kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…» (Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кузнецова С.А., учитель Гвардейской  школы  № 1

 

Урок литературы в 6 классе

  

« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…»

(Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса»)

 

Человек в порыве к счастью

                                         способен сам совершать чудеса.

                                                             К.Паустовский

ЦЕЛИ: - раскрыть символический смысл повести - феерии;

            - способствовать развитию умения характеризовать героев, объясняя мотивы их поступков и поведения;

            - воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, красоте и добру , веру в мечту .

     Экспертные группы учащихся  : «литературоведы» (исследователи текста), «лингвисты», «художники».

                                             ХОД УРОКА

I  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (проверка готовности класса к уроку)

 

II  ВВОДНО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

         1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ

      - «Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин — один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественен». Так выразил благотворную силу воздействия Грина на читателя писатель Даниил Гранин. Думая об Александре Грине, мы, прежде всего, вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.

III ВЫЯВЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

         1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ

- Когда в повести появляется образ алых парусов?                                          - Какими обычно бывают паруса? 

         - Можно  сшить алые и шелковые. Это расточительство?

            Словарная работа. СИМВОЛ – условный знак, образ.

IV  ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

«ВХОД В УРОК»

- Образ алых парусов становится символом. Что символизирует словосочетание «АЛЫЕ ПАРУСА»?

* ЛЮБИТЬ – ЗНАЧИТ ТОЛЬКО БРАТЬ;

* в жизни все очень просто : ЧУДЕС НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ;

*  СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ -  ЗНАЧИТ ИСПОЛНИТЬ МЕЧТУ ДРУГОГО;

* утверждение верного способа достижения счастья заключается в том, чтобы «ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ ». (Данные утверждения разместить на доске)    

- Название повести многозначно. Чтобы парусное судно пришло в движение, его паруса должен наполнить ветер. А жизнь человека должна быть наполнена глубоким содержанием, тогда она имеет смысл. Если жизнь скучна и безрадостна, смыслом ее становится мечта. Мечта может так и остаться красивой, несбывшейся сказкой. Но может и осуществиться. Художественные секреты образов – символов помогут нам понять поступки главных героев , которые  «… стремясь к счастью , совершают чудеса» . (Обращение к эпиграфу. Запись темы и эпиграфа в тетради)

V РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

                1. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

 - Алые паруса… Появляется чудесный, пленительный образ. Как представляет Ассоль появление корабля своей мечты ?

Сообщение группы «литературоведов».

Алый цвет – цвет счастья, лучезарный оттенок , несущий исполнение желаний. Вот как представляет Ассоль появление корабля своей мечты : « Из зарослей поднялся корабль ; он всплыл и остановился… он пылал ,как вино, как роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь.» ( На доске кораблик с белыми парусами заменить на алый   парусник.)

 - Что нас удивляет? (Так может видеть и чувствовать только человек, взволнованный ожиданием чуда. )

            2. «ХУДОЖНИКИ»

         - Через цвет автор показывает внутреннюю жизнь героев, следовательно, мы можем посредством цветовой картины говорить о внутреннем состоянии персонажей  в тот или иной момент их жизни.   Какое значение в   живописи имеют белый и алый цвет ?
           Сообщение группы «художников».

       Белый цвет символизирует покой, безмятежность. Алый цвет в живописи относится к теплым тонам. Это жизнерадостный, энергичный, темпераментный тон. Сочный, яркий, чистый. Цвет утренней зари, нежно-розово-красный, пронизанный ранними лучами солнца. Радостный тон.

          3. «ЛИНГВИСТЫ»

 - Как А.Грин определил жанровое своеобразие произведения?(«Алые паруса» - феерия.)

- Вспомним, что такое феерия.

   Сообщение группы «лингвистов» .

       «Алые паруса» - феерия .ФЕЕРИЯ - волшебное сказочное зрелище. (Таблица на доске)     

 4. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ДИАЛОГА АССОЛЬ И ЭГЛЯ.

-  Это сказочное, волшебное началось с  МЕЧТЫ, с чудесного предсказания Эгля, собирателя легенд и преданий. Он предсказывает девочке «алые паруса белого корабля».

          Инсценирование диалога Ассоль и Эгля.

     - Очень красивая история. С этой встречи жизнь девочки наполнилась радостным ожиданием чуда. А чудо Ассоль начинается с МЕЧТЫ.   (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником. Шаблон кораблика приклеить в тетрадь, схема записывается в течение урока.)

          5. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

- Случайно ли то, что эту легенду Эгль поведал именно Ассоль, что увидел сказочник в девочке ?

          Сообщение группы «литературоведов» .

         «Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой» ( На доску поместить рисунок с изображением Ассоль)

 - Как Эгль называет Ассоль?( Эгль обращается к девочке «милая» , «крошка» , «растение».)

Учитель:

- С каким растением ассоциируется образ Ассоль?( Образ Ассоль ассоциируется с цветком, беззащитным, нежным, приносящим радость и не требующем ничего взамен.)      

        6. «ЛИНГВИТСЫ»

 - Что сказал  Эгль об имени Ассоль?

Сообщение группы «лингвистов».

 «… оно так странно… музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины…» 

- С чем созвучно это имя, с чем схоже?( С солнцем, нежным ветром, с блеском зари, с  загадочным светом. Интересно значение имени :  Al sol (исп.) – буквально переводится - к солнцу.)                       

7. «ХУДОЖНИКИ»

         - В рассказе о Каперне и ее обитателях Грин не использовал ни одного цветового определения: «… черная крыша трактира…грязный пол, пожелтевшая скатерть…» и  человеческая ненависть. Используя литературный материал предложите свое цветовое решение для иллюстрации этой приморской деревушки.

             «Художники» показывают картину-ассоциацию «Жители Каперны» и комментируют нарисованное.

              8. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ» 

        - Как вы думаете, могли ли такие люди понять Ассоль и ее отца?

         Комментарии «литературоведов» .

          «  …дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили… Одна за другой  наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения; она перестала, наконец, оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца: — «Скажи, почему нас не любят?» — «Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». — «Как это — уметь?» — «А вот так!»

            Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.» 

        - Мечта же  Ассоль «ожила» потому, что девочка «умела любить» , как учил ее отец, смогла ПОВЕРИТЬ В ЧУДО. (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником )            

9. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

        - Но в повести есть такой герой , который хочет защищать слабых и беззащитных. Это – Грэй. Вспомните поступки маленького графа, говорящие о нем , как о рыцаре, защитнике слабых.

       Комментарии «литературоведов».

  . (На доску поместить рисунок с изображением Грэя.)

      -  Грэй родился со способностью  защищать слабых и беззащитных, он  «родился с живой ДУШОЙ», «странно летящей ДУШОЙ». (Табличка - ассоциация помещается рядом с корабликом)

         10. «ЛИНГВИСТЫ

            - Что такое душа? Найдите лексическое значение этого слова в толковом словаре.

          Сообщение  «лингвистов».

         ДУША - внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений 

      - Что значит  «странно летящая душа»? ( «Странно летящая душа» - неповторимая, чистая, свободная, романтичная, легкая, любящая .)

11. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

       - Есть ли  у Грэя мечта?

       Сообщение «литературоведов» .                                                                                  

   12. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ МОНОЛОГА ГРЭЯ  В ЛАВКЕ

            - Артур сам творит свою сказку, совершает благородный ПОСТУПОК : воплощает мечту девушки в жизнь.(Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником)

              Инсценирование монолога Грэя (отрывок наизусть читает заранее подготовленный ученик).

                (Ученик , читая монолог, показывает  ленты разных оттенков красного. Выбрав нужный цвет, привязывает ленту на кораблик

          - Алый цвет шелка, выбранный Грэем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которой так не хватало в Каперне

VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 

        

 

 

             

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…» (Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса») »

Кузнецова С.А., учитель Гвардейской школы № 1


Урок литературы в 6 классе

« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…»

(Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса»)


Человек в порыве к счастью

способен сам совершать чудеса.

К.Паустовский

ЦЕЛИ: - раскрыть символический смысл повести - феерии;

- способствовать развитию умения характеризовать героев, объясняя мотивы их поступков и поведения;

- воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, красоте и добру , веру в мечту .

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет А.Грина, иллюстрации героев произведения.

Экспертные группы учащихся : «литературоведы» (исследователи текста), «лингвисты», «художники».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ХОДЕ УРОКА


ХОД УРОКА

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (проверка готовности класса к уроку)


II ВВОДНО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Учитель:

- «Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин — один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественен». Так выразил благотворную силу воздействия Грина на читателя писатель Даниил Гранин. Думая об Александре Грине, мы, прежде всего, вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.



III ВЫЯВЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ

Учитель:

- Когда в повести появляется образ алых парусов? (Образ алых парусов появляется в повести не сразу. Сначала отец Ассоль делает игрушки с белыми парусами. Но когда ночью не находит ткани нужного цвета, он берет АЛЫЕ лоскутки.)

- Какими обычно бывают паруса? (Из грубой парусины серого цвета.)

- Можно сшить алые и шелковые. Это расточительство? (Это рукотворное чудо, символ. Такой парус уносит в неизвестные дали, где ждет героев прекрасное будущее.)

Словарная работа. СИМВОЛ – условный знак, образ.


IV ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

«ВХОД В УРОК» (цели формулируют учащиеся)



Учитель:

- Образ алых парусов становится символом. Что символизирует словосочетание «АЛЫЕ ПАРУСА»?

* ЛЮБИТЬ – ЗНАЧИТ ТОЛЬКО БРАТЬ;

* в жизни все очень просто : ЧУДЕС НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ;

* СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ - ЗНАЧИТ ИСПОЛНИТЬ МЕЧТУ ДРУГОГО;

* утверждение верного способа достижения счастья заключается в том, чтобы «ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ ». (Данные утверждения разместить на доске)

Учитель:

- Название повести многозначно. Чтобы парусное судно пришло в движение, его паруса должен наполнить ветер. А жизнь человека должна быть наполнена глубоким содержанием, тогда она имеет смысл. Если жизнь скучна и безрадостна, смыслом ее становится мечта. Мечта может так и остаться красивой, несбывшейся сказкой. Но может и осуществиться. Художественные секреты образов – символов помогут нам понять поступки главных героев , которые «… стремясь к счастью , совершают чудеса» . (Обращение к эпиграфу. Запись темы и эпиграфа в тетради)



V РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

- Алые паруса… Появляется чудесный, пленительный образ. Как представляет Ассоль появление корабля своей мечты ?

Сообщение группы «литературоведов».

Алый цвет – цвет счастья, лучезарный оттенок , несущий исполнение желаний. Вот как представляет Ассоль появление корабля своей мечты : « Из зарослей поднялся корабль ; он всплыл и остановился… он пылал ,как вино, как роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь.» ( На доске кораблик с белыми парусами заменить на алый парусник.)

Учитель:

- Что нас удивляет? (Так может видеть и чувствовать только человек, взволнованный ожиданием чуда. )



2. «ХУДОЖНИКИ»

Учитель:

- Через цвет автор показывает внутреннюю жизнь героев, следовательно, мы можем посредством цветовой картины говорить о внутреннем состоянии персонажей в тот или иной момент их жизни. Какое значение в живописи имеют белый и алый цвет ?
Сообщение группы «художников».

Белый цвет символизирует покой, безмятежность. Алый цвет в живописи относится к теплым тонам. Это жизнерадостный, энергичный, темпераментный тон. Сочный, яркий, чистый. Цвет утренней зари, нежно-розово-красный, пронизанный ранними лучами солнца. Радостный тон.


3. «ЛИНГВИСТЫ»

Учитель:

- Как А.Грин определил жанровое своеобразие произведения?(«Алые паруса» - феерия.)

- Вспомним, что такое феерия.

Сообщение группы «лингвистов» .

«Алые паруса» - феерия .ФЕЕРИЯ - волшебное сказочное зрелище. (Таблица на доске)

4. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ДИАЛОГА АССОЛЬ И ЭГЛЯ.

Учитель :

- Это сказочное, волшебное началось с МЕЧТЫ, с чудесного предсказания Эгля, собирателя легенд и преданий. Он предсказывает девочке «алые паруса белого корабля».


МЕЧТА ДУША


ВЕРА В ЧУДО ПОСТУПОК


Инсценирование диалога Ассоль и Эгля.

— Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

— Это все мне? — тихо спросила девочка. Ее серьезные глаза, повеселев, просияли доверием. Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла ближе. — Может быть, он уже пришел... тот корабль?

— Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом... Что говорить? — это будет, и кончено. Что бы ты тогда сделала?

— Я? — Она посмотрела в корзину, но, видимо, не нашла там ничего достойного служить веским вознаграждением. — Я бы его любила, — поспешно сказала она, и не совсем твердо прибавила: — если он не дерется.

— Нет, не будет драться, — сказал волшебник, таинственно подмигнув, — не будет, я ручаюсь за это. Иди, девочка, и не забудь того, что сказал тебе я …(уч-к стр.217)

Учитель:

- Очень красивая история. С этой встречи жизнь девочки наполнилась радостным ожиданием чуда. А чудо Ассоль начинается с МЕЧТЫ. (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником. Шаблон кораблика приклеить в тетрадь, схема записывается в течение урока.)



5. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

- Случайно ли то, что эту легенду Эгль поведал именно Ассоль, что увидел сказочник в девочке ?

Сообщение группы «литературоведов» .

«Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой» ( На доску поместить рисунок с изображением Ассоль)

Учитель:

- Как Эгль называет Ассоль?( Эгль обращается к девочке «милая» , «крошка» , «растение».)

Учитель:

- С каким растением ассоциируется образ Ассоль?( Образ Ассоль ассоциируется с цветком, беззащитным, нежным, приносящим радость и не требующем ничего взамен.)

6. «ЛИНГВИТСЫ»

Учитель:

- Что сказал Эгль об имени Ассоль?

Сообщение группы «лингвистов».

«… оно так странно… музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины…» (уч-к стр. 216)

Учитель :

- С чем созвучно это имя, с чем схоже?( С солнцем, нежным ветром, с блеском зари, с загадочным светом. Интересно значение имени : Al sol (исп.) – буквально переводится - к солнцу.)

7. «ХУДОЖНИКИ»

Учитель:

- В рассказе о Каперне и ее обитателях Грин не использовал ни одного цветового определения: «… черная крыша трактира…грязный пол, пожелтевшая скатерть…» и человеческая ненависть. Используя литературный материал предложите свое цветовое решение для иллюстрации этой приморской деревушки.

«Художники» показывают картину-ассоциацию «Жители Каперны» и комментируют нарисованное.

На рисунке изображено море в серых и черных тонах, потому что в Каперне много лет назад произошла трагедия .Черный цвет символизирует несчастье, горе. Серый – нейтральный цвет, его предпочитают те люди, которые боятся заявить о себе.

Эгль говорит : « …у вас не рассказывают сказок… у вас не поют песен.» В Каперне живут люди, лишенные романтики, без полета, без веры в мечту. Грубые, приземленные, они не могли понять ни Ассоль, ни Лонгрена, сочиняющего сказки для своей дочери и создающего яхты с алыми парусами.


8. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

- Как вы думаете, могли ли такие люди понять Ассоль и ее отца? (Конечно, нет. Ассоль и ее отец одиноки.)

Комментарии «литературоведов» .

« …дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили… Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения; она перестала, наконец, оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца: — «Скажи, почему нас не любят?» — «Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». — «Как это — уметь?» — «А вот так!»

Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.» (уч-к стр.214 )

Учитель:

- Мечта же Ассоль «ожила» потому, что девочка «умела любить» , как учил ее отец, смогла ПОВЕРИТЬ В ЧУДО. (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником )


9. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

- Но в повести есть такой герой , который хочет защищать слабых и беззащитных. Это – Грэй. Вспомните поступки маленького графа, говорящие о нем , как о рыцаре, защитнике слабых.

Комментарии «литературоведов».

Он вынул гвозди из окровавленных рук Христа на картине, изображавшей распятие, т.е. попросту замазал их голубой краской, а на вопрос отца ответил так : «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу». Чтобы пережить чужое страдание, он намеренно обварил себе руку . Подарил деньги Бетси от имени Робина Гуда. (На доску поместить рисунок с изображением Грэя.)

Учитель :

- Грэй родился со способностью защищать слабых и беззащитных, он «родился с живой ДУШОЙ», «странно летящей ДУШОЙ». (Табличка - ассоциация помещается рядом с корабликом)



10. «ЛИНГВИСТЫ»

Учитель:

- Что такое душа? Найдите лексическое значение этого слова в толковом словаре.

Сообщение «лингвистов».

ДУША - внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений .

Учитель:

- Что значит «странно летящая душа»? ( «Странно летящая душа» - неповторимая, чистая, свободная, романтичная, легкая, любящая .)



11. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

- Есть ли у Грэя мечта?

Сообщение «литературоведов» .

«Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». Грэй человек дела, храбрый, волевой, целеустремленный юноша. Шел к цели «со стиснутыми зубами». Для него это был трудный путь. Море слабых не любит. И настоящими моряками становятся только люди внутренне богатые, красивые, честные и благородные, способные воспринимать и ценить красоту – такие, как Артур Грэй. Поэтому писатель подарил ему сказочную встречу с Ассоль.
12. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ МОНОЛОГА ГРЭЯ В ЛАВКЕ

Учитель :

- Артур сам творит свою сказку, совершает благородный ПОСТУПОК : воплощает мечту девушки в жизнь.(Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником)

Инсценирование монолога Грэя (отрывок наизусть читает заранее подготовленный ученик).

Грэй побывал в трех лавках, придавая особенное значение точности выбора, так как мысленно видел уже нужный цвет и оттенок... На носок сапога Грэя лег­ла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный, розо­вый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве подобно словам: «очаровательно» – «прекрасно» – «великолепно» – «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зре­ния, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего ка­питана; что приносил лавочник было хорошо, но не вызывало ясного и твердого «да». Наконец, один цвет привлек обезоруженное внимание поку­пателя; он сел в кресло к окну, вытянул из шумного шелка длинный конец, бросил его на колени и, развалясь, с трубкой в зубах, стал созерцательно неподвижен. (Ученик , читая монолог, показывает ленты разных оттенков красного. Выбрав нужный цвет, привязывает ленту на кораблик)

Учитель:

- Алый цвет шелка, выбранный Грэем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которой так не хватало в Каперне.




VI РЕФЛЕКСИЯ . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Учитель:

- Со всеми ли утверждениями , сформулированными в начале урока, вы согласны? Назовите неверные утверждения. Ответ аргументируйте. (ЛЮБИТЬ – ЗНАЧИТ ТОЛЬКО БРАТЬ; ЧУДЕС НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ.)

Учитель:

- «Алые паруса» олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. И пусть в вашей жизни будет эта чудесная мечта, которая поможет обрести крылья, преодолеть все трудности на своем пути, поможет СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ , ИСПОЛНИВ МЕЧТУ ДРУГОГО, научит вас «ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ ».(Выводы записать в тетрадь)

Чтение наизусть стихотворения В.Ланцберга «Алые паруса» заранее подготовленным учеником.

АЛЫЕ ПАРУСА (В.Ланцберг)


А зря никто не верил в чудеса...
Но вот однажды, летним утром рано
Над злой Каперной алые взметнулись паруса -
И скрипка разнеслась над океаном.

Глаза не три, ведь это же не сон,
Ведь алый парус вправду гордо реет
Над бухтой, где отважный Грэй нашел свою Ассоль,
Над бухтой, где Ассоль дождалась Грэя…

С любимым легче волны бороздить,
И соль морскую легче есть на пару,
Ведь без любви на свете невозможно было б жить,
И серым стал бы даже алый парус!

VII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Нарисуйте свой корабль мечты, у которого будут паруса того цвета, который у вас ассоциируется с вашими желаниями (задание 1 уровня ), а в сочинении – миниатюре объясните причину такого выбора (задание 2 уровня)


VIII ВЫСТАВЛЕНИЕ И КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК













ПРИЛОЖЕНИЕ

«ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…»

(Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса»)


Человек в порыве к счастью

способен сам совершать чудеса.

К.Паустовский

1. «ВХОД В УРОК»


ЛЮБИТЬ – ЗНАЧИТ ТОЛЬКО БРАТЬ

ЧУДЕС НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ

СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ - ЗНАЧИТ ИСПОЛНИТЬ МЕЧТУ ДРУГОГО

« ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ »


2.СЛОВАРНАЯ РАБОТА

СИМВОЛ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления, условный знак, образ.

Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок к метафоре.

ФЕЕРИЯ - (франц. féerie, от fée – волшебница, фея) жанр сценических зрелищных искусств (театрального, эстрадного, циркового, кинематографического). В феерии, как правило, используется сказочный волшебный сюжет; роскошные костюмы и декорации; многочисленные сложные постановочные эффекты.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…» (Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса»)

Автор: Кузнецова Светлана Алексеевна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 158080


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства