kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова ( по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») c презентацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова ( по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Тема урока: Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова ((по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Задачи:

  • опираясь на текст романа «Преступление и наказание», ввести

учащихся в мир духовных исканий Раскольникова, раскрыть суть его теории,  её социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь осуществить её; определить мотивы преступления Раскольникова, выделить главный, ведущий мотив; помочь понять сложный и противоречивый характер героя;

  • определить отношение автора к поступку героя;
  • формировать у школьников чувство сопереживания к «униженным и оскорблённым» героям романа Достоевского; неприятие теории Раскольникова.

                                                                               Ход урока:

Постановка задач урока.

        Роман «Преступление и наказание» - первый роман Достоевского, в котором широко и всесторонне исследуется воздействие идеи на душу и сознание человека.  Поэтому для нас важно увидеть в романе Достоевского изображение социальных  противоречий того времени  и  разрешение  тех важнейших вопросов, которые автор считал основополагающими не только для своего времени.  Сегодня на уроке мы будем говорить о преступлении главного героя, выясним истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова и определим авторское отношение к поставленной проблеме, извлечём урок, который дал Фёдор Михайлович Достоевский не только своим современникам, но и нам, людям, живущим в XXI веке

Работа по теме урока

- Как вы понимаете содержание первого эпиграфа? О ком эти слова? Почему вы так считаете?

- Что мы узнали о социальном статусе героя?

Он- Какое чувство зарождается к герою у читателя?

- Что  автор говорит о психологическом состоянии героя?

( -  Что автор называет «безобразной мечтой» героя?

-    Почему Раскольников задумал своё страшное дело? Почему, преодолевая страх и отвращение к себе и своему замыслу, он упорно движется к убийству, несмотря ни на что?  

(Анализ сцен романа:

  • Встреча  с Мармеладовым. Узнаёт трагическую историю Сонечки, которая ради спасения своей семьи от голодной смерти идёт на панель. И эта история ещё больше укрепляет его в верности решения: «…всё – предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, так тому и следует быть!.»
  •    Письмо от матери, в котором она сообщает решение Дуни выйти замуж за Лужина.
  • Встреча с девочкой на бульваре.
  • Разговор  студента и офицера в распивочной.

Вывод:  Люди  находятся в жизненном тупике, из которого нет никакого выхода. А «ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…»

-  Как определим ключевое слово, характеризующее мир, в котором живёт герой? (страшный, несправедливый, грязный, безобразный).

Именно это слово – «безобразный» – объясняет причину неразрешимого, трагического конфликта с этим миром, определяет внутреннее состояние героя, его мечту, которая родилась в «углу», в каморке, «похожей на шкаф».

                               - Составляем схему:

                                             Петербург                                                                                 

                                            Люди                                             Безобразна  мечта, «Безобразный»      Чувства, отношения                         возникающая в

                                       Старуха-процентщица                          сознании  героя.

                   Безобразен мир,   в котором живёт герой.

Вывод: таким образом, окружающая действительность отталкивает от себя Раскольникова, вызывает в его душе «чувство глубочайшего омерзения» и «злобное презрение». Из этих чувств рождается «безобразная мечта».  Эта «безобразная мечта» вызывает в Раскольникове самые сильные и противоречивые чувства.

- Найдите в тексте  1-ой главы слова, выражающие эти чувства.  Чтение отрывков:

Раскольников идёт делать пробу:

 ( «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!»; «Ну зачем я теперь иду?  Разве я способен на это? Разве это серьёзно?»; «Он даже шёл теперь делать пробу своему предприятию…»).

Раскольников возвращается от старухи:

«О боже! Как это отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, моё сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!»

В распивочной: «Всё это вздор… и нечем тут было смущаться!»

После сна о «забитой клячонке»: «Да неужели ж, да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?.  Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я всё же равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю

И поняв это, Раскольников почувствовал необыкновенное облегчение, почувствовал, «что же сбросил с себя это страшное бремя, давившее его так долго, и на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи! – молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой…  мечты моей!» Он почувствовал: «точно нарыв на  сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!»).

- В словосочетании  «безобразная мечта» заключено одно из открытий Достоевского: он показал двойственность души  (Толстой – диалектику души: как  одни  чувства и мысли развиваются  из других), т.е. как в душе человека идёт постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием,  высоким и низким, верой и безверием. Это прежде всего описание процесса внутренней борьбы человека, исследование закономерностей и законов духовного и душевного мира человека.

 Мы – источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник,

Человек, как в зеркале мир, многолик,

Он ничтожен и он же безмерно велик.   

                                                                       Омар Хайям. 

 Я царь, я раб, я червь, я Бог».   ( Г. Р. Державин).

«Во мне два человека; один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».  (М.Ю. Лермонтов).

И в душе Раскольникова идёт постоянная борьба двух крайностей:  

- Почему в голове Раскольникова рождается такая страшная мечта? Как пришёл он к мысли об убийстве старухи? Только ли социальная причина определяет преступление Раскольникова?

   Так автор подводит нас к истинному мотиву преступления – теории Раскольникова.

 - В чём состоит суть теории Раскольникова?                                           

   pабота с текстом

-     Какой мотив убийства  является основным, ведущим?

(наблюдение над авторскими ремарками; наблюдениями Сони за поведением героя).

Герой о причине         убийства

   Авторская ремарка

Наблюдения Сони  за поведением героя

  Вывод: какой же мотив является главным, ведущим?

Обсуждение вопросов:

- Оправдан ли поступок героя? Прав ли он, говоря: «Я только вошь убил…бесполезную, гадкую, зловредную»?

(Оправдывая героя, мы невольно становимся сами соучастниками преступления, т.к. нарушаем главную христианскую заповедь: «Не убий»)

-  Может ли человек распоряжаться по своему усмотрению жизнью другого человека, вынося ему приговор, даже если этот человек, казалось бы, недостоин земного существования?

Можно ли оправдать преступление, даже если оно мотивировано благородными целями?

(Не зря Михайловский называл Ф.М.Достоевского «жестоким талантом» - настолько явственна та нравственная провокация, которой подвергает своего читателя Достоевский, но делает это только для того, чтобы человек глубже почувствовал силу своего заблуждения).

 - Какие моменты романа говорят об авторском неприятии преступления Раскольникова?

Вывод:

Писатель убеждает читателя в том, что Раскольникова увлёк идеал сильной личности; эта мысль родила у него желание самому вступить в число «избранных», «великих». Убийство старухи превращается в своеобразную самопроверку героя: способен ли он  переступить через привычные нормы «тварей дрожащих», переступить через «кровь по совести». СОВЕСТЬ – это тот внутренний голос человека, который определяет его поступки, «такое осознание своих мыслей и чувств, будто о них знают все, будто всё, что происходит с человеком, происходит на виду у всех, будто самое тайное становится явным».

Домашняя работа

Перечитать эпизоды, рассказывающие о Лужине и Свидригайлове.

Ответить на вопрос: в чём смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова ( по роману Ф.М. Достоевского <Преступление и наказание>)»









Урок литературы в 10 классе





Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова ( по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)


















Учитель Иванова Наталья Дмитриевна














Тема урока: Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова ((по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)


Задачи:

  • опираясь на текст романа «Преступление и наказание», ввести

учащихся в мир духовных исканий Раскольникова, раскрыть суть его теории, её социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь осуществить её; определить мотивы преступления Раскольникова, выделить главный, ведущий мотив; помочь понять сложный и противоречивый характер героя;

  • определить отношение автора к поступку героя;

  • формировать у школьников чувство сопереживания к «униженным и оскорблённым» героям романа Достоевского; неприятие теории Раскольникова.



Страдание и боль обязательны для широкого

сознания и глубокого сердца. Истинно великие

люди должны ощущать на свете великую грусть.

Н. Михайлов.


Одного существования всегда было мало ему, он

всегда хотел большего. Может быть, по одной силе

своих желаний он и счёл себя тогда человеком,

которому более разрешено, чем другому.

Ф.М. Достоевский.

Ход урока:


  1. Постановка задач урока.

Роман «Преступление и наказание» - первый роман Достоевского, в котором широко и всесторонне исследуется воздействие идеи на душу и сознание человека. Поэтому для нас важно увидеть в романе Достоевского изображение социальных противоречий того времени и разрешение тех важнейших вопросов, которые автор считал основополагающими не только для своего времени. Сегодня на уроке мы будем говорить о преступлении главного героя, выясним истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова и определим авторское отношение к поставленной проблеме, извлечём урок, который дал Фёдор Михайлович Достоевский не только своим современникам, но и нам, людям, живущим в XXI веке

Работа по теме урока

- Как вы понимаете содержание первого эпиграфа? О ком эти слова? Почему вы так считаете?

(Эти слова об авторе романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевском. Сердце писателя было наполнено страданием и болью; и он сам ощущал великую грусть, когда видел страдания «униженных и оскорблённых»)

- О каком герое говорится во втором эпиграфе? Докажите свой ответ.

- Что мы узнали о социальном статусе героя?

( Это бывший студент, вынужденный из-за бедности оставить учёбу в университете. Он живёт в каморке «под самою кровлей», которая больше походит на шкаф, «чем на квартиру»; он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться; он был замечательно хорош собою», но «до того худо одет, что иной, даже и привычный человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу»; он « был очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел».

Он очень беден, но оставляет деньги семье Мармеладова; его трогает судьба соблазнённой девочки).

- Какое чувство зарождается к герою у читателя?

( Невольно зарождается сочувствие к герою, симпатия к нему, и мы не замечаем, как больше и больше подчиняемся той логике и тем мыслям, которые владеют героем).

- Что автор говорит о психологическом состоянии героя?

( Герой с некоторого времени «был в раздражительном и напряжённом состоянии. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой»; «бежал всякого общества»; и что очень важно – он «был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами он перестал и не хотел заниматься». И ещё одну очень важную деталь отмечает Достоевский: в душе героя накопилось много «злобного презрения», отчего он и не совестился своих лохмотьев на улице»; мы узнаём, что сознанием Раскольникова овладела «безобразная мечта», он выходит из каморки и идёт «делать пробу»).

- Что автор называет «безобразной мечтой» героя?

(Мысль об убийстве старухи-процентщицы)

- Почему Раскольников задумал своё страшное дело? Почему, преодолевая страх и отвращение к себе и своему замыслу, он упорно движется к убийству, несмотря ни на что?

(Автор не сразу подводит нас к истинным мотивам преступления Раскольникова.

С первых страниц романа Достоевский вводит читателя в страшный мир, в котором живут его герои. Вместе с Раскольниковым читатель проходит по Петербургу с его улицами, «страшной летней жарой», «духотой», «вонью из распивочных», поднимается по грязным тёмным лестницам, облитым жирными помоями. Люди, которых видит Раскольников, вызывают неприятные чувства: это пьяные, «поминутно попадавшиеся на улицах, несмотря на буднее время». Это старуха-процентщица «с вострыми и злыми глазками», «с тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; это Мармеладов «с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом», «красноватыми глазками», грязными, жирными, красными руками с чёрными ногтями. Человеческие отношения в этом мире искажены: добро по отношению к другим требует зла по отношению к себе. В этом убеждает Раскольникова поступок Сони Мармеладовой.

И прекрасный простор также давит, мучит, гнетёт Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

Каждая встреча, каждое событие в его жизни только сильнее укрепляли его в этом решении

Анализ сцен романа:

  • Встреча с Мармеладовым. Узнаёт трагическую историю Сонечки, которая ради спасения своей семьи от голодной смерти идёт на панель. И эта история ещё больше укрепляет его в верности решения: «…всё – предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, так тому и следует быть!..»

  • Письмо от матери, в котором она сообщает решение Дуни выйти замуж за Лужина.

Письмо «вдруг как громом в него ударило. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или…».

  • Встреча с девочкой на бульваре.

  • Разговор студента и офицера в распивочной.

Вывод: Люди находятся в жизненном тупике, из которого нет никакого выхода. А «ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…»

- Как определим ключевое слово, характеризующее мир, в котором живёт герой? (страшный, несправедливый, грязный, безобразный).

Именно это слово – «безобразный» – объясняет причину неразрешимого, трагического конфликта с этим миром, определяет внутреннее состояние героя, его мечту, которая родилась в «углу», в каморке, «похожей на шкаф».

- Составляем схему:

Петербург

Люди Безобразна мечта, «Безобразный» Чувства, отношения возникающая в

Старуха-процентщица сознании героя.

Безобразен мир, в котором живёт герой.

Вывод: таким образом, окружающая действительность отталкивает от себя Раскольникова, вызывает в его душе «чувство глубочайшего омерзения» и «злобное презрение». Из этих чувств рождается «безобразная мечта». Эта «безобразная мечта» вызывает в Раскольникове самые сильные и противоречивые чувства.

- Найдите в тексте 1-ой главы слова, выражающие эти чувства. Чтение отрывков:

Раскольников идёт делать пробу:

( «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!»; «Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьёзно?»; «Он даже шёл теперь делать пробу своему предприятию…»).

Раскольников возвращается от старухи:

«О боже! Как это отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, моё сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!»

В распивочной: «Всё это вздор… и нечем тут было смущаться!»

После сна о «забитой клячонке»: «Да неужели ж, да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?.. Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я всё же равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю

И поняв это, Раскольников почувствовал необыкновенное облегчение, почувствовал, «что же сбросил с себя это страшное бремя, давившее его так долго, и на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи! – молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!» Он почувствовал: «точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!»).


- В словосочетании «безобразная мечта» заключено одно из открытий Достоевского: он показал двойственность души (Толстой – диалектику души: как одни чувства и мысли развиваются из других), т.е. как в душе человека идёт постоянная борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием, высоким и низким, верой и безверием. Это прежде всего описание процесса внутренней борьбы человека, исследование закономерностей и законов духовного и душевного мира человека.

Мы – источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник,

Человек, как в зеркале мир, многолик,

Он ничтожен и он же безмерно велик.

Омар Хайям.

Я царь, я раб, я червь, я Бог». ( Г. Р. Державин).

«Во мне два человека; один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». (М.Ю. Лермонтов).

И в душе Раскольникова идёт постоянная борьба двух крайностей: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой – холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость).

- Почему в голове Раскольникова рождается такая страшная мечта? Как пришёл он к мысли об убийстве старухи? Только ли социальная причина определяет преступление Раскольникова?

Странно, что молодой человек, любящий сын, брат, бывший студент, вызывающий симпатию читателей, близко к сердцу принимающий страдания людей, задумывает такое страшное преступление – убить старуху. Почему он решается на такое преступление?

Преступление Раскольникова многими критиками рассматривается как бунт против социальной несправедливости. Но сам писатель считает по-другому.

Словами Порфирия Петровича Достоевский говорит;

«Ведь этак мало-помалу придём к заключению, что и вовсе нет преступлений, а во всём «среда виновата». Дойдём до того, что преступление сочтём даже долгом, благородным протестом против «среды». «Так как общество гадко устроено, то нельзя из него выбиться без ножа в руках».

Достоевский лишает нас возможности оправдать Раскольникова, сделать его мучеником несправедливо устроенных общественных отношений.

Рассуждая о воздействии среды на личность человека и не отрицая его, Достоевский, тем не умаляет ответственности человека за свои поступки.

- Не случайно рядом с Раскольниковым сразу появляется Разумихин - его «социальный двойник». Расскажите о Разумихине.

( Живущий в тех же условиях, что и Раскольников, тоже «загнанный в угол», Разумихин находит разные способы заработка, сохраняет жизнерадостность и любовь к людям. «… Никакие дурные обстоятельства, - подчёркивал Достоевский, - казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод… Он знал бездну источников, где мог почерпнуть, разумеется заработком». Как и Раскольников, он вынужден был оставить университет, но верил, что ненадолго, «и из всех сил спешил поправить обстоятельства, чтобы можно было продолжать» образование. Но, в отличие от Раскольникова он не озлобляется на весь мир, не замышляет убийства для поправки своих дел. «Откровения» Раскольникова о праве сильной личности разрешать себе «кровь по совести» наполняют его неподдельным ужасом и изумлением: «Ведь это решение крови по совести, это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное…». Таким образом, Достоевский полемизирует с распространенными в то время теориями, оправдывающими все поступки и действия человека воздействиями социальной среды). Значит, социальная причина не главная причина преступления.

- Так автор подводит нас к истинному мотиву преступления – теории Раскольникова.

- Именно с неё, а не с убийства старухи начинается преступление Раскольникова.

Идею, охватившую сознание Раскольникова, подчинившую себе все его мысли, поступки и действия, Достоевский называет наваждением, колдовством, чарами. Почему?

( Она охватила его сознание, подчинила себе все его мысли, поступки и действия. Герой всё это время находится в каком-то странном, полубессознательном, болезненном состоянии. Автор постоянно подчёркивает: голодный, озлобленный. Именно этим объясняется что молодой человек, любящий сын, брат, бывший студент, вызывающий симпатию читателей, близко к сердцу принимающий страдания людей, задумывает такое страшное преступление – убить старуху). П


- В чём состоит суть теории Раскольникова?


Суждения Раскольникова


Разъяснение позиций Раскольникова

Порфирием Петровичем


«..люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

«… «необыкновенный» человек имеет право… разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи… того потребует».



«… в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески переступать закон, собственно потому, что они необыкновенные».

- Что убеждает Раскольникова в правоте своей теории?

(Мир объективной реальности, размышления над всей историей человечества, окружающая жизнь укрепляют героя в мысли, что задуманное им преступление не противоречит законам человеческой жизни. Нарушение норм нравственности в этом мире является нормой общественного и личного бытия человека:

«Законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступниками уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и уж, конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь».

История, считает герой Достоевского, свидетельствует, что извечно существовали две категории людей: люди, безропотно принимающие любой порядок вещей – «твари дрожащие», и люди, смело нарушающие моральные нормы и порядок, принятые большинством во имя новых норм и новых законов. При этом великие личности (будь то Ликург или Наполеон) не останавливались перед жертвами, насилием и кровью. Их считали преступниками только современники. Но и те рано или поздно признавали их власть над собой. История же оправдывала жертвы законами прогресса. Мир так устроен, что развитие общества всегда совершается путём попрания «тварей дрожащих» Наполеонами).

Пытаясь обосновать необходимость убийства, Раскольников формулирует целую систему мотивов, убеждая нас и себя в том, что убить старуху-процентщицу необходимо, чтобы, воспользовавшись её деньгами, помочь матери, спасти сестру от брака с Лужиным и от притязаний Свидригайлова, чтобы закончить университет и, став благодетелем человечества, помочь таким, как Соня и Лизавета, и этим искупить свою вину. Тем более что старуха – бесполезная, даже «вредная вошь», приносящая только зло, из «бедных сок высасывающая»)

Работа с текстом

- Какой мотив убийства является основным, ведущим?

(наблюдение над авторскими ремарками; наблюдениями Сони за поведением героя).


Герой о причине

убийства

Авторская ремарка

Наблюдения Сони за поведением героя

…я и решил, завладев старухиными деньгами, употребит их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете…


… я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…




Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то уж слишком долго будет… Я лгать не хотел в этом даже себе! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек.



В каком-то бессилии дотащился он до конца рассказа и поник головой.




сказал он, как бы надумавшись





Раскольников, говоря это, хоть и смотрел на Соню, но уж не заботился более: поймёт она его или нет. Лихорадка вполне охватила его.


Глаза его горели лихорадочным огнём. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка бродила на его губах. Сквозь возбуждённое состояние духа проглядывало страшное бессилие. Соня поняла, как он мучается.



Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом.


Вывод: какой же мотив является главным, ведущим?

Обсуждение вопросов:

- Оправдан ли поступок героя? Прав ли он, говоря: «Я только вошь убил…бесполезную, гадкую, зловредную»?

(Оправдывая героя, мы невольно становимся сами соучастниками преступления, т.к. нарушаем главную христианскую заповедь: «Не убий»)

- Может ли человек распоряжаться по своему усмотрению жизнью другого человека, вынося ему приговор, даже если этот человек, казалось бы, недостоин земного существования?

Можно ли оправдать преступление, даже если оно мотивировано благородными целями?

(Не зря Михайловский называл Ф.М.Достоевского «жестоким талантом» - настолько явственна та нравственная провокация, которой подвергает своего читателя Достоевский, но делает это только для того, чтобы человек глубже почувствовал силу своего заблуждения).

- Какие моменты романа говорят об авторском неприятии преступления Раскольникова?

(Это наказание героя – его душевные муки.

Совершая своё преступление, Раскольников считает, что может помочь своей сестре, матери, Сонечке, всем «униженным и оскорблённым» - таким, как Лизавета. Но вместо этого он ещё более усугубляет трагическое положение всех этих людей.

Автор показывает, как одно преступление влечёт за собой другое. Он хотел убить отвратительную «вошь», старуху-процентщицу, но убил и её сестру Лизавету вместе с её неродившимся ребёнком, а ведь ради спасения таких людей, как Лизавета, и замышлял своё убийство Раскольников. Он желает освободить от притязаний Свидригайлова Дуню, но своим преступлением ставит её в полную зависимость от него: узнав о том, кто убийца, Свидригайлов шантажирует Дуню. Сам себя противопоставил всем людям, отделился от них. И наконец, Раскольников совершает самое страшное преступление, к разряду которых Достоевский относит убийство родителей. Раскольников косвенно, но становится убийцей своей матери. Ведь только допустив мысль, что её Роденька может оказаться убийцей, она сходит с ума и умирает).

В чём состоит антигуманный характер теории?

(Она оправдывает природное неравенство людей. Именно это роднит её с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы, с идеями расового превосходства. Берия и Сталин – их преступления – не право ли сильных?)


Вывод:


Писатель убеждает читателя в том, что Раскольникова увлёк идеал сильной личности; эта мысль родила у него желание самому вступить в число «избранных», «великих». Убийство старухи превращается в своеобразную самопроверку героя: способен ли он переступить через привычные нормы «тварей дрожащих», переступить через «кровь по совести» . СОВЕСТЬ – это тот внутренний голос человека, который определяет его поступки, «такое осознание своих мыслей и чувств, будто о них знают все, будто всё, что происходит с человеком, происходит на виду у всех, будто самое тайное становится явным».


Домашняя работа

Перечитать эпизоды, рассказывающие о Лужине и Свидригайлове.

Ответить на вопрос: в чём смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым.











Просмотр содержимого презентации
«презентация Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова ( по роману Ф.М. Достоевского <Преступление и наказание>)»

Тема: «Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова»  автор: Иванова Н.Д. МОУ СОШ с.Домна Забайкальский край

Тема: «Истинные и ложные мотивы преступления Раскольникова»

автор: Иванова Н.Д.

МОУ СОШ с.Домна

Забайкальский край

Страдание и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть. Н. Михайлов

Страдание и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть.

Н. Михайлов

Одного существования всегда было мало ему, он всегда хотел большего. Может быть, по одной силе своих желаний он и счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому. Из романа «Преступление и наказание»

Одного существования всегда было мало ему, он всегда хотел большего. Может быть, по одной силе своих желаний он и счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому.

Из романа «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский  1821-1881год  Все сердце мое с кровью положится в этот роман, я задумал его в каторге, в тяжелую минуту грусти, лежа на нарах ,на нарах…  Ф.М. Достоевский

Ф.М.Достоевский 1821-1881год

  • Все сердце мое с кровью положится в этот роман, я задумал его в каторге, в тяжелую минуту грусти, лежа на нарах ,на нарах…

Ф.М. Достоевский

Родион Раскольников

Родион Раскольников

  • Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…
  • Тварь я дрожащая или право имею?
…  с одной стороны, глупая , ничтожная …старушонка.., с другой стороны, молодые свежие силы…

с одной стороны, глупая , ничтожная …старушонка.., с другой стороны, молодые свежие силы…

  • Люди по закону разделяются вообще на два разряда…
  • Наполеон, пирамиды, Ватерлоо - и тощая регистраторша, старушонка, процентщица,- ну как это переварить…

«БЕЗОБРАЗНЫЙ»  Петербург Люди Чувства Отношения Старуха-процентщица   Безобразна мечта, возникающая в сознании героя   БЕЗОБРАЗЕН МИР, В КОТОРОМ ЖИВЕТ ГЕРОЙ

«БЕЗОБРАЗНЫЙ»

Петербург

Люди

Чувства

Отношения

Старуха-процентщица

Безобразна мечта,

возникающая в сознании героя

БЕЗОБРАЗЕН МИР, В КОТОРОМ ЖИВЕТ ГЕРОЙ

А коли не к кому, коли идти больше некуда!...

А коли не к кому, коли идти больше некуда!...

СУЖДЕНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА   «..люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово ».  «… «необыкновенный» человек имеет право… разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи… того потребует».   РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОЗИЦИЙ РАСКОЛЬНИКОВА ПОРФИРИЕМ ПЕТРОВИЧЕМ  «… в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески переступать закон, собственно потому, что они необыкновенные».

СУЖДЕНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА

«..люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово ».

«… «необыкновенный» человек имеет право… разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи… того потребует».

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОЗИЦИЙ РАСКОЛЬНИКОВА ПОРФИРИЕМ ПЕТРОВИЧЕМ

«… в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески переступать закон, собственно потому, что они необыкновенные».

Мир объективной реальности, размышления над всей историей человечества, окружающая жизнь укрепляют героя в мысли, что задуманное им преступление не противоречит законам человеческой жизни. Нарушение норм нравственности в этом мире является нормой общественного и личного бытия человека: «Законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступниками уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и уж, конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь».

Мир объективной реальности, размышления над всей историей человечества, окружающая жизнь укрепляют героя в мысли, что задуманное им преступление не противоречит законам человеческой жизни. Нарушение норм нравственности в этом мире является нормой общественного и личного бытия человека:

«Законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступниками уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и уж, конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь».

… Старуха полезла в карман за ключами и пошла в другую комнату за занавески…

Старуха полезла в карман за ключами и пошла в другую комнату за занавески…

- Ты с Лизаветой дружна была?  -Да. Она была справедливая….  Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках, и смотрела в оцепенении на убитую сестру…Она задрожала, как лист,…приподняла руку, …но все-таки не крикнула и медленно стала отодвигаться в угол…

- Ты с Лизаветой дружна была? -Да. Она была справедливая….

Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках, и смотрела в оцепенении на убитую сестру…Она задрожала, как лист,…приподняла руку, …но все-таки не крикнула и медленно стала отодвигаться в угол…

Убивать? Убивать-то право имеете?...

Убивать? Убивать-то право имеете?...

  • Я не человека убил, я принцип свой убил!
  • Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку…
РОМАН ПОСТРОЕН НА ГЛАВНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЗАПОВЕДИ «НЕ УБИЙ»

РОМАН ПОСТРОЕН НА ГЛАВНОЙ

ХРИСТИАНСКОЙ ЗАПОВЕДИ

«НЕ УБИЙ»

«Не может быть в мире гармонии, если прольётся хоть одна слезинка ребёнка».      Ф.М. Достоевский.

«Не может быть в мире гармонии, если прольётся хоть одна слезинка ребёнка».

Ф.М. Достоевский.

Их воскресила любовь…

Их воскресила любовь…

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они были бледны и худы; но в этих больших и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь… … Любите человека и во грехе его, ибо сие уже подобие божеской любви и есть верх любви на земле…  Ф.М.Достоевский

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они были бледны и худы; но в этих больших и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь…

  • Любите человека и во грехе его, ибо сие уже подобие божеской любви и есть верх любви на земле…

Ф.М.Достоевский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Иванова Наталья Дмитриевна

Дата: 06.03.2015

Номер свидетельства: 182946


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства