Просмотр содержимого документа
«Стихотворение Лермонтова »
Сш №34
Урок по литературе
в 10 «А» классе
М.Ю.Лермонтов.
Лирика.Стихотворение «Смерть поэта»
Учитель:Досалиева Г.А.
Тема: М.Ю.Лермонтов. Лирика.Стихотворение «Смерть поэта» Цель: 1.Формировать умение анализировать лирич. Стихотворение;умение логически мыслить; 2.Развитие культуры речи,совершенствование навыков техники выразит.чтения;знакомство с понятием теории лит-ры-лирика,виды лирики; 3.Привитие чувства гуманности.
На доске:Эпиграфы.
1)Горька судьба поэтов всех времен,тяжелее всех она казнит Россию
\В.Кюхельбеккер\
2)Пистолетный выстрл,убивший Пушкина,разбудил душу Лермонтова
\А.Герцен\
3)...нет выше ничего Предназначения поэта: Святая правда долг его
\К.Ф.Рылеев\
На доске: Лирика: Род литературы,в которой вражено настроение,размышление,чувства автора (лирика от древнегреч.-лира-музыкальный инструмент ). Виды лирики: 1.Филосовская (раздумья о жизни и смерти,прошлом и настоящем); 2.Гражданская или политическая; 3.Интимная (лирика любви и дружбы); 4.Пейзажная 5.Тема назначения поэта и поэзии.
(На доске с закрытой стороны)(после анализа стихотворения открываю,читаю и уч-ся его записывают). Не просто,не в тиши,не мирною кончиной,- Но преждевременно противника рукой Поэты русские свершают жребий свой Не кончив песни лебединой
Мы д.будем расш.знания по теории литературы,а именно родом литературы-лирикой.Что такое лирика?Виды лирики:(уч-ся перечисляют).
В русском обществе 30-х годах 19в.Господствовало мнение,что эталоном деспатического государства является Турция.А Лермонтов в 14 лет пишет стихотворение,в котором показывает политическую жизнь России «Жалобы турка».
В 1930г.вспыхнули восстания в Польше,Франции: в Росии начался холерный бунт, во время которого был убит брат Арсеньевой(бабушки Лермонтова) Столыпин-губернатор Севостополя. И Лермонтова пишет стихотворение- пророческое предсказанияCон
1/х-1831г. Умер отец Лермонтова от чахотки(в 44 года). Вспоминая свою жизнь,детство,отношение к отцу , М .Ю. Лермонтов пишет стихотворение почему ужасная?( индивидуал, читает ученица).
И так, ребята, я дала вам краткий обзор по лирике М.Ю. Лермонтова. Теперь обратимся к его удивительному стихотворению .
Вильгельм Кюхельбекер, один из руководителей восстания декабристов, был казнен, сказал.Почему Горька? Потому что не своей смертью умирали поэты.
Их жизнь насильственно обрывалась, например; гениальный А.С.Пушкин был в возрасте 38 лет был убит на дуэли и этот,-сказал А.Герцен.
Весть о том, что какое-то ничтожество, какой-то иностранец убил великого поэта нации приводит Лермонтова в шок. Он негодует, наконец, страдает и, как поэт, считая , что , пишет правду о смерти Пушкина в своем удивительном стихотворении Cмерть поэта.
Поэт
Образ убийцы
Высший свет
1.погиб поникнув гордой головой
2.
3.
Хладнокровно навел удар
Пустых похвал ненужный хор
2)К какому виду лирики относится это стихотворение?(политической)
Попробуем составить «Даймонд». «Даймонд»-это?
1.Поэт
2.Гордый,оклеветанный(свободный,смелый).
3.Терпящий,восстающий,мучающийся.
4.Страстно,смело,гневно.
5.Борется,угасает,живут,не дрогнет,презирает.
6.Лицемерно,живо,подло,дерзко.
7.Убивающий,презирающий,смеющийся,не щадящий.
8.Хладнокровный,низкий.
9.Убийца.
Так в чем же Лермонтовский идеал Человека и Художника в стихотворении «Смерть поэта»?Мятежный гений Пушкина-вот Лермонтовский идеал поэта.Образ поэта-бойца.
«Железный стих»-заключительных пророческих строк как воплощение высокого предназначения поэзии
3)Как же сложилась судьба самого Лермонтова?(индивидуальноезадание.Ученица рассказывает о последних годах жизни поэта).
4) Не просто,не в тиши,не мирною кончиной,- Но преждевременно противника рукой Поэты русские свершают жребий свой Не кончив песни лебединой
\Вяземский\
В мире царствует зло,жестокость и Лермонтов своим стихотворением взывает к гуманности,добру и справедливости.
5)По-разному читатели отнеслись к этому стихотворению.Царь Николай І заявил: «Этот,чего доброго,заменит Россию Пушкина».