kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Стихотворения Лермонтова «Когда волнуется …», «Молитва», «Ангел»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Стихотворения Лермонтова «Когда волнуется …», «Молитва», «Ангел».
Цель: познакомить учащихся с лирикой Лермонтова, закрепить знания о стихотворных размерах.
Оборудование: фонохрестоматия 7 класс, компьютер.Тема: Стихотворения Лермонтова «Когда волнуется …», «Молитва», «Ангел».
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Стихотворения Лермонтова «Когда волнуется …», «Молитва», «Ангел»"»

Тема: Стихотворения Лермонтова «Когда волнуется …», «Молитва», «Ангел».

Цель: познакомить учащихся с лирикой Лермонтова, закрепить знания о стихотворных размерах.

Оборудование: фонохрестоматия 7 класс, компьютер.

Ход урока

I. Комментированное чтение

1. Стихотворение «Молитва». Сначала слушаем фонохрестоматию..

- В каком случае человек обращается к молитве?

(«В минуту жизни трудную», «Когда теснится в сердце грусть»)

- Как воспринимается молитва лирическим героем стихотворения? (« Созвучье слов живых»)

- Что происходит с лирическим героем стихотворения в процессе молитвы?

(Уходят тяжелые мысли, с души «скатывается бремя», приходят слезы облегчения)

- Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает «я» лирического героя? Какое значение имеет завершение сти­хотворения безличными глаголами?

(«Я» твердит молитву, все остальное совершается само собой).

2 Стихотворение «Ангел».

- О чем это стихотворение? Как вы понимаете его главную мысль?

- Определите размер этого стихотворения (вспомните раз­меры, при необходимости обратитесь к словарю), схему рифмовки.

3. «Когда волнуется желтеющая нива...»

- Кратко передайте основное содержание стихотворения.

- Найдите в нем эпитеты, олицетворения,

- Найдите в словаре значение слова «Сага»

Сага — жанр скандинавского эпоса (былина северных народов), прозаическое произведение о богах и героях, их военных походах, плаваниях в чудесную страну, сватовстве. Были особенно развиты в Ирландии в VIII- XIII вв.

2. Сопоставительный анализ стихотворений.

Прочтите отзыв о Лермонтове и его стихах другого русского по­эта, И.А. Бунина в учебнике.

- Сформулируйте, чем Лермонтов дорог Бунину? Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «За все тебя, Господь, благодарю!» (1901)

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне - как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нем Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю — с тобой.

- Какие чувства, мысли, образы роднят стихотворение Бу­нина с лермонтовской поэзией?

Домашнее задание.

1. Учебник, вопросы 1, 2.

2. Одно из стихотворений выучить наизусть.

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Гоголе.

Информация для учителя

Это стихотворение относится к теме бесконечности поиска в поэзии Лермонтова. До 1880-х гг. включительно издания стихов Лермонтова, как правило, открывались "Ангелом" (1831), написанным поэтом в 17-летнем возрасте. Из ранних произведений только он и "Русалка" были напечатаны самим Лермонтовым. В записи, датированной 1830 г., он вспоминал: "Ко­гда я был трех лет, то был песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать". Смутное воспоминание о нежной матери, умершей 22-летней, наверняка порождало в сознании мальчика ассоциацию с ангелами. По его убеждению, души людей существуют во внеземном мире до рождения человека и приносятся на землю ангелами, ими же уносятся после смерти ("ангелы их души взяли" — в поэме 1838 г. "Беглец"). Мария Михайловна была музыкальна и успела передать этот свой дар сыну. Он верил в то, что некие звуки содержат отголоски звуков прекрасных небесных сфер (об этом и стихотворение "Есть речи — значе­нье.,."), звуков, роднящих человека с вечностью, соединяющих его с теми, кого уже нет. Известный литературовед И.Н. Розанов считал, что сохра­нившееся в черновике первоначальное заглавие стихотворения Лермонто­ва— "Песня Ангела" — "было гораздо точнее". Там же после второй строфы была еще одна, опущенная:

Душа поселилась в творенье земном, Но чужд был ей мир. Об одном Она все мечтала, о звуках святых, Не помня значения их.

Вероятно, строфа была отброшена потому, что Лермонтов отнюдь не считал мир чуждым ему. Но признание всемерного превосходства небесного мира над земным здесь остается. Душа томилась, "желанием чудным полна, / И звуков небес заменить не могли / Ей скучные песни земли". Слово "скуч­ные" в последнем стихе противостоит описанию песни ангела в первых двух строфах. Передать ее земным языком невозможно, поэт лишь сообщает, о чем и какая это была песня. Композиция четырехстрофного стихотворения симметрична, вторая его половина — уже не об ангеле, а о душе (она названа в одной строфе младой и молодой — условное романтическое клише, проти­воречащее идее вечности души). Синтаксис стихотворения прост, сложно­подчиненных предложений нет, сочинительный союз "и", употребленный девять раз, напоминает о стиле славянского перевода Библии. Как бы наме­ком на необычность песни ангела является нестандартная строфа: одинако­вые неравнострочные двустишия, состоящие из 4- и 3-стопного амфибрахия с одними мужскими рифмами, соединены в четверостишия.

Зрелый Лермонтов, вопреки многим своим произведениям, в ряде сти­хотворений утверждает гармонию и на земле и на небесах. "Когда волнуется желтеющая нива..." (1837) относится к блоку стихов Лермонтова, в кото­рых он размышляет о человеке и мире, разделено на нумерованные строфы (неупорядоченно чередующие 6- и 5-стоп-ный ямб), но синтаксически они не изолированы, а составляют 16-строчное разветвленное сложноподчи­ненное предложение. Тем не менее у каждого четверостишия своя образ­ность, собственный смысл и роль в художественном целом. Хотя три стро­фы объединены анафорой "Когда...", говорится в стихотворении о разных временах года: "желтеющая нива", "малиновая слива" — осень, "ландыш серебристый" — весна, "зеленый листок" — скорее начало лета. То есть ощущение жизни, описываемое Лермонтовым, приходит к нему независи­мо от времени, но художественное сообщение о нем подготавливается по­степенно. Как подчеркивает академик М.Л. Гаспаров, в первой строфе ни­ва "волнуется", слива "прячется" — начинается одушевление неодушевлен­ного. Во второй строфе ландыш "кивает головой", в третьей — ключ играет и лепечет — одушевленность нарастает. Цветовые эпитеты первых двух строф в третьей "дематериализованы": смутный сон, таинственная сага (древняя песнь), мирный край. Сначала все представлено объективно, со стороны, потом явления природы обращаются ко "мне". В первой строфе дан один момент, во второй — временной разнобой, в третьей — времен­ных указаний нет, все обобщено. Таким образом, в первых трех строфах (придаточных предложениях с "Когда...") речь идет о "мире", постепенно одушевляемом и индивидуально воспринимаемом. В центре последней строфы (главных предложений с двумя "Тогда...").- "я" и "Бог":

Тогда смиряется души твоей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле

И в небесах я вижу Бога!,.

Впервые названа "тревога", в ее свете осознается ранее сказанное. Те­перь движение поэтической мысли идет в обратном направлении, от души к мирозданию: ближний мир — земля, дальний — небеса. Снятие дурного (тревоги) приводит к утверждению в мироздании прекрасного и совершен­ного. Последний стих выделен размером, это единственный случай 4-стопного ямба, весомого и при его краткости. По трем длинным ступеням-строфам, заключает М.Л. Гаспаров, мы словно уходим из мира внешнего, углубляемся во внутренний, а по трем коротким ступеням-стихам подни­маемся на высшую четвертую ступень, с богом в небе.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Стихотворения Лермонтова «Когда волнуется …», «Молитва», «Ангел»"

Автор: Ефремова Марина Кузьминична

Дата: 12.01.2022

Номер свидетельства: 597554


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства