kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Поэтический мир М.Ю.Лермонтова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтический мир  М.Ю.Лермонтова

 (по стихотворениям «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Валерик»,

«Выхожу один я на дорогу…»)

Нет, я не Байрон, я другой,

Ещё неведомый избранник,

Как тот гонимый миром странник,

Но только с русскою душой…

М.Ю.Лермонтов.

             Цели урока: интерпретировать  стихотворения Лермонтова «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», рассмотреть, каким представлен в них поэтический мир Лермонтова, как звучат мотивы одиночества и смирения, гармонии; формировать навыки вдумчивого чтения, способствовать развитию умения самостоятельно анализировать стихотворное произведение.

1. Слово учителя о поэтическом мире Лермонтова, его тайне и загадке.

Какие мотивы являются доминирующими в лирике Лермонтова?

Какие черты характерны для лирического героя Лермонтова?

2. Выпишите из предложенных верные, на ваш взгляд,  утверждения о поэтическом мире Лермонтова:

В Лермонтове живут затаённые идеалы.

Лермонтов разочарован жизнью, он  горд и надменен.

Лермонтов просветлённо примирился с миром.

Это единственный «несмирившийся»  поэт в русской литературе

Лермонтов - поэт отрицания и анализа, поэт тоски по жизни.

2. Чтение и анализ стихотворения «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1840)

  • Какой приём лежит в основе композиции стихотворения?
  • Как можно определить конфликт и смысл этого стихотворения? Как лексика отражает конфликт стихотворения?

1) Найдите ключевые образы, противопоставленные по эмоциональному звучанию.

реальный мир, картины светского бала      –       идеальный мир, мир природы,

                                                                                   мир  души лирического героя

2) Выпишите лексические цепочки, соотносимые с каждым из ключевых образов (выявление сопутствующих образов).

маскарад                                                                дивное царство

бездушные люди                                                  лазурный огонь

приличьем стянутые маски                                 улыбка розовая

дикий шёпот затверженных речей                      святые звуки

пёстрая толпа                                                        старинная мечта и т.п.

3) Выстройте  ассоциативные ряды

лживость, лицемерие, условность                   чистота, свет, красота,

                                                                             радость бытия, гармония

4) Можно ли сказать, что в стихотворении совмещены сатира и элегия? Что достигает поэт таким совмещением?

          Остро сатирически даны картины светского бала: здесь царит фальшь, бесчувственность, лицемерие; противопоставленный ему живой  мир природы чист и гармоничен.

В реальном мире невозможно истинное чувство. Герой одинок, существование его трагично, так как он причастен миру мечты, отказывается от лжи и лицемерия действительности. Образ лирического героя явно автобиографичен; герой разочарован жизнью, людьми, но пытается противостоять миру, противопоставить ему свою мечту, свои идеалы.

  • Как понимаете смысл метафорического эпитета железный стих? Что достигается приёмом «возвращения» героя в реальный мир?

Реальный мир обманчив, но невозможно уйти от него.

 Вспомните другие лермонтовские тексты, которые строятся на сходном конфликте.

             «Валерик», «Выхожу один я…», др.

3. Анализ стихотворения «Валерик» (1841)

1) Чем необычен жанр стихотворения?

2) В чем сходство этого стихотворения с «Как часто, пёстрою толпою окружён…»? В чем смысл сопоставления мира природы и человеческого общества?

3) Меняется ли интонация стихотворения, авторская позиция?

3. Чтение и анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» (1841)

  • Какая эмоция лирического героя является доминирующей?

ИЗ: Вспомните пушкинское стихотворение, в котором, как в «Выхожу один я на дорогу…», встречаются мотивы свободы (воли) и покоя. В чём сходство и различие этих мотивов у Пушкина и Лермонтова?

В чём сходство и различие жанра и композиции стихотворений «Пора, мой друг, пора…» и «Выхожу один я на дорогу…»? Есть ли в них сходные мотивы? В чём своеобразие их развития, разрешения у каждого поэта?

  • Какие противоречивые чувства переживает лирический герой?

         Ощущение гармонии душевного состояния человека и мироздания и - разлад, противостояние внутреннего «я» и внешней реальности.

  • Сравните со стихотворением «Как часто, пёстрою толпою окружён…» В них обоих выражается желание «забыться», уйти от действительности. В чём своеобразие стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»? Меняется ли интонация поэта, его отношение к миру?

             «В Лермонтова проникла сердечность – и это было ново и трогательно…

…из двух бойцов, из двух разнородных порывов его души  одолел тот, который был облачён в белый серебристый покров. Лермонтов просветлённо примирился с миром. Конечно, это совсем не значит, чтобы он понизил  и удешевил свои идеальные требования к людям и жизни, - он только освободил себя от презрения к ним и увидел то, что есть в них прекрасного» (Ю.Айхенвальд).

4. Оцените правильность выбранных вами формулировок о поэтическом мире Лермонтова.

Сравните точки зрения Д. Мережковского и Ю. Айхенвальда.

  • Д. Мережковский писал о Лермонтове, что это единственный «несмирившийся» поэт в русской литературе, … не впавший в «светлую грусть» и умиротворенную хандру, но оставшийся несвершённым порывом и несмиренным вызовом.
  • «Он начал Байроном, но кончил Пушкиным» (Ю.Айхенвальд)

5. Составление синквейна.

Поэт

Гордый, мятежный

Страдает, тоскует, мечтает

Отзовись, родная душа!

Одиночество…

6. Творческий практикум: письменный сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» и «Как часто, пёстрою толпою окружён…» или «Выхожу один я на дорогу…» и  «Когда волнуется желтеющая нива…».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Поэтический мир М.Ю.Лермонтова" »

Горельникова Ю.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ФЭЛ №29 г. Пензы

Урок литературы в 10 классе



Поэтический мир М.Ю.Лермонтова

(по стихотворениям «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Валерик»,

«Выхожу один я на дорогу…»)


Нет, я не Байрон, я другой,

Ещё неведомый избранник,

Как тот гонимый миром странник,

Но только с русскою душой…

М.Ю.Лермонтов.


Цели урока: интерпретировать стихотворения Лермонтова «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», рассмотреть, каким представлен в них поэтический мир Лермонтова, как звучат мотивы одиночества и смирения, гармонии; формировать навыки вдумчивого чтения, способствовать развитию умения самостоятельно анализировать стихотворное произведение.


1. Слово учителя о поэтическом мире Лермонтова, его тайне и загадке.

Какие мотивы являются доминирующими в лирике Лермонтова?

Какие черты характерны для лирического героя Лермонтова?


2. Выпишите из предложенных верные, на ваш взгляд, утверждения о поэтическом мире Лермонтова:

В Лермонтове живут затаённые идеалы.

Лермонтов разочарован жизнью, он горд и надменен.

Лермонтов просветлённо примирился с миром.

Это единственный «несмирившийся» поэт в русской литературе

Лермонтов - поэт отрицания и анализа, поэт тоски по жизни.


2. Чтение и анализ стихотворения «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1840)

  • Какой приём лежит в основе композиции стихотворения?

  • Как можно определить конфликт и смысл этого стихотворения? Как лексика отражает конфликт стихотворения?

1) Найдите ключевые образы, противопоставленные по эмоциональному звучанию.

реальный мир, картины светского бала – идеальный мир, мир природы,

мир души лирического героя

2) Выпишите лексические цепочки, соотносимые с каждым из ключевых образов (выявление сопутствующих образов).

маскарад дивное царство

бездушные люди лазурный огонь

приличьем стянутые маски улыбка розовая

дикий шёпот затверженных речей святые звуки

пёстрая толпа старинная мечта и т.п.

3) Выстройте ассоциативные ряды

лживость, лицемерие, условность чистота, свет, красота,

радость бытия, гармония

4) Можно ли сказать, что в стихотворении совмещены сатира и элегия? Что достигает поэт таким совмещением?

Остро сатирически даны картины светского бала: здесь царит фальшь, бесчувственность, лицемерие; противопоставленный ему живой мир природы чист и гармоничен.

В реальном мире невозможно истинное чувство. Герой одинок, существование его трагично, так как он причастен миру мечты, отказывается от лжи и лицемерия действительности. Образ лирического героя явно автобиографичен; герой разочарован жизнью, людьми, но пытается противостоять миру, противопоставить ему свою мечту, свои идеалы.

  • Как понимаете смысл метафорического эпитета железный стих? Что достигается приёмом «возвращения» героя в реальный мир?

Реальный мир обманчив, но невозможно уйти от него.

Вспомните другие лермонтовские тексты, которые строятся на сходном конфликте.

«Валерик», «Выхожу один я…», др.

3. Анализ стихотворения «Валерик» (1841)

1) Чем необычен жанр стихотворения?

2) В чем сходство этого стихотворения с «Как часто, пёстрою толпою окружён…»? В чем смысл сопоставления мира природы и человеческого общества?

3) Меняется ли интонация стихотворения, авторская позиция?

3. Чтение и анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» (1841)

  • Какая эмоция лирического героя является доминирующей?

ИЗ: Вспомните пушкинское стихотворение, в котором, как в «Выхожу один я на дорогу…», встречаются мотивы свободы (воли) и покоя. В чём сходство и различие этих мотивов у Пушкина и Лермонтова?

В чём сходство и различие жанра и композиции стихотворений «Пора, мой друг, пора…» и «Выхожу один я на дорогу…»? Есть ли в них сходные мотивы? В чём своеобразие их развития, разрешения у каждого поэта?

  • Какие противоречивые чувства переживает лирический герой?

Ощущение гармонии душевного состояния человека и мироздания и - разлад, противостояние внутреннего «я» и внешней реальности.

  • Сравните со стихотворением «Как часто, пёстрою толпою окружён…» В них обоих выражается желание «забыться», уйти от действительности. В чём своеобразие стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»? Меняется ли интонация поэта, его отношение к миру?

«В Лермонтова проникла сердечность – и это было ново и трогательно…

из двух бойцов, из двух разнородных порывов его души одолел тот, который был облачён в белый серебристый покров. Лермонтов просветлённо примирился с миром. Конечно, это совсем не значит, чтобы он понизил и удешевил свои идеальные требования к людям и жизни, - он только освободил себя от презрения к ним и увидел то, что есть в них прекрасного» (Ю.Айхенвальд).

4. Оцените правильность выбранных вами формулировок о поэтическом мире Лермонтова.

Сравните точки зрения Д. Мережковского и Ю. Айхенвальда.

  • Д. Мережковский писал о Лермонтове, что это единственный «несмирившийся» поэт в русской литературе, … не впавший в «светлую грусть» и умиротворенную хандру, но оставшийся несвершённым порывом и несмиренным вызовом.

  • «Он начал Байроном, но кончил Пушкиным» (Ю.Айхенвальд)

5. Составление синквейна.

Поэт

Гордый, мятежный

Страдает, тоскует, мечтает

Отзовись, родная душа!

Одиночество…

6. Творческий практикум: письменный сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» и «Как часто, пёстрою толпою окружён…» или «Выхожу один я на дорогу…» и «Когда волнуется желтеющая нива…».







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Поэтический мир М.Ю.Лермонтова"

Автор: Горельникова Юлия Алексеевна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218477


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства