kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Суть философии Раскольникова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок помогает раскрыть учащимся суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления; ввести учащихся в мир духовных испытаний Раскольникова. Подвести школьников к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий; показать, какую власть над человеком может иметь "теория"; как ответственен чееловек за эту идею, которой он руководствуется.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Суть философии Раскольникова» »

Урок литературы


10 класс.


Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»


Тема урока: «Суть философии Раскольникова»


(Теория Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие»)


Цель урока: - раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления;

- ввести учащихся в мир духовных испытаний Раскольникова;

- показать, какую власть над человеком может иметь «теория»;как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется;

- подвести учащихся к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий



Оборудование урока: портрет Ф.М.Достоевского;

портреты Р.Раскольникова( художник Д.Шмаринов 1955г;

художник П.Боклевский 80-е годы 19в)

Карточки для самостоятельной работы





Ход урока.

I. Вступительное слово учителя

II.Организационный момент

Ф.М.Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как писатель – философ, потому что в центре его романов всегда стояла философская проблема. Писателя волновал внутренний мир человека, борьба в душах героев – решение вопроса о добре и зле. Современному миру, забывшему о нравственных идеалах, Достоевский Ф.М. противопоставляет идеал Христа, понимаемый им как духовная красота, которая спасет мир. (эпиграф зачитывается). Роман «Преступление и наказание» один из самых сложных в мировой литературе.

Проблемы выбора пути стоят перед героями Достоевского. От верного решения этих вопросов зависит не только их собственная судьба, но и судьба России.

«А почему все именно так именно так, кто виноват во всем? Или мир не есть божественное творение, где все происходит по законам, записанным в древнейших книгах человеческих, определяющих: это возможно, а это запрещено и греховно?»

Этот вопрос преследует Родиона Раскольникова, который усомнился в заповедях Христа. Забвение вечных святынь, по мысли Достоевского, ведет к страшной трагедии.





III.Сообщение цели урока

-Цель нашего урока раскрыть суть теории Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие»; разобраться, какую власть над человеком может иметь «теория»;как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется; какую страшную опасность таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.


- Запишите в тетрадь число, тему урока, эпиграф урока.


IV.Проверка домашнего задания


1. Личность Раскольникова – идейный центр романа «Преступление и наказание»

а) Карточки для самостоятельной работы (Проверка по ходу урока)



Карточка №1

Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери(часть 1,гл.2-4). Данные эпизоды говорят о противоречивости героя.

- Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?


Карточка №2

Вспомните и перескажите наиболее запомнившийся сон Раскольникова. Каково его символическое значение?


Карточка№3

Режиссер – постановщик фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорит: «История Раскольникова – это история заблудшей души». Вы можете согласиться с тем, что Раскольников – «заблудшая душа»?


Карточка №4

Анализ эпизодов :первое посещение Р.Раскольниковым Сони (ч.4,гл.4),

Второй визит к Соне (ч.5,гл 4). В чем правда Сони?


б) Словесное рисования портрета Родиона Раскольникова.

- Каким мы представляем главного героя романа ?

(«замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно – рус, ростом выше среднего, тонок и строен». «Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.» «Шляпа эта была высокая круглая, но вся уже изношенная, вся в дырах и пятнах, без полей…», «старое, ветхое студенческое пальто»


в) Анализ портретов Родиона Раскольникова

(худ.П.Боклевский 80 – е г.19 в.; худ.Д.Шмаринов1955г; ученица 10 класса Терентьева Ксения 2010 г)

- Кто из художников, по вашему мнению, наиболее удачно показал внутренний мир героя? Докажите свою точку зрения.


г) Работа по вариантам

Многие эпизоды в романе говорят о противоречивости характера героя. Что можно сказать о чертах героя на основе этого?

I вариант (Положительные черты)

II вариант (Отрицательные черты)

Запишите в тетрадь

(Проверка карточки №1)

(Запись на доске под портретом)


+ -

Умеет сострадать, угрюм,мрачен,надменен,

сопереживать; горд, жесток, совершает убийство.

бескорыстно отдает преступник, чувств своих не любит

последние деньги высказывать, агрессивен

Катерине Ивановне(20 копеек);

жертвует,пытаясь спасти

встреченную на бульваре

15-летнюю девочку,изнасилованную

неизвестными подлецами;

нежный любящий сын (целует письмо матери);

страдает о судьбе Дуни, добр и великодушен,

совесть есть; человеколюбие





Итог работы. Синквейн. Раскольников .

(творческая работа)

V. - Что же привело героя к убийству?

Идея.

«Идея – сила, формулирующая человека, его характер…определяющая его поведение не меньше, чем «психология» и чем «среда».

Идея обхватывает его и владеет им … и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу». Для такого человека «измениться в убеждениях значит … тотчас же измениться и во всей своей жизни».

(Из записных тетрадей Ф.М. Достоевского).


- Рассмотрим суть философии Р. Раскольникова

(Комментированное чтение отрывков романа «Преступление и наказание», анализ эпизодов(ч.3,ч.4.гл.4,7,8,ч.5.гл.4)

(Запись на доске и в тетради тезисов)

- общество и человек преступны, поэтому понятия «преступление» не существует.

- страстное желание помочь людям; (действовать, не выбирая средств; «простая арифметика»)

- теория, разделяющая людей на две категории

- статья Р. Раскольникова «О преступлении»; (за 2 месяца до преступления. Газета «Периодическая речь»)

- теория сильной личности;

Итог теории:

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

- крушение теории Раскольникова


НАКАЗАНИЕ

- душевные муки

- несоответствие замысла и результатов

- сны Раскольникова (неминуемое наказание)

- случайное убийство Лизаветы (обыкновенный человек, грешник)

- «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку»

- публичное покаяние на Сенной. Явка с повинной. (внешнее, а не внутреннее раскаяние)



( Запись на доске и в тетради)

Теория Родиона Раскольникова

2 разряда

1) низший 1) «люди»

2) «твари дрожащие» 2) «право имеющие»

3) «обыкновенные люди» 3) «необыкновенные

Их назначение: 4) имеют право

4)должны жить в послушании а) делать всякие преступления и

и не имеют права переступать закона всячески преступать закон

5)материал, служащий единственно б) сам имеет право разрешить своей

для зарождения себе подобных совести перешагнуть через иные

препятствия,если исполнение его идеи

(для всего человечества того требует)

5)люди,имеющие дар или талант

сказать в среде своей новое слово

6) разрушители настроены во имя

лучшего

7)если ему надо,для своей идеи,

перешагнуть хотя бы через труп,

через кровь,то он внутри себя ,

по совести, может дать себе

разрешение(право на преступление)

господин настоящего

господин будущего

сохраняют мир и приумножают его численно

двигают мир и ведут его к цели


мало рождается гениальных людей-

из миллионов 1, а великие гении

(из многих тысяч миллионов людей

на земле 1)



«Уж не Наполеон ли какой будущий и нашу Алену Ивановну на прошлой недели топором укокошил?»- брякнул Заметов.

- Почему упоминается образ Наполеона?


Подкрепить теорию Раскольникова призваны имена выдающихся личностей, исторических деятелей, примеры из всемирной истории. (Наполеон, Сталин, Гитлер и т.д.)


(Власть над людьми и их ходом истории, над законами жизни)


(Идея Раскольникова о праве сильной личности) «сверхчеловеке»




Задание по группам


I группа II группа

В тексте первой части найдите найдите факты,раскрывающие

факты,подтверждающие правоту бессмысленность и отвращение

теории Раскольникова Раскольникова к задуманному

преступлению

Какой вывод вытекает из этих фактов?



- К какому разряду людей принадлежит сам герой?

Докажите свою точку зрения.

«Старуха была только болезнь…

Я переступить поскорее хотел…

Принцип – то я и убил,а переступить – то не переступил,на этой стороне остался

Только и сумел, это убить.»

«Я вошь и больше ничего.»



  1. Итог урока.


Сжато сформулируйте идею Раскольникова о праве сильной личности. Ваше отношение к этой идее. (учебник стр.252)



  1. Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра:

«История Раскольникова – это развеянный миф о «сверхчеловеке»?». Ваша точка зрения.


Синквейн «теория Раскольникова»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Суть философии Раскольникова»

Автор: Пименова Марина Владимировна

Дата: 13.12.2014

Номер свидетельства: 143106


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства