Кузнецова С.А., учитель Гвардейской школы № 1
Урок литературы в 6 классе
« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…»
(Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса»)
Человек в порыве к счастью
способен сам совершать чудеса.
К.Паустовский
ЦЕЛИ: - раскрыть символический смысл повести - феерии;
- способствовать развитию умения характеризовать героев, объясняя мотивы их поступков и поведения;
- воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, красоте и добру , веру в мечту .
Экспертные группы учащихся : «литературоведы» (исследователи текста), «лингвисты», «художники».
ХОД УРОКА
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (проверка готовности класса к уроку)
II ВВОДНО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ
- «Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин — один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественен». Так выразил благотворную силу воздействия Грина на читателя писатель Даниил Гранин. Думая об Александре Грине, мы, прежде всего, вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.
III ВЫЯВЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ
- Когда в повести появляется образ алых парусов? - Какими обычно бывают паруса?
- Можно сшить алые и шелковые. Это расточительство?
Словарная работа. СИМВОЛ – условный знак, образ.
IV ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
«ВХОД В УРОК»
- Образ алых парусов становится символом. Что символизирует словосочетание «АЛЫЕ ПАРУСА»?
* ЛЮБИТЬ – ЗНАЧИТ ТОЛЬКО БРАТЬ;
* в жизни все очень просто : ЧУДЕС НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ;
* СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ - ЗНАЧИТ ИСПОЛНИТЬ МЕЧТУ ДРУГОГО;
* утверждение верного способа достижения счастья заключается в том, чтобы «ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ ». (Данные утверждения разместить на доске)
- Название повести многозначно. Чтобы парусное судно пришло в движение, его паруса должен наполнить ветер. А жизнь человека должна быть наполнена глубоким содержанием, тогда она имеет смысл. Если жизнь скучна и безрадостна, смыслом ее становится мечта. Мечта может так и остаться красивой, несбывшейся сказкой. Но может и осуществиться. Художественные секреты образов – символов помогут нам понять поступки главных героев , которые «… стремясь к счастью , совершают чудеса» . (Обращение к эпиграфу. Запись темы и эпиграфа в тетради)
V РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
- Алые паруса… Появляется чудесный, пленительный образ. Как представляет Ассоль появление корабля своей мечты ?
Сообщение группы «литературоведов».
Алый цвет – цвет счастья, лучезарный оттенок , несущий исполнение желаний. Вот как представляет Ассоль появление корабля своей мечты : « Из зарослей поднялся корабль ; он всплыл и остановился… он пылал ,как вино, как роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь.» ( На доске кораблик с белыми парусами заменить на алый парусник.)
- Что нас удивляет? (Так может видеть и чувствовать только человек, взволнованный ожиданием чуда. )
2. «ХУДОЖНИКИ»
- Через цвет автор показывает внутреннюю жизнь героев, следовательно, мы можем посредством цветовой картины говорить о внутреннем состоянии персонажей в тот или иной момент их жизни. Какое значение в живописи имеют белый и алый цвет ?
Сообщение группы «художников».
Белый цвет символизирует покой, безмятежность. Алый цвет в живописи относится к теплым тонам. Это жизнерадостный, энергичный, темпераментный тон. Сочный, яркий, чистый. Цвет утренней зари, нежно-розово-красный, пронизанный ранними лучами солнца. Радостный тон.
3. «ЛИНГВИСТЫ»
- Как А.Грин определил жанровое своеобразие произведения?(«Алые паруса» - феерия.)
- Вспомним, что такое феерия.
Сообщение группы «лингвистов» .
«Алые паруса» - феерия .ФЕЕРИЯ - волшебное сказочное зрелище. (Таблица на доске)
4. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ДИАЛОГА АССОЛЬ И ЭГЛЯ.
- Это сказочное, волшебное началось с МЕЧТЫ, с чудесного предсказания Эгля, собирателя легенд и преданий. Он предсказывает девочке «алые паруса белого корабля».
Инсценирование диалога Ассоль и Эгля.
- Очень красивая история. С этой встречи жизнь девочки наполнилась радостным ожиданием чуда. А чудо Ассоль начинается с МЕЧТЫ. (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником. Шаблон кораблика приклеить в тетрадь, схема записывается в течение урока.)
5. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»
- Случайно ли то, что эту легенду Эгль поведал именно Ассоль, что увидел сказочник в девочке ?
Сообщение группы «литературоведов» .
«Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой» ( На доску поместить рисунок с изображением Ассоль)
- Как Эгль называет Ассоль?( Эгль обращается к девочке «милая» , «крошка» , «растение».)
Учитель:
- С каким растением ассоциируется образ Ассоль?( Образ Ассоль ассоциируется с цветком, беззащитным, нежным, приносящим радость и не требующем ничего взамен.)
6. «ЛИНГВИТСЫ»
- Что сказал Эгль об имени Ассоль?
Сообщение группы «лингвистов».
«… оно так странно… музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины…»
- С чем созвучно это имя, с чем схоже?( С солнцем, нежным ветром, с блеском зари, с загадочным светом. Интересно значение имени : Al sol (исп.) – буквально переводится - к солнцу.)
7. «ХУДОЖНИКИ»
- В рассказе о Каперне и ее обитателях Грин не использовал ни одного цветового определения: «… черная крыша трактира…грязный пол, пожелтевшая скатерть…» и человеческая ненависть. Используя литературный материал предложите свое цветовое решение для иллюстрации этой приморской деревушки.
«Художники» показывают картину-ассоциацию «Жители Каперны» и комментируют нарисованное.
8. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»
- Как вы думаете, могли ли такие люди понять Ассоль и ее отца?
Комментарии «литературоведов» .
« …дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили… Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения; она перестала, наконец, оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца: — «Скажи, почему нас не любят?» — «Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». — «Как это — уметь?» — «А вот так!»
Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.»
- Мечта же Ассоль «ожила» потому, что девочка «умела любить» , как учил ее отец, смогла ПОВЕРИТЬ В ЧУДО. (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником )
9. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»
- Но в повести есть такой герой , который хочет защищать слабых и беззащитных. Это – Грэй. Вспомните поступки маленького графа, говорящие о нем , как о рыцаре, защитнике слабых.
Комментарии «литературоведов».
. (На доску поместить рисунок с изображением Грэя.)
- Грэй родился со способностью защищать слабых и беззащитных, он «родился с живой ДУШОЙ», «странно летящей ДУШОЙ». (Табличка - ассоциация помещается рядом с корабликом)
10. «ЛИНГВИСТЫ
- Что такое душа? Найдите лексическое значение этого слова в толковом словаре.
Сообщение «лингвистов».
ДУША - внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений
- Что значит «странно летящая душа»? ( «Странно летящая душа» - неповторимая, чистая, свободная, романтичная, легкая, любящая .)
11. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»
- Есть ли у Грэя мечта?
Сообщение «литературоведов» .
12. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ МОНОЛОГА ГРЭЯ В ЛАВКЕ
- Артур сам творит свою сказку, совершает благородный ПОСТУПОК : воплощает мечту девушки в жизнь.(Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником)
Инсценирование монолога Грэя (отрывок наизусть читает заранее подготовленный ученик).
(Ученик , читая монолог, показывает ленты разных оттенков красного. Выбрав нужный цвет, привязывает ленту на кораблик
- Алый цвет шелка, выбранный Грэем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которой так не хватало в Каперне
VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ