Открытый урок, посвященный к Году литературы. 6 класс
Тема: « Литература в жизни каждого».
Гибадатова Найля Маратовна учитель русского языка и литературы
ЦЕЛЬ: Ознакомить учащийся с годом литературы; объяснить учащийся какую важную роль играет писатели и поэты. Обобщение и закрепление знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
ЗАДАЧИ:
- сформировать навыки по практическому решению поставленных задач;
- способствовать развитию у обучающихся речи, памяти, мышления, воображения;
- развивать сообразительность, интуицию, любознательность;
- воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
- прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и А.А. Ахматовой.
Ход урока.
I.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дорогие ученики! Сегодня у нас особенный день, особенный урок, посвященный к Году литературы. В этом году указом президента России В.В.Путин подписан указ о проведении в 2015 году в России Года литературы. Руководитель нашего государства уже не раз обращал внимание общественности на необходимость повышения читательской культуры россиян.(слайд №1)
II.Основная часть
Учитель: Ребята, вы видите на доске эмблему Года литературы, увидев, что вы можете сказать?
Ученики:
Учитель: Да, ребята! Здесь нарисованы профили знаменитых людей!(слайд №2)
Ученики:
Учитель: Великие русские писатели, поэты это: А.С. Пушкин, Н.В.Гоголь и А.А.Ахматова.
И сегодня мы поговорим об этих замечательных людях. А.С.Пушкин ! Что можно рассказать о человеке, о котором написано в сотни раз больше, чем составляет все его творческое наследие. Имя этого выдающегося поэта сопровождает каждого русского человека всю жизнь жизнь. Можно с уверенностью сказать, что А.С. Пушкин- универсальный поэт, поскольку в его творчестве имеются произведения для любой возрастной категории читателей и слушателей. Эти произведения сопровождают нас с самого раннего детства, заставляют нас размышлять о главных человеческих ценностях, искать свою цель в жизни и стремиться к разгадкам великих тайн Вселенной.
Учитель: Какие вы знаете произведения А.С.Пушкина? (слайд №3)
Ученики:
Учитель: Молодцы, ребята! Пожалуйста, расскажите наизусть одно его стихотворение.
Ученики: рассказывают наизусть стихотворение А.С.Пушкина.
Учитель: Молодцы!
Учитель: Второй профиль Н.В.Гоголя. Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений - все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и мировой литературы. Мы его тоже хорошо знаем, изучили его биографию и прочитали его произведения.( слайд №4)
Учитель: Какие произведения помните? Расскажите понравившиеся рассказ.
Ученики:
Физминутка: Все встали, я назову произведения, если это произведения Н.В.Гоголя поднимаем руки вверх и стоим на носочки, а если назову произведения других авторов, то приседаем.
- Вечера на хуторе близ Диканьки
- Вий
- Сказка о солтане
- Заколдованное место
- Иван Федорович Шпонька и его тетушка
- Сказка о рыбаки и рыбки
- Мертвые души
- Ночь перед Рождеством
- Повесть о капитане Копейкине
- Семь гномов
- Ревизор
- Сочинская ярмарка
- Роман «Война и мир»
- Тарас Бульба
Учитель: Молодцы! А.А. Ахматова, я бы хотела поближе познакомить вас с ней. (Слайд№5)Родилась 11.06.1889 г. близ Одессы в семье флотского инженера. Настоящая фамилия Горенко, но т.к. отец не одобрял ее увлечение поэзией, стала подписываться фамилией прабабки – татарской княжны Ахматовой. (слайд №5)
Её детство прошло в Царском Селе, где она и встретила любовь всей своей жизни - Н. Гумилева.
Окончила в Киеве Высшие женские курсы, а затем в Петербурге Высшие историко-литературные курсы.
В 1910 г. вышла замуж за Гумилева и примкнула к акмеистам.
В 1912-1922 гг. выпустила сборники: «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini MCMXXI».
Несмотря на критичное отношение к Октябрьской Революции 1917 г. не покинула Россию, но подвергалась преследованиям со стороны новой власти. В годы Великой Отечественной Войны написала ряд патриотических стихотворений.
В 1948 году стала объектом нападок главного идеолога страны Жданова (1-й секретарь ОБКОМа партии Ленинграда, правая рука Сталина) и была исключена из Союза советских писателей.
В 1965 году получила диплом почётного доктора Оксфордского университета.
5.03.1966 г. умерла в санатории в Подмосковье.
Учитель: Сегодня, на уроке Кристина подготовила стихотворение А.А.Ахматовой. Послушаем её.
Учитель: Умница! О чем это стихотворение?
Ученики:
Учитель: Это стихотворение, являющиеся поистине шедевром творчества Ахматовой,
вызывает у нас сложную гамму чувств и хочется читать его снова и снова.
Конечно, все её стихотворения прекрасны, чудесны.
В художественной системе Анны Андреевной умело выбранная деталь, примета
внешней обстановки всегда наполнены большим психологическим содержанием.
Через внешнее поведение человека, его жест Ахматова раскрывает душевное
состояние своего героя.
Учитель: Почему назвали этот год- Годом литературы? Ваше мнение. Литература для чего нужна? Что бы вы изменили, в этом году?
Ученики:
Учитель: Да, ребята! Литература нам нужна! Литература в жизни каждого человека имеет очень большую роль. Будущее российской литературы начинается сегодня. Так было всегда, и, скорее всего, в России эта традиция не изменится. Язык и литература неразрывно связаны между собой, и сегодня мы наблюдаем закат пушкинской эпохи, как в литературе, так и в «великом и могучем».
Много надо читать, перечитывать произведения.
III Рефлексия
IV Оценивание
V Домашнее задание: « Мое любимое произведение»