Расширение представления о композиции произведения; развитие воображения, умения видеть картины, нарисованные автором; расширение словарного запаса; развитие интереса к поэзии.
Показать связь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью.
Воспитание эстетическое, нравственное.
Оборудование: доска, текст стихотворения, альбомные листы для рисования, кисти, краски;
записи музыкальных произведений: “А.Варламов. Романс на стихи Лермонтова “Парус”, В Шебалин. “Парус”, на стихи Лермонтова”.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательным стихотворением Лермонтова “Парус”. стихотворением всенародно известным, всенародно любимым, необыкновенно красивым и глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную тайну.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стихотворение Лермонтова “Парус”.»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО
УРОКА
на тему
«Парус»
учителя русского языка общеобразовательной школы №16
города Каттакургана
Абдуллаевой Г.Х.
ТЕМА: ПАРУС
Цели:
Знакомство с выдающимся шедевром русской лирики.
Расширение представления о композиции произведения; развитие воображения, умения видеть картины, нарисованные автором; расширение словарного запаса; развитие интереса к поэзии.
Показать связь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью.
Воспитание эстетическое, нравственное.
Оборудование: доска, текст стихотворения, альбомные листы для рисования, кисти, краски;
записи музыкальных произведений: “А.Варламов. Романс на стихи Лермонтова “Парус”, В Шебалин. “Парус”, на стихи Лермонтова”.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательным стихотворением Лермонтова “Парус”. стихотворением всенародно известным, всенародно любимым, необыкновенно красивым и глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную тайну.
2. Чтение текста.
3. История создания стихотворения (сообщение ученика).
Стихотворение было включено в текст письма к М.А. Лопухиной от 2 сентября 1832 года (из Петербурга в Москву). Лермонтов переживал непростое время: летом этого года он вышел из Московского университета, не закончив его, и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лейб-гвардейского гусарского полка в Петербурге. Поэта волновало новое поприще, новые надежды. “ ...если будет война, клянусь вам богом, буду всегда впереди”, - писал он в октябре 1832 года М.А.Лопухиной.
Душевное состояние поэта и выразилось в стихотворении “Парус”.
4. Беседа по тексту стихотворения.
1. Сколько строф в стихотворении?
А. Нарисуйте устно картину в первой строфе. Что вы представляете, читая её? Где находится читатель, откуда он видит парусник? – Издалека.
Б. Вторая строфа.
Картина бури. Где читатель (наблюдатель)? – На паруснике. Прямо над головой свищет ветер, гнётся мачта, вот-вот смоет волна.
В. Третья строфа.
Буря утихла. Мы вместе с поэтом смотрим вниз, наклонившись через борт, любуемся морской волной; поднимаем глаза вверх и видим золотой луч солнца.
2. Как переданы цвета? И какие? Что мы видим? Что слышим? – Цвета переданы при помощи разных частей речи: глаголом, именем прилагательным, именем существительным (белый – “белеет”, голубой – “в тумане моря голубом”, “лазурь”, золотой – “луч ... золотой”). - Какая строфа лишена цвета? – Вторая. –Почему?
3. Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:
первые две строчки каждой строфы – картина моря;
вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).
4. Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь – от бури к буре?
- О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего-то дальнего, небывалого, неизведанного. Подумайте о себе. Бывало ли с вами так, что вы сильно желали чего-либо, затем желание исполнялось и меркло. ( Выслушиваем несколько ответов учащихся).
5. Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке и живописи.
А. Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник, как Айвазовский.
Б. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова.
В. Прослушивание записи. Определение характера музыки.
На доске слова для справок:
развернуть таблицунапряжённо задумчиво
стремительно размеренно
взволнованно не спеша
бурно торжественно
порывисто спокойно
развернуть таблицу
Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки? – Мятежный.
А что подчеркнул певец, исполняя романс?
А для вас что стало самым главным? (Учащиеся отвечают).
6. Итог. Как много может вместить небольшое стихотворение! Мы видели чудные картины природы, перемещались в пространстве, размышляли над важными вопросами жизни.
7. Рисование под музыку. В. Шебалин. “Парус”.Хор.
8. Домашнее задание: “Парус” наизусть. История создания стихотворения “Тучи”. Есть ли общие мотивы в этих двух стихотворениях?