kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения по теме: "А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

№ п/п

Параметр

Описание

  1.  

Учебный предмет, класс, УМК

Литературное чтение, 4 «К»  класс, УМК «Начальная школа XXI века»

  1.  

Тема занятия/урока

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

  1.  

Цель урока

Научить анализировать поступки героев;

Методы

Групповые, фронтальные, индивидуальные

  1.  

Ожидаемый учебный результат

Предметные 

Метапредметные

Личностные

Знать: особенности авторских и народных сказок

Уметь:

·       может выделить главную мысль сказки

·       может составить портрет сказочного героя

Познавательные: уметь выделять в тексте пословицы, использовать схемы, модели.

Регулятивные: составлять схематический план, формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты; ставят вопросы к тексту и отвечают на вопросы; умеют выражать свое отношение к прочитанному.

Осознание ответственности за поступки, этические  чувства.

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

  1.  

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Компьютер, проектор, презентация к уроку

Рабочая тетрадь,  учебник, выставка книг, нарисованный замок, вырезанные силуэты петушков.

  1.  

Педагогические технологии

Здоровьесбережение, поэтапного формирования действий, дифференцированного подхода в обучении, информационно-коммуникативная.

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель - результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация.

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)

Настроить учащихся на активную работу.

Организация внимания школьников. Формирование  целевых установок урока,

готовность слышать и воспринимать информацию. Готовность учащихся к активной познавательной деятельности.

– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за прелесть эти сказки!»
– Мы с вами будем работать по сказке. А вот по какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой тест.

1. Назовите автора семи сказок:

И.А. Крылов 
Л.Н. Толстой
А.С. Пушкин 
А.Е. Измайлов
В.А. Жуковский

2. Назовите сказку А.С. Пушкина

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»
«Петух и собака»

3. Имя героя «Сказки о золотом петушке»:

Царь Салтан
Князь Гвидон
Царь Дадон
Царь Матвей
Царь Берендей

- А.С.Пушкин

- «Сказка о золотом петушке»

- Царь Дадон

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

 Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения,

представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

– Тема сегодняшнего урока…

– Посмотрите на портрет поэта. Обратите внимание на годы жизни его.
– Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
– За 38 лет оставил такое наследие потомкам!

– Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

(На доске высвечиваются иллюстрации из сказок А. С. Пушкина, следом название сказки и год написания)

- Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»

- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка рыбаке и рыбке»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

«Сказка о золотом петушке»,

Открытие нового (знания, способа действия)

Физкульт/минутка

 Формирование и развитие совместной познавательной деятельности по открытию нового.

– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая называется «Жених».
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина.Я буду рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки уже своим детям.

(Дыхательная гимнастика)

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Творческие задания

Формирование умения обобщать знания.

– Давайте вспомним начало сказки. Я предлагаю посмотреть сценку из этой сказки.

(Инсценировка начала сказки от начала сказки до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит, бьется петушок, обратившись на восток»)

Кто главные герои сказки?

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

– Докажите словами текста, что царь был задиристым.

– В каких словах выражается его грозность
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? 

– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

– В чем ещё проявилась беспомощность Дадона?

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.

– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? 

– Когда проявилась глупость царя?

– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? 

– Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет 

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? 

– О ком так в жизни говорят?

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? 

– Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

– Где проявилась своенравность царя? 

–Докажите словами текста

– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? 

– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? 

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно?

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка? 

Петушок

– Докажите, что петушок был верным царю. 

– Сколько раз петушок выручал царя? 

– Когда петушок проявил справедливость?

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? 

- Царь Дадон и петушок

задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный

- И соседям то и дело
Наносил обиды смело

- Смолоду был грозен он.

- Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.
Инда плакал царь Дадон,
- Инда забывал и сон.

Вот он с просьбой о помоге
- Обратился к мудрецу.

Должен был он содержать
Многочисленную рать.

- Со злости
Инда плакал.

Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.

- Волю первую твою
Я исполню, как мою.

- Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет.

- Горы золота сулит.

- Славный

- О том, кто делает добрые, славные дела

- Сопоставить добро и зло

- В разговоре с мудрецом в конце сказки

- Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?

- Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.

- Злые

- Петушок

 - Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки.

- Верный, справедливый

- Верный сторож как со сна.

- Три раза.

- Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!

- Когда золотой петушок… клюнул в темя.

Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?

– Как понимаете смысл этой поговорки? 

– Чему учит эта сказка? 

– У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни.

– Итог урока хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются детские пожелания и вкладываю петушков в нарисованный замок.)
– Чему научила вас эта сказка?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»

- Не рой другому яму – сам туда попадешь.

Правда суда не боится.

По правде и сила.

Пока жареный петух в голову не клюнет…

- Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.

- Делать добро, не быть злыми, жестокими.

(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: "А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»»

Технологическая карта урока

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс, УМК

Литературное чтение, 4 «К» класс, УМК «Начальная школа XXI века»

Тема занятия/урока

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цель урока

Научить анализировать поступки героев;


Методы

Групповые, фронтальные, индивидуальные

Ожидаемый учебный результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: особенности авторских и народных сказок


Уметь:

  • может выделить главную мысль сказки

  • может составить портрет сказочного героя





Познавательные: уметь выделять в тексте пословицы, использовать схемы, модели.

Регулятивные: составлять схематический план, формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты; ставят вопросы к тексту и отвечают на вопросы; умеют выражать свое отношение к прочитанному.

Осознание ответственности за поступки, этические чувства.

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.


Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Компьютер, проектор, презентация к уроку

Рабочая тетрадь,  учебник, выставка книг, нарисованный замок, вырезанные силуэты петушков.

Педагогические технологии

Здоровьесбережение, поэтапного формирования действий, дифференцированного подхода в обучении, информационно-коммуникативная.


Основные этапы и виды деятельности


Этап урока

Цель - результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация.

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)

Настроить учащихся на активную работу.

Организация внимания школьников. Формирование целевых установок урока,

готовность слышать и воспринимать информацию. Готовность учащихся к активной познавательной деятельности.

– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за прелесть эти сказки!»
– Мы с вами будем работать по сказке. А вот по какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой тест.

1. Назовите автора семи сказок:

И.А. Крылов 
Л.Н. Толстой
А.С. Пушкин 
А.Е. Измайлов
В.А. Жуковский

2. Назовите сказку А.С. Пушкина

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»
«Петух и собака»

3. Имя героя «Сказки о золотом петушке»:

Царь Салтан
Князь Гвидон
Царь Дадон
Царь Матвей
Царь Берендей







- А.С.Пушкин





- «Сказка о золотом петушке»





- Царь Дадон

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения,

представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

– Тема сегодняшнего урока…

– Посмотрите на портрет поэта. Обратите внимание на годы жизни его.
– Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
– За 38 лет оставил такое наследие потомкам!

– Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

(На доске высвечиваются иллюстрации из сказок А. С. Пушкина, следом название сказки и год написания)





- Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»




- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка рыбаке и рыбке»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

«Сказка о золотом петушке»,


Открытие нового (знания, способа действия)






Физкульт/минутка

Формирование и развитие совместной познавательной деятельности по открытию нового.








– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая называется «Жених».
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки уже своим детям.

(Дыхательная гимнастика)


Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Творческие задания

Формирование умения обобщать знания.

– Давайте вспомним начало сказки. Я предлагаю посмотреть сценку из этой сказки.

(Инсценировка начала сказки от начала сказки до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит, бьется петушок, обратившись на восток»)

Кто главные герои сказки?

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?









– Докажите словами текста, что царь был задиристым.


– В каких словах выражается его грозность
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? 





– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

– В чем ещё проявилась беспомощность Дадона?


– Почему вы считаете, что царь был жадным?

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.


– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? 



– Когда проявилась глупость царя?


– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? 



– Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет 

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? 

– О ком так в жизни говорят?



– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? 

– Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

– Где проявилась своенравность царя? 



–Докажите словами текста







– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?







– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? 

– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? 

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно?



– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка? 

Петушок

– Докажите, что петушок был верным царю. 

– Сколько раз петушок выручал царя? 

– Когда петушок проявил справедливость?







– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? 








- Царь Дадон и петушок

задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный


- И соседям то и дело
Наносил обиды смело


- Смолоду был грозен он.


- Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.
Инда плакал царь Дадон,
- Инда забывал и сон.

Вот он с просьбой о помоге
- Обратился к мудрецу.

Должен был он содержать
Многочисленную рать.




- Со злости
Инда плакал.



Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.

- Волю первую твою
Я исполню, как мою.

- Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет.





- Горы золота сулит.


- Славный


- О том, кто делает добрые, славные дела



- Сопоставить добро и зло




- В разговоре с мудрецом в конце сказки

- Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?

- Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.

- Злые


- Петушок


 - Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки.



- Верный, справедливый

- Верный сторож как со сна.


- Три раза.

- Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!


- Когда золотой петушок… клюнул в темя.

Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности.


Домашнее задание.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?





– Как понимаете смысл этой поговорки? 





– Чему учит эта сказка? 


– У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни.

– Итог урока хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются детские пожелания и вкладываю петушков в нарисованный замок.)
– Чему научила вас эта сказка?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»



- Не рой другому яму – сам туда попадешь.

Правда суда не боится.

По правде и сила.

Пока жареный петух в голову не клюнет…

- Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.

- Делать добро, не быть злыми, жестокими.

(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения по теме: "А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Автор: Белоконева Светлана Митрофановна

Дата: 02.03.2016

Номер свидетельства: 301429

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства