«Русская литература XIX века. ?Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Теория «сильной личности» ?Р. Раскольникова».
«Русская литература XIX века. ?Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Теория «сильной личности» ?Р. Раскольникова».
Слайд 1 – в начале урока.
Слайд 2 – цели урока
Слайд 3 -эпиграф урока (я скажу о нем)
Слайд 4 – ключевой вопрос урока
Слайд 5 – биография Достоевского
Слайд 6 –идейная позиция Достоевского
Слайд 7 – принцип писателя
Слайд 8 – замысел романа история создания романа
Слайд 9 – образ раскольникова сцена судебного заседания.
Слайд 10, 11 – причины и мотивы преступления
Слайд 12 – мнение за и против раскольникова
Слайд 13- теория раскольникова
Слайд 14 – социальный опрос, исследовательская работа
Слайд 15 – закон о преступлении. Определение преступления
Слайд 16 – выводы об исследовании
Слайд 17 – раскольников и его теория
Слайд 18- что спасет человечество
Слайд 19 – совесть
Слайд 20 – заключение
Слайд 21 – цитата достоевского
Слайд 22 – домашнее задание, гуманистический смысл романа
Слайд 23 – ответ на слайд 2 (эпиграф романа)
Отрывок песни Н.Носкова.
Слайд 24 – самый последний в конце урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Русская литература XIX века. ?Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Теория «сильной личности» ?Р. Раскольникова».»
Тема урока:«Русская литература XIX века.Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Теория «сильной личности»Р. Раскольникова».
Эпиграф «Что спасает человека, когда уже некуда идти?» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)
Проблемный вопрос:
Имеет ли человек право на убийство, даже если он совершает его ради благородной цели ?
Ф.М. Достоевский(1821-1881)
Своеобразие идейной позицииФ.М. Достоевского
После потрясения каторгой , разочаровавшись в идеях социалистической утопии, у Достоевского появляется интерес кправославной христианской этике. Начинается новый период в его жизни и творчестве, названныйIII периодом, рассветом творчества писателя, последним рассветом (последние 15 лет). Он отказывается от крайних революционных форм борьбы и деятельности. Утверждает религиозно-нравственные взгляды. Основой произведенийстановится гуманизм. Именно в это время создается новый жанр - полифонический роман.
-так сформулировал Достоевский свой главный творческий принцип.
Замыселромана «Преступление и наказание»
Большинство исследователей творчества Достоевского считали, что роман создавался «на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени». Главный мотив романа- падение нравственности, человеческого разобщения, роста преступности, трагедии «маленького человека», попытавшегося доказать, чтоон «право имеет».
Прототипы Раскольникова
Прототип персонажа (литература, искусство, кинематограф) — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа.
Прототипы Раскольникова –
1. Герасим Чистов
2. А.Т. Неофитов
3. Пьер-Франсуа Ласенер
Фрагмент сцены суда над Р. Раскольниковым
Петербург
Какую роль играет город в романе «Преступление и наказание»?
Кто же он, главный герой романа, Р. Раскольников?
молод, беден, «находится в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию», «был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»,вынужден оставить университет из-за невозможности оплачивать его, задолжал квартирной хозяйке, вынужден закладывать вещи у процентщицы, голоден, крайне возбужден».
Мотивы
преступления
Письмо матери
Бедное, нищее
существование
Теория
Раскольникова
Сон
Разговор
студента
с офицером
Встреча
с девочкой
Антигуманный смысл теории Раскольникова
Достоевский проникает глубже в душу преступника и за идеи заблуждения доброго сердца, убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел открывает самую страшную и чудовищную для него идею-«идею Наполеона», идею власти, идею, разделяющую человечество на две неравные части: большинство-«тварь дрожащая»,«вши», «пыль», «материал» и меньшинство-«властелины»,необыкновенные люди, призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право во имя нужных им целей переступать через закон.
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
Основная формула теории Раскольникова «За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения».
Одна смерть и сто жизней взамен.
«Да ведь тут арифметика!»
Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?
Социологический опросИмеет ли право человек на убийство, даже если он совершает его ради благородных целей?
От 13 до 18 л.
60%не имеет права
40% имеет право
От 20 до 30л.
От 40 до 60л.
72% не имеет права
92% не имеет права
А что нам говорит закон?
С точки зрения права,человек не должен подменять собойзакон и суд. Только суд имеет право вершить судьбу виновного.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ– это противоправное виновное действие или бездействие вменяемого лица, за которое законом предусмотрена криминальная ответственность.
За умышленное убийство Уголовный Кодекс России предусматривает от6до15 летлишения свободы илипожизненное заключение .
Что не учел Раскольников,проверяя свою теорию?
Что-то более высокое, чем логические доводы рассудка, побеждает его волю. Раскольников не выдерживает тяжб с собственной совестью. Эта борьба совести, протестующей против пролитой крови, и разума, оправдывающего кровь, и составляет главную драму Раскольникова.
Обладая сильной волей и холодным, логическим разумом, Раскольников был «убежден, что задуманное им-не преступление.
Но, несмотря на убежденность, после содеянного «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его».
Та часть натуры, от которой Раскольников пытался всеми силами избавиться, которую он считал своей слабостью, на практике оказалось сущностью его, силой его, возможностью возродиться к новой жизни. Но это уже, как говорит Достоевский, - «другая история».
Что спасает человечество?
«Что может спасти человечество? Только любовь спасет мир! Любите друг друга! И будьте с Богом!» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)
«Вера в непогрешимость собственных идей- это «моровая язва», «способная уничтожить все человечество». Противостоять ей может только любовь- и не ко всеобщему благу, а к конкретному человеку.»(С. Федоров)
Удержи человека от выполнения теории!!!
«Есть один закон- закон нравственный».
Каково бы ни было происхождение этого закона, он существует в душе человека и не допускает своего нарушения. Раскольников попробовал его нарушить - и пал. И так должен пасть каждый, кто, обладая нравственным сознанием, нарушает нравственный закон. Закон человеческой совести.
Все, даже самые идейные мерила добра, правды и разума меркнут пред величием изначительностью
самой реальности человеческого существа, перед его духовностью.
«Не убий»-нельзя убить человека…(Библейская заповедь)
«Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть».
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
Домашнее задание
Написать творческую работу на тему:
1. Гуманистический смысл романа заключается в …
2. Для меня Ф. М. Достоевский – это…?
3. Чему учит нас роман «Преступление и наказание»?