Тема урока | А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ». |
| |
Цели урока Задачи: | Предметные: Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев. Личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. Познавательные: Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Образовательная продолжить знакомить учащихся со сказками и произведениями А.С.Пушкина. Развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; работать со «сказкой о рыбаке и рыбке»; Коррекционно-развивающая: учить выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание. Учить читать произведения вслух. Воспитательная: воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений. учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание сказки; |
Основные понятия | Бояре, дворяне, невежа, была б на посылках, перечить. Остаться у разбитого корыта. |
Тип урока | Обобщающий. |
Ресурсы | 1.Учебник Л.А.Ефросинина Литературное чтение. 2. Л.А.Ефросинина Тетрадь по литературному чтению. 3.Презентация к уроку. 4. Индивидуальные карточки. |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Мотивация к учебной деятельности Целеполагание | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из текста загадки. | Клип « В гостях у сказки». (До слов: «потому что он видел все сам…» Я думаю, что под эту замечательную мелодию вы подготовились и настроились на продуктивный урок. -Посмотрите на доску. Какие желания бы вы хотели сегодня исполнить на уроке литературного чтения? -предлагаю вам заполнить табло желаний. (На доске карточки. См.прил. 1) - Это наши желания. Сможем ли мы сразу исполнить их? -Почему? -Совершенно верно. Если внимательно посмотрите на табло с нашими желаниями, то сможете самостоятельно понять, над какой темой урока мы будем сегодня работать. -Обратите внимание на форму карточек и их цвет, о чем вам говорят они? | Самоконтроль готовности. Настрой на работу.
Совместно выбирают подходящие к уроку чтения карточки. -Нет. -Не знаем темы урока. -Круг-это «заменитель» жанра сказки, а цвет- это «заменитель» темы «о волшебстве и приключениях». -Мы будем продолжать знакомиться со сказками. |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Проверка д/з | -Как называется раздел, который помогает нам знакомиться с нашими любимыми сказками? -С какой сказкой мы начали знакомиться на прошлом уроке? -Понравилась вам эта сказка, заинтересовала? -Кто автор этого произведения? На этот вопрос вы ответите письменно в рабочей тетради на стр. 86 №1. Запишите имя отчество и фамилию полностью. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. -Как же его зовут? (слайд с портретом 3) -Краткую справку об этом великом поэте приготовил нам Демченко К. - Кто скажет, с какого этапа мы начинаем каждый наш урок? -Что же было задано? Проверка каждого задания. После ответа происходит обсуждение ответа, самооценка, оценка одноклассниками, выставляется оценка учителя (аргументировано по критериям) На слайде: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. | - Там чудеса…
-Сказка о рыбаке и рыбке. отвечает Приложение 2 -Проверка домашнего задания. -Задание по выбору(разноуровневые задания): 1. Выразительно прочитать часть. 2. Выучить ее наизусть. 3. Инсценировать 1 часть. Слайд 4 |
| Кому не терпится прочитать продолжение сказки? Но прежде, чем мы начнем читать … -Прочитайте слова А.С.Пушкина на доске, подумайте и попробуйте сказать, на какой вопрос вы мне должны ответить в конце урока? - А что поможет нам ответить на этот вопрос, что мы должны выяснить о героях сказки? -Начинаем читать. | Слайд 5 «Сказка ложь,да в ней намек! Добрым молодцам урок». -Чему научила нас сказка? (на доске открываю, закрытую листами надпись) -Мы должны дать характеристику героям, узнать какие хорошие и плохие поступки они совершают. Принятие учебной задачи. |
Открытие новых знаний 1 этап. Чтение. | | | |
| Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Откройте стр. 154 часть 4 И до слов «Старичок к старухе воротился» читаем шепотом. Далее дочитывает учитель, по ходу чтения проводит словарную работу. Часть 5 читают хорошо читающие ученики. -Какие чувства у вас остались после чтения? Было ли жалко кого-нибудь? -Можно ли назвать конец сказки хорошим? - Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. | Восприятие текста. Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Выражение своих чувств, мыслей.
|
Физкультминутка | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Музыкальная физкультминутка для глаз | Слайд 6 |
2 этап. Работа с текстом после чтения. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; | Откройте стр.158 и прочитайте вопрос 3. - Итак, давайте выясним. Какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста. Слайд с качествами. -Каким же вы видите старика? -Прочитайте отрывки из текста, доказывающие, что старик был именно таким. -Скажите, старик был положительным героем? Или все таки у него были качества, не соответствующие положительным героям? Например, такие качества, как безвольность,безотказность?От каких двух слов образовано слово «безвольность»,»безотказность»? -Что это значит? -Эти качества полезны только тогда, когда оправданы .Но в сказке А.С.Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти. -Случается ли такое в жизни? - В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. -Например? -Молодцы. -А какой же была старуха? -Зачитайте. -Как же была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность? -Да, она осталась у разбитого корыта. Кстати, выражение « остаться у разбитого корыта» употребляется в речи до сих пор. А что оно означает? -А какому герою мы с вами еще не дали характеристику? -Как вы думаете, какая была рыбка? -Почему? А теперь, вспомните все о чем мы с вами говорили и самостоятельно выполните задание 2 в рабочей тетради. |
Принятие учебной задачи. Отвечают на вопрос, объясняют. -мягкий, он выполнял приказания старухи, податливый, безвольный, смиренный, безотказным. Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы. Без воли, без отказа Не может настоять на своем, не может отказать. - Если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
-Властной, злобной, жадной, грубой, требовательной, неблагодарной. -Осталась у разбитого корыта.
-Остаться ни с чем, потерять все что имел.
-золотой рыбке. - Благодарная, добрая, справедливая. |
Физкультминутка | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Подвижная музыкальная физминутка «Зарядка под музыку: «Три желания» | |
| | А теперь прочитайте задание № 3 в рабочей тетради. Начнем выполнять его вместе. Ответ записываем цитатой. Вспомните, что такое цитата. -Что же просила старуха в первый раз? Зачитайте. -Как описывает А.С.Пушкин море, к которому пришел старик с этой просьбой? -Второе желание старухи? -Каким стало море? В третий раз, что захотела старуха? -Как отреагировало море? Четвертое желание? -А море? -И последнее пятое желание? -И каким же море стало на этот раз? -Подумайте и скажите, можно ли море назвать еще одним героем сказки? -Почему? -Как вы думаете, почему на последнем желании, рыбка ничего не ответила и ушла в глубокое море? |
-Цитата-дословная выдержка из текста. -Надобно ей новое корыто. -Слегка разыгралось. Слайд с иллюстрацией. -Избу просит сварливая баба» -Помутилось синее море. СЛАЙД -«Хочу быть столбовою дворянкой» -«Не спокойно синее море» СЛАЙД -«Хочу быть вольною царицей» -«почернело синее море» Слайд -«Хочу быть владычицей морскою» -«На море черная буря» СЛАЙД
-Выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо. -Добро небезгранично. Она положила конец желаниям старухи властвовать. |
| | | |
Итог урока. Рефлексия | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Коммуникативные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; | Какова была цель нашего урока?
Можете ответить на этот вопрос?
Молодцы! Можно сказать, что цель нашего урока достигнута? - Понравилась вам сказка А.С. Пушкина? Захотелось вам прочитать еще какие-нибудь сказки Пушкина? А где вы можете их найти?
Ну а теперь я предлагаю табло наших желаний, которое мы составили в начале урока, превратить в табло результатов урока. -Прикрепите к центральной фигуре карточки самых удавшихся своих действий. У каждого на столах, приклеивают. - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. | -С помощью характеристики главных героев, их поступков, сказать, чему научила нас сказка. Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос. -В домашней библиотеке, в школьной библиотеке, в интернете. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
|
Домашнее задание (творческое) | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся): 1.Подготовить чтение по ролям. 2. Найти и прочитать другие сказки А.С.Пушкина 3.Нарисовать иллюстрации к понравившейся сказке. | Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |
«Величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов -французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети»