюга злилась»

«на _____________________________небе»

«тучи________________________________,

«И ты _________________________сидела»


3 строфа восхищенное____________

________________________________

________________________________


«____________________________коврами»

«__________________________ на солнце»

«_______________________________лес»


4 строфа________________________

________________________________

________________________________


«____________________________блеском»

«_____________________________треском»

«_____________________________думать»


5 строфа________________________

________________________________

________________________________

«предадимся__________________________

________________________________коня»

«поля_______________________________»


Утренняя радость, ликующее, тоскливое, печальное, восхищенное, восторженное, уютное, спокойное, солнечное, бодрое, мечтательное, грустное.


Какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»? Доминирует счастье, ликование, блаженство и восторг, которые рождены влюбленностью героя и ассоциируются с чудесным морозным утром. Одновременно любвь позволяет герою восхищаться разными, очень контрастными проявлениями природы, любви, жизни. Пушкинский герой любит весь мир.

- Как бы вы назвали это стихотворение?

- Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению?

3. Знакомство со стихотворением «Зимний вечер» (чтение произведения чтецом)(слайд 11)

- Перечитайте первую строфу. Какую картину зимней природы мы видим?

- При помощи каких художественных средств поэт показывает зиму?

- Какова роль сравнений? /буря сравнивается со зверем, (чтобы было страшно), ребенком «как дитя» (вызвать жалость), с путником (показать ожидание)

- Перечитаем вторую строфу. Куда вводит нас поэт? /бедную лачужку

- Всё стихотворение построено на противопоставлении: что в доме и за стенами дома.

- За окнами воет вьюга, а в доме…? / В «ветхой лачужке» невесело. Она «и печальна и темна»

- Сопоставьте образ бури в первой строфе и во второй. Возможна победа бури? / Да, все указывает на это. Эпитеты ветхая, бедная лачужка указывают на ненадежность дома

- Казалось, все предсказывает победу бури, победу зла. Но перечитаем третью строфу. Что мы можем сказать о лирическом герое: сломлен его дух или он противостоит буре? О чем он просит няню? /спеть народную песню.


Пушкин один, он в ссылке, и самое главное – не упасть духом, выстоять, сохранить в себе способность весельем побеждать горе. Союзником поэта является поэзия, в стихотворении она представлена в образе народной песни, а Музой поэта становится его старая няня.

- Обратим внимание на построение 4 строфы. Начало какой строфы повторяют первые 4 стиха и какой образ они рисуют? /начало первой строфы и рисуют образ торжествующей бури

- А вторые 4 стиха повторяют начало какой строфы и какую картину создают? /начало третьей строфы и создают картину победы человеческой стойкости, веселья и поэзии над силами мрака и тьмы

- На сколько частей можно разделить это стихотворение?

- Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения.

1) «Буря»

2) «Ветхая лачужка»

3) «Спой мне песню»

4) «Сердцу будет веселей..» - /запись в тетрадях

- Помогает ли работа над композицией увидеть изменения настроения в стихотворении?

- Только ли картины зимней природы рисует нам поэт? /Нет, он показывает изменения настроения лирического героя

- Каким мы видим лирического героя? /Его дух не сломлен

4. Мини сочинение «Зима» (написать 5-6 предложений о зиме, используя эпитеты и сравнения из прочитанных произведений).

IV. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к одному из прочитанных на уроке произведений

V. Подведение итогов урока

- Как изображает поэт зимний пейзаж?

- Продолжите предложение: Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает … /внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.

- Сравните стихотворения прозвучавшие на уроке. Каким мы видим Пушкина во всех этих произведениях? (Он разный: то грустный, то весёлый, ему то скучно, то радостно. Пушкин умеет печалиться и восхищаться.)

– Итак, картины зимы у А.С.Пушкина очень разные. Это и буря в “Зимнем вечере”, и, и роскошь яркого зимнего дня в стихотворении “Зимнее утро”.

– А какие картины, созданные поэтом, особенно запомнились вам?

- Гениальность Пушкина-поэта не только в умении подбирать рифмы, создавать образы, но и в том, что он учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом. За чёрной полосой всегда будет белая.










Приложения 1


Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!


Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче... погляди в окно:


Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?


Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.




Зимний вечер


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.


Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?


Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.













«Зимнее утро»



1 строфа утренняя радость, ликующая

«день чудесный», «Пора, красавица, проснись», «звездою севера явись»

2 строфа тоскливое_____________

______________________________

______________________________

«вьюга злилась»

«на _____________________________небе»

«тучи________________________________,

«и ты _________________________сидела»


3 строфа восхищенное____________

________________________________

________________________________


«____________________________коврами»

«__________________________ на солнце»

«_______________________________лес»


4 строфа________________________

________________________________

________________________________


«____________________________блеском»

«_____________________________треском»

«_____________________________думать»


5 строфа________________________

________________________________

________________________________

«предадимся__________________________

________________________________коня»

«поля_______________________________»


Утренняя радость, ликующее, тоскливое, печальное, восхищенное, восторженное, уютное, спокойное, солнечное, бодрое, мечтательное, грустное.




5






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Зимний пейзаж на страницах А.С. Пушкина

Автор: Петрова Ирина Николаевна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "«ЛЮБЛЮ Я КРАЙ РОДНОЙ…» Музыкально-литературная композиция по произведениям казахского поэта Абая Кунанбаева  и русского поэта Александра Сергеевича Пушкина "
    ["seo_title"] => string(173) "liubliu-ia-krai-rodnoi-muzykal-no-litieraturnaia-kompozitsiia-po-proizviedieniiam-kazakhskogho-poeta-abaia-kunanbaieva-i-russkogho-poeta-alieksandra-sierghieievicha-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "200734"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428910443"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок развития речи "Описание природы по личным впечатлениям" "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-razvitiia-riechi-opisaniie-prirody-po-lichnym-vpiechatlieniiam"
    ["file_id"] => string(6) "240309"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444993410"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Урок развития речи "Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы" "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-razvitiia-riechi-podghotovka-k-domashniemu-sochinieniiu-opisaniiu-zimniei-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "155374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421260964"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Времена года" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-vriemiena-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "243928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445859698"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства