kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме: "А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК:  «  Начальная школа XXI века»

Тема урока

А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».

Цели урока:

Предметные:

Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.

Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Задачи:

Образовательная

продолжить знакомить учащихся со сказками и произведениями А.С.Пушкина. Развивать умение выразительно читать произведение,

передавая интонацией настроение;

работать со «сказкой о рыбаке и рыбке»;

Коррекционно-развивающая:

учить  выделять главную мысль;  обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание.

Учить читать произведения вслух.

Воспитательная:

воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений.

учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание сказки; 

Ресурсы:

1.Учебник Л.А.Ефросинина Литературное чтение.

2. Л.А.Ефросинина Тетрадь по литературному чтению.

3.Презентация к уроку.

4. Индивидуальные карточки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" »


Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

Школа: МБОУ «СОШ №28»

Учитель: Костылина Татьяна Викторовна

УМК: « Начальная школа XXI века»


Тема урока

А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».



Цели урока



















Задачи:

Предметные:

Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.

Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Образовательная

продолжить знакомить учащихся со сказками и произведениями А.С.Пушкина. Развивать умение выразительно читать произведение,

передавая интонацией настроение;

работать со «сказкой о рыбаке и рыбке»;

Коррекционно-развивающая:

учить выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание.

Учить читать произведения вслух.

Воспитательная:

воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений.

учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание сказки;

Основные понятия

Бояре, дворяне, невежа, была б на посылках, перечить. Остаться у разбитого корыта.

Тип урока

Обобщающий.

Ресурсы

1.Учебник Л.А.Ефросинина Литературное чтение.

2. Л.А.Ефросинина Тетрадь по литературному чтению.

3.Презентация к уроку.

4. Индивидуальные карточки.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности










Целеполагание

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;


Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

Клип « В гостях у сказки».

(До слов: «потому что он видел все сам…»



Я думаю, что под эту замечательную мелодию вы подготовились и настроились на продуктивный урок.




-Посмотрите на доску.

Какие желания бы вы хотели сегодня исполнить на уроке литературного чтения?

-предлагаю вам заполнить табло желаний.

(На доске карточки. См.прил. 1)


- Это наши желания. Сможем ли мы сразу исполнить их?


-Почему?


-Совершенно верно. Если внимательно посмотрите на табло с нашими желаниями, то сможете самостоятельно понять, над какой темой урока мы будем сегодня работать.


-Обратите внимание на форму карточек и их цвет, о чем вам говорят они?











Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.









Совместно выбирают подходящие к уроку чтения карточки.





-Нет.



-Не знаем темы урока.









-Круг-это «заменитель» жанра сказки, а цвет- это «заменитель» темы «о волшебстве и приключениях».


-Мы будем продолжать знакомиться со сказками.



Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.


Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

















Проверка д/з

-Как называется раздел, который помогает нам знакомиться с нашими любимыми сказками?

-С какой сказкой мы начали знакомиться на прошлом уроке?


-Понравилась вам эта сказка, заинтересовала?

-Кто автор этого произведения?

На этот вопрос вы ответите письменно в рабочей тетради на стр. 86 №1. Запишите имя отчество и фамилию полностью.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

-Как же его зовут?


(слайд с портретом 3)

-Краткую справку об этом великом поэте приготовил нам Демченко К.


- Кто скажет, с какого этапа мы начинаем каждый наш урок?

-Что же было задано?







Проверка каждого задания. После ответа происходит обсуждение ответа, самооценка, оценка одноклассниками, выставляется оценка учителя (аргументировано по критериям)

На слайде: правильность, выразительность, умение показать настроение героев.

- Там чудеса…



-Сказка о рыбаке и рыбке.













отвечает


Приложение 2




-Проверка домашнего задания.


-Задание по выбору(разноуровневые задания):

1. Выразительно прочитать часть.

2. Выучить ее наизусть.

3. Инсценировать 1 часть.







Слайд 4



















Кому не терпится прочитать продолжение сказки? Но прежде, чем мы начнем читать …

-Прочитайте слова А.С.Пушкина на доске, подумайте и попробуйте сказать, на какой вопрос вы мне должны ответить в конце урока?



- А что поможет нам ответить на этот вопрос, что мы должны выяснить о героях сказки?









-Начинаем читать.



Слайд 5

«Сказка ложь,да в ней намек! Добрым молодцам урок».


-Чему научила нас сказка? (на доске открываю, закрытую листами надпись)



-Мы должны дать характеристику героям, узнать какие хорошие и плохие поступки они совершают.


Принятие учебной задачи.


Открытие новых знаний

1 этап. Чтение.





Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.


Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Откройте стр. 154 часть 4 И до слов «Старичок к старухе воротился» читаем шепотом.

Далее дочитывает учитель, по ходу чтения проводит словарную работу. Часть 5 читают хорошо читающие ученики.


-Какие чувства у вас остались после чтения? Было ли жалко кого-нибудь?


-Можно ли назвать конец сказки хорошим?








































- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Восприятие текста.



Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.


Выражение своих чувств, мыслей.


















Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка

для глаз

Слайд 6

2 этап. Работа с текстом после чтения.



Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;


Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;







Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;


Откройте стр.158 и прочитайте вопрос 3.

- Итак, давайте выясним. Какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

Слайд с качествами.


-Каким же вы видите старика?




-Прочитайте отрывки из текста, доказывающие, что старик был именно таким.


-Скажите, старик был положительным героем? Или все таки у него были качества, не соответствующие положительным героям?

Например, такие качества, как безвольность,безотказность?От каких двух слов образовано слово «безвольность»,»безотказность»?

-Что это значит?


-Эти качества полезны только тогда, когда оправданы .Но в сказке А.С.Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

-Случается ли такое в жизни?
- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет.

-Например?







-Молодцы.




-А какой же была старуха?





-Зачитайте.

-Как же была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?


-Да, она осталась у разбитого корыта. Кстати, выражение « остаться у разбитого корыта» употребляется в речи до сих пор. А что оно означает?





-А какому герою мы с вами еще не дали характеристику?


-Как вы думаете, какая была рыбка?

-Почему?


А теперь, вспомните все о чем мы с вами говорили и самостоятельно выполните задание 2 в рабочей тетради.





Принятие учебной задачи.

Отвечают на вопрос, объясняют.




-мягкий, он выполнял приказания старухи, податливый, безвольный, смиренный, безотказным.



Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.







Без воли, без отказа

Не может настоять на своем, не может отказать.


















- Если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком. 





-Властной, злобной, жадной, грубой, требовательной, неблагодарной.

-Осталась у разбитого корыта.





-Остаться ни с чем, потерять все что имел.





-золотой рыбке.

- Благодарная, добрая, справедливая.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Подвижная музыкальная физминутка «Зарядка под музыку: «Три желания»





А теперь прочитайте задание № 3 в рабочей тетради. Начнем выполнять его вместе.

Ответ записываем цитатой.

Вспомните, что такое цитата.



-Что же просила старуха в первый раз? Зачитайте.

-Как описывает А.С.Пушкин море, к которому пришел старик с этой просьбой?


-Второе желание старухи?


-Каким стало море?





В третий раз, что захотела старуха?



-Как отреагировало море?




Четвертое желание?



-А море?




-И последнее пятое желание?



-И каким же море стало на этот раз?



-Подумайте и скажите, можно ли море назвать еще одним героем сказки?

-Почему?







-Как вы думаете, почему на последнем желании, рыбка ничего не ответила и ушла в глубокое море?





-Цитата-дословная выдержка из текста.

-Надобно ей новое корыто.

-Слегка разыгралось.

Слайд с иллюстрацией.

-Избу просит сварливая баба»

-Помутилось синее море.

СЛАЙД

-«Хочу быть столбовою дворянкой»

-«Не спокойно синее море»

СЛАЙД

-«Хочу быть вольною царицей»

-«почернело синее море»

Слайд

-«Хочу быть владычицей морскою»

-«На море черная буря»

СЛАЙД



-Выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо.

-Добро небезгранично. Она положила конец желаниям старухи властвовать.





Итог урока. Рефлексия





Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.








Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


Коммуникативные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;


Какова была цель нашего урока?







Можете ответить на этот вопрос?





Молодцы! Можно сказать, что цель нашего урока достигнута?

- Понравилась вам сказка А.С. Пушкина? Захотелось вам прочитать еще какие-нибудь сказки Пушкина?

А где вы можете их найти?



Ну а теперь я предлагаю табло наших желаний, которое мы составили в начале урока, превратить в табло результатов урока.

-Прикрепите к центральной фигуре карточки самых удавшихся своих действий. У каждого на столах, приклеивают.

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

-С помощью характеристики главных героев, их поступков, сказать, чему научила нас сказка.




Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.











-В домашней библиотеке, в школьной библиотеке, в интернете.







Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.







Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):

1.Подготовить чтение по ролям.
2. Найти и прочитать другие сказки А.С.Пушкина
3.Нарисовать иллюстрации к понравившейся сказке.

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.



















































Приложение 1

Табло желаний

Слушать

Читать

Узнавать новое

Рассуждать

Решать математические задачи

Выделять орфограммы

Отвечать на вопросы





































Приложение 2

«Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов -французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети»

11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме: "А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»"

Автор: Костылина Татьяна Викторовна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132428


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства