Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
г. Зуевка Кировской области
Урок литературы в 10 классе
Тема: «Испытание любовью» героев романа Тургенева «Отцы и дети»
составила
учитель русского языка и литературы
Ворончихина Т.Н.
Зуевка 2016
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения и информационно-коммуникационных технологий.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока по содержанию урока:
1.Образавательная: совершенствовать навыки анализа произведения на основе конкретных фрагментов романа; рассмотреть взаимосвязь двух фундаментальных понятий: изменение и развитие.
2. Развивающая: способствовать развитию устной монологической речи.
3. Воспитательная: способствовать воспитанию нравственности подрастающего поколения; создание условий для воспитания творческой активности учащихся.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: Роман Тургенева «Отцы и дети»; раздаточный материал (карточки для групп); видеофрагмент фильма экранизации романа; аудиозапись романса «Любовь – волшебная страна»
Слайд 1
Добрый день, ребята! Всех нас сидящих в этой классной комнате объединяет одно – мы люди. Жизнь каждого из нас наполнена будними делами, общением с друзьями и близкими, своими радостями и горестями, мечтами о далеком и прекрасном и желанием сохранить и запомнить лучшие ее мгновения. Искусство, живопись, кино, телевидение прочно заняли свое место вокруг нас. Но есть еще одна составляющая мира, которая помогает нам осознать самого себя, изменения, происходящие с каждым, свои чувства и свои взгляды на жизнь.
Слайд № 2.
О какой составляющей жизни я говорю? Конечно же, о литературе.
Литература – небольшой, но удивительный мир – в который погружаешься и забываешь обо всем: о заботах и проблемах, о бедах и горестях обыденной жизни. Почему?
Да потому что удивительное свойство ее – образность – увлекает и дарит простор человеческому воображению.
Литература как искусство слова дает нам, простым читателям, возможность окунуться в мир прошлого, настоящего и будущего. Герои прочитанных книг, их поступки, желания, мечты вызывают у нас живой интерес. С кем-то из них нам хочется побеседовать и даже подружиться, кого-то хочется наказать за ужасные на наш взгляд деяния, в кого-то из героев мы просто влюблены и готовы встречаться с ними еще и еще, возвращаясь к любимым строчкам произведения.
Именно благодаря литературе и формируются наши взгляды, наше мировоззрение, во многом меняемся и мы сами, наше представление о людях и окружающем мире.
Слайд № 3.
Сегодня мы обратимся к уже известному нам литературному произведению – роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», чтобы проследить, как меняются герои под влиянием чего – то очень важного для каждого из нас. Чтобы понять чего, давайте обратимся к музыкальному фрагменту
Любовь – волшебная страна
О чем же пойдет речь на уроке?
Слайд № 4.
Конечно же, о любви. Кто-то ищет ее, как героиня Островского, стремится познать настоящую, искреннюю, кто-то бежит от нее, считая величайшей бедой для себя. Но в любом случае она оказывает на человека огромное влияние, помогает ему понять, оценить, изменить себя. Поэтому тема сегодняшнего урока – «Испытание любовью»
Слайд 5.
Чтобы рассуждать о таких сложных вещах, нам понадобятся два философских понятия – изменение и развитие. Попробуйте объяснить со своей точки зрения, что они обозначают.
Изменение –
Развитие-
А вот так объясняет их словарь русского языка Ушакова:…………………..
Давайте все вместе попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока: подумайте и вставьте с опорой на только что рассмотренные понятия, недостающие фразы.
Итак, мы должны ……………………………………………………………….
Перед нами две рабочие группы исследователей текста романа Тургенева, которые попытаются это сделать. И группа экспертов, которая уже знакома с материалом, изучила отзывы о романе критиков и может в нужный момент оценить, верно или неверно рассуждают исследователи.
Слайд № 6.
Уважаемые группы! Перед вами два главных героя романа «Отцы и дети». – Это Евгений Базаров и Анна Одинцова. Откройте конверты, что лежат перед вами, и в течение 2 минут составьте их портрет, выбрав и наклеив на лист только соответствующие им качества. Подготовьте представителя для выступления.
работа в группах.
выступление
Слайд 7.
Если внимательно посмотреть, то у этих героев много общего. И это должно сближать их, притягивать к себе, что в принципе и происходит по ходу действия романа. Давайте проследим как развиваются их отношения.
Вопрос к группам:
Когда впервые встречаются герои? Какое впечатление они производят друг на друга? 1 группа анализирует образ Анны Одинцовой, вторая – Евгения Базарова.
ответы
Вы правы, это действительно так. Со стороны Евгения мы видим неподдельный интерес, который виден даже через цинизм фраз, которые он бросает в адрес Одинцовой, любопытство вызывает и в ней этот чудак, который так не похож на других.
щелкнуть!
И постепенно со временем оба понимают, что должны видеть друг друга, так как у Базарова формируется необходимость ………быть рядом с ней, а у Одинцовой – неподдельный интерес тем, чем же живет этот необычный человек.
щелкнуть
Когда происходит их вторая встреча?
В Никольском, имении Одинцовой. Общаясь в течение 2 недель, они понимают, что? Давайте проанализируем это, обратив внимание на 17 главу – главу, рисующую свидание Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.
чтение фрагмента
Итак, уважаемые группы! Сделайте вывод. Как характеризует это свидание того и другого. Какие изменения, происходящие в них, вы бы отметили?
ответы групп
Эксперты, вам слово!
Действительно, Базаров борется сам с собой, пытаясь покорить эту страшную силу, жгущую его изнутри. А интерес Одинцовой перерастает в увлечение, желание быть рядом.
щелкнуть!
Какая сцена в Никольском будет считаться кульминационным моментом их отношений и всего произведения в целом?
сцена объяснения в любви
Давайте обратимся к ней. Попробуйте понять , что сейчас объединяет героев?
чтение фрагмента Ксюша
Итак, уважаемые группы, дайте оценку этой ситуации.
ответы групп
Эксперты, вам слово!
Действительно, все, что вы сказали – правда. На данном этапе отношений – любят оба.
щелкнуть
Базаров, кипящий страстью, решается на признание. И все мы понимаем, чего ему это стоит. А Одинцова – пугается этой силы любви, делает шаг назад, потому что выбирает свободу и покой.
Почему у меня цепочка не завершена и стоит знак вопроса?
Д.И.Писарев известный русский критик назвал это «испытание» героев – испытанием любовью».
Слайд 8.
Уважаемые группы, попробуйте дать ответ на вопрос: кто же из героев проходит испытание любовью? время на подготовку – 2 минуты
работы в группах ответы
Была ли еще встреча между героями? Чтобы понять, правы мы или нет, обратимся к финальной сцене романа – сцене последней встречи Евгения Базарова и Анны Одинцовой, только сейчас я предлагаю вам посмотреть трехминутный фрагмент фильма-экранизации романа последней версии – 2008 года.
просмотр фрагмента
Эксперты! Что по этому поводу думаете вы? А что же об это говорит Писарев - автор критической статьи – «Базаров»?
ответы экспертов
Слайд № 9.
Любовь
делает Базарова глубоким,
сильным человеком,
способным на истинные чувства
Одинцова
пугается чувств
Базарова и
выбирает покой и свободу
Слайд № 10.
Давайте вернемся к цели нашего урока. Мы должны были проследить, как …
Давайте подведем итог нашему сегодняшнему разговору. Каждый из нас
имеет свое собственное мнение по поводу того, оказывает жизнь и наши чувства влияние на нас самих или нет. Я предлагаю вам поработать индивидуально и сделать вывод по уроку: вставив недостающие слова в следующую фразу:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Слайд № 11.
фраза
Давайте выслушаем варианты ответов на вопрос.
Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого, значительного человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить.
Последние его слова о любви. Он полюбил именно
такой любовью, в существование которой не верил.
На могиле Базарова растут цветы — символ
“всесильной любви”, «вечного примирения”
и “жизни бесконечной”.
слайд № 12.
“Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. Пусть этот афоризм Тургенева станет для вас путеводной звездой! Цените те чувства, которые приходят к вам, не бегите от них, ибо именно они дарят нам самые счастливые неповторимые моменты, которые потом так дороги нам.