kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теория Раскольникова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь учащимся конять, какую власть имеет любая теория.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теория Раскольникова»

Тема урока: «Теория  Раскольникова ».

Задачи урока:

- помочь понять, какую власть над человеком может иметь любая теория;

- на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он

руководствуется;

- формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста.

- формировать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно

-философские темы, подтверждая суждения текстом.

- формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанного

художественного произведения

Ход урока

I. Орг. момент

II. Повторение ранее изученного.

  1. Слово учителя

Тема нашего сегодняшнего урока связана с одним из главных мотивов преступления, т.е. одной из главных причин, побудившей Родиона Раскольникова (главного героя романа «Преступление и наказание») совершить убийство сверстницы, ростовщицы Алены Ивановны.

Итак, вспомним сейчас: - Какие причины, обстоятельства, встречи послужили толчком на пути к преступлению:

  • бедность Раскольникова;

  • стремление помочь матери и сестре;

  • сострадание ко всем бедным, униженным людям (семья Мармеладовых);

  • ненависть к старухе-процентщице;

  • случайно услышанный разговор в трактире;

  • теория Раскольникова.

Особенность романа заключается в том, что в основе романа лежит психологическая и философская тайна. Главный вопрос романа не кто убыл, а почему убил? Какие идеи привели к убийству? Виноват ли Раскольников?

Теория родилась в сознании человека сумрачного, замкнутого, одинокого и вместе с тем гуманного, болезненно воспринимающего все окружающее. Важно, что родилась она под тяжелым петербургским небом.

Достоевский, определяя замысел романа, писал, что в основе теории Раскольникова лежат теории, которые «носятся в воздухе». Действительно революционеры-демократы боролись с общественным злом, стремились изменить этот мир, но Раскольников - не революционер. Он бунтарь-одиночка.

В 1865 году в России была переведена книга Наполеона «История Юлия Цезаря», где развивается идея об особом предназначении человека, о ее неподсудности человеческим законам, т.е. дается обоснование политики войны, насилия, угнетения. Видимо главный герой романа, человек умный, начитанный, знал об этом. Поэтому размышляя над общественным злом, Раскольников приходит к выводу, что помочь себе, близким и всем бедным людям можно, убив богатую, никому не нужно злую, вредную старуху, которая заедает чужой век.

Он создает теорию о праве сильной личности. Об этой теории мы узнаем после совершенного преступления, читая Ш часть романа, когда Раскольников со своим другом Разумихиным идет к Порфирию Петровичу (следователю, занимающемуся делом об убийстве Алены Ивановны), пытаясь узнать о судьбе своих вещиц - серебряных часов отца и колечка Дуни, - отданных в заклад.

Порфирий Петрович, по словам Разумихина, «малый умный, у него склад мыслей особенный, недоверчив, скептик, циник ...». Очень хорошо знает свое дело.

Во время встречи речь заходит о статье, написанной бывшим студентом юридического факультета Раскольников полгода назад. Эта статья, по словам Порфирия Петровича, была опубликована в «Периодической речи» два месяца назад и называлась о «Преступлении...»

III. Работа над текстом произведения

1. Комментированное чтение текста: часть 3, гл. IV

- О чем шла речь в статье?

- Чем статья заинтересовала Порфирия? Статья Раскольникова «О преступлении» заинтересовала следователя необычным делением людей на два разряда: низкий и высший.

По теории первый разряд - это люди обыкновенные, консервативные, они сохраняют мир и приумножают его численно, соблюдают законы и никогда их не переступают. Их большинство.

Второй разряд - это люди необыкновенные, сильные личности, которые разрушают настоящее во имя будущего, т.е. ведут мир к цели, к прогрессу и во имя этого имеют право перешагнуть через труп, через кровь, т.е. имеют право на преступление. Их мало.

К числу необыкновенных людей Раскольников относит великих людей прошлого: Ликурга (госуд. деятеля Греции), Солона (политического деятеля древ. Афин, осуществлявшему преобразования), Магомета (религиозного проповедника, основателя мусульманской религии), Наполеона (императора, великого полководца).

Проблемный вопрос:

-Как показал Достоевский несостоятельность теории Раскольникова? (крах теории).

2. Беседа по тексту романа:

-Как чувствовал себя Раскольников после убийства?

Он благополучно вернулся домой, избежав разоблачения. Родион не помнил, как повалился на диван во всей одежде. Его бил озноб. Он искал, очнувшись, следы крови на совей одежде, опасался разоблачения. С ужасом обнаружил кровь на бахроме брюк, в карманах, на ботинках ... Вспомнил про кошелек и украденные вещицы и стал лихорадочно думать, куда их спрятать. Потом впадает в беспамятство и опять ложится. Через пять минут вскакивает и с ужасом вспоминает, что не снял петлю под мышкой, где прятал топор. Потом видит на полу окровавленную бахрому, вновь смотрит одежду и везде ему видится кровь ...

Вывод: Раскольников не владеет собой, его охватил такой страх перед разоблачением, что он кажется тяжело больным человеком.

- Как встретил Раскольников мать и сестру?

Он не рад встрече с родными. Он не хочет никого видеть. Совершенное убийство гнетет его. Расставшись с Разумихиным после беседы со следователем Раскольников вновь и вновь вспоминает старушонку.

3. Работа с текстом. Чтение и комментарий ч. Ш гл. IV

«Старушонка вздор! Думал он горячо и порывисто, - страху, пожалуй, что и ошибка не в ней дело! Старуха была только болезнь... я переступить только хотел поскорее ... не человека убил, я принцип убил!»

«... Да, я действительно вынь...»

«...Мать, сестра, как я любил их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить ...»

Что же происходит в сознании Раскольникова?

Раскольников меняется, изменяется его отношение к окружающим. Он начинает ощущать себя отщепенцем, понимает, что между ним и окружающими людьми возникает пропасть, что он переступил нравственный барьер и сам поставил себя вне законов человеческого общества. В этом он и признается Соне. Только ей тоже преступивший закон морали во имя спасения людей, он доверяет свою страшную тайну.

Выборочное чтение : часть 4, гл. IV, часть 5, гл. IV

- Как объясняет Раскольников убийство?

(«... не для того, чтоб матери помочь, я убил - вздор ...

Мне другое надо было узнать ... Тварь ли дрожащая или право имею?...

... Разве я старушонку убыли? Я себя убил, а не старушонку!)

В этом и заключается сущность наказания Раскольникова: он убил в себе человека.

Выводы: Таким образом, теория Раскольникова терпит крах. Его путь ложен, протест бунтаря - одиночки оказался несостоятельным, потому что носил антигуманный характер.


IV. Подведение итогов работы учащихся на уроке, выставление отметок.

V. Домашнее задание.

  1. Перечитать VI ч., эпилог.

  2. Ответить (устно) на вопросы:

  • Какую роль в судьбе Раскольникова сыграла Соня Мармеладова?

  • Как сложилась судьба главного героя на каторге?







Самоанализ урока

Тема урока: «Теория  Раскольникова и ее развенчание».

Задачи урока:

- помочь понять, какую власть над человеком может иметь любая теория;

- на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он

руководствуется;

- формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста.

- формировать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно

-философские темы, подтверждая суждения текстом.

- формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанного

художественного произведения

В ходе урока были использованы различные виды работ для активизации познавательной деятельности учащихся и ответа на проблемный вопрос.

В ходе урока были задействованы различные типы мышления:

- аргументированное рассуждение,

- связь новых знаний с предыдущими,

- раскрытие сущности темы,

- определение главной мысли и формирование выводов.

Использованные методы позволили раскрыть универсальные учебные действия.

Учащиеся продемонстрировали следующие умения:

- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

Темп урока оптимален. Активность учащихся была средней. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный настрой, стимулирующий деятельность учащихся. Я думаю, задачи, поставленные на уроке, я реализовала полностью.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Теория Раскольникова

Автор: Кутейникова Светлана Георгиевна

Дата: 14.12.2020

Номер свидетельства: 566949

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. ""
    ["seo_title"] => string(80) "marshrutnyi_list_po_literature_dlia_10_klassa_na_temu_dukhovnye_iskaniia_intelle"
    ["file_id"] => string(6) "626731"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677517820"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Тема урока: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Крушение теории Раскольникова."
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_uroka_f_m_dostoievskii_priestuplieniie_i_nakazaniie_krushieniie_tieorii_ra"
    ["file_id"] => string(6) "452682"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516962790"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова ( по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») c презентацией "
    ["seo_title"] => string(134) "istinnyie-i-lozhnyie-motivy-priestuplieniia-raskol-nikova-po-romanu-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-c-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "182946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425654986"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "«Русская  литература XIX века. ?Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Теория «сильной личности» ?Р. Раскольникова»."
    ["seo_title"] => string(118) "russkaialitieraturaxixviekadwaegfmdostoievskiiromanpriestuplieniieinakazaniietieoriiasilnoilichnostidwaegrraskolnikova"
    ["file_id"] => string(6) "293379"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455466853"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»  «Суть философии Раскольникова» "
    ["seo_title"] => string(73) "f-m-dostoievskii-priestuplieniie-i-nakazaniie-sut-filosofii-raskol-nikova"
    ["file_id"] => string(6) "143106"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418456188"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства