kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Крушение теории Раскольникова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель урока: проследитьизображение автором  зарождение и развитие теории Раскольникова, мотивы убийства и подвести учащихся к осознанию причин крушения этой теории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Крушение теории Раскольникова.»

Тема урока: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».Крушение теории Раскольникова.

Цели урока:

-Проследить изображение автором зарождения и развития теории Раскольникова, мотивы убийства и подвести учащихся к осознанию причин крушения этой теории.

-Развивать аналитические и исследовательские способности учащихся.

-Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Оформление урока: портрет Ф.М. Достоевского, иллюстрации к роману, тексты, видеозапись отрывка из фильма «Преступление и наказание».

Эпиграф к уроку:

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием.

Ф.Ф. Достоевский

Ход урока:

  1. Актуализация. Сообщение темы и цели урока

  2. Просмотр эпизода из фильма»Преступление и наказание» (сцена признания Соне).Это начало его покаяния. И начал он с Сони. Почему?

  3. Слово учителя.

Ф.М. Достоевский-писатель чрезвычайно индивидуальной. У него свое, очень отличное от других классиков, открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация.

«Достоевский- это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви»,- говорил о нем Д.С. Мережковский

Обратимся к эпиграфу:

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием.

Ф.Ф. Достоевский

Человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя. Человек ответственен не только за свои поступки, но и за все зло, совершившееся в мире. Человек не имеет право проходить мимо несчастья, царящего в мире…

Наша жизнь как клубок. Клубок катится ,а жизнь бежит. Клубок накручивается, но в нем могут завязаться узлы. Так и в жизни могут сложиться трудные ситуации, когда человек может оказаться перед выбором.

Мы знаем, что «Преступление и наказание»- одна из самых сложных книг в мировой литературе. Мы следили за движениями души Раскольникова, понимая, что он продукт своей эпохи.

Но понять не значит оправдать.

Достоевский часто повторял:»Человек принадлежит обществу. Принадлежит, но не весь. Да иначе он не был бы такой конкретной особью, личностью».

Виновность эпохи не снимает вины с Раскольникова, так как он совершил страшное преступление.

IV Работа над темой урока.

Постановка проблемного вопроса.

-Так откуда же все это началось?

-Какой ужасный и фантастический вопрос гонит и ведет героя Достоевского?

Представим, что все , о чем рассказал нам Достоевский, произошло в наше время.

Работа в группах.

1 ряд- Представители журнала «Вопросы философии», в котором появилась статья, посвященная теории Раскольникова.

2 ряд- Телепередача «Человек и закон»:

Какое освещение могло бы получить убийство старухи в этой передаче, поскольку данное преступление вызвало общественный резонанс.

3 ряд- Освещение судебного процесса по делу Раскольникова:

обвинительная речь, которую мог бы произнести прокурор;

речь в защиту студента Раскольникова, обвиняемого в преднамеренном убийстве(адвокат);

последнее слово в зале суда от лица героя романа.

V. Вывод по теме урока.

1.Причины крушения теории Раскольникова:

-душевные муки

-несовершенность теории

-несоответствие замысла и результатов (задумал осчастливить человечество, а заставил страдать близких, мучается сам)

-столкновение с «двойниками»(Лужин, Свидригайлов)

-Психологические поединки с Порфирием Петровичем;

-сны Раскольникова;

-случайное убийство Лизаветы;

-Встреча с Соней, чтение Евангелия;

-самоубийство Свидригайлова;

-публичное покаяние и явка с повинной

2.Урок Раскольникову дается самой жизнью и заключается он:

-в страшных нравственных мучениях;

-в ужасе и отвращении перед совершенным;

-в постоянной боязни разоблачения;

-в духовной опустошенности;

-в одиночестве.

3.Слово учителя

Психологическое наказание оказалось сильнее юридического. Путь от преступления к возрождению возможен при обязательном избавлении от самообмана, при раскаянии, искуплении ,а все это- при условии наличия совести, веры и любви. Воскрешение человека в Раскольникове начинается через его любовь к Соне.

Уничтожение зла автор видел в нравственном усовершенствовании личности.

VI .Итоги урока. Задание на дом

1.Дочитать роман до конца

2.Написать эссе

мальчики «Письмо Раскольникову»

Девочки «Письмо Соне».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема урока: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Крушение теории Раскольникова.

Автор: Герасимова Мария Александровна

Дата: 26.01.2018

Номер свидетельства: 452682


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства