kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект и презентация к уроку литературы "Испытание любовью" по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создаст условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения и информационно-коммуникационных технологий.

Цели урока по содержанию урока:

1.Образавательная: совершенствовать навыки анализа произведения на основе конкретных фрагментов романа; рассмотреть взаимосвязь двух фундаментальных понятий: изменение и развитие.

2. Развивающая: способствовать развитию устной монологической речи.

3. Воспитательная: способствовать воспитанию нравственности подрастающего поколения; создание условий для воспитания творческой активности учащихся.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: Роман Тургенева «Отцы и дети»; раздаточный материал (карточки для групп) ; видеофрагмент фильма экранизации романа; аудиозапись романса «Любовь – волшебная страна»

Слайд 1

Добрый день, ребята! Всех нас сидящих в этой классной комнате объединяет одно – мы люди. Жизнь каждого из нас наполнена будними делами, общением с друзьями и близкими, своими радостями и горестями, мечтами о далеком и прекрасном и желанием сохранить и запомнить лучшие ее мгновения. Искусство, живопись, кино, телевидение прочно заняли свое место вокруг нас. Но есть еще одна составляющая мира, которая помогает нам осознать самого себя, изменения, происходящие с каждым, свои чувства и свои взгляды на жизнь.

Слайд № 2.

О какой составляющей жизни я говорю? Конечно же, о литературе.

Литература – небольшой, но удивительный мир – в который погружаешься и забываешь обо всем: о заботах и проблемах, о бедах и горестях обыденной жизни. Почему?

Да потому что удивительное свойство ее – образность – увлекает и дарит простор человеческому воображению.

Литература как искусство слова дает нам, простым читателям, возможность окунуться в мир прошлого, настоящего и будущего. Герои прочитанных книг, их поступки, желания, мечты вызывают у нас живой интерес. С кем-то из них нам хочется побеседовать и даже подружиться, кого-то хочется наказать за ужасные на наш взгляд деяния, в кого-то из героев мы просто влюблены и готовы встречаться с ними еще и еще, возвращаясь к любимым строчкам произведения.

Именно благодаря литературе и формируются наши взгляды, наше мировоззрение, во многом меняемся и мы сами, наше представление о людях и окружающем мире.

Слайд № 3.

Сегодня мы обратимся к уже известному нам литературному произведению – роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», чтобы проследить, как меняются герои под влиянием чего – то очень важного для каждого из нас. Чтобы понять чего, давайте обратимся к музыкальному фрагменту

Любовь – волшебная страна

О чем же пойдет речь на уроке?

Слайд № 4.

Конечно же, о любви. Кто-то ищет ее, как героиня Островского, стремится познать настоящую, искреннюю, кто-то бежит от нее, считая величайшей бедой для себя. Но в любом случае она оказывает на человека огромное влияние, помогает ему понять, оценить, изменить себя. Поэтому тема сегодняшнего урока – «Испытание любовью»

Слайд 5.

Чтобы рассуждать о таких сложных вещах, нам понадобятся два философских понятия – изменение и развитие. Попробуйте объяснить со своей точки зрения, что они обозначают.

Изменение –

Развитие-

А вот так объясняет их словарь русского языка Ушакова:………………….

Давайте все вместе попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока: подумайте и вставьте с опорой на только что рассмотренные понятия, недостающие фразы.

Итак, мы должны ……………………………………………………………….

Перед нами две рабочие группы исследователей текста романа Тургенева, которые попытаются это сделать. И группа экспертов, которая уже знакома с материалом, изучила отзывы о романе критиков и может в нужный момент оценить, верно или неверно рассуждают исследователи.

Слайд № 6.

Уважаемые группы! Перед вами два главных героя романа «Отцы и дети». – Это Евгений Базаров и Анна Одинцова. Откройте конверты, что лежат перед вами, и в течение 2 минут составьте их портрет, выбрав и наклеив на лист только соответствующие им качества. Подготовьте представителя для выступления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слайд 1»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

г. Зуевка Кировской области










Урок литературы в 10 классе

Тема: «Испытание любовью» героев романа Тургенева «Отцы и дети»

















составила

учитель русского языка и литературы

Ворончихина Т.Н.










Зуевка 2016



Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения и информационно-коммуникационных технологий.



Тип урока: Урок изучения нового материала



Цели урока по содержанию урока:



1.Образавательная: совершенствовать навыки анализа произведения на основе конкретных фрагментов романа; рассмотреть взаимосвязь двух фундаментальных понятий: изменение и развитие.



2. Развивающая: способствовать развитию устной монологической речи.



3. Воспитательная: способствовать воспитанию нравственности подрастающего поколения; создание условий для воспитания творческой активности учащихся.



Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.



Средства обучения: Роман Тургенева «Отцы и дети»; раздаточный материал (карточки для групп); видеофрагмент фильма экранизации романа; аудиозапись романса «Любовь – волшебная страна»

Слайд 1

Добрый день, ребята! Всех нас сидящих в этой классной комнате объединяет одно – мы люди. Жизнь каждого из нас наполнена будними делами, общением с друзьями и близкими, своими радостями и горестями, мечтами о далеком и прекрасном и желанием сохранить и запомнить лучшие ее мгновения. Искусство, живопись, кино, телевидение прочно заняли свое место вокруг нас. Но есть еще одна составляющая мира, которая помогает нам осознать самого себя, изменения, происходящие с каждым, свои чувства и свои взгляды на жизнь.

Слайд № 2.

О какой составляющей жизни я говорю? Конечно же, о литературе.

Литература – небольшой, но удивительный мир – в который погружаешься и забываешь обо всем: о заботах и проблемах, о бедах и горестях обыденной жизни. Почему?

Да потому что удивительное свойство ее – образность – увлекает и дарит простор человеческому воображению.

Литература как искусство слова дает нам, простым читателям, возможность окунуться в мир прошлого, настоящего и будущего. Герои прочитанных книг, их поступки, желания, мечты вызывают у нас живой интерес. С кем-то из них нам хочется побеседовать и даже подружиться, кого-то хочется наказать за ужасные на наш взгляд деяния, в кого-то из героев мы просто влюблены и готовы встречаться с ними еще и еще, возвращаясь к любимым строчкам произведения.

Именно благодаря литературе и формируются наши взгляды, наше мировоззрение, во многом меняемся и мы сами, наше представление о людях и окружающем мире.

Слайд № 3.

Сегодня мы обратимся к уже известному нам литературному произведению – роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», чтобы проследить, как меняются герои под влиянием чего – то очень важного для каждого из нас. Чтобы понять чего, давайте обратимся к музыкальному фрагменту

Любовь – волшебная страна

О чем же пойдет речь на уроке?

Слайд № 4.

Конечно же, о любви. Кто-то ищет ее, как героиня Островского, стремится познать настоящую, искреннюю, кто-то бежит от нее, считая величайшей бедой для себя. Но в любом случае она оказывает на человека огромное влияние, помогает ему понять, оценить, изменить себя. Поэтому тема сегодняшнего урока – «Испытание любовью»

Слайд 5.

Чтобы рассуждать о таких сложных вещах, нам понадобятся два философских понятия – изменение и развитие. Попробуйте объяснить со своей точки зрения, что они обозначают.

Изменение –

Развитие-

А вот так объясняет их словарь русского языка Ушакова:…………………..

Давайте все вместе попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока: подумайте и вставьте с опорой на только что рассмотренные понятия, недостающие фразы.

Итак, мы должны ……………………………………………………………….

Перед нами две рабочие группы исследователей текста романа Тургенева, которые попытаются это сделать. И группа экспертов, которая уже знакома с материалом, изучила отзывы о романе критиков и может в нужный момент оценить, верно или неверно рассуждают исследователи.

Слайд № 6.

Уважаемые группы! Перед вами два главных героя романа «Отцы и дети». – Это Евгений Базаров и Анна Одинцова. Откройте конверты, что лежат перед вами, и в течение 2 минут составьте их портрет, выбрав и наклеив на лист только соответствующие им качества. Подготовьте представителя для выступления.

работа в группах.

выступление





Слайд 7.

Если внимательно посмотреть, то у этих героев много общего. И это должно сближать их, притягивать к себе, что в принципе и происходит по ходу действия романа. Давайте проследим как развиваются их отношения.

Вопрос к группам:

Когда впервые встречаются герои? Какое впечатление они производят друг на друга? 1 группа анализирует образ Анны Одинцовой, вторая – Евгения Базарова.

ответы

Вы правы, это действительно так. Со стороны Евгения мы видим неподдельный интерес, который виден даже через цинизм фраз, которые он бросает в адрес Одинцовой, любопытство вызывает и в ней этот чудак, который так не похож на других.

щелкнуть!



И постепенно со временем оба понимают, что должны видеть друг друга, так как у Базарова формируется необходимость ………быть рядом с ней, а у Одинцовой – неподдельный интерес тем, чем же живет этот необычный человек.

щелкнуть

Когда происходит их вторая встреча?

В Никольском, имении Одинцовой. Общаясь в течение 2 недель, они понимают, что? Давайте проанализируем это, обратив внимание на 17 главу – главу, рисующую свидание Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой.

чтение фрагмента



Итак, уважаемые группы! Сделайте вывод. Как характеризует это свидание того и другого. Какие изменения, происходящие в них, вы бы отметили?

ответы групп

Эксперты, вам слово!

Действительно, Базаров борется сам с собой, пытаясь покорить эту страшную силу, жгущую его изнутри. А интерес Одинцовой перерастает в увлечение, желание быть рядом.

щелкнуть!

Какая сцена в Никольском будет считаться кульминационным моментом их отношений и всего произведения в целом?

сцена объяснения в любви

Давайте обратимся к ней. Попробуйте понять , что сейчас объединяет героев?

чтение фрагмента Ксюша



Итак, уважаемые группы, дайте оценку этой ситуации.

ответы групп

Эксперты, вам слово!

Действительно, все, что вы сказали – правда. На данном этапе отношений – любят оба.

щелкнуть

Базаров, кипящий страстью, решается на признание. И все мы понимаем, чего ему это стоит. А Одинцова – пугается этой силы любви, делает шаг назад, потому что выбирает свободу и покой.

Почему у меня цепочка не завершена и стоит знак вопроса?

Д.И.Писарев известный русский критик назвал это «испытание» героев – испытанием любовью».

Слайд 8.

Уважаемые группы, попробуйте дать ответ на вопрос: кто же из героев проходит испытание любовью? время на подготовку – 2 минуты

работы в группах ответы

Была ли еще встреча между героями? Чтобы понять, правы мы или нет, обратимся к финальной сцене романа – сцене последней встречи Евгения Базарова и Анны Одинцовой, только сейчас я предлагаю вам посмотреть трехминутный фрагмент фильма-экранизации романа последней версии – 2008 года.

просмотр фрагмента

Эксперты! Что по этому поводу думаете вы? А что же об это говорит Писарев - автор критической статьи – «Базаров»?

ответы экспертов

Слайд № 9.

Любовь

делает Базарова глубоким,

сильным человеком,

способным на истинные чувства



Одинцова

пугается чувств

Базарова и

выбирает покой и свободу

Слайд № 10.

Давайте вернемся к цели нашего урока. Мы должны были проследить, как …



Давайте подведем итог нашему сегодняшнему разговору. Каждый из нас

имеет свое собственное мнение по поводу того, оказывает жизнь и наши чувства влияние на нас самих или нет. Я предлагаю вам поработать индивидуально и сделать вывод по уроку: вставив недостающие слова в следующую фразу:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Слайд № 11.

фраза

Давайте выслушаем варианты ответов на вопрос.

Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого, значительного человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить.

Последние его слова о любви. Он полюбил именно

такой любовью, в существование которой не верил.

На могиле Базарова растут цветы — символ

“всесильной любви”, «вечного примирения”

и “жизни бесконечной”.

слайд № 12.

Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. Пусть этот афоризм Тургенева станет для вас путеводной звездой! Цените те чувства, которые приходят к вам, не бегите от них, ибо именно они дарят нам самые счастливые неповторимые моменты, которые потом так дороги нам.





Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку тургенев отцы и дети»

«Испытание любовью героев романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева автор- Ворончихина Т.Н. учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ «Образовательный центр» г.Зуевка

«Испытание любовью

героев

романа «Отцы и дети»

И.С. Тургенева

автор- Ворончихина Т.Н.

учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ «Образовательный центр» г.Зуевка

ЛЮБОВЬ

ЛЮБОВЬ

Развитие и изменение РАЗВИТИЕ –  процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое с целью их совершенствования Изменение - это перемена состояния объекта путем привнесения новых черт и новых качеств развиваться Посмотрим, как будут ___________ герои романа под влиянием____________, к каким _____________ в их характере это приведет чувств изменениям

Развитие и изменение

РАЗВИТИЕ – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое с целью их совершенствования

Изменение - это перемена состояния объекта путем привнесения новых черт и новых качеств

развиваться

Посмотрим, как будут ___________

герои романа под влиянием____________,

к каким _____________ в их характере это приведет

чувств

изменениям

Евгений Анна Базаров Одинцова КАКИЕ ОНИ?

Евгений

Анна

Базаров

Одинцова

КАКИЕ ОНИ?

ЕВГЕНИЙ  БАЗАРОВ АННА ОДИНЦОВА интерес любопытство желание быть рядом интерес борьба с самим собой увлечение любовь любовь ? ?

ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ

АННА ОДИНЦОВА

интерес

любопытство

желание быть рядом

интерес

борьба с

самим собой

увлечение

любовь

любовь

?

?

КТО ИЗ ГЕРОЕВ ПРОХОДИТ «ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ?»

КТО ИЗ ГЕРОЕВ ПРОХОДИТ

«ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ?»

Любовь делает Базарова глубоким,  сильным человеком, способным на истинные чувства Одинцова пугается чувств Базарова и выбирает покой и свободу

Любовь

делает Базарова глубоким,

сильным человеком,

способным на истинные чувства

Одинцова

пугается чувств

Базарова и

выбирает покой и свободу

Развитие и изменение развиваться Посмотрим, как будут ___________ герои романа под влиянием____________, к каким _____________ в их характере это приведет чувств изменениям

Развитие и изменение

развиваться

Посмотрим, как будут ___________

герои романа под влиянием____________,

к каким _____________ в их характере это приведет

чувств

изменениям

Человек, меняясь благодаря жизненным обстоятельствам,  становится______________________________,  учится___________________________________  приобретает______________________________  мудрее и старше на ошибках жизненный опыт

Человек, меняясь благодаря жизненным обстоятельствам,

становится______________________________,

учится___________________________________

приобретает______________________________

мудрее и старше

на ошибках

жизненный опыт

«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью  держится и движется жизнь»  И.С.ТУРГЕНЕВ

«Любовь, думал я,

сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью

держится и движется жизнь»

И.С.ТУРГЕНЕВ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Ворончихина Татьяна Николаевна

Дата: 07.08.2016

Номер свидетельства: 338770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства