Операционно- Деятельностный. | 1.Работа со схемами. Посмотрите на экран. Что изображено? Сейчас мы с вами научимся проверять, сколько слогов содержится в слове с помощью хлопков. К примеру, мы возьмем слово «СОК». Посмотрите все на меня, «СОК» Я делаю один хлопок, давайте вместе, «СОК». -Сколько слогов в слове СОК? -А почему вы можете сказать, что здесь один слог? Давайте возьмем слово «ЧА-ША». Посмотрите на меня и послушайте внимательно, очень интересно сейчас будет. ЧА-хлопок-ША. Мы разделяем это слово на слоги с помощью 2-х хлопков. -А кто мне скажет, сколько же слогов в слове чаша? -А как мы узнали? Давайте рассмотрим следующею схему. К примеру, мы возьмем слово ГОРОДА. Посмотрите на меня, «ГО-хлопок-РО-хлопок-ДА» Давайте повторим еще раз, «ГО-РО-ДА». А еще, ребята, бывают слова, в которых 4, 5 слогов и более, например, слово «НЕ-ХО-РО-ШИЙ» имеет 4 слога, а слово «ЛИ-ТЕ-РА-ТУ-РА» имеет 5 слогов Итак, ребята, мы с вами сейчас научились определять с помощью хлопков и с помощью гласных звуков, сколько слогов может содержаться в слове. Так сколько же слогов может содержатся в слове? Молодцы, ребята, так как же можно определить количество слогов в слове? По количеству гласных звуков в слове. Итак, ребята, слова состоят из слогов, а слоги из гласных и согласных звуков. Давайте научимся различать ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ звуки. Но сначала поработаем с учебником. 2.Работа с учебником на стр.16. Откройте учебники на стр. 16. Рассмотрите первую картинку. - Кто на ней изображен? -А какие звуки издают люди, когда плачут? Правильно, а когда заблудятся? -А какие звуки издают животные? Составте предложение по первой картинке. Давайте рассмотрим соседнюю картинку. -Кто на ней изображен? -как вы думаете, что делает собака? -А почему может лаять собака? -Как лает собака? Составьте предложение по 2 картинке. Итак, ребята, звуки речи могут быть гласными, они тянутся, поются, не встречают при произношении никаких преград. -Давайте назовем гласные звуки, какие гласные звуки вы знаете, или может быть слышали в речи, в словах? Гласные: а, о, у, ы, и, э. Назовите согласные, они произносятся с преградами, когда воздух выдыхаем, он встречает преграду. Этими преградами являются язык, губы, зубы. Согласные: р, б, в, г, д, ж, з, й, и д.р. Итак, ребята, какие же звуки речи мы сейчас рассматривали? -Чем они отличаются друг от друга? 3.Физминутка. Теперь ребята, давайте немного отдохнём, вышли все из-за парт. А по небу ходят тучи, Вот пробился солнца лучик. (Потягивания, руки вверх.) И вокруг запели птицы! (Потягивания, руки в стороны.) Ну а нам пора учиться. (Дети садятся за парты.) 4.Чтение и анализ стихотворений на стр. 16. Ребята, сейчас я вам прочту стихотворения, которые нам даны в учебнике, а вы мне скажите, что же вы узнали про гласные? Про согласные звуки? ГЛАСНЫЕ тянутся В песне звонкой. Могут заплакать И закричать, В темном лесу- Звать и аукать. Но не желают Свистеть и ворчать. -Так что мы узнали о гласных звуках из этого стихотворения? Хорошо, а теперь послушаете стихотворение о согласных звуках. А СОГЛАСНЫЕ Согласны Шелестеть, шептать, Свистеть, Даже фыркать И скрипеть. Но не хочется им петь. Что мы можем сказать о согласных звуках? Итак, ребята, правильно, гласные тянутся, поются, не встречая преград, а согласные наоборот, произносятся с преградой. 5.Работа в парах на стр. 16. Давайте с вами обратим внимание на задание с вишенкой. -Кто мне скажет, что же обозначает такое задание? Итак, назовите какой-либо звук, а твой друг пусть определит, гласный это звук или согласный? Хорошо, молодцы ребята. 6. работ со схемами. Давайте рассмотрим картинки и схемы в самом низу страницы. -Что там изображено? Посчитайте, сколько звуков «А» на схеме каждой из картинок. -Какие же звуки входят в состав слова «ШАР»? -А какие звуки входят в состав слова «ОСА»? -А в состав слова «ЛУНА»? Итак, ребята, кто был внимателен и запомнил, каким цветом изображаются гласные звуки и согласные? Правильно, гласные обозначаются красным, а согласные-синим цветами. 7.Физминутка. Пришла пора нам отдохнуть, вышли все из-за парт. Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. 8.Выполнение упр. в рабочих тетрадях на стр. 9. Теперь давайте отложим учебники, они нам больше не понадобятся. Нам нужно открыть рабочие тетради на стр. 9. -Рассмотрите картинки, кто на них изображен? -А где вы их видели? Давайте обратим внимание на зебру, на первую картинку, и выделим первый звук З- какой он? Гласный или согласный? А почему? Давайте посмотрим на вторую картинку. Выделим первый звук О-а он какой? Гласный или согласный? -А почему? Ну и, наконец, посмотрим на третью картинку. Выделим первый [Б]-какой он? Гласный или согласный? -А почему вы так считаете? А теперь возьмите в руки простые карандаши и поставьте знак «галочка» рядом с тем изображением предмета, названия которых начинаются с согласных звуков. Итак, возле каких изображений вы поставили этот знак ? -А почему вы решили именно так? | Открывают учебники, смотрят на экран. Схемы слов 1 слог Потому что был 1 хлопок. 2 слога. С помощью хлопков и путем узнавания гласных звуков. Дети определяют, что в слове 3 слога. Повторяют вместе с учителем. 1,2,3, и т.д. По количеству гласных звуков в слове. Мама, дети, и т.д. «ааа» «уаа». «ауу» «эээй». Мяу, гав, ку-ка-ре-ку, муу, и т.д. Мама с детьми гуляют в парке. Пес, Собака, пчела. Гавкает, лает. Ее укусила пчела. Гав. Гласные: а, о, у, ы, и, э. Согласные: р, б, в, г, д, ж, з, й. Гласные и согласные. Гласные тянутся и произносятся без преград, а согласные произносятся с преградами в виде зубов, губ, языка. Выполняют физминутку. Что гласные тянутся, аукают и т.д. Что они не тянутся, а фыркают и скрипят. Работа в паре. Выполняют работу в парах. Шар, оса, луна. На каждой схеме по 1 гласной «А» Ш, А, Р. А, С, А. Л, У, Н, А. Гласные-красным. Согласные-синим. Выполняют физминутку. Открывают тетради. Зебра, ослик, бабочка. В лесу, в зоопарке, по телевизору. Согласный. Произносится с преградой. Гласный. потому что он тянется. Согласный. Произносится с преградой. Выполняют самостоятельную работу. Возле зебры и бабочки. Потому что, З и Б-это согласные звуки, они произносятся с преградами. |