Литературное чтение
УМК «Гармония» 3 класс
Раздел: Каждый своё получил
Тема: «Черепаха и скорпион». Узбекская сказка
Цель: познакомить учащихся с узбекской сказкой «Черепаха и скорпион»; учить детей самостоятельно работать с текстом, выделять главную мысль в тексте.
Задачи: 1. Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки чтения;
2. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, как нравственных начал человека;
3. Развивать умения учащихся анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;
4. Развитие эмоциональности и любознательности.
Оборудование: ИКТ; учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 2; конверты со словами, пословицы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Мотивация к учебной деятельности
Добрый день!
Тихо сели.
Дети приводят в порядок рабочее место.
Дежурные усаживают только тех учеников, которые не только готовы сами, но и их сосед по парте тоже готов.
Регулятивные УУД (самоконтроль)
Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
Подготовка к восприятию
- Продолжаем работать в разделе «Каждый своё получил».
- Послушайте загадку:
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят…(1 слайд)
-Послушаем сообщение об этом животном.
-Слушаем следующую загадку.
Всех он жалит и кусает,
Никого не отпускает.
По пустыне скачет он
А зовётся ….
- Послушаем сообщение
Черепаха
Ребёнок рассказывает о черепахе.
Скорпион
Ученик рассказывает о скорпионе
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Постановка цели урока
-Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?
-Какие задачи поставим в уроке?
-Кто автор данного произведения?
(2 слайд)
- О черепахе и скорпионе
Познакомиться с этим произведением, узнать что - то интересное о этих героях.
Регулятивные УУД (целеполагание)
(прогнозирование)
Открытие нового
1. Упражнения на отработку техники чтения
- прежде чем приступить к чтению произведения, мы поработаем с трудными словами, которые встретятся в тексте.
3 слайд и 4 слайд
2. Чтение и анализ и сказки.
- Понравилась ли вам сказка?
- Что понравилось?
Дети читают слова с правильным произношением и постановкой ударения.
Ответы детей, высказывание своего мнения
Общеучебные познавательные УУД:
Умение работать с текстом
Умение выделять существенное
Личностные УУД:
Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм
Физкультминутка для глаз «На море»
5 слайд
- Все встали и немного отдохнём.
Дети следят глазками за стрелкой
- Сейчас вы прочитаете сказку, работая в паре. Во время чтения на полях учебника отметьте ваше отношение к событиям, поступкам героев знаками «+» и «-»
Дети читают сказку, работая в паре, и выделяют своё отношение к героям.
Общеучебные УУД ( умение работать с текстом)
-Менялось ли ваше настроение по ходу чтения?
- Какой момент в сказке особенно вам понравился?
- Какой момент на ваш взгляд был самым напряжённым, тревожным?
- Почему Черепаха отправилась в путь вместе со Скорпионом? Прочитайте.
- Найдите в тексте, почему Черепаха вернулась за Скорпионом?
-Прочитайте, что почувствовала Черепаха, когда перевозила Скорпиона на другой берег?
- О чём Черепаха напоминала Скорпиону?
Ответы учащихся.
Читают на с. 53
Читают на с. 53
Читают на с. 54
-Можешь свалиться. Мы ведь с тобой товарищи.
Логические УУД (анализ, синтез)
Первичное закрепление
- Сейчас проверим, на сколько
Внимательно вы читали сказку.
Возьмите конверты. Достаньте полоски бумаги. На них написаны действия наших героев или их высказывания.
-Ваша задача, обсудив в паре, разложить эти полоски на 2 группы: 1 вариант, что относится к Черепахе, 2 вариант – к Скорпиону.
- Внимание на доску, сравните свои работы(6 слайд)
- Давайте по рассуждаем:
- Правильно ли поступила Черепаха, утопив Скорпиона?
- Отвечая «Да» поставьте себя на место Черепахи.
-Отвечая «Нет» поставьте себя на место Скорпиона – какие доводы он смог привести в своё оправдание.
Работа с пословицами.
- Возьмите карточку с пословицами.
-Внимательно прочитайте каждую.
- Подчеркните ту пословицу, которая по вашему мнению, выражает главную мысль этой сказки.
- Объясните, почему именно её выбрали? (слайд 7)
Дети работают в паре на карточке.
Одна пара выходит к доске и распределяет слова.
В процессе обсуждения появляется правильный вариант.
Ответы детей
Работа над пословицами
Коммуникативные УУД (планирование)
Логические УУД
(рассуждение, доказательство)
Логические (рассуждение, доказательство)
Итог урока
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли мы этой цели? Чему нас учит эта сказка?
Ответы детей
Рефлексия
- Кто сегодня вам понравился, как работал на уроке? Почему?
Ответы детей
Выставление оценок
Хорошо поработали …
Домашнее задание
Чтение сказки по ролям.
Запись задания в дневник
Коммуникативные (планирование)