Тема: « Светлый образ матери » в творчестве Есенина. Стихотворение «Письмо к матери».
Цели: а) образовательные: пробудить интерес к личности и творчеству С. Есенина; раскрыть духовный мир поэта: пробудить интерес к лирическим стихотворениям, раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной, матерью; дать почувствовать, что стихи Есенина созвучны нашему времени, живы и близки каждому;
б) воспитательные: содействовать воспитанию нравственных качеств: уважения к женщине, любви к матери.
в) развивающие: формировать умение художественного анализа текста, развивать умения критически мыслить, выдвигать идеи и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: Портрет поэта, изречения, цитаты писателей, грампластинки .
Тип урока: Урок анализа лирического стихотворения.
Вид урока: урок – рассуждение.
Методы: групповая работа, коллективное обучение, стимулирующее интерес к изучению текста; поисковый.
Ход урока:
І. Оргмомент
ІІ. Опрос домашнего задания.
- Основное в творчестве С.Есенина – любовь к Родине.
- Отношение поэта к Октябрьской революции.
III. Психологический настрой и целеполагание ( психологический тренинг, который создаёт необходимый эмоциональный настрой)
Закройте глаза и представьте прекрасную поляну, всю залитую солнечным светом. Повсюду удивительные цветы, летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вы видите прелестного малыша. Этот малыш вы. Вы тянетесь ручками к загадочному цветку и вдруг слышите родной и любимый голос.
Вы поднимаетесь и бежите навстречу ему. Вдруг сильные и нежные руки прихватывают вас, подбрасывает вверх, и неописуемая радость, восторг и счастье переполняет вас, всё ваше существо… А теперь откройте глаза и посмотрите друг на друга. Вы заметили, что глаза ваши стали немного добрыми, они светятся счастьем и любовью, потому что вы вспомнили о маме, о её любви к вам, о том, что составляет смысл человеческого существования.
IV. Побуждение
1. Слово учителя.
Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном – о любви к матери. Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда познаем, как важно не допустить, чтобы повседневные заботы не оттеснили на второй план любовь к самому близкому нам человеку.
Тема урока: «Светлый образ матери » в творчестве С. Есенина. А эпиграфом к уроку я взяла замечательные слова Чингиза Айтматова: « Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого, благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести. Все мы в долгу перед нашими матерями».
Стихотворение «Письмо к матери » одно из популярных стихотворений поэта – было положено на музыку и стало народной песней ещё при жизни поэта. В чем же причина популярности этого письма?
- Звучит песня ( магнитофонная запись)
- Прием «Мозговой штурм» ( денотатный граф ) /Учащиеся отвечают на вопросы/
Любовь
есть что? Чья? Какая?
какое?
что делает?
кого?
как?
Выводы
V. Реализация.
- Выразительное чтение стихотворения ( 1 – 2 учен.)
- Словарная работа.
- Прочитать перевод на казахском языке К . Мырзалиева.
- Приём «Пчелиный улей»
Стол «А» . Аспектные задания (цель: выработать навыки правильного произношения, написания, употребления слов)
- С помощью толкового словаря установите лексическое значения слова несказанный /свет/ Дважды Есенин употребляет это слово. В одинаковом ли значении?
- Найдите в тексте просторечия и диалектизмы. ( Шибко, саданул, драка, шушун )
Стол «Б» . Комплексные задания ( работа на текстовой основе )
1.Определите основную тему прочитанного стихотворения.
2.Какие ключевые слова из текста вы бы использовали при пересказе его содержания?
( моя старушка, несказанный свет, старомодный ветхий шушун, низенький дом, не гру
Стол «В». Творческие задания.
1.Ваше мнение о стихотворении. Чем оно тронуло вас?
2.Какие строки требуют особенно проникновенного чтения? Почему?
3.Какие чувства вложил автор в строки стихотворения? В каких словах они выражены?
VI. Рефлексия. Выполнение творческих заданий.
1. Составить пятистишие или написать письмо своей маме.
2. Прочитать выразительно стихи « Письмо матери», «Ответ». Попробуйте проследить, как передана любовь матери к сыну, и сына к матери, и как показана их взаимная привязанность, которую невозможно разорвать.
VII. Обобщение. Комментирование оценок.