Тема урока: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Крушение теории Раскольникова.
Тема урока: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Крушение теории Раскольникова.
Главная цель урока: проследитьизображение автором зарождение и развитие теории Раскольникова, мотивы убийства и подвести учащихся к осознанию причин крушения этой теории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Крушение теории Раскольникова.»
Тема урока: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».Крушение теории Раскольникова.
Цели урока:
-Проследить изображение автором зарождения и развития теории Раскольникова, мотивы убийства и подвести учащихся к осознанию причин крушения этой теории.
-Развивать аналитические и исследовательские способности учащихся.
Оформление урока: портрет Ф.М. Достоевского, иллюстрации к роману, тексты, видеозапись отрывка из фильма «Преступление и наказание».
Эпиграф к уроку:
Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием.
Ф.Ф. Достоевский
Ход урока:
Актуализация. Сообщение темы и цели урока
Просмотр эпизода из фильма»Преступление и наказание» (сцена признания Соне).Это начало его покаяния. И начал он с Сони. Почему?
Слово учителя.
Ф.М. Достоевский-писатель чрезвычайно индивидуальной. У него свое, очень отличное от других классиков, открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация.
«Достоевский- это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви»,- говорил о нем Д.С. Мережковский
Обратимся к эпиграфу:
Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья, человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием.
Ф.Ф. Достоевский
Человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя. Человек ответственен не только за свои поступки, но и за все зло, совершившееся в мире. Человек не имеет право проходить мимо несчастья, царящего в мире…
Наша жизнь как клубок. Клубок катится ,а жизнь бежит. Клубок накручивается, но в нем могут завязаться узлы. Так и в жизни могут сложиться трудные ситуации, когда человек может оказаться перед выбором.
Мы знаем, что «Преступление и наказание»- одна из самых сложных книг в мировой литературе. Мы следили за движениями души Раскольникова, понимая, что он продукт своей эпохи.
Но понять не значит оправдать.
Достоевский часто повторял:»Человек принадлежит обществу. Принадлежит, но не весь. Да иначе он не был бы такой конкретной особью, личностью».
Виновность эпохи не снимает вины с Раскольникова, так как он совершил страшное преступление.
IV Работа над темой урока.
Постановка проблемного вопроса.
-Так откуда же все это началось?
-Какой ужасный и фантастический вопрос гонит и ведет героя Достоевского?
Представим, что все , о чем рассказал нам Достоевский, произошло в наше время.
Работа в группах.
1 ряд- Представители журнала «Вопросы философии», в котором появилась статья, посвященная теории Раскольникова.
2 ряд- Телепередача «Человек и закон»:
Какое освещение могло бы получить убийство старухи в этой передаче, поскольку данное преступление вызвало общественный резонанс.
3 ряд- Освещение судебного процесса по делу Раскольникова:
обвинительная речь, которую мог бы произнести прокурор;
речь в защиту студента Раскольникова, обвиняемого в преднамеренном убийстве(адвокат);
последнее слово в зале суда от лица героя романа.
V. Вывод по теме урока.
1.Причины крушения теории Раскольникова:
-душевные муки
-несовершенность теории
-несоответствие замысла и результатов (задумал осчастливить человечество, а заставил страдать близких, мучается сам)
-столкновение с «двойниками»(Лужин, Свидригайлов)
-Психологические поединки с Порфирием Петровичем;
-сны Раскольникова;
-случайное убийство Лизаветы;
-Встреча с Соней, чтение Евангелия;
-самоубийство Свидригайлова;
-публичное покаяние и явка с повинной
2.Урок Раскольникову дается самой жизнью и заключается он:
-в страшных нравственных мучениях;
-в ужасе и отвращении перед совершенным;
-в постоянной боязни разоблачения;
-в духовной опустошенности;
-в одиночестве.
3.Слово учителя
Психологическое наказание оказалось сильнее юридического. Путь от преступления к возрождению возможен при обязательном избавлении от самообмана, при раскаянии, искуплении ,а все это- при условии наличия совести, веры и любви. Воскрешение человека в Раскольникове начинается через его любовь к Соне.
Уничтожение зла автор видел в нравственном усовершенствовании личности.