kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.Раскрытие сути теории Раскольникова.

2. Выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. "»

Маршрутный лист учащегося 10 класса Хоботовского филиала МБО

Новоникольской СОШ __.__.202_г.

Предмет/ учебник

Литература Учебник часть 2 /Ю.В.Лебедев

Учитель

Глинская Надежда Александровна

Форма урока

Офлайн

Тема урока

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова.

Цели урока



Задачи………….

1.Раскрытие сути теории Раскольникова.

2. Выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя.

Образовательные:

1.Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова.

2.Сформулировать мотивы совершения преступления Раскольникова, его «двойников».

Развивающие:

1.Формировать умение анализировать эпизоды текста.

2.Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста.

3.Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом.

4. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Воспитательные:

1.Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним.

2.Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся.

3.Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных художественных произведений.

4.Дать возможность научиться обработке информации, систематизации и анализу художественного произведения.

Тип урока

Комбинированный

Количество уроков

2 урока по 30 мин.


Алгоритм работы по

изучению нового материала

Учебные ресурсы

Вид деятельности обучающихся 

Учебник, презентации «Теория Раскольникова», «Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». «Двойники» Раскольникова», дидактический материал, тестовые задания.



Повтори

1.Что обозначают слова ПРЕСТУПЛЕНИЕ, НАКАЗАНИЕ?

Преступление- преступить, переступить через что-то.

2. А что значит – преступил? (перешагнул)

Наказание — 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее)

3.Какие три черты преступил Раскольников?

(Он преступил нравственные черты – он убил человека, он преступил философские черты – он создал свою теорию, делящую людей на 2 разряда, он преступил социальные черты – он нарушил закон)

Самооценка - 60 мин.

задания


1

Кол-во мин.

4 мин.

Оценка

.Изучи

Учебник стр. 229-231

2

6

мин.


Посмотри

Презентацию «Теория Раскольникова», «Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». (Прилагается)

3

15

мин


Проверь себя

Ответь на учебные

вопросы:

1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

3. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дому?

4. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?

5. Каков путь героя Достоевского к преступлению?

6. В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?

7. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

ДЛЯ ОТВЕТОВ В ПОМОЩЬ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ) (прилагается)

4

10

мин.

*

Работа с учебником


Стр.231-235.

5

5

мин.




Посмотри

Презентацию «Двойники» Раскольникова»

6

8 мин.


Закрепи теорию по презентации

Главный герой бессмертного романа Ф. Достоевского - Родион Раскольников - личность с многогранным характером. Проблемы общества в романе и человеческих взаимоотношений рассматриваются сквозь призму судьбы главного героя. А помогают более полно раскрыть душевные метания Раскольникова так называемые двойники героя.

1.Что обозначает слово «двойник»? (Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим).

2.Кто, по вашему мнению, относится к двойникам Раскольникова?

3. В связи с чем появляется в романе Лужин?

-Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?

-Почему появление Лужина в романе затянуто?

-Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?

-Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?

-Что у Лужина общего с Раскольниковым, а в чем их различия?

-Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

4. В чем сложность и противоречивость образа Свидригайлова?

- Почему появление Свидригайлова связано с Лужиным?

- Что мы узнаем о его прошлом?

- Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?

- Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова?

- Как объяснить его отношение к Дуне и детям Мармеладова?

- Почему он кончает жизнь самоубийством?

-Что у Лужина общего с Раскольниковым, а в чем их различия?

-Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

(Для ответов дидактический материал прилагается)

7














10 мин.














*

Обобщи

Связана ли теория Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

8

2 мин.


Ср. балл


.

Д/задание

Выполнить ТЕСТЫ (прилагаются)

Рефлексия:

1. Своей работой я

доволен (а)/ нет (если нет–указать причину)

2.Чего недостаточно в моей работе


3.Я бы изменил (а) в своей работе


4. Что я усвоил?


5. . Какие трудности возникли при изучении темы?


6. Теперь я знаю.


7.Теперь я умею.


7.Д/з.

понятно/ нет (если нет – указать, что не понял)

Обратная связь: заполненные маршрутные листы (в том числе все пункты рефлексии) и домашнее упражнение мне до __.__.202_ г. Если возникнут вопросы, звоните по телефону _______________

Дневник.ру

Эл. Почта: ________________



Примечание. ЗАДАНИЯ № 4, 7 (СО ЗВЕЗДОЧКОЙ) оценить в маршрутном листе, заполнить задания рефлексии, домашнее задание (ТЕСТЫ) сфотографировать и прислать по электронной почте учителю (указана). Если возникнут вопросы, звоните по телефону _______________





















ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

Родион Романович Раскольников — бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, т. е. это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим... и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») — так пишет Н. С. Прокурова.

2. Выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... Шляпа... была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах...» Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями... Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу... неуклюжая старая софа... когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях...» Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой, «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет ‚ Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский). Герой Достоевского — Раскольников — сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

3. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дому?

Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.

4. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?

«Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность... Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он — тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью... Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».

5. Каков путь героя Достоевского к преступлению?

Путь Раскольникова к преступлению:

а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

в) разговор студента и офицера в распивочной;

г) теория о «двух разрядах»;

д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);

е) мысль героя — решиться хоть на что-нибудь;

ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

6. В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?

Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил... мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею». Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать... новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести». Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.

7. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя бил, а не старушонку!» Преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, — вошь, «тварь дрожащая»


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО «ДВОЙНИКАМ» РАСКОЛЬНИКОВА

Портрет в литературе  — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Портрет ЛУЖИНА.

«Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами: „Куда ж это я попал?…“ …Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон… Даже волосы… расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин».

Портрет СВИДРИГАЙЛОВА И ЕГО ХАРАКТЕР

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.





ТЕСТЫ по роману «Преступление и наказание»

1. Выберите слова, принадлежащие Соне Мармеладовой.

  • «Это человек-то вошь?»

  • «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем».

  • «Ведь справедливее…тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!...»

  • «А с ними-то что будет?» – …страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению

2. По каким принципам живет Соня, в чем ее «правда»:

  • Живет, исходя из требований жизни, вне теорий.

  • Спасая других, берет на себя тяжести греха.

  • Смысл жизни героини: любовь, вера в людей, вера в Бога

  • Самопожертвование, страдание, смирение, всепрощение

3. Где живет Соня Мармеладова:

  • у портного Капернаумова

  • у письмоводителя Замётова

  • у ростовщика Душкина

  • в своей квартире, купленной на деньги, вырученные по желтому билету

4. Как называет Раскольников Соню, рассказывая Разумихину о первой встрече с ней во время смерти Мармеладова?

  • хрупкая девушка с голубыми глазами

  • пьяная девушка с желтым билетом

  • одно существо с огненным пером

  • красавица блондинка в строгом платье и шляпке

5. Что показалось странным Раскольникову у Сони, когда он пришел к ней в дом, (из ее разговора, предметов в ее доме)?

  • на Соне всегда был платок, зеленый драдедамовый

  • Соня была знакома с Елизаветой

  • глубокая вера Сони в Бога

  • Новый завет, книга Лизаветы в доме у Сони

6. Что произошло на  поминках у Мармеладовых?

  • Лужин предложил Соне выйти за него замуж.

  • Лужин обвинил Соню в краже у него сторублёвого кредитного билета.

  • Раскольников подрался со Свидригайловым

  • Лебезятников обвинил Лужина в клевете по отношению к Соне

  • Раскольников предал через Соню деньги Катерине Ивановне на похороны мужа.

7. Что происходит во время второй встречи Раскольникова с Соней?

  • Раскольников просит Соню выйти за него замуж.

  • Раскольников просит Соню не оставлять его.

  • Раскольников признаётся в убийстве старухи-процентщицы

  • Раскольников объясняет Соне, почему он убил старуху.

  • Раскольников раскаивается в совершении преступлении

  • Раскольников говорит Соне, что убил старуху, чтобы помочь матери и сестре.

8. Что мы узнаем в эпилоге романа о Соне, Раскольникове и др. героях?

  • Дуня, сестра Раскольникова, вышла замуж за Свидригайлова.

  • Раскольников так и не раскаялся в совершённом им преступлении, но близок к этому, потому что у него под подушкой Евангелие.

  • Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, умерла от чахотки.

  • Раскольников был осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.

  • Соня последовала за Раскольниковым к месту каторги.

9. Какую роль сыграла  Соня Мармеладова в судьбе главного героя?

  • Стала для Раскольникова человеком, которому он открыл свою ужасную тайну.

  • Соня спасла Раскольникова от духовной гибели - помогла ему признаться в преступлении.

  • Соня помогла Раскольникову обрести истинную веру и любовь.

  • Сердце Сони стало источником жизни для сердца Раскольникова.

  • Соня стала источником страданий в жизни Раскольникова.

10. Какому слову равно по значению слово "страдание" в понимании Достоевского?

  • Страдание=счастье

  • Страдание=честь

  • Страдание=любовь

  • Страдание=наказание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Глинская Надежда Александровна

Дата: 27.02.2023

Номер свидетельства: 626731


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства