Просмотр содержимого документа
«Тема любви в творчестве Есенина»
Тема любви в творчестве Есенина.
Цели урока: рассмотреть циклы стихов о любви с целью открытия для себя глубины чувств лирического героя и богатства выражения этих чувств.
Ход урока.
«Собаке Качалова»
Артист МХАТа Василий Иванович Качалов: «Часам к 12 ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня… Я вошёл и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукою обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговоривал: „Что за лапа, я сроду не видал такой”. Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо, Когда Есенин читал стихи, Джим внимательно ему смотрел в рот. Перед уходом Есенин долгот жал ему лапу: „Ах, ты, чёрт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи”».
К немалому удивлению хозяина Джима, поэт сдержал слово. Во время бакинских гастролей МХАТа (май 1925) Качалов получил записку: «Дорогой Василий Иванович! Я здесь! Здесь и напечатал … стихотворение «Джиму». В воскресенье выйду их больницы (болен лёгкими). Очень хотелось бы увидеть Вас… Жму ваши руки. С. Есенин». Принесла записку «миловидная смуглая девушка». «Как выяснилось потом, - пишет Качалов, - это была та самая Шаганэ Нерсесовна Тертерян (Тальян) – армянская учительница, ставшая прототипом романтического женского образа, украсившего поэтический цикл «Персидские мотивы», который был создан поэтом во время 3-х поездок в Грузию и Азербайджан (в Персию, как говорил Есенин) в 1924-25 гг.
В одном из стихотворений, посвящённых ей, неожиданно появляется другой женский образ, который сравнивается поэтом с прекрасной Шаганэ: 178/1.
«На тебя она страшно похожа...» Кого напомнила Есенину красавица-армянка? Не имеет ли образ девушки, «страшно похожей» на Шаганэ, связь с загадочным женским образом, грустью озарившим стихотворение «Собаке Качалова? Не о той ли, что «всех безмолвней и грустней», вспоминает поэт и в другом стихотворении цикла «Персидские мотивы»? – «Никогда я не был на Босфоре…»? стр.180/1.
Продолжая поиск, изучим письма Есенина, написанные в период создания «Персидских мотивов». Большинство писем, написанных на Кавказе. Адресовано Г. Бениславской. (1897 – 1926) – журналистка, несколько лет работала в газете «Беднота». Интересна её родословная: по матери – грузинка, по отцу – француженка. Если предположить, что она сохранила материнские черты лица (восточные), то, возможно, она была чем-то внешне похожа на Шаганэ. Рано осталась без родителей, воспитывалась в семье врачей Бениславских, получила образование в гимназии. Она глубоко интересовалась литературой, любила поэзию, особенно Блока, часто бывала в литературном кафе «Стойло Пегаса», в котором в начале 20-х гг. собирались лучшие московские поэты читать свои стихи, спорить, дискутировать, оглашать поэтические манифесты. На одном из вечеров Бениславская увидела Есенина, услышала, как он вдохновенно читал свои стихотворения, а через некоторое время произошло их знакомство.
«С тех пор пошли длинной вереницей бесконечно радостные встречи, - вспоминала Галина. – Я жила этими встречами – от одной до другой. Стихи его захватили меня не меньше, чем он сам. Поэтому каждый вечер был двойной радостью: и стихи, и он».
Увлеклась поэзией Есенина и Шаганэ Тертерян. Известно, что поэт читал ей новые произведения, брал из её домашней библиотеки книги, а, расставаясь, подарил ей поэтический сборник «Москва кабацкая» (1924), сопроводив дарственной надписью» Дорогая моя Шаганэ,- Вы приятны и милы мне. С. Есенин.
Чтение стихов «Шаганэ ты моя, Шаганэ»
«Спой мне песню, моя дорогая, //Ту, которую пел Хайям» («Персидские мотивы»)
Находясь на Кавказе, пишет Бениславской письмо за письмом, в которых делится своими творческими планами, радостями и тревогами, порой исповедовался, ругая себя за житейские промахи. «Сергей Есенин», 5 том, с. 185 -186, с. 190.
В Галине соединились неразрывно чувство возвышенной любви к поэту и чувство глубокого понимания его таланта. Именно поэтому она и решила посвятить себя издательским делам Есенина и заботе о нём и её близких, что, безусловно, позволило поэту сосредоточиться исключительно на творчестве. Сохранились письма, свидетельствующие о том, как глубоко был благодарен Есенин своему «ангелу-хранителю» с. 174 -175. - // - .
Друг Есенина, поэт-имажинист Вольф Эрлих вспоминает, как восторженно произносил поэт в то время имя Бениславской: «Вот ты сейчас и Галю увидишь! Она красивая!... Ну так вот! Галя – мой друг! Больше, чем друг! Галя – мой хранитель! Каждую услугу, оказанную Гале, ты оказываешь лично мне!»
Есенин многим был обязан Бениславской. В трудное для него время (1923), когда он, возвратившись из зарубежной поездки, решился разорвать брачные узы и американской танцовщицей Айседорой Дункан, когда образовалась глубокая пропасть между ним и имажинистами и поэту угрожал духовный вакуум, Г. Бениславская протянула ему руку дружбы. Есенин поселился в Брюсовском переулке в её квартире (в которой, кстати, скоро стали жить и его сёстры – Екатерина и Александра, приехавшие в Москву).
Здесь собирались друзья поэта: поэты и писатели: Всеволод Иванов, Пётр Орешин, Борис Пильняк, Василий Наседкин, частым гостем был Вольф Эрлих, бывал и Николай Клюев. Это скрашивало будни есенинской жизни, позволяло общаться с собратьями по перу.
«Там, на севере, девушка тоже, // На тебя она страшно похожа…»
Есть все основания утверждать, что речь в этом стихотворении из «Персидских мотивов» идёт о Галине Бениславской.
Но вернёмся к стихотворению «Собаке Качалова». «Ты за меня лизни ей нежно руку// За всё, в чём был и не был виноват…»
Но имеют ли эти строчки отношение к Галине Бениславской? Есенин встретился с Бениславской ещё до знакомства с Дункан, но никогда не говорил о ней. Она же молча пережила его брак с Дункан, и отъезд за границу.
Как тут не вспомнить слова: «та, что всех безмолвней и грустней»…
В марте 1925 г., когда, казалось, ничто не угрожало дружбе-любви Бениславской и Есенина, поэт прислал письмо: «Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я нисколько не люблю вас как женщину».
Это был тяжёлый удар, но, тем не менее, Бениславская продолжала заботиться о поэте, помогала ему в издательских делах. И только известие о женитьбе Есенина на внучке Л. Н. Толстого – Софье А. Толстой - заставило её разорвать отношения с ним.
Разумеется, разрыв с Бениславской не мог не сказаться на состоянии души Есенина. Были сломаны «вешки», которых писал Вольф Эрлих, а новые найти было далеко не просто.
Брак с С. А. Толстойне был для Есенина счастливым.
«В один из таких дней тоски,- вспоминает Софья Виноградская, - он пришёл прощаться. Было лето 1925 г. Лицо его было скомканное, он часто поглаживал волосы, и большая внутренняя боль глядела из глаз.
- Сергей Александрович, что с вами, отчего вы такой?
- Да, знаете, живу с нелюбимой.
- Зачем же вы женились?
- Ну- у-у! Зачем? Да назло, вышло так. Ушёл от Гали, а идти некуда».
В 12. 1925 г. произошла трагедия в гостинице «Англетер».
За день до гибели Есенин подарил Вольфу Эрлиху известное стих. «До свиданья, друг мой, до свиданья». 2 т., с. 150.
«Сергей Александрович подошёл к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака. Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил: «Потом прочтёшь, не надо!» (из воспоминаний Устиновой Е. А.)
Почему Есенин вручил своё последнее поэтическое откровение Эрлиху? Не потому ли, что был уверен, что он покажет его Галине Бениславской (вспомним, как высоко отзывался друг поэта о той, «что всех безмолвней и грустней»)?
Быть может, именно ей и посвятил он это стихотворение.
Кстати, прощаясь с Шаганэ Тертерян, Есенин писал: 184, 1 том.
Есть какие-то общие мотивы, и они вызывают прежние ассоциации.
Круг исследования почти замкнулся. Последняя строка стихотворения «Собаке Качалова» («За всё, в чём был и не был виноват») выражает то тревожное чувство, которое не покидало Есенина, пожалуй, до последнего дня его жизни.
Через год после смерти Есенина Галина Бениславская застрелилась на его могиле, оставив записку: «Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина… Но ему и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое…»