Актуализация знаний. Постановка целей урока. | - Помните ли вы такие строки? Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная Да затейница какая! Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт. Кто узнал, что это за сказка? «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» (Слайд 4) -Кто знает, какие бывают сказки? Сказки можно разделить на две группы. (Слайд 5) Сказки народные авторские -Почему они называются народными? -Приведите примеры таких сказок. («Колобок», «Лиса и журавль», «Репка»…) -Почему называются авторскими? -Какие авторские сказки вы читали? ( «Гадкий утёнок»Х.К.Андерсен,, К.И Чуковский «Мойдодыр ».) - Это авторская сказка или народная? (Авторская, потому что у неё есть автор .) Кто её автор? (А.С.Пушкин) - Правильно, эту сказку написал Александр Сергеевич Пушкин - Так чему же будет посвящён наш урок? Пушкин. Какие еще сказки этого писателя Вы уже знаете? (Слайд 5)(Сказкам Пушкина). - Сегодня на уроке, читая сказки А.С. Пушкина мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить. | Ответы детей. Приводят примеры. Дети самостоятельно формулируют цели урока. | Л: Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности.; Р: Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; П:Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; К К :Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. |
Работа по теме урока | Фронтальная работа -Обратите внимание, у нас оформлена выставка посвященная творчеству великого поэта А.С.Пушкину. Вы можете потом ознакомиться с ней. Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина (рассказ учителя) (Слайд 7)ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837). Александр Сергеевич Пушкин — поэт, прозаик, драматург. Родился в Москве, в дворянской семье. Отец- офицер в отставке, мать — внучка знаменитого «арапа Петра Великого» Ганнибала. Мальчика воспитывали бабушка и няня Арина Родионовна. Няня рассказывала ему сказки, пела народные песни. В 12 лет Пушкин поступил в Лицей в Царском Селе под Петербургом.
(Слайд 8) Окончив Лицей, Пушкин посвятил себя литературе. Первой его изданной книгой стала поэма «Руслан и Людмила». В 1820 году за вольнолюбивые стихи Пушкина по приказу царя Александра I выслали на юг России. Там он написал поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», стихотворения «Ночь», «Демон», «К морю». Затем поэта сослали в псковское имение его родителей — село Михайповское. Там Пушкин жил замкнуто, слушал сказки няни Арины Родионовны, читал ей свои новые стихи: «19 октября», «Зимний вечер», «Няне» И другие. В Михайловском он создал трагедию «Борис Годунов», почти закончил роман в стихах «Евгений Онегин». Вернувшись из ссылки, Пушкин написал повесть «Капитанская дочка», поэмы «Полтава», «Медный всадник», «Сказку о царе Салтане … », «Сказку о рыбаке и рыбке» и множество стихов. 27 января 1837 года, защищая честь жены, Пушкин дрался на дуэли близ Петербурга и был смертельно ранен. Через двое суток (29 января) он умер.(Слайд 9) Работа в группах. (по карточкам) Приложение 1 -А кто читал произведения А.С.Пушкина? Какие? Сейчас я вам раздам карточки, вы должны соединить отрывки из сказок с их названием. В синем небе звезды блещут В синем море волны плещут, Туча по небу идет, Бочка по мору плывет. Словно горькая вдовица Плачет, бьется в ней царица ...» «Сказка о царе Салтане «Старичок к старухе воротился, Что ж? пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным…» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого ?» «Сказка о попе и о работнике его Балде» «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого И жених сыскался ей, Королевич Елисей…» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» «Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить…» «Сказка о золотом петушке» Взаимопроверка. | Прогнозируют содержание раздела. Работают в группах по карточкам. Обучающиеся работают по карточкам, осуществляют взаимоконтроль. | Л:Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова. Р: Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; П : Читать и слушать, извлекая Нужную информацию; Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение. К. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи. |
| Работа по учебнику, с. 52 – 53 Рассмотрите иллюстрации на с.52-53. -Узнаете ли вы эти произведения? («Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и др А.С.Пушкин.) -Теперь давайте мы почитаем отрывки из сказок знаменитого русского писателя А.С.Пушкина. (текст с. 52-53 читает учитель, дети следят по учебнику). Словарная работа. Давайте вместе прочитаем слова, которые могут вызвать у вас затруднения при чтении. Самостоятельная работа. Выразительное чтение. | Обсуждают прочитанное. Читают произведение плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Хоровое чтение Дети работают с толковым словарём.
Читают отрывки из сказки А. Пушкина. | Л: Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова. Р: Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. П: Осознавать познавательную информацию. Читать и слушать, извлекая нужную информацию. Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму . Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения. К: Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
|
Продолжение работы по теме | Чтение учащимися А теперь перейдём к чтению произведений «по цепочке». Выборочное чтение. Вопросы по прочитанному Найдите в тексте и прочтите: что делал кораблик в море? Что необычного в орехах, которые грызёт белка? От чего во дворе топот стоял? Что делает ветер? Кого боится ветер? -Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. -Как вы уже заметили, что сказки А.С.Пушкина написаны в стихах? -Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи? -А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи? -Для начала нужно научиться подбирать рифму. Что же такое рифма? Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 11) Работа в парах. -Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие. Приложение 2 1 ряд – комар, кошмар, отвар… 2 ряд – рыбка, скрипка, ошибка…. Работа в группах. -В сказках всегда происходит волшебство. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли волшебников. Дело в том, что злой колдун испортил иллюстрации к сказкам. Нужно помочь сказочным героям, соберите картинку и назовите к какой сказке она, назовите героев этой сказки. Собери мозаику (в конверте) Приложение 3 | Учащиеся читают отрывки из произведений А. С. Пушкина «по цепочке» Обсуждать прочитанное. Приводят примеры
Работают по карточкам в парах.
Собирают мозаику в группах | Р:Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. П : Осознавать познавательную информацию. Ф Фиксировать информацию различными способами. К :Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.
|
Рефлексия | - Оцените свою работу на уроке. -Солнышко - кто доволен своей работай. -Тучка - кто испытывал затруднения при выполнении заданий. -С какими заданиями вам было тяжело справится? (Слайд 12) Не стало Пушкина давно Уж много лет с тех пор прошло, Не только лет, веков, Но остров на море лежит, И на острове пустынном, Там, где рос дубок единый, До сих пор стоит на нем Старый город со дворцом! С златоглавыми церквами, С теремами и с садами. Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом - Белки там живут ручные Да затейницы такие, Белки песенки поют Да орешки все грызут. Этот город охраняют В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря! Царевна Лебедь их встречает, Под косой луна блестит, А во лбу звезда горит. За службу всех благодарит!
Заслуга сказок Пушкина Очень велика, Мы знаем - сказки Пушкина Будут жить века!!! | Оценивают свою работу. | Р :Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. П: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |