kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Когда исполняются мечты?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме А.Грин "Алые паруса"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Когда исполняются мечты?»»

Конспект урока по повести А.Грина «Алые паруса»

Тема урока: «Когда исполняются мечты?»

Алексанян Алина Сергеевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, МБОУ «СШ№5 г.Смоленска»

Цели урока:

Образовательная – обучение работе с литературным текстом;

Воспитательная – воспитание веры в свои силы, возможности, веры в добро, чудо, созданное силами своей души; формирование основы для восприятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Развивающая – развитие творческого мышления, воображения.

Тип урока: обобщающий

Форма урока: урок-мастерская

Методы и приемы: беседа, выразительное чтение, анализ отрывков из текста.

Оборудование: портрет писателя,аудиозапись музыкального произведения, иллюстрации к повести А.Грина «Алые паруса»



Ход урока

I.Звучит инструментальная музыка в современной обработке “Рассвет над морем».

УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».

Неправда ли, красивые строки. Какие картины вы представляли себе, когда слушали их? Запишите ключевые слова. (Море, корабль, свежий ветер, соленые брызги, паруса, мечта)

Задание 1: запишите слова, которые ассоциируются у вас со словами «мечта», «любить»

Задание 2: «разукрасьте» свои мечты. (учащимся раздаются листы бумаги с абстрактными рисунками, выполненными простым карандашом) Какие цвета вы использовали? Почему?

УЧИТЕЛЬ. Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье. В этом мире живет доверчивая, верящая в чудеса девушка Ассоль и маленький Грэй, который умеет не только переживать чужое горе, но и помочь, вспомните эпизод, когда мальчик «залечил» Христу окровавленные раны . Потом этот мальчик превратился в отважного капитана, который умеет делать чудеса своими руками.

II. Работа с текстом по группам.

Задание для первой группы: перечитайте текст первой главы от слов «Перед ней был не кто иной, как путешествующий пешком Эгль…» до слов « Иди, Да будет мир пушистой твоей голове…»

Ответьте на вопрос: Как родилась мечта Ассоль? Какого цвета эта мечта?

Задание для второй группы: прочитайте отрывок из 4 главы от слов: «Пока она шьет, посмотрим на нее ближе- вовнутрь» до слов «Так, понимая, слушаем мы речи людей,но, если повторить сказанное, поймем еще раз с иным, новым значением».

Ответьте на вопрос: Почему в Ассоль две девушки? Чем она отличается от нас?

Задание для третьей группы: Прочитайте отрывок из пятой главы от слов «Грэй побыл в трех лавках…» до слов «Устав ждать, торговец напомнил о себе треском оторванного куска материи».

Ответьте на вопросы: Почему Грэй был « серьезен, как анатом», выбирая цвет парусов? Почему выбрал алый? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение, цвет исполнения мечты).

Вывод: Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)

Задание для четвертой группы. Прочитайте отрывок из седьмой главы от слов «Пока «Секрет» шел руслом реки…» до слов «…как парус рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова».

Ответьте на вопросы: Случайно ли название шхуны «Секрет»? Почему Грэй выбирает Ассоль, а не другую девушку? ( У них много общего: они оба были лишены общения c со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы; они понимают, любят все живое на земле, близки к природе; они оба верят в мечту.

По мере работы на доске появляются записи:

Белый – чистота

Алый – гордость

Гордость (достоинство) Гордыня (надменность)

Благородство – высокая нравственность, самоотверженность, честь

Сказка – чудо

Секрет – тайна

III. Работа со словами –магнитами

Грэй осуществил мечту Ассоль, потому что «благодаря ей … понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками»

Ну а что же Ассоль даст Грэю? Вспомните, что отвечает Ассоль Эглю, который предсказывает ей принца на белом корабле с алыми парусами? («Я бы его любила»)

- А что значит любить?

На доске записаны слова и словосочетания из философского словаря.

Любовь

Влечение

Привязанность ГРЭЙ

Стремление к добру

Бескорыстие

Самопожертвование АССОЛЬ

Альтруизм

Вера в торжество истины, добра и красоты

Стремление жить по совести

Сострадание

- Какие понятия притянут к себе слова «Ассоль» и «Грэй», стрелками это покажите. Вывод: Мы побывали в мире любви и мечты, в мире, где добро сильнее зла; в мире, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить чудеса своими руками и дарить их людям.

IV. Работа с текстом. Чтение отрывка от слов «…но вдруг случайный переход взгляда…» до слов «Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?- сказала она».

- Вспомните, какая героиня бросила своего отца, оставив его умирать в одиночестве? (Дуня из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

-Как вы думаете, будут ли герои счастливы? (Они способны на настоящую самоотверженную любовь; и мечты их чистые и светлые)

- Хорошо ли это- мечтать? (Обращение к эпиграфу урока)

V. Обобщение. УЧИТЕЛЬ: Повесть «Алые паруса» прекрасна своим оптимизмом, верой в мечту, победой мечты над обывательским миром. Прекрасна тем, что внушает надежду на существование в мире людей, способных услышать и понять друг друга. Ассоль, привыкшая только к насмешкам, все же вырвалась из этого страшного мира и уплыла к кораблю, доказав всем, что любая мечта может осуществиться, если очень верить в нее, не предать ее, не усомниться в ней. И может, кто-то от этого стал лучше, выше, чище душою, кого в этой повести отнесли к общему «болоту» и кто выйдет из него для новой повести о мечте.

VI. Домашнее задание. Творческая работа на тему: «Какого цвета твоя мечта?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: «Когда исполняются мечты?»

Автор: Алексанян Алина Сергеевна

Дата: 03.05.2019

Номер свидетельства: 509006

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект метапредметного  урока музыки "Когда человек счастлив""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-mietapriedmietnogho-uroka-muzyki-koghda-chieloviek-schastliv"
    ["file_id"] => string(6) "314545"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459705556"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Самопознание"Мечта и реальность"Урок 21 "
    ["seo_title"] => string(42) "samopoznaniie-miechta-i-rieal-nost-urok-21"
    ["file_id"] => string(6) "174868"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424187226"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "открытый урок по самопознанию на тему "От мечты к открытию""
    ["seo_title"] => string(53) "otkrytyiurokposamopoznaniiunatiemuotmiechtykotkrytiiu"
    ["file_id"] => string(6) "274902"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452482061"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…»  (Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса») "
    ["seo_title"] => string(76) "liubit-miechtat-i-vierit-simvolichieskii-smysl-poviesti-a-grina-alyie-parusa"
    ["file_id"] => string(6) "158080"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421684278"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Урок азбуки этики "Доброта""
    ["seo_title"] => string(25) "urok_azbuki_etiki_dobrota"
    ["file_id"] => string(6) "528974"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574852994"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства