1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Олеговна, и сегодня я буду проводить у вас урок.
Сейчас я прочитаю стихотворение Александра Яшина
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Русский язык многолик,
Как держава наша, могуч!
- Как вы думаете, ребята, почему наш урок я начала с этого стихотворения?
- Мы с вами совсем не задумываемся, когда употребляем слова русской речи. А ведь это язык, который изучают во многих странах мира. Давайте сегодня на уроке откроем новые тайны русского языка.
Сейчас я загадаю вам загадку. Отгадкой будет буква, с которой мы начнем нашу минутку чистописания.
Мажет мама ранку дочке
Йодом в темном пузыречке.
Кошка, прыгнув со стола,
Йод по полу разлила.
Стань же властью всех стихий
Йод разлитый – звуком… (Й)
На какую букву похожа по написанию эта буква? На букву И. Чем она похожа?у нее две прямые линии с закруглением вправо и одна наклонная)
. А чем же они отличаются?
Итак, давайте вспомним как пишется эта буква Начинаем писать с середины рабочей строки , опускаемся вниз до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, ведем линию вверх до середины рабочей строки , по написанному опускаемся вниз до нижней линии рабочей строки и делаем закругление вправо . У нас получилась буква и , а чтобы у нас получилась й , над нашей буквой пишем галочку . Давайте попробуем написать в наших тетрадях эту букву.Прочитайте следующие слоги, который нам нужно написать. Какое соединение букв гласных звуков с буквой Й.
- Этап актуализации и пробного учебного действия.
- Начнём урок с логического упражнения. Прочитайте написанные в цепочке слова. Из каждой цепочки выделите по одному слову и напишите их в четвёртую строку.
- Какое слово можно выделить из первой цепочки? По какому признаку вы его выделили?Посмотрите на окончания слов ,на какую букву оканчивается 1 слово,на гласную или согласную?2?3?В слове трава и земля какие вы видете орфограммы?
- Какое слово выделите из второй цепочки? По какому принципу можно выделить?Обратите внимание на окончания.Каковы орфограммы можно выделить?
- Какое слово лишнее в третьей цепочке?Обратите внимание на произношение.
- Запишите наши лишние слова в тетрадь.
Ребята, а почему мы написали на конце в слове мороз букву з?
- Так с какой же орфограммой мы сегодня будем работать?
- Молодцы! Сегодня на уроке мы будем закреплять знания и умения правописания букв звонких и глухих согласных в конце слова
1.Мороз, трава, земля
2.Русский, классный , хлеб
3.Жираф , город, шкаф
4.
(Из первой цепочки выделили слово мороз, в этом слове на конце парный согласный, а в остальных – гласный. Слова трава и земля можно проверить безударную гласную, а в слове мороз – нет. Это словарное слово.)
(В словах русский и классный есть удвоенная согласная, а в слове хлеб нет. Эти слова оканчиваются на непарный согласный, а слово хлеб оканчивается на парный согласный. Слова классный и русский называют признак предмета, а слово хлеб предмет. Значит, выделяем слово хлеб.)
( Слово город, потому что в этом слове парная согласная на письме расходится с произношением, а в словах жираф, шкаф – нет)
3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
Сегодня мы отправимся в путешествие на поезде. Ребята ,а как мы будем писать слово поезд?Почему?
- Наш путь проходит через станции, на каждой из которых нас ждёт что-то необычное!
- В путь, ребята!
Но перед этим давайте запишем в наши тетради число и классную работу
Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
- 1 остановка на станции «Поэтическая».
Посмотрите на слайд, перед вами стихотворение.
-Прочитайте его.
Какие буквы нужно вставить вместо черточки? Почему?
А теперь я убираю текст . Я вам читаю стихотворение. Ваша задача - его прослушать и записать в тетрадь только те слова, в которых есть безударные гласные в корне и буквосочетание чу.
Итак , давайте проверим .Какие слова вы записали.
Обозначим орфограммы.
-Молодцы. Давайте разделим на слоги и для переноса слова: ро-син-ки, о-ка-за-лось
-Найдите слова на слайде, в которых два звонких и два глухих согласных звука
Давайте выполним звукобуквенный разбор слова росинки.
Станция 2 «Цветочный город»
В цветочном городе нас ожидает Незнайка. И он просит вас помочь ,исправить ошибки ,которые он допустил
Окоп, труз, малыж, крофь, столб, любовь, паровос, сугроп.
-Что нам нужно сделать в этом задании. Прочитайте
-Посмотрите внимательно на слова, есть ли в них однокоренные слова? Докажите.
Давайте выпишем эти однокоренные слова и обозначим корень
рОсинки,чУдеса,пОлетели,нЕбеса,глАза.
Росинки, полетели, оказалось.
Ком-комок, комар-комарик
5. Этап реализации построенного проекта.
Станция 3
Давайте откроем рабочую тетрадь на странице 68 №10
Прочитайте задание .
Прочитаем текст
Найдите слова с орфограммами- буквами согласных в конце слова .Выпишем их. Почему мы написали такие буквы в конце слов?
А теперь давайте попробуем передать основное содержание текста в трех предложениях , в которых будут использованы эти слова
Верблюд, горб, груз
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Станция «Загадочная»
- предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.
1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
2. Всё перетрут терпение и … (труд).
3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
4. Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Работа по карточкам
8. Этап включения в систему знаний и повторения
– Вставьте пропущенные слова:
Блиц-опрос…
- Произношение и обозначение на письме непарных согласных …..(не расходится)
- Перед гласными парные согласные пишутся также, как …. (произносятся)
- Звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково … (глухо)
- В конце слов произношение и обозначение на письме парных согласных может …(совпадать и не совпадать)
- Обозначение на письме всех парных согласных в конце слов надо … (проверять)
- Для проверки правописания парного согласного в конце слова нужно изменить слово так, чтобы … (после парного согласного стоял гласный)
– Назовите известные вам способы проверки парных согласных на конце слов:
1. Изменить число
2. Назвать ласково
3. Подставить слово “нет”
Сколько пар глухих звуков вы можете назвать?
6 пар ( Б,В,Г,Д,Ж,З)( П,Ф,К,Т,Ш,С)
9. Этап рефлексии деятельности на уроке.
Итак ,какую мы сегодня повторяли орфограмму?
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- Теперь оцените свою работу на уроке. Хлопните в ладоши те, у кого все получалось на уроке; и поднимите руку те, кто допускал ошибки. Ребята, которые подняли руку, как вы думаете, на что вам нужно обратить внимание?