kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Русская литература XIX века. ?Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Теория «сильной личности» ?Р. Раскольникова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайд 1 – в начале урока. Слайд 2 – цели урока Слайд 3 -эпиграф урока (я скажу о нем) Слайд 4 – ключевой вопрос урока Слайд 5 – биография Достоевского Слайд 6 –идейная позиция Достоевского Слайд 7 – принцип писателя Слайд 8 – замысел романа история создания романа Слайд 9 – образ раскольникова сцена судебного заседания. Слайд 10, 11 – причины и мотивы преступления Слайд 12 – мнение за и против раскольникова Слайд 13- теория раскольникова Слайд 14 – социальный опрос, исследовательская работа Слайд 15 – закон о преступлении. Определение преступления Слайд 16 – выводы об исследовании Слайд 17 – раскольников и его теория Слайд 18- что спасет человечество Слайд 19 – совесть Слайд 20 – заключение Слайд 21 – цитата достоевского Слайд 22 – домашнее задание, гуманистический смысл романа Слайд 23 – ответ на слайд 2 (эпиграф романа) Отрывок песни Н.Носкова. Слайд 24 – самый последний в конце урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Русская литература XIX века. ?Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Теория «сильной личности» ?Р. Раскольникова».»

Тема урока:   «Русская литература XIX века.  Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Теория «сильной личности»  Р. Раскольникова».

Тема урока: «Русская литература XIX века. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Теория «сильной личности» Р. Раскольникова».

Эпиграф  «Что спасает человека, когда уже некуда идти?»  (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

Эпиграф «Что спасает человека, когда уже некуда идти?» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

Проблемный вопрос:

Проблемный вопрос:

  • Имеет ли человек право на убийство, даже если он совершает его ради благородной цели ?
Ф.М. Достоевский  (1821-1881)

Ф.М. Достоевский (1821-1881)

Своеобразие идейной позиции  Ф.М. Достоевского  После потрясения каторгой , разочаровавшись в идеях социалистической утопии, у Достоевского появляется интерес к православной христианской этике . Начинается новый период в его жизни и творчестве, названный III периодом, рассветом творчества писателя , последним рассветом (последние 15 лет). Он отказывается от крайних революционных форм борьбы и деятельности. Утверждает религиозно-нравственные взгляды. Основой произведений становится гуманизм . Именно в это время создается новый жанр - полифонический роман.

Своеобразие идейной позиции Ф.М. Достоевского

После потрясения каторгой , разочаровавшись в идеях социалистической утопии, у Достоевского появляется интерес к православной христианской этике . Начинается новый период в его жизни и творчестве, названный III периодом, рассветом творчества писателя , последним рассветом (последние 15 лет). Он отказывается от крайних революционных форм борьбы и деятельности. Утверждает религиозно-нравственные взгляды. Основой произведений становится гуманизм . Именно в это время создается новый жанр - полифонический роман.

- так сформулировал Достоевский свой главный творческий принцип.

- так сформулировал Достоевский свой главный творческий принцип.

Замысел  романа «Преступление и наказание»  Большинство исследователей творчества Достоевского считали, что роман создавался «на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени». Главный мотив романа- падение нравственности, человеческого разобщения, роста преступности, трагедии «маленького человека», попытавшегося доказать, что он «право имеет».

Замысел романа «Преступление и наказание»

Большинство исследователей творчества Достоевского считали, что роман создавался «на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени». Главный мотив романа- падение нравственности, человеческого разобщения, роста преступности, трагедии «маленького человека», попытавшегося доказать, что он «право имеет».

Прототипы Раскольникова

Прототипы Раскольникова

  • Прототип персонажа (литература, искусство, кинематограф) — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа.
  • Прототипы Раскольникова –
  • 1. Герасим Чистов
  • 2. А.Т. Неофитов
  • 3. Пьер-Франсуа Ласенер
Фрагмент сцены суда над Р. Раскольниковым

Фрагмент сцены суда над Р. Раскольниковым

Петербург

Петербург

  • Какую роль играет город в романе «Преступление и наказание»?
Кто же он, главный герой романа, Р. Раскольников?  молод, беден, «находится в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию», «был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»,вынужден оставить университет из-за невозможности оплачивать его, задолжал квартирной хозяйке, вынужден закладывать вещи у процентщицы, голоден, крайне возбужден».

Кто же он, главный герой романа, Р. Раскольников?

молод, беден, «находится в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию», «был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»,вынужден оставить университет из-за невозможности оплачивать его, задолжал квартирной хозяйке, вынужден закладывать вещи у процентщицы, голоден, крайне возбужден».

Мотивы преступления Письмо матери Бедное, нищее существование Теория  Раскольникова Сон Разговор студента  с офицером Встреча с девочкой

Мотивы

преступления

Письмо матери

Бедное, нищее

существование

Теория

Раскольникова

Сон

Разговор

студента

с офицером

Встреча

с девочкой

Антигуманный смысл теории Раскольникова

Достоевский проникает глубже в душу преступника и за идеи заблуждения доброго сердца, убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел открывает самую страшную и чудовищную для него идею- «идею Наполеона», идею власти , идею, разделяющую человечество на две неравные части: большинство- «тварь дрожащая», «вши», «пыль», «материал» и меньшинство- «властелины», необыкновенные люди, призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право во имя нужных им целей переступать через закон.

Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.

Основная формула теории Раскольникова «За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения».

Одна смерть и сто жизней взамен.

«Да ведь тут арифметика!»

Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?

Социологический опрос  Имеет ли право человек на убийство, даже если он совершает его ради благородных целей? От 13 до 18 л. 60%не имеет права 40% имеет право От 20 до 30л. От 40 до 60л. 72% не имеет права 92% не имеет права

Социологический опрос Имеет ли право человек на убийство, даже если он совершает его ради благородных целей?

От 13 до 18 л.

60%не имеет права

40% имеет право

От 20 до 30л.

От 40 до 60л.

72% не имеет права

92% не имеет права

А что нам говорит закон? С точки зрения права, человек не должен подменять собой закон и суд . Только суд имеет право вершить судьбу виновного. ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это противоправное виновное действие или бездействие вменяемого лица, за которое законом предусмотрена криминальная ответственность. За умышленное убийство Уголовный Кодекс России предусматривает от 6  до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение .

А что нам говорит закон?

С точки зрения права, человек не должен подменять собой закон и суд . Только суд имеет право вершить судьбу виновного.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это противоправное виновное действие или бездействие вменяемого лица, за которое законом предусмотрена криминальная ответственность.

За умышленное убийство Уголовный Кодекс России предусматривает от 6 до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение .

Что не учел Раскольников,  проверяя свою теорию? Что-то более высокое, чем логические доводы рассудка, побеждает его волю. Раскольников не выдерживает тяжб с собственной совестью. Эта борьба совести, протестующей против пролитой крови, и разума, оправдывающего кровь, и составляет главную драму Раскольникова. Обладая сильной волей и холодным, логическим разумом, Раскольников был «убежден, что задуманное им- не преступление. Но , несмотря на убежденность, после содеянного «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». Та часть натуры, от которой Раскольников пытался всеми силами избавиться, которую он считал своей слабостью, на практике оказалось сущностью его, силой его, возможностью возродиться к новой жизни. Но это уже, как говорит Достоевский, - «другая история».

Что не учел Раскольников, проверяя свою теорию?

Что-то более высокое, чем логические доводы рассудка, побеждает его волю. Раскольников не выдерживает тяжб с собственной совестью. Эта борьба совести, протестующей против пролитой крови, и разума, оправдывающего кровь, и составляет главную драму Раскольникова.

Обладая сильной волей и холодным, логическим разумом, Раскольников был «убежден, что задуманное им- не преступление.

Но , несмотря на убежденность, после содеянного «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его».

Та часть натуры, от которой Раскольников пытался всеми силами избавиться, которую он считал своей слабостью, на практике оказалось сущностью его, силой его, возможностью возродиться к новой жизни. Но это уже, как говорит Достоевский, - «другая история».

Что спасает человечество?  «Что может спасти человечество? Только любовь спасет мир! Любите друг друга! И будьте с Богом!» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)   «Вера в непогрешимость собственных идей- это «моровая язва», «способная уничтожить все человечество». Противостоять ей может только любовь- и не ко всеобщему благу, а к конкретному человеку.»(С. Федоров)  Удержи человека от выполнения теории!!!

Что спасает человечество?

«Что может спасти человечество? Только любовь спасет мир! Любите друг друга! И будьте с Богом!» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

«Вера в непогрешимость собственных идей- это «моровая язва», «способная уничтожить все человечество». Противостоять ей может только любовь- и не ко всеобщему благу, а к конкретному человеку.»(С. Федоров)

Удержи человека от выполнения теории!!!

«Есть один закон- закон нравственный». Каково бы ни было происхождение этого закона, он существует в душе человека и не допускает своего нарушения. Раскольников попробовал его нарушить - и пал. И так должен пасть каждый, кто, обладая нравственным сознанием, нарушает нравственный закон. Закон человеческой совести.  Все, даже самые идейные мерила добра, правды и разума меркнут пред величием и значительностью  самой реальности человеческого существа, перед его духовностью. «Не убий»-нельзя убить человека…(Библейская заповедь)

«Есть один закон- закон нравственный».

Каково бы ни было происхождение этого закона, он существует в душе человека и не допускает своего нарушения. Раскольников попробовал его нарушить - и пал. И так должен пасть каждый, кто, обладая нравственным сознанием, нарушает нравственный закон. Закон человеческой совести.

Все, даже самые идейные мерила добра, правды и разума меркнут пред величием и значительностью

самой реальности человеческого существа, перед его духовностью.

«Не убий»-нельзя убить человека…(Библейская заповедь)

«Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть». Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

«Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть».

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Домашнее задание Написать творческую работу на тему: 1. Гуманистический смысл романа заключается в … 2. Для меня Ф. М. Достоевский – это…? 3. Чему учит нас роман «Преступление и наказание»? Форма: -эссе; -сочинение; -творческое исследование.

Домашнее задание

Написать творческую работу на тему:

1. Гуманистический смысл романа заключается в …

2. Для меня Ф. М. Достоевский – это…?

3. Чему учит нас роман «Преступление и наказание»?

Форма:

-эссе;

-сочинение;

-творческое исследование.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Каратыгина Елена Юрьевна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293379

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Теория Р. Раскольникова»"
    ["seo_title"] => string(66) "fmdostoievskiiromanpriestuplieniieinakazaniietieoriiarraskolnikova"
    ["file_id"] => string(6) "293378"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455466265"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства