Имя – загадка и тайна.
Имена (Александр Бобров)
Имена, имена, имена –
В нашей речи звучат не случайно:
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.
В этой жизни, а может и в той,
Под земною звездой и небесной
Охраняет любой святой,
Не для каждого, впрочем, известный.
Посреди разоренной земли
На ветру разгорелась рябина.
В сентябре прозвучит Натали,
В октябре отзовется Марина.
И посыплется с веток листва,
Не убавить, уже, не прибавить,
Имена ведь – не просто слова,
А почти воплощенная память.
Ради вечной надежды своей
Вспоминайте судьбою хранимых
Имена самых верных друзей,
Даже боль приносивших любимых.
Имена, имена, имена
В этой жизни звучат не случайно:
Как загадочна наша страна,
Так и имя – загадка и тайна.
Ведущий 1: – И наш разговор сегодня – об именах. Приглашаем вас присоединиться к нашему разговору.
Ведущий 2: – Нет меж живущих людей,
Да не может и не быть, безымянных:
В первый же миг по рождении
Каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар,
От родимых своих получает…
Ведущий 1: – Вот какими звучными стихами повествовал когда-то о человеческих именах великий старец Гомер. Прошли тысячелетия, а сказанное им и сейчас остается правдой.
Ведущий 2: – Человек проносит свое имя через всю жизнь. Бывает и так, что человек умирает, разрушится воздвигнутый ему монумент, прекратится род его, а самое хрупкое и летучее из всего, что имел он когда-то, его звонкое имя, все живет и порхает по свету.
Ведущий 1: – Как же выбирают новорожденным имена? Из каких запасов черпает человечество эти сладостные сокровища?
Архивариус.
В языческие времена считали, что человеческое имя может быть могучим талисманом, добрым или злым. Досталось человеку удачное имя – счастливым будет. Промахнулись родители, не угадали – не будет удачи, не будет счастья.
(Звучит старинная грамота)
«Первых родов и времен человещи… до некоего времени дояху детям своим имена, якоже отец и мать отрочати изволят: или от взора и естества или от вещи, или от притчи.
Токажде и словене прежде их крещения даяху имена детем своим сице: Богдан, Божен, Первой, Второй, Любим и ина такова. Добра же суть и та».
Ведущий 2: – Наши предки очень боялись сглаза. Им казалось, что назвать ребенка красивым или звучным именем – это привлечь к нему внимание злых духов. Поэтому очень часто давали «плохие» имена, которые якобы способны были отвращать злых духов, болезни, даже смерть: Немил, Некрас, Нелюба, Болван, Кручина…
Ведущий 2: – Странно и смешно нам сейчас вычитывать из старинных источников имена наших далеких предков. Вот список таких имен, приводимый из научных книг: Горностай, Звяга, Чулок, Сорока, Петок, Пешка, Образец, Грязка, Соловей, Будилко, Иголка, Щетина, Паук, Сахар.
Ведущий 1: – В христианские времена имя давалось при Крещении. Крещение считалось духовным рождением человека, гораздо более важное, чем рождение телесное. Имя человеку давалось по святцам, то есть в честь какого-либо святого. Отныне он становился защитником, хранителем младенца на всю жизнь.
Ведущий 2: – Мы расскажем вам о наиболее известных и почитаемых на Руси святых: Павел, Петр, Екатерина, Сергий, Ольга, Александр.
Ведущий 1: – Много на Руси добрых, светлых имен, но одно имя считают прямо-таки символическим обозначением русского человека – Иван.
Ведущий 2: – Это имя древнееврейского происхождения буквально обозначает «Божья благодать». Имя Иван имеет более 100 производных. (назвать их)
Ведущий 1: – В христианском календаре день именин Ивана празднуется 62 раза. Н.И. – Среди святых – 62 Ивана. Самый интересный из «Ивановских праздников» - рождество Иоанна Крестителя, Ивана Купалы, его в народе. Отмечали его в ночь на седьмое июля.
Иван да Марья
На горе купалися:
Где Иван купался –
Берег колыхался,
Где Марья купалась –
Трава расстилалась.
Ведущий 2: – В ночь на Ивана Купалу молодые девушки гадали. Вечером они отправлялись отыскивать цветы, которых надо набрать двенадцать. Главной считалась трава Иван-да-марья…
Ведущий 1: – Легенда о растении Иван-да-марья рассказывает, как брат и сестра, разлученные в детстве, не узнали друг друга, полюбили и за этот кровосмесительный грех они были наказаны: превращены в лилово-желтый цветок: Иван-да-марья.
Ведущий 2: – А, сколько Иванов в русском фольклоре! Сказки, частушки, пословицы, прибаутки, считалки, дразнилки про Иванов встречаются удивительно часто.
(Назвать русские народные сказки, в которых главным героем является Иван.)
Ведущий 1: – А вот пословицы про Ивана:
Добрый Иван – и людям и нам, а худой Иван – ни людям, ни нам.
Ведущий 2: – Бедному Иванушке на ровном месте камушки.
Ведущий 1: – Был Иван, а стал болван, а все винцо виновато.
Ведущий 2: – Но ведь и другие русские имена встречаются очень часто.
(Назовите пословицы, поговорки, прибаутки и т.д. и т.п.)
Ведущий 1: – Имя конкретного человека – не просто набор звуков. Оно отождествляется с его носителем: очень важно, чтобы человек чувствовал это имя «своим», носил его с удовольствием. Ведь с помощью имени к человеку обращаются окружающие люди. Прикоснуться к имени – значит прикоснуться к человеку.
Ведущий 2: – А откуда берутся имена? Большинство современных русских имен по происхождению иноязычные. В основном это древнегреческие. Латинские, древнееврейские имена. Встречаются «пришельцы» из восточных, скандинавских. Древнегерманских языков. Особое место занимают имена античные.
(Фрагмент из фильма «Покровские ворота»)
Ведущий 1: – А теперь перенесемся на Олимп.
(Фильм «Древняя Греция»)
Зевс:
Чем вы похвастать, о боги
Всесильные, можете?
Все ль почитают вас
Славные греки? Забвению
Не предают ли, о, дети мои,
Ваши дивные подвиги?
Геба:
Будет Деметра, богиня земли,
Говорить, о, могучий Зевс!
Деметра:
О, Громовержец! Я землю заставила
Быть плодородною,
Нивы, поля и луга наградили людей
Своею щедростью.
Славили греки меня, обливаясь
Слезами от радости,
Ив честь мою нарекли они
Милого мальчика
Имя Димитрий ему!
И решила отныне я
В жизни, в трудах и заботах,
И в воинских подвигах
Слать ему буду удачу, свое
Покровительство.
Буду оказывать верное,
Помощь надежную.
Зевс:
Что же, пусть счастье
Сопутствует этому юноше,
Коли божественным именем
Назван он матерью!
Геба:
Зевс! Дионис, наш веселый
И резвый бог,
Бог виноградных полей, бог вина,
Будет речь держать.
Дионис:
О, повелитель! Известно тебе,
Что день празднества
Греки устраивать в честь мою
Любят. И с лозами,
И с виноградными гроздьями
Шествуя, гимны мне
Греки слагают и мирно поют их
И день такой радостью
Был им отмечен.
Родился в семье виноградаря
Мальчик – кудрявый, румяный
И гибкий, как лоза плодоносная.
Я одарил его щедро
Талантом и доблестью
Назван младенец теперь
В честь мою – Дионисием.
Зевс:
Радуйтесь, боги! Когда-нибудь люди
Забудут нас,
Но имена наши звучные
Жить будут сотни лет.
Люди подарят их сотням
Своих сыновей!
Ведущий 2: – Конечно, сейчас, называя своего сына Дмитрием или Денисом, люди вовсе не думают о греческих богах, они отдают должное красоте этих имен. Их благозвучию.
Ведущий 1: – Да и напоминают нам они теперь уже наших великих соотечественников: Дмитрия Донского, иконописца Дионисия и других.
Ведущий 2: –Не стоит забывать о том, что имена собственные произошли от нарицательных – то есть от обычных слов, которые имели или имеют в языке свое значение. Например, имя Валерий произошло от латинского «valere» - «быть здоровым».
Ведущий 1: – Василий – это измененное греческое слово «басилевс», что значит «царь».
Ведущий 2: – Древнееврейское имя Михаил родилось из словосочетания «кто как Бог».
Ведущий 1: – Удивительно говорят о происхождении своих имен русские поэты Анна Ахматова и Марина Цветаева.
Ведущий 2: – А в рассказе А.И.Куприна имя героини получает особое, поэтическое звучание.
( Чтение отрывка из рассказа Куприна «Олеся»)
Ведущий 1: – А теперь давайте вспомним литературные произведения, в названии которых есть имена.
Ведущий 2: – Удивительно музыкально, выразительно, гордо звучат привычные нам русские имена. И это очень точно подмечено нашей современницей – поэтессой Ларисой Васильевой Русские имена.
(Фрагмент из фильма «Любовь и голуби»)
Ведущий 1: – Очень часто истории с человеческими именами бывают курьезными. Один такой случай из времен Великой Французской революции наглядно поясняет, насколько живо в человечестве сознание, что не существует тот, у кого нет имени.
Председатель трибунала:
Как Вас зовут?
Подсудимый:
Мое имя де Сен-Сир.
Председатель трибунала:
Нет боле дворянства.
Подсудимый:
В таком случае, значит, я Сен-Сир.
Председатель трибунала:
Прошло время суеверия и святошества, - нет более святых!
Подсудимый:
Так я просто - Сир.
Председатель трибунала:
Королевство со всеми его титулами пало навсегда.
Подсудимый:
Но в этом случае – у меня вовсе нет фамилии. И я не принадлежу закону. Я, не что иное, как отвлеченность – абстракция. Вы не подыщете закона, карающего отвлеченную идею. Вы должны меня оправдать.
Председатель трибунала: (Зачитывается приговор трибунала)
«Гражданину Абстракции предлагается на будущее время избрать себе республиканское имя, если он не желает навлекать на себя дальнейшие подозрения.»
Ведущий 2: – А вот как выбирали имя хорошо знакомому всем нам герою повести Н.В.Гоголя «Шинель».
(Выразительное чтение отрывка из повести).
Ведущий 1: – Много нелепых ситуаций возникало в послереволюционные годы, когда люди, стремясь отбросить старые имена, изобретали новые: Энергия, Революция, Искра.
Ведущий 2: – Или даже вовсе нелепые: Трактор, Электрификация, Протон. Маршак даже написал стихотворение «В защиту детей».
(Фрагмент фильма «Собачье сердце»)
Ведущий 1: – Выбор имени – дело ответственное. Тем более, что у нас, русских, имя сочетается с отчеством и фамилией. Русские отчества – это особая тема. А умеем ли мы грамотно образовывать от имен отчества?
(Конкурс)
Ведущий 2: – Как выбирают родители имя своему ребенку? Чем руководствуются? Во многих семьях выбор имени связан с интересным событием. Семейной традицией, романтическим приключением.
Ведущий 1: – Почему вы носите это, а не другое имя?
(Слово ученикам)
Ведущий 2: – Говорят, что все дороги ведут в Рим… А в российской словесности все дороги ведут к Пушкину! Завершим мы свою беседу об именах пушкинской элегией...