kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стихотворение Лермонтова “Парус”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Знакомство с выдающимся шедевром русской лирики.

Расширение представления о композиции произведения; развитие воображения, умения видеть картины, нарисованные автором; расширение словарного запаса; развитие интереса к поэзии.

Показать связь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью.

Воспитание эстетическое, нравственное.

Оборудование: доска, текст стихотворения, альбомные листы для рисования, кисти, краски;

записи музыкальных произведений: “А.Варламов. Романс на стихи Лермонтова “Парус”, В Шебалин. “Парус”, на стихи Лермонтова”.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательным стихотворением Лермонтова “Парус”. стихотворением всенародно известным, всенародно любимым, необыкновенно красивым и глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную тайну.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворение Лермонтова “Парус”.»



РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО

УРОКА

на тему

«Парус»

учителя русского языка общеобразовательной школы №16

города Каттакургана

Абдуллаевой Г.Х.










ТЕМА: ПАРУС

Цели:

Знакомство с выдающимся шедевром русской лирики.

Расширение представления о композиции произведения; развитие воображения, умения видеть картины, нарисованные автором; расширение словарного запаса; развитие интереса к поэзии.

Показать связь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью.

Воспитание эстетическое, нравственное.


Оборудование: доска, текст стихотворения, альбомные листы для рисования, кисти, краски;

записи музыкальных произведений: “А.Варламов. Романс на стихи Лермонтова “Парус”, В Шебалин. “Парус”, на стихи Лермонтова”.


Ход урока


1. Вступительное слово учителя.


Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательным стихотворением Лермонтова “Парус”. стихотворением всенародно известным, всенародно любимым, необыкновенно красивым и глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную тайну.


2. Чтение текста.


3. История создания стихотворения (сообщение ученика).


Стихотворение было включено в текст письма к М.А. Лопухиной от 2 сентября 1832 года (из Петербурга в Москву). Лермонтов переживал непростое время: летом этого года он вышел из Московского университета, не закончив его, и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лейб-гвардейского гусарского полка в Петербурге. Поэта волновало новое поприще, новые надежды. “ ...если будет война, клянусь вам богом, буду всегда впереди”, - писал он в октябре 1832 года М.А.Лопухиной.


Душевное состояние поэта и выразилось в стихотворении “Парус”.


4. Беседа по тексту стихотворения.


1. Сколько строф в стихотворении?


А. Нарисуйте устно картину в первой строфе. Что вы представляете, читая её? Где находится читатель, откуда он видит парусник? – Издалека.


Б. Вторая строфа.


Картина бури. Где читатель (наблюдатель)? – На паруснике. Прямо над головой свищет ветер, гнётся мачта, вот-вот смоет волна.


В. Третья строфа.


Буря утихла. Мы вместе с поэтом смотрим вниз, наклонившись через борт, любуемся морской волной; поднимаем глаза вверх и видим золотой луч солнца.


2. Как переданы цвета? И какие? Что мы видим? Что слышим? – Цвета переданы при помощи разных частей речи: глаголом, именем прилагательным, именем существительным (белый – “белеет”, голубой – “в тумане моря голубом”, “лазурь”, золотой – “луч ... золотой”). - Какая строфа лишена цвета? – Вторая. –Почему?


3. Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:

первые две строчки каждой строфы – картина моря;

вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).


4. Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь – от бури к буре?


- О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего-то дальнего, небывалого, неизведанного. Подумайте о себе. Бывало ли с вами так, что вы сильно желали чего-либо, затем желание исполнялось и меркло. ( Выслушиваем несколько ответов учащихся).


5. Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке и живописи.


А. Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник, как Айвазовский.


Б. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова.


В. Прослушивание записи. Определение характера музыки.


На доске слова для справок:

 развернуть таблицунапряжённо задумчиво

стремительно размеренно

взволнованно не спеша

бурно торжественно

порывисто спокойно


 развернуть таблицу

Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки? – Мятежный.

А что подчеркнул певец, исполняя романс?

А для вас что стало самым главным? (Учащиеся отвечают).

6. Итог. Как много может вместить небольшое стихотворение! Мы видели чудные картины природы, перемещались в пространстве, размышляли над важными вопросами жизни.


7. Рисование под музыку. В. Шебалин. “Парус”.Хор.


8. Домашнее задание: “Парус” наизусть. История создания стихотворения “Тучи”. Есть ли общие мотивы в этих двух стихотворениях?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Стихотворение Лермонтова “Парус”.

Автор: АБДУЛЛАЕВОЙ ГУЛЬНОРЫ ХАЙДАРОВНЫ

Дата: 04.04.2020

Номер свидетельства: 545298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "урок литературы 5 класс «Белеет парус одинокий…»   Анализ  стихотворения  М.Ю. Лермонтова «Парус»"
    ["seo_title"] => string(84) "uroklitieratury5klassbielieietparusodinokiianalizstikhotvorieniiamiuliermontovaparus"
    ["file_id"] => string(6) "261708"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449170643"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока литературы "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Парус". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-litieratury-stikhotvorieniie-m-iu-liermontova-parus"
    ["file_id"] => string(6) "203162"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429434968"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация урока литературы"Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус" "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-uroka-litieratury-stikhotvorieniie-m-iu-liermontova-parus"
    ["file_id"] => string(6) "203351"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429462880"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Анализ художественного текста (на примере стихотворения М. Ю. Лермонтова "Парус")"
    ["seo_title"] => string(80) "analiz_khudozhiestviennogho_tieksta_na_primierie_stikhotvorieniia_m_iu_liermonto"
    ["file_id"] => string(6) "440604"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1511545474"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "интегрированное внеклассное мероприятие "Биография М.Ю.Лермонтова" "
    ["seo_title"] => string(76) "intieghrirovannoie-vnieklassnoie-mieropriiatiie-bioghrafiia-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "203611"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429524363"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства