Тема: С. А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворений.
Эпиграф урока: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем творчестве».
С. Есенин.
Оформление: выставка книг Сергея Есенина, компьютерная презентация «С. А. Есенин», аудиозапись песни «Отговорила роща золотая …», ТСО для их воспроизведения, карточки для работы в парах со стихотворением «Я покинул родимый дом…», плакат с изображением ствола дерева с приклеенными к нему скрепками (для монтирования «кроны» дерева), вырезанные из бумаги белые листочки клена по числу обучающихся, маркеры для их раскрашивания.
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с биографией С. Есенина (детские годы) и его пейзажной лирикой.
2. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения наизусть; формировать и совершенствовать навыки анализа поэтического текста:
акцентировать внимание на работе с изобразительно-выразительными средствами языка (обнаружение их в тексте и определение их роли в конкретном художественном произведении);
3. Развивать логическое и образное мышление.
4. Учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к родине
через любовь к природе.
Содержание урока:
-
Организационный момент.
2. Вступление. Сообщение темы урока.
3. Обращение к эпиграфу. Постановка проблемы.
4. Проверка домашнего задания: выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина, изученных в начальных классах. Анализ уровня чтения, дополнительные вопросы учителя по идее и художественному содержанию стихотворений.
5. Слово учителя о поэте. Галерея портретов С. Есенина.
6. Поэтический образ Родины в лирике С. Есенина:
а) пословицы и поговорки о Родине и любви к ней;
б) чтение материала учебника «Поэзия Есенина…» на стр.50;
в) физкультминутка;
г) прослушивание стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» в исполнении учителя; работа по вопросам;
д) прослушивание стихотворения «Я покинул родимый дом…»; работа по вопросам. Словарная работа (выть).
7. Повторение терминов эпитет, сравнение, метафора(!), олицетворение.
Нахождение и обсуждение их в стихотворении «Я покинул родимый дом…».
8. Прослушивание песни «Отговорила роща золотая…» на стихи С. Есенина. Творческая работа.
9. Возвращение к эпиграфу урока, пояснение его значения.
10. Обращение внимания на выставку книг поэта.
12. Итог урока. Домашнее задание. Выставление оценок.
Формы работы на уроке: слово учителя, аналитическая беседа, словарная работа,
анализ стихотворного текста, выразительное чтение,
выразительное чтение наизусть, творческая работа,
использование компьютерных технологий (презентация).
Ход урока:1. Организационный момент.
2.Вступление. Сообщение темы урока. Запись её в тетради.
- Сергей Есенин. Это имя для всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине, к жизни.
И тема нашего урока: С. А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы, своеобразие языка стихотворений.
-
Работа с эпиграфом урока. Запись его в тетради.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем творчестве».
С. Есенин.
- Вопрос: как вы понимаете эти слова? На него вы ответите позже, поэтому будьте внимательны в течение урока.
-
Проверка домашнего задания: выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина «Береза», «С добрым утром!», анализ чтения делают сами учащиеся (самоанализ и взаимный анализ).
- На уроках чтения в начальных классах вы познакомились с некоторыми произведениями Сергея Есенина. «Страна березового ситца» – так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на Рязанскую землю. В своих стихах он выражал собственные чувства и мысли о Родине. Давайте вспомним некоторые из этих стихотворений.
БЕРЕЗА (читает Чаплыгина Катя)
Дополнительные вопросы к стихотворению:
Главной героиней стихотворения «Береза» является русская березка. С каким одушевленным образом можно её сравнить? ( С женщиной, принакрытой ажурной шалью, которая стоит одиноко в тишине.)
С чем сравнивает Есенин снег? (С серебром.)
С ДОБРЫМ УТРОМ! (Читает Аня Елизарова)
Дополнительные вопросы к стихотворению:
-
Какое настроение передает автор в стихотворении «С добрым утром!» ? (Радостное, приподнятое.)
Какие слова позволяют сделать такой вывод? ( «Улыбнулись сонные березки…»,
«…шепчет шаловливо: «С добрым утром!»)
-
Какая тема объединяет оба стихотворения?
5. Слово учителя о Сергее Есенине. (Галерея портретов Есенина - презентация)
6. Поэтический образ родины в лирике С. Есенина:
а) пословицы и поговорки о родине и любви к ней. ( Дети говорят те, которые они знают, а затем учитель предлагает прочесть записи на экране);
Дети читают по одной пословице, объясняя, как они их понимают.
- Что же подтолкнуло юного Есенина к раннему написанию стихов? (Фольклор)
- Давайте и мы сейчас обратимся к фольклору и вспомним пословицы и поговорки о Родине и любви к ней.
б) чтение отрывка из материала учебника «Поэзия Есенина…» на стр. 50, читает обучающийся;
Проанализировать чтение, задать несколько вопросов: Что означает слово «сельщина»?
в) Физкультминутка.
г) прослушивание стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» в исполнении учителя. Дети следят по учебнику!
- Как вы считаете, почему строки:
Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда –
в первом четверостишии оказываются первыми, а в завершающем последними?
Словарная работа: пояснение значения слова «выть», напоминание о том, какие слова называют диалектными (употребляемые только в той или иной местности).
д) прослушивание стихотворения «Я покинул родимый дом…».
Дети следят по учебнику!
Беседа по вопросам:
- Услышали ли вы разницу в звучании стихов, в ритме стихотворений? В каком стихотворении ритм более медленный, размеренный, неторопливый? Как вы думаете, почему?
- В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком более обычной, повседневной, не яркой? Как вы думаете, почему?
-
Художественно-выразительные средства поэтической речи. Работа с терминами эпитет, сравнение, метафора (!), олицетворение. Повторение их, коллективное нахождение примеров этих тропов в первых двух четверостишьях стихотворения «Я покинул родимый дом…» по заготовленным образцам.
Работа по карточкам в парах: нахождение средств поэтической речи в 3 и 4 четверостишьях. Коллективная проверка.
-
Творческая работа: раскрашивание листиков клена под песню «Отговорила роща золотая …» на стихи С. Есенина, готовые листики дети несут к доске, где учитель прикрепляет их к нарисованному на ватмане стволу дерева.
-
Возвращение к эпиграфу урока, пояснение его значения.
-
Итог урока.
Выставление оценок за урок.
Объяснение домашнего задания:
Стр.49- 50 – чтение материала о поэте,1 стихотворение (по выбору) выучить наизусть.
Индивидуальное задание: прочитать стихотворение «Песнь о собаке», нарисовать иллюстрацию к нему.
Обратить внимание на выставку книг к уроку.
Литература
*В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. «Литература. 5 класс» - М., «Просвещение», 2008
* Есенина А. А. «Это все мне родное и близкое…» // Воспоминания о Сергее Есенине.
С. 57.
* Сербин П. К. Изучение творчества С. А. Есенина в школе: Пособие для учителя. – Киев, 1986
* Сергей Есенин. Полное собрание сочинений в двух томах. – М., «Советская Россия», 1990
* Хитров Е. В Спас-Клепиковской школе // Воспоминания о Сергее Есенине.
С. 83 – 85.
Электронные издания
*Большая детская энциклопедия «Литература», 2008
*Библиотека школьника,2003
*Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007