Методическая разработка урока в 4 классе по основам православной культуры на тему «Подвиг»
Методическая разработка урока в 4 классе по основам православной культуры на тему «Подвиг»
Методическая разработка урока в 4 классе
по основам православной культуры
на тему «Подвиг».
Автор: учитель начальных классов МБОУ «Шомиковская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики Спиридонова Т.Д.
Модуль: Основы православной культуры. УМК: А. В. Кураев «Основы православной культуры»
Цель: ознакомление обучающихся с православным пониманием слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».
Задачи:
1) Образовательная: сформировать у обучающихся представления о значении подвига и взаимосвязи слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».
2) Развивающая: помочь понять, в чём заключается жертвенное отношение христиан к самому себе, к другому человеку, к Богу в православном понимании.
3) Воспитательная: учить анализировать жизненные ситуации и выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями. Воспитывать желание быть внимательным к людям, к окружающему; готовность к самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Оборудование и дидактическое обеспечение урока: учебники, компьютер, мультимедийное оборудование, экран, карточки с индивидуальными заданиями, задания для работы в группах, видеозапись, словари, дополнительная литература.
Ход урока
1. Организационный этап
Учитель: ребята, поприветствуйте друг друга, улыбнитесь и пожелайте успехов. Сегодня на уроке будем работать в парах. «Погружение» в тему.
Учитель: Ребята, каждый из вас сейчас получит карточки, на которых записаны слова: подвиг, жадность, корысть, жертва, щедрость, подвижник, эгоизм. Разделите их на две нравственные категории, обсудите результаты.
Ответы детей (В одной группе слова подвиг, щедрость, жертва, подвижник; в другой - жадность, корысть и эгоизм).
2. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Учитель: Среди слов, с которыми вы работали, есть наиболее значимые для нашего урока. Это такие сложные понятия как «подвиг», «подвижник» и «жертва».
- Откройте учебники, найдите нужный урок. Из раздела «Вы узнаете» определите задачи урока. Сегодня на уроке мы узнаем о том, что такое «подвиг»; о человеческой жертвенности, кто такой «подвижник».
Чтение текста учебника (стр. 62) что такое «подвиг»?
Вывод: «Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, это движение от своей корысти, движение от своей жадности, а не к ней. Не захват, а жертва». Ответы детей (Подвиг – это когда человек совершает хороший поступок; подвиг совершает смелый, отважный человек).
Учитель: А какие родственные слова вы можете подобрать к слову «подвиг»? Выслушиваются ответы детей (двигаться, движение и т.д.).
Учитель: А куда движется человек совершающий подвиг?
Дети высказывают свое мнение (к добру, к добрым делам и поступкам, в сторону от эгоизма, от корысти и жадности). Слайд 1
Подвиг есть в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг – в терпенье,
В любви, и в мольбе.
3. Актуализация знаний. Первичное усвоение знаний
Учитель: Давайте займемся с вами исследовательской работой, чтобы разобраться со значением понятий «подвиг», «жертва» и «подвижник». Каждая пара получает определенное задание, с которым она работает, а позже выступает на определенном этапе урока.
Учитель: обучающиеся 1-й пары работают со словарями, находят значения слов «подвиг», «подвижник», «жертва».
С. И. Ожегов «Словарь русского языка», В. В. Волина «Этимологический словарь», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка».
Учитель: обучающиеся 2-й пары работают с учебником, читают текст на стр.63 (рубрика «Это интересно», историю «О подвиге любви», рассказанную Митрополитом Антонием Сурожским, обсуждают вопрос «Слово «подвиг» связано только с военным временем?».
Учитель: обучающиеся 3-й пары работают с учебником, читают текст на стр.63 “Епископ Акакий” и занимаются исследовательской деятельностью, которая поможет решить возникшие перед нами проблемы. Дети читают текст и определяют, какие наши гипотезы подтвердились, а какие дополнили наши исследовательские проблемы.
Учитель: Послушаем определение из словаря, которое подготовили обучающиеся 1-й пары. Что такое «подвиг»? (Cлайд 2)
Учитель: Слово предоставляется обучающимся 2-й пары. Ваше мнение, ребята, об истории, которую поведал вам Антоний Сурожский.
Дети коротко пересказывают содержание, высказывают свои мнения по тексту «О подвиге любви» (Это текст о том, как совершенно незнакомая женщина пожертвовала своей жизнью, ради жизни другой женщины, которая являлась матерью двоих детей и была женой русского офицера).
Учитель: Ребята, как вы думаете, слово “подвиг” связано только с военным временем?
Обучающиеся рассказывают о героях нашего времени.
- Каких людей мы называем героями? Приведите примеры.
- Как ты думаешь, зачем героям ставят памятники?
1. О подвиге мальчика 12 лет Андрее Потапове, который спас утопающего друга.
2. Про Алену Игнатьеву, которая спаса от пожара четырех сестер.
3. Про мальчика Серафима из рассказа Рустика Вязовского «Рождественский подарок».
Дети приходят к выводу о том, что героем можно быть и в наше время. И в наше время можно совершить подвиг.
Учитель: А теперь послушаем определение из словаря, которое подготовили обучающиеся 1-й пары.
Подвижник – реальное или мифическое лицо из религиозных побуждений, совершавшее какие либо подвиги или переносившее тяжелые испытания. С подвижниками связано много религиозных легенд. Лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность, целиком отдающий себя делу.
Учитель: обучающиеся 3 пары прочитали небольшую притчу о подвижнике.
Учитель: Так кто же такой, по вашему мнению, «подвижник»?
Ответы детей (Подвижник – человек, который через тяжелые испытания совершает подвиг. Краткий пересказ содержания.)
Учитель: Почему Акакий был «подвижником», в чем проявился его героизм? Выслушиваются мнения групп (Акакий переплавил золотые сосуды в монеты, выкупил пленников, накормил их и дал деньги на путь к дому. В результате чего наступил мир).
Учитель: Послушаем определение из словаря, которое подготовили обучающиеся 1-й пары. Что такое «жертва». Слайд 3
Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления.)
Подумайте, чем ваши родители жертвуют ради вас?
Как вы думаете, почему они так поступают?
Потому что наши родители любят нас. Когда человек что-то отдает, жертвует собой, в нем просыпается любовь, он начинает любить. Любовь – это прежде всего самопожертвование.
Ответы детей (Жертва преступления; Жертва насилия; Подвижник – человек, который побуждает кого-нибудь к действию). Слайд 4
Жертва Бога ради жизни человека. Васнецов В.М. Распятый Иисус Христос. 1896
Вот и Иисус Христос ради людей, от любви к нам принес Себя в жертву. Он не просто рассказал людям, как следует жить, он прожил человеческую жизнь, которой мы можем подражать, если пожелаем. И так открыл для нас дорогу на небо. Бог есть чистейший и всесовершеннейший Дух. Бог Вечный, Всеблагий, Всемогущий, Вездесущий, Всеведущий.
Бог невидим, неизменяем, неизмерим, пребывает везде, всегда и всецело.. Слайд 5
Бог любит человека. И чтобы встретиться с человеком, спасти нас, Бог принял на Себя все, что свойственно человеку. Он уставал, нуждался в воздухе, пище, не имел полной власти над природой, претерпевал унижения и страдания. Слайд 6
Вывод. Подвиги могут совершаться: ради самого себя, ради другого человека,
ради Бога.
Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.
Делая физическую зарядку, люди укрепляют свои тела. Но точно также есть зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева – а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя. В тебе укрепляется сила воли. Ты жертвуешь мелкой радостью мести и сам становишься сильнее и благороднее.
Многие христиане отказываются от того, что могло бы доставить им удовольствие – чтобы потом радость их совести и души была бы сильнее. Человек поставил перед собой серьезную и высокую цель. И ради ее достижения он отказывается от того, что само по себе и хорошо и приятно, но помешает в главном. Так поступают спортсмены, ученые. И просто умные люди.
Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, извиниться, искренне понять и признать свою неправду – это тоже жертва.
Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки себя считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие люди должны всегда угождать ему и обсудить его желания.
Жертва Богу, приносимая христианином – это его любовь к Богу и к людям. Если во имя этой любви человек переступает через свой эгоизм – он идет путем подвижничества. Вот рассказ об одном таком подвижнике. Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни, и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ради главного.
4. Проверка понимания. Закрепление
Учитель: А теперь нас с вами ждёт игра. Вспомните и напишите на доске слова, которые на ваш взгляд тесно связаны со словом «подвиг». (Не меньше пяти слов)
Дети на доске записывают слова, связанные со словом “Подвиг” (Родина, герой, смелость, спасение, мужество, отвага, правда, геройство, храбрость, жизнь, смерть, воля, справедливость, добро, доблесть, самоотверженность, милосердие).
5. Контроль усвоения. Обсуждение
Слайд 7 Обучающиеся выбирают правильный ответ
Когда можно совершить настоящий подвиг?
-только в войну
-один раз в жизни
-в любой день
Подвигу всегда сопутствует …
-удача и корысть
-любовь и жертвенность
-самолюбование и гордость
Нет больше той …, как если кто положит душу свою за друзей своих.
-надежды
-веры
-любви
6. Домашнее задание. Инструктаж
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что такое «трудовой подвиг»?
Ответы детей (Трудовой подвиг совершают люди, которые много трудятся на благо своей Родины).
Учитель: Все достижения нашей страны в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без подлинного героизма людей, которые работали в очень тяжелых условиях, не жалея сил. А знаете ли вы о трудовом подвиге ваших родственников?
Домашнее задание по выбору:
1. Подготовить сообщение на тему «Трудовой подвиг моих родственников».
2. Подготовить сообщение на тему «В наши дни всегда есть место подвигу».
7. Рефлексия. Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие новые определения и понятия нам встретились?
Фронтальное обсуждение данной модели урока детьми (Я не должен быть жадным, эгоистичным, корыстным, я должен жертвовать собой ради самого себя, ради другого человека, ради Бога, и каждый раз при этом совершать пусть маленький подвиг).
Ответы детей (Мы познакомились с понятиями «подвиг», «жертва», «подвижник»; Мы не должны быть эгоистами, жадными; Мы должны жертвовать собой ради других; Мы должны совершать подвиги; Мы узнали, что подвиги совершаются и в наше время; В жизни всегда есть место подвигам).
Слайд 8
Обучающиеся рассказывают стихотворение «Спешите делать добрые дела»
Литература: учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»
Дополнительная:
книга для учителя
словари: С. И. Ожегов «Словарь русского языка», В. В. Волина «Этимологический словарь», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»;
В.И. Даль «Пословицы русского народа»;
В.А. Сухомлинский «Уроки осердечивания ума»;
А. Ю. Кожевников «Мудрость веков. Россия»;
притча «О двух волках»;
статья Крамской И. «Христос в пустыне»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 4 классе по основам православной культуры на тему «Подвиг» »
Открытый урок по духовно-нравственному воспитанию: «Подвиг».
Автор: учитель начальных классов МБОУ «Шомиковская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики Спиридонова Т.Д..
Модуль: Основы православной культуры. УМК: А. В. Кураев «Основы православной культуры»
Цель: ознакомление обучающихся с православным пониманием слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».
Задачи:
1) Образовательная: сформировать у обучающихся представления о значении подвига и взаимосвязи слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».
2) Развивающая: помочь понять, в чём заключается жертвенное отношение христиан к самому себе, к другому человеку, к Богу в православном понимании.
3) Воспитательная: учить анализировать жизненные ситуации и выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями. Воспитывать желание быть внимательным к людям, к окружающему; готовность к самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Оборудование и дидактическое обеспечение урока: учебники, компьютер, мультимедийное оборудование, экран, карточки с индивидуальными заданиями, задания для работы в группах, видеозапись, словари, дополнительная литература.
Ход урока
1. Организационный этап
Учитель: ребята, поприветствуйте друг друга, улыбнитесь и пожелайте успехов. Сегодня на уроке будем работать в парах. «Погружение» в тему.
Учитель: Ребята, каждый из вас сейчас получит карточки, на которых записаны слова: подвиг, жадность, корысть, жертва, щедрость, подвижник, эгоизм. Разделите их на две нравственные категории, обсудите результаты.
Ответы детей (В одной группе слова подвиг, щедрость, жертва, подвижник; в другой - жадность, корысть и эгоизм).
2. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Учитель: Среди слов, с которыми вы работали, есть наиболее значимые для нашего урока. Это такие сложные понятия как «подвиг», «подвижник» и «жертва».
- Откройте учебники, найдите нужный урок. Из раздела «Вы узнаете» определите задачи урока. Сегодня на уроке мы узнаем о том, что такое «подвиг»; о человеческой жертвенности, кто такой «подвижник».
Чтение текста учебника (стр. 62) что такое «подвиг»?
Вывод: «Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, это движение от своей корысти, движение от своей жадности, а не к ней. Не захват, а жертва». Ответы детей (Подвиг – это когда человек совершает хороший поступок; подвиг совершает смелый, отважный человек).
Учитель: А какие родственные слова вы можете подобрать к слову «подвиг»? Выслушиваются ответы детей (двигаться, движение и т.д.).
Учитель: А куда движется человек совершающий подвиг?
Дети высказывают свое мнение (к добру, к добрым делам и поступкам, в сторону от эгоизма, от корысти и жадности). Слайд 1
Подвиг есть в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг – в терпенье,
В любви, и в мольбе.
3. Актуализация знаний. Первичное усвоение знаний
Учитель: Давайте займемся с вами исследовательской работой, чтобы разобраться со значением понятий «подвиг», «жертва» и «подвижник». Каждая пара получает определенное задание, с которым она работает, а позже выступает на определенном этапе урока.
Учитель: обучающиеся 1-й пары работают со словарями, находят значения слов «подвиг», «подвижник», «жертва».
С. И. Ожегов «Словарь русского языка», В. В. Волина «Этимологический словарь», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка».
Учитель: обучающиеся 2-й пары работают с учебником, читают текст на стр.63 (рубрика «Это интересно», историю «О подвиге любви», рассказанную Митрополитом Антонием Сурожским, обсуждают вопрос «Слово «подвиг» связано только с военным временем?».
Учитель: обучающиеся 3-й пары работают с учебником, читают текст на стр.63 “Епископ Акакий” и занимаются исследовательской деятельностью, которая поможет решить возникшие перед нами проблемы. Дети читают текст и определяют, какие наши гипотезы подтвердились, а какие дополнили наши исследовательские проблемы.
Учитель: Послушаем определение из словаря, которое подготовили обучающиеся 1-й пары. Что такое «подвиг»? (Cлайд 2)
Учитель: Слово предоставляется обучающимся 2-й пары. Ваше мнение, ребята, об истории, которую поведал вам Антоний Сурожский.
Дети коротко пересказывают содержание, высказывают свои мнения по тексту «О подвиге любви» (Это текст о том, как совершенно незнакомая женщина пожертвовала своей жизнью, ради жизни другой женщины, которая являлась матерью двоих детей и была женой русского офицера).
Учитель: Ребята, как вы думаете, слово “подвиг” связано только с военным временем?
Обучающиеся рассказывают о героях нашего времени.
- Каких людей мы называем героями? Приведите примеры.
- Как ты думаешь, зачем героям ставят памятники?
1. О подвиге мальчика 12 лет Андрее Потапове, который спас утопающего друга.
2. Про Алену Игнатьеву, которая спаса от пожара четырех сестер.
3. Про мальчика Серафима из рассказа Рустика Вязовского «Рождественский подарок».
Дети приходят к выводу о том, что героем можно быть и в наше время. И в наше время можно совершить подвиг.
Учитель: А теперь послушаем определение из словаря, которое подготовили обучающиеся 1-й пары.
Подвижник – реальное или мифическое лицо из религиозных побуждений, совершавшее какие либо подвиги или переносившее тяжелые испытания. С подвижниками связано много религиозных легенд. Лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность, целиком отдающий себя делу.
Учитель: обучающиеся 3 пары прочитали небольшую притчу о подвижнике.
Учитель: Так кто же такой, по вашему мнению, «подвижник»?
Ответы детей (Подвижник – человек, который через тяжелые испытания совершает подвиг. Краткий пересказ содержания.)
Учитель: Почему Акакий был «подвижником», в чем проявился его героизм? Выслушиваются мнения групп (Акакий переплавил золотые сосуды в монеты, выкупил пленников, накормил их и дал деньги на путь к дому. В результате чего наступил мир).
Учитель: Послушаем определение из словаря, которое подготовили обучающиеся 1-й пары. Что такое «жертва». Слайд 3
Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления.)
Подумайте, чем ваши родители жертвуют ради вас?
Как вы думаете, почему они так поступают?
Потому что наши родители любят нас. Когда человек что-то отдает, жертвует собой, в нем просыпается любовь, он начинает любить. Любовь – это прежде всего самопожертвование.
Ответы детей (Жертва преступления; Жертва насилия; Подвижник – человек, который побуждает кого-нибудь к действию). Слайд 4
Жертва Бога ради жизни человека. Васнецов В.М. Распятый Иисус Христос. 1896
Вот и Иисус Христос ради людей, от любви к нам принес Себя в жертву. Он не просто рассказал людям, как следует жить, он прожил человеческую жизнь, которой мы можем подражать, если пожелаем. И так открыл для нас дорогу на небо. Бог есть чистейший и всесовершеннейший Дух. Бог Вечный, Всеблагий, Всемогущий, Вездесущий, Всеведущий.
Бог невидим, неизменяем, неизмерим, пребывает везде, всегда и всецело. . Слайд 5
Бог любит человека. И чтобы встретиться с человеком, спасти нас, Бог принял на Себя все, что свойственно человеку. Он уставал, нуждался в воздухе, пище, не имел полной власти над природой, претерпевал унижения и страдания. Слайд 6
Вывод. Подвиги могут совершаться: ради самого себя, ради другого человека,
ради Бога.
Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.
Делая физическую зарядку, люди укрепляют свои тела. Но точно также есть зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева – а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя. В тебе укрепляется сила воли. Ты жертвуешь мелкой радостью мести и сам становишься сильнее и благороднее.
Многие христиане отказываются от того, что могло бы доставить им удовольствие – чтобы потом радость их совести и души была бы сильнее. Человек поставил перед собой серьезную и высокую цель. И ради ее достижения он отказывается от того, что само по себе и хорошо и приятно, но помешает в главном. Так поступают спортсмены, ученые. И просто умные люди.
Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, извиниться, искренне понять и признать свою неправду – это тоже жертва.
Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки себя считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие люди должны всегда угождать ему и обсудить его желания.
Жертва Богу, приносимая христианином – это его любовь к Богу и к людям. Если во имя этой любви человек переступает через свой эгоизм – он идет путем подвижничества. Вот рассказ об одном таком подвижнике. Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни, и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ради главного.
4. Проверка понимания. Закрепление
Учитель: А теперь нас с вами ждёт игра. Вспомните и напишите на доске слова, которые на ваш взгляд тесно связаны со словом «подвиг». (Не меньше пяти слов)
Дети на доске записывают слова, связанные со словом “Подвиг” (Родина, герой, смелость, спасение, мужество, отвага, правда, геройство, храбрость, жизнь, смерть, воля, справедливость, добро, доблесть, самоотверженность, милосердие).
5. Контроль усвоения. Обсуждение
Слайд 7 Обучающиеся выбирают правильный ответ
Когда можно совершить настоящий подвиг?
-только в войну
-один раз в жизни
-в любой день
Подвигу всегда сопутствует …
-удача и корысть
-любовь и жертвенность
-самолюбование и гордость
Нет больше той … , как если кто положит душу свою за друзей своих.
-надежды
-веры
-любви
6. Домашнее задание. Инструктаж
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что такое «трудовой подвиг»?
Ответы детей (Трудовой подвиг совершают люди, которые много трудятся на благо своей Родины).
Учитель: Все достижения нашей страны в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без подлинного героизма людей, которые работали в очень тяжелых условиях, не жалея сил. А знаете ли вы о трудовом подвиге ваших родственников?
Домашнее задание по выбору:
1. Подготовить сообщение на тему «Трудовой подвиг моих родственников».
2. Подготовить сообщение на тему «В наши дни всегда есть место подвигу».
7. Рефлексия. Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие новые определения и понятия нам встретились?
Фронтальное обсуждение данной модели урока детьми (Я не должен быть жадным, эгоистичным, корыстным, я должен жертвовать собой ради самого себя, ради другого человека, ради Бога, и каждый раз при этом совершать пусть маленький подвиг).
Ответы детей (Мы познакомились с понятиями «подвиг», «жертва», «подвижник»; Мы не должны быть эгоистами, жадными; Мы должны жертвовать собой ради других; Мы должны совершать подвиги; Мы узнали, что подвиги совершаются и в наше время; В жизни всегда есть место подвигам).
Слайд 8
Обучающиеся рассказывают стихотворение «Спешите делать добрые дела»
Литература: учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»
Дополнительная:
книга для учителя
словари: С. И. Ожегов «Словарь русского языка», В. В. Волина «Этимологический словарь», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»;