3 2 Беседа «Заговори, чтоб я тебя узнал…» Сократ (древнегреческий философ) -Что вы думаете по поводу этого высказывания? -Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. - Посмотрите эпизод из серии Ералаша и попробуйте ответить на вопрос, который задаёт главный герой сюжета. Ералаш – «Почему мы так говорим?» Беседа -О чём говорит этот сюжет? -О низком уровне культуры, о бедном словарном запасе. -Мы с вами увидели, что такая речь приводит к непониманию. Работа в учебнике - Уместно ли употребление придуманных тобою слов на уроках, при разговоре с директором школы, с незнакомыми людьми? Почему? · Конечно, придуманные слова уместно использовать в той среде, где понимают их значение (например, в семье). При официальном разговоре, в беседе с незнакомыми людьми употребление таких слов неуместно. - Некоторые школьники (и взрослые) употребляют иностранные слова без надобности, тогда как есть русские слова с этим же или сходным значением. Иногда это может звучать неуместно и даже комично. - Пользуясь подсказкой, замени иностранные слова русскими. Задание 44. Ответы: 1) девушка; 2) торговая марка; 3) подростки; 4) выходные дни; 5) ведущий; 6) друг. - С какими трудностями сталкивались при переводе? - Самым сложным было подобрать нужные слова, они будто выскальзывали из головы. Это как зависший компьютер: остается только последняя картинка – слово, а вернуться обратно, вспомнить – очень трудно. Да и словарный запас у нас не очень хороший. Оценивание своей деятельности Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. Работа в группах (составить словарик) -Некоторые ученики следят за своей речью в школе. Но стоит им выйти из школы, появляются ненужные слова и даже грубые выражения. -Вспомните и запишите какие слова вы употребляете в своей речи, заменяя самые простые слова. А группа гостей наоборот попытается сделать перевод слов своих учеников. Деньги - … Хорошо -… Плохо -… Базар, надыбать, прикид, прикол, пруха, тормоз, хвост, чайник. - А признаться в любви вы смогли бы, употребляя такие слова? - Это уж точно нет. - Вот именно! Вы все правы. Такая речь не может быть объектом для восхищения, подражания. От таких слов веет грубостью. И запас таких слов весьма ограничен, поэтому этот вариант языка не способен «украсить» нашу речь. Употребление этих слов – это детская болезнь вроде кори или краснухи: когда ею быстро переболеешь в детстве, она не наносит вреда, а если болезнь затягивается на многие годы и ты болеешь ещё во взрослом возрасте, то страдает литературный язык, а значит, и общая культура человека. Изгоним же, друзья, из нашей речи Все грубые слова и злое просторечье. А чистые слова бриллиантом засверкают, Как капельки росы на солнце засияют. Пусть радуга-дуга, как символ красоты, Приносит в нашу речь побольше чистоты. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |