kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тайны поэтического языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе по стихам русских поэтов 20 века С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова, Ф.Сологуба.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тайны поэтического языка»











КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

« ТАЙНЫ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

по стихотворениям русских поэтов XX века С. Есенина, Н.Заболоцкого,

Н. Рубцова , Ф. Сологуба».


  1. КЛАСС















Составила

Николаева Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Отрадненская средняя

общеобразовательная школа N2»

Кировского района Ленинградской области














Комбинированный урок по литературе.


Цели урока:


1.Воспитывать любовь к своему родному краю.


2.Развивать воображение и речь учащихся, обогащать их словарный запас.


3.Продолжить обучение анализу стихотворения, закрепляя умение находить в тексте знакомые тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, анафору, эпифору;

познакомить с новым тропом - аллитерацией.


Оборудование:

- тексты стихотворений русских поэтов XX века С. Есенина, Н.Заболоцкого, Н. Рубцова , Ф. Сологуба.

- стихи о родном крае собственного сочинения;

- интерактивная доска;

- слайды с пейзажами родного края.
































2

Ход урока.


1. Объявление темы урока.

Тема нашего урока «Тайны поэтического языка», и сегодня нам предстоит разгадать эти тайны. И конечно, чтобы разгадать тайны поэтического языка, нужно окунуться в мир поэзии, проникнуться ее настроениями, чувствами, ее музыкой, ее силой. А потому сегодня я предлагаю обратиться к стихотворениям русских поэтов XX в. С. Есенина, Н.Заболоцкого, Н. Рубцова, Ф. Сологуба, объединенных под рубрикой «Тихая моя Родина…». Дома вы должны были перечитать эти стихотворения, подготовиться к их выразительному чтению с листа или наизусть и анализу.


- Какой теме посвящены все эти стихотворения и какое чувство их объединяет? (Посвящены эти стихотворения Родине, родной природе, объединяет их чувство любви)


- Скажите, ребята, почему писатели и поэты, художники и музыканты посвящали и посвящают свои произведения родной природе?

(Жизнь человека неразрывно связана с родной природой: природа окружает человека всю жизнь, отдает ему все свои богатства, радует его, вдохновляет, разделяет с ним горести и беды, дает новые силы для новых свершений.)


- С какой целью писатели часто вводят в повествование пейзажные зарисовки?

(Природные явления часто сопровождают различные состояния души человека, подчеркивая или контрастируя с ними.)


- Давайте обратимся к стихотворениям русских поэтов ХХ века и почувствуем их настроение, их отношение к родной природе и разгадаем те тайны, знание которых помогло поэтам так ярко, так образно и так правдиво раскрыть образ своей единственной и такой разной нашей общей Родины - России.

Вы должны были перечитать все стихотворения и выполнить индивидуальные задания по одному из стихотворений. Начнем нашу работу.



2. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ (исследовательская деятельность).


1. Наверное, ни один поэт не посвятил своей родине такое великое множество стихов, как Сергей Есенин. «Деревенская, крестьянская Русь» находит отголоски в каждом стихотворении поэта.


ЗАДАНИЕ ГРУППЕ 1. Чтение стихотворения с листа (или наизусть) и его анализ.


( Стихотворение Сергея Есенина «Топи да болота…» посвящено Родине, тому до боли любимому родному краю, где каждая мелочь необычайно важна и ценна и вызывает внимание и нежность автора:

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес…


3


Как живой предстает перед нами «забытый» и «родной» край С. Еcенина.

Такую реалистичную картину родного края поэту помогли нарисовать любовь к родному краю и язык поэзии – язык, позволяющий передать и всю его красоту, и всю гамму чувств: любви, нежности, тихой радости и грусти. Именно таким предстает перед нами и лирический герой стихотворения – «Край ты мой забытый», «Край ты мой родной».

Язык Есенина очень метафоричен – он использовал множество метафор: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «посвист ветряной», а также олицетворения: «елям снится», «слухают ракиты»).


- Передайте при чтении настроение стихотворения.


ЗАДАНИЕ ГРУППЕ 2. Выразительное чтение стихотворения Есенина наизусть (тетрадь с выписанными тропами проверяется учителем по ходу чтения).


- Сергей Есенин знает все тайны поэтического языка, его язык очень метафоричен – мы еще раз в этом убедились, а какое еще средство художественной выразительности он использовал в последней строфе? (АНАФОРА – «Край ты мой забытый, край ты мой родной»)


- Какой прием называется АНАФОРОЙ (повторение слов и сочетаний слов в начале строки)


- А как называется прием повторения слов и сочетаний слов в конце строки? (ЭПИФОРА)


- С какой целью использует поэт эти особенности поэтического языка - АНАФОРУ И ЭПИФОРУ? (Чтобы акцентировать внимание на чем-то важном; подчеркнуть; и в то же время анафора и эпифора помогают поэту выразить всю остроту своих чувств).


2. Обратимся к стихотворению Николая Заболоцкого.


ЗАДАНИЕ ГРУППЕ 3. Чтение стихотворения с листа (или наизусть) и его анализ.


(Суровой природе своей родины посвятил стихотворение Н. Заболоцкий. Суровый край. Суровая природа. Зато волнует поэта любое, самое непритязательное чудо этого сурового края: «одуванчика шарик пуховый», ромашка, «первых листьев появленье» обычного простого растения «на рассвете весеннего дня». Именно здесь, «в государстве ромашек», где «жизнь потоком светящейся пыли все текла бы…» и «туманные звезды светили», все лежал и лежал бы лирический герой, «запрокинув лицо в небосвод» и думал бы думу «посреди очарованных трав… беспредельных полей и дубрав»

Особую выразительность придают стихотворению метафоры «одуванчика шарик пуховый», «подорожника твердый клинок», «государство ромашек» - именно так видит эти растения поэт, «жизнь потоком светящейся пыли» - а так представляет жизнь. Яркие эпитеты «природой суровой», «cветящейся пыли», «туманные звезды», «очарованных трав»…Олицетворение «ручей, задыхаясь, поет». Инверсия подчеркивает – суровый, но такой простой, родной и любимый. Родная природа и человек едины – считает поэт.).



ЗАДАНИЕ ГРУППЕ 4. Чтение стихотворения наизусть (тетрадь с выписанными тропами проверяется учителем по ходу чтения).


4


3. А Родина Н. Рубцова «тихая». Вспомните, почему? Давайте прочитаем его стихотворение так, чтобы все это почувствовали.


ЗАДАНИЕ ГРУППЕ 5. Чтение стихотворения Рубцова с листа (или наизусть) и его анализ.


( Родина Рубцова «тихая», потому что прошли годы с тех пор, как его герой покинул родину. Теперь, оглядывая все, что окружало его в детстве, лирический герой с тихой нежностью и любовью вспоминает свою жизнь в деревне. «Ивы, река, соловьи»; «тина и болотина», место, где любил купаться; «забор перед школою», «тот же зеленый простор», «школа моя деревянная», «туманная речка» - по-прежнему хороши родные места. Чтобы нарисовать картины родной природы, поэт использовал и повторы в 1 и 3 строфах – «тихая», и анафору во 2 строфе – «тихо», и олицетворения – «ворона веселая», «речка… будет бежать и бежать», «громом, готовым упасть», и эпитеты – «самую жгучую, самую смертную связь»).

- Что вы можете сказать о лирике Н. Рубцова, о его поэтическом языке? (Лирика Н. Рубцова тиха, без особых эмоциональных всплесков, восторгов. Его лирический герой благоговейно смотрит на родную природу. А знание тайн поэтического языка позволяет Рубцову передать всю глубину своих чувств).


ЗАДАНИЕ ГРУППЕ 6. Чтение стихотворения наизусть (тетрадь с выписанными тропами проверяется учителем по ходу чтения).


3. Обратимся к стихотворению Левитана. Послушаем его чтение и подумаем, какой прием использован поэтом. Кто-нибудь, я думаю, сумел разгадать эту тайну поэтического языка.


ЗАДАНИЕ ГРУППЕ 7. Чтение стихотворения с листа (или наизусть) и его анализ.


(В стихотворении Левитана, написанной по мотивам картины «Вечерний звон» использован прием АЛЛИТЕРАЦИИ, при помощи которого здесь, в нашем кабинете мы словно слышим вечерний колокольный звон:

ЗвоН КоЛоКоЛьНый и оКоЛьНый,

У оКоН, оКоЛо КоЛоНН,-

Я сЛышу звоН и КоЛоКоЛьНый,

И КоЛоКоЛьчиКовый звоН.


Это звон, отзывающийся в душе каждого человека, дает новые радости и силы. Это и звон колоколов церковных, и звон колокольчиковый, которыми так богаты наши луга.)


-Запись в тетрадь: АЛЛИТЕРАЦИЯ – это …(работа со словарем литературоведческих терминов в конце учебника)


ЗАДАНИЕ ГРУППЕ 8. Чтение стихотворения наизусть (тетрадь с выписанными тропами проверяются учителем по ходу чтения).


-Перед вами картина Левитана «Вечерний звон». Чем, по вашему мнению, словом или кистью художнику удалось ярче изобразить вечерний звон в деревне? (высказываются мнения)

5



4. Родина – это и наша родная природа: родные леса и луга, горы и долины, озера и реки. Во всем находили поэты свою, особую неповторимость и, вдохновленные, слагали стихи. Куда переносит нас стихотворение Ф. Сологуба?


ЗАДАНИЕ ГРУППЕ 9. Чтение стихотворения наизусть и его анализ.


(Cтихотворение Ф.Cологуба переносит нас на берег реки, где «забелелся туман» над невысоким берегом, где среди стоящих над рекой деревьев лирический герой спокоен и умиротворен. Его желание – развести костер на берегу реки и посидеть, помечтать, пройтись « босиком по теченью реки»… А огоньки, показавшиеся вдали, наполнят душу героя теплом: впереди родной дом.)


- Эта река, и туман, и деревья, и огоньки вдали – Родина наша Россия. Какие чувства возникают у вас, когда вы читаете это стихотворение? (радость, нежность, восторг, гордость, … , потому что это и моя Родина.)


- Обратите внимание на реку, изображенную на фотографии, на берег, на другие пейзажи – это ваша малая родина Отрадное. Подберите средства выразительности, которые помогут вам описать изображенные на фотографии виды и передать свои чувства.


ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ АНАФОРА ЭПИФОРА


Родная лентою синей упала в река бежит люблю тебя… …мой край

траву ( о реке) родной

Милая сердцу бусы заалели ( о рябине) шепчут березы люблю тебя… …мой край

родной

… … … … …


- Какая же она, наша родина? (Красивая, любимая, неповторимая, родная, близкая сердцу, … )


- Много еще можно найти слов, чтобы описать красоту своей родины, ведь каждый уголок неповторим и по-своему прекрасен. А разгаданные нами тайны поэтического языка дают широкий простор для нашего творчества.



5. ЗАДАНИЕ ГРУППЕ 10. Индивидуальное задание – стихотворения собственного сочинения о родном крае.


- Послушайте стихотворные зарисовки о родной природе наших ребят. Обратите внимание на язык, на средства выразительности, ведь теперь не только именитым поэтам, но и нам известны тайны поэтического языка.


- Итак, сегодня на уроке мы не только читали и слушали стихотворения русских поэтов XX века С. Есенина, Н.Заболоцкого, Н. Рубцова, Ф. Сологуба, объединенных под рубрикой «Тихая моя Родина…», но и разгадывали те тайны поэтического языка, знание которых помогло поэтам создать известные миру строки. Мы послушали стихотворения о родной стороне наших ребят, которые еще только познают тайны поэтического языка.


6


  1. Продукт коллективной деятельности (рефлексия):


А) Работа в группах. Выразительное чтение стихотворений теми детьми, которые не читали у доски.

Б) Срезовая работа.


  1. В какой строке расположены только метафоры?


А. «туча растаяла», «ветер приносит», «туман лег»

Б. «мир из серебра», «предметы старой прозы», «область чьей-то грезы»

В. «тонкий туман», «золотые огни», «робко блестят», «тихий сад»


2. Как называется использованное здесь средство выразительности «Замолкнул гром, шуметь гроза устала»?


А. метафора

Б. олицетворение

В. аллитерация


3. Найди анафору.


А. Красавица моя, вся стать,

Вся суть твоя мне по сердцу,

Вся рвется музыкою стать,

И вся на рифмы просится.


Б. Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник?

Почему именно титулярный советник?

В. Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!


4. Найди эпифору.

А. Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

Б. Я тоже пойду, прохожий!

Прохожий, остановись!..

В. Россия, родина моя!..

Чужбина, родина моя!


5. Что такое аллитерация?


А. повторение слов и сочетаний слов в начале строки;

Б. повторение однородных согласных звуков, придающих литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность;

В. повторение слов и сочетаний слов в конце строки.


7

Ключ к тесту: 1. Б

2. Б

3. В

4. В

5. Б


7. Проверка. Выставление оценок.



8. Домашнее задание.

Познакомиться с историей жизни поэта Роберта Бернса и его стихотворением «Честная бедность»; подумать над вопросами и заданиями стр.225(1,2);

ИНДИВИДУАЛЬНО – вопрос 2 стр.222.




































8






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тайны поэтического языка

Автор: Николаева Татьяна Николаевна

Дата: 05.02.2023

Номер свидетельства: 624914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока "О русском языке хотим замолвить слово" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-o-russkom-iazykie-khotim-zamolvit-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "236223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443984733"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект по русскому языку "Обобщение по разделу:"Правописание глухих и звонких согласных на конце слова" "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-po-russkomu-iazyku-obobshchieniie-po-razdielu-pravopisaniie-ghlukhikh-i-zvonkikh-soghlasnykh-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "117975"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412969053"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224220"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603757"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по теме: "В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-tiemie-v-v-maiakovskii-i-futurizm-poetichieskoie-novatorstvo"
    ["file_id"] => string(6) "148493"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419748734"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Внеклассное мероприятие "Имя - загадка и тайна" "
    ["seo_title"] => string(50) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-imia-zaghadka-i-taina"
    ["file_id"] => string(6) "146157"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419096252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства