kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовная лирика в творчестве С.Есенина «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : Любовная лирика в творчестве С.Есенина «Шаганэ, ты    моя, Шаганэ!»

Цель занятия:

Образовательная: Ознакомиться с любовной лирикой С.Есенина.

Развивающая: Учить выразительному чтению стихотворения и комментированному анализу.

Воспитательная: Формировать искренние чувства. любви. Воспитать любовь к матери, Родине.

Вид занятия: комбинированное

Методика преподавания: интегрированное занятие

Наглядные пособия: слайд-шоу, фотокадры из семейного

альбома, портреты, выставка книг.

Межпредметная связь: история, география, кинематография

План занятия:

1. организационный момент

2. обобщение пройденного материала

3. объяснение нового материала,

4. закрепление нового материала

5. подведение итогов занятия

6. домашнее задание

7.комментированное выставление оценок

Ход урока:

 I. Организационный момент:

1. приветствие

2. проверка посещаемости

II. Опрос домашнего задания:

1. Где и когда родился С.Есенин ?

2. Кто воспитывал С.Есенина ?

З. В каком возрасте начал писать стихи ?

4. Где учился поэт ?

5. Назовите произведения поэта ?

б. Основные темы в произведениях С.Есенина ?

Переходим ко второй части опроса домашнего задания, чтение наизусть стихотворения «Письмо к матери».

С.Есенин  написал  много  стихотворений-посланий,  письма  к  родным  и близким:   «Письмо   к   деду»,   «Ответ»,   «Письмо   к   сестре»,   «Письмо   к женщине». Одним из них является «Письмо к матери». Форма послания дает поэту возможность раскрыть сокровенные чувства, размышления о личной судьбе.  Мать  С.Есенина  Татьяна  Федоровна была  неграмотной,  но  она запоминала стихи сына и каким-то своим внутренним чутьем напевала их.

 (чтение стихотворения 3-4 -х учащихся).

Поговорим об этом стихотворении:

1. В каком году и в какой форме написано стихотворение «Письмо к матери»?

2. Кто является прототипом матери поэта?

3. Как обращается поэт к матери?

4. О чем волнуется мать поэта?

5. Как вы думаете, какое место занимает образ матери?

 Переходим к третьему этапу опроса домашнего задания.

Сегодня мы познакомились с одной из тем в творчестве Есенина - это
любовь к матери. Кроме этой темы Есенин в своем творчестве описывал и
природу. Этой теме он посвятил одно из прекраснейших стихотворений
«Белая береза», (стихотворение читает Макпал Абихан).

Работа по тексту:

1.Какое время года описано в стихотворении?

2. Какому дереву посвятил поэт стихотворение?

3. Как вы понимаете следующие строки стихотворения:  «Распустились кисти белой бахромой»?

4. О чем говорят эти строки? «Обсыпает ветки новым серебром».

5. Какую палитру красок применяет поэт?

III. Объяснение новой темы:

Вводное слово:

Сегодня при опросе домашнего задания мы узнали, какие темы были

отражены в произведенях Есенина: любовь к матери, любовь к природе.

Другой темой его творчества является   любовная лирика, которая является

темой   нашего   занятия.   Любовная   лирика   занимает   особое   место   в

творчестве поэта, затрагивает наиболее сокровенные интимные стороны

жизни человека.Раскрывая тему любви, мы будем обращаться  к любимым

женщинам, вдохновивших на создание стихотворений о любви.

Есенин   мечтал   побывать   в   Персии,где   родились   знаменитые   поэты

любовной лирики, но ему не удалось осуществить мечту. Поэт посвятил

этому краю цикл стихотворений,состоящих из  15 чудесных лирических

произведений,   назывался   этот  цикл     «Персидские   мотивы».   Во   всех

стихотворениях   чувствуется   восточный   колорит,   яркая   природа   юга,

прекрасные девушки в чадрах, нежная тихая музыка. Одним из чувственных

стихотворений любовной лирики является произведение «Шаганэ ты моя,

Шаганэ!». Прототипом этой есенинской персиянки была преподавательница

литературы Шагандухт Нерсесовна Тальян, с которой Есенин познакомился в

1924 году во время путешествия в Батуми.

(чтение стихотворения учителем).

Шаганэ, ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ, ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи -

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ, ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне.

Шаганэ, ты моя, Шаганэ.

1-ая строфа.

Что хотел сказать о себе поэт?

Почему волнистая рожь?

2-ая строфа.

Как поэт передает свою любовь к Родине?

3-ая строфа.

О какой связи с Севером говорит Есенин?

4-ая строфа.

О чем напоминает девушке чужая далекая страна?

5-ая строфа.

Где живет девушка, похожая на Шаганэ?
Почему повторяется несколько раз имя Шаганэ?

 

IV. Закрепление нового материала:

Как не прекрасна земля Персии с ее нежной роскошной природой, поражающая яркостью красок, для поэта нет лучше рязанских раздолий, родной земли. Чувство любви к Родине связывается со светлым чувством к женщине. Любовь к женщине и к Родине неотделимы друг от друга. Оно необычайно мелодично, созданного строфой и рифмой. Состоит из пяти строф, в каждой по пять строк.

Женщины сыграли большую роль в жизни и творчестве поэта. Каждой из
них он посвятил стихотворение.     А теперь с вашей помощью узнаем
У краткую биографию любимых женщин Есенина и послушаем отрывки из,
этих произведений.

Первой прекрасной возлюбленной, которая вдохновила поэта на создание      шедевра любовной лирики была Анна Алексеевна Сардановская (1895-1922.-гг.).  Приезжая  летом  из  Спас-Клепиков  в  родное  село,  Есенин  часто встречался с сестрой своего друга Анной. Своему юношескому увлечению поэт посвятил стихотворение «За горами, за  желтыми долами». Написано стихотворение в 1916 году.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя,

За погибшую душу мою.

Следующей женщиной является Лидия Ивановна Кашина (1886-1937гг\).  Лидия Ивановна сыграла особую роль в творчестве поэта. С ее именем связан образ Анны Снегиной. Ей посвящено одно из лучших стихотворений Есенина «Зеленая прическа».

Открой, открой мне тайну

твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И так, вдохнувши глубоко,

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей.»

1917 г.

Одной из красивых женщин поэта являлась Зинаида Николаевна Райх (1894-1939 гг.). Весной 1817 года в редакции газеты Есенин познакомился с секретарем-машинисткой Зинаидой Райх. 22-х летняя красавица отличалась жизнерадостностью и чувством юмора. Скоропалительный брак осложнялся конфликтами,который привел к разводу. Противоречивое отношение к Зинаиде нашли отражение в стихотворении «Письмо к женщине». Отрывок из которого предлагаем послушать.

Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь.

Софья Андреевна Толстая-Есенина (1900-1957) познакомилась с поэтом в марте 1925 года. И вскоре стала его женой. Она напоминала своего знаменитого деда своим внешним обликом. В ее любви ощущалось проявление нежной заботы, присутствовало благородное намерение стать помощником, другом, опорой поэта. Впечатление от всречи с Толстой вылилось в строки стихотворения:

Видно, так заведено навеки-

К тридцати годам перебесясь

Все сильней, прожженные калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,

Земля милей мне с каждым днем.

От того и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнем.

V. Подведение итогов урока:

В заключение хочу сказать, что сегодня мы познакомились с богатым творческим наследием великого русского поэта Сергея Есенина. Услышали стихотворения, посвященные женщинам, каждая из которых сыграла определенную роль в жизни и творчестве поэта. Среди всей любовной лирики особое место занимает тема любви к матери. Не осталась в стороне и наша общественность. В нашем родном городе установлен памятник поэту по улице Сулейманова. Он поставлен при поддержке Посольства России в Казахстане и областного акимата 3 октября 2005 года к 110 - летию со дня рождения Есенина. Авторами памятника являются таразские скульпторы Сергей Копылов и Айдархан Сихаев. Архитектор проекта Бекежан Ильяс.

Бюст поэта установлен на постаменте высотой 2 метра,облицованный полированным гранитом. Высота барельефа 1,5 метра. Лицо озарено светлой улыбкой, взгляд устремлен вдаль, голова слегка повернута в левую сторону. Таким он предстал перед авторами памятника - великий, непревзойденный русский поэт. Перед нами встала необходимость сделать небольшую выставку книг поэта, изданных в разные годы. Необходимо отметить, что все сборники Есенина периодически издаются в нашей стране. И небольшой бюстик великого поэта показывает какой силы таланта и красоты был Сергей Есенин с творчеством которого вы сегодня наглядно познакомились.

VI.  Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!».

VII. Комментированное выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика в творчестве С.Есенина «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!» »










Тема : Любовная лирика в творчестве С.Есенина «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!»


Цель занятия:


Образовательная: Ознакомиться с любовной лирикой С.Есенина.


Развивающая: Учить выразительному чтению стихотворения и комментированному анализу.


Воспитательная: Формировать искренние чувства. любви. Воспитать любовь к матери, Родине.


Вид занятия: комбинированное


Методика преподавания: интегрированное занятие


Наглядные пособия: слайд-шоу, фотокадры из семейного

альбома, портреты, выставка книг.


Межпредметная связь: история, география, кинематография


План занятия:

1. организационный момент

2. обобщение пройденного материала

3. объяснение нового материала ,

4. закрепление нового материала

5. подведение итогов занятия

6. домашнее задание

7.комментированное выставление оценок



Ход урока:

I. Организационный момент:

1. приветствие

2. проверка посещаемости

II. Опрос домашнего задания:

1. Где и когда родился С.Есенин ?

2. Кто воспитывал С.Есенина ?

З. В каком возрасте начал писать стихи ?

4. Где учился поэт ?

5. Назовите произведения поэта ?

б. Основные темы в произведениях С.Есенина ?

Переходим ко второй части опроса домашнего задания, чтение наизусть стихотворения «Письмо к матери».

С.Есенин написал много стихотворений-посланий, письма к родным и близким: «Письмо к деду», «Ответ», «Письмо к сестре», «Письмо к женщине». Одним из них является «Письмо к матери». Форма послания дает поэту возможность раскрыть сокровенные чувства, размышления о личной судьбе. Мать С.Есенина Татьяна Федоровна была неграмотной, но она запоминала стихи сына и каким-то своим внутренним чутьем напевала их.

(чтение стихотворения 3-4 -х учащихся).









Поговорим об этом стихотворении:


1. В каком году и в какой форме написано стихотворение «Письмо к матери»?

2. Кто является прототипом матери поэта?

3. Как обращается поэт к матери?

4. О чем волнуется мать поэта?

5. Как вы думаете, какое место занимает образ матери?


Переходим к третьему этапу опроса домашнего задания.

Сегодня мы познакомились с одной из тем в творчестве Есенина - это
любовь к матери. Кроме этой темы Есенин в своем творчестве описывал и
природу. Этой теме он посвятил одно из прекраснейших стихотворений
«Белая береза», (стихотворение читает Макпал Абихан).



Работа по тексту:


1.Какое время года описано в стихотворении?

2. Какому дереву посвятил поэт стихотворение?

3. Как вы понимаете следующие строки стихотворения: «Распустились кисти белой бахромой»?

4. О чем говорят эти строки? «Обсыпает ветки новым серебром».

5. Какую палитру красок применяет поэт?

III. Объяснение новой темы:


Вводное слово:

Сегодня при опросе домашнего задания мы узнали, какие темы были

отражены в произведенях Есенина: любовь к матери, любовь к природе.

Другой темой его творчества является любовная лирика, которая является

темой нашего занятия. Любовная лирика занимает особое место в

творчестве поэта, затрагивает наиболее сокровенные интимные стороны

жизни человека.Раскрывая тему любви, мы будем обращаться к любимым

женщинам, вдохновивших на создание стихотворений о любви.

Есенин мечтал побывать в Персии,где родились знаменитые поэты

любовной лирики, но ему не удалось осуществить мечту. Поэт посвятил

этому краю цикл стихотворений,состоящих из 15 чудесных лирических

произведений, назывался этот цикл «Персидские мотивы». Во всех

стихотворениях чувствуется восточный колорит, яркая природа юга,

прекрасные девушки в чадрах, нежная тихая музыка. Одним из чувственных

стихотворений любовной лирики является произведение «Шаганэ ты моя,

Шаганэ!». Прототипом этой есенинской персиянки была преподавательница

литературы Шагандухт Нерсесовна Тальян, с которой Есенин познакомился в

1924 году во время путешествия в Батуми.

(чтение стихотворения учителем).



Шаганэ, ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ, ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.


Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи -

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ, ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ, ты моя, Шаганэ.



1-ая строфа.

Что хотел сказать о себе поэт?

Почему волнистая рожь?

2-ая строфа.

Как поэт передает свою любовь к Родине?

3-ая строфа.

О какой связи с Севером говорит Есенин?

4-ая строфа.

О чем напоминает девушке чужая далекая страна?

5-ая строфа.

Где живет девушка, похожая на Шаганэ?
Почему повторяется несколько раз имя Шаганэ?







IV. Закрепление нового материала:


Как не прекрасна земля Персии с ее нежной роскошной природой, поражающая яркостью красок, для поэта нет лучше рязанских раздолий, родной земли. Чувство любви к Родине связывается со светлым чувством к женщине. Любовь к женщине и к Родине неотделимы друг от друга. Оно необычайно мелодично, созданного строфой и рифмой. Состоит из пяти строф, в каждой по пять строк.









Женщины сыграли большую роль в жизни и творчестве поэта. Каждой из
них он посвятил стихотворение. А теперь с вашей помощью узнаем
У краткую биографию любимых женщин Есенина и послушаем отрывки из,
этих произведений.



Первой прекрасной возлюбленной, которая вдохновила поэта на создание шедевра любовной лирики была Анна Алексеевна Сардановская (1895-1922.-гг.). Приезжая летом из Спас-Клепиков в родное село, Есенин часто встречался с сестрой своего друга Анной. Своему юношескому увлечению поэт посвятил стихотворение «За горами, за желтыми долами». Написано стихотворение в 1916 году.


Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.


Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя,

За погибшую душу мою.



Следующей женщиной является Лидия Ивановна Кашина (1886-1937гг\). Лидия Ивановна сыграла особую роль в творчестве поэта. С ее именем связан образ Анны Снегиной. Ей посвящено одно из лучших стихотворений Есенина «Зеленая прическа».


Открой, открой мне тайну

твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.


И так, вдохнувши глубоко,

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей.»

1917 г.


Одной из красивых женщин поэта являлась Зинаида Николаевна Райх (1894-1939 гг.) . Весной 1817 года в редакции газеты Есенин познакомился с секретарем-машинисткой Зинаидой Райх. 22-х летняя красавица отличалась жизнерадостностью и чувством юмора. Скоропалительный брак осложнялся конфликтами,который привел к разводу. Противоречивое отношение к Зинаиде нашли отражение в стихотворении «Письмо к женщине». Отрывок из которого предлагаем послушать.


Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.


Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь.


Софья Андреевна Толстая-Есенина (1900-1957) познакомилась с поэтом в марте 1925 года. И вскоре стала его женой. Она напоминала своего знаменитого деда своим внешним обликом. В ее любви ощущалось проявление нежной заботы, присутствовало благородное намерение стать помощником, другом, опорой поэта. Впечатление от всречи с Толстой вылилось в строки стихотворения:


Видно, так заведено навеки-

К тридцати годам перебесясь

Все сильней, прожженные калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.


Милая, мне скоро стукнет тридцать,

Земля милей мне с каждым днем.

От того и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнем.



V. Подведение итогов урока:


В заключение хочу сказать, что сегодня мы познакомились с богатым творческим наследием великого русского поэта Сергея Есенина. Услышали стихотворения, посвященные женщинам, каждая из которых сыграла определенную роль в жизни и творчестве поэта. Среди всей любовной лирики особое место занимает тема любви к матери. Не осталась в стороне и наша общественность. В нашем родном городе установлен памятник поэту по улице Сулейманова. Он поставлен при поддержке Посольства России в Казахстане и областного акимата 3 октября 2005 года к 110 - летию со дня рождения Есенина. Авторами памятника являются таразские скульпторы Сергей Копылов и Айдархан Сихаев. Архитектор проекта Бекежан Ильяс.

Бюст поэта установлен на постаменте высотой 2 метра,облицованный полированным гранитом. Высота барельефа 1,5 метра. Лицо озарено светлой улыбкой, взгляд устремлен вдаль, голова слегка повернута в левую сторону. Таким он предстал перед авторами памятника - великий, непревзойденный русский поэт. Перед нами встала необходимость сделать небольшую выставку книг поэта, изданных в разные годы. Необходимо отметить, что все сборники Есенина периодически издаются в нашей стране. И небольшой бюстик великого поэта показывает какой силы таланта и красоты был Сергей Есенин с творчеством которого вы сегодня наглядно познакомились.



VI. Домашнее задание:


Выучить наизусть стихотворение «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!».



VII. Комментированное выставление оценок.



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Любовная лирика в творчестве С.Есенина «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!»

Автор: Кульжанова Гульара Ауесбековна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195435


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства