kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стихи С. Я. Маршака

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по литературе для 5 класса "Мы читаем стихи С. Я. Маршека"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стихи С. Я. Маршака»

ТЕМА. МЫ ЧИТАЕМ СТИХИ САМУИЛА МАРШАКА

Звучит музыка или запись радиоволны. В класс входит учительница и пишет на доске число, достает тетради, поливает цветы и т.п.. Класс пополняется учениками. Звенит звонок на урок. Учительница здоровается с детьми и начинает урок чтения. В класс вбегает растрепанный ученик.

Ученик: Можно войти?

Учитель: Да ты же, Костик, уже вошел...

Ученик: Извините за опоздание.

Учитель: Хорошо, садись на свое место. Постой. Почему ты в таком виде? Ты себя в зеркале видел?

Ученик: Не успел. Спешил в школу. Торопился на урок.

Учитель: Посмотрите, на кого Костя похож...

Девочка: На человека рассеянного...

Ученик: Сам ты, сама ты, рассеянная. Получишь у меня...

Учитель: Действительно! Вы дома читали к уроку стихи Самуила Яковлевича Маршака (слайд 1), в том числе и стихотворение «Вот какой рассеянный» ?

Ученик: Я не помню...

Учитель: А мы тебе сейчас напомним (слайд 2).

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.


  1. Сел он утром на кровать,

Стал рубашку одевать.

В рукава просунул руки —

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.


  1. Надевать он стал пальто —

Говорят ему: «Не то»,

Стал натягивать гамаши —

Говорят ему: «Не ваши».

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.


  1. Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.


Учитель: Молодцы! А теперь давайте повторим некоторые буквы алфавита. Из стихотворений С.Я. Маршака.

(Учащиеся рассказывают стихи про буквы, показ слайдов 3.)

Все: БЭ!

Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот.

Все: ЖЭ!

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

ПЭ

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

ЭС

Спит спокойно старый слон —

Стоя спать, умеет ой.

ТЭ

Таракан живет за печкой —

То-то теплое местечко!

Все: Я!

Ягод не кислее клюквы.

Все: Мы на память знаем буквы!

(Слайд 1)

Учитель: Просто замечательно! Вы уже столько всего знаете. А сегодня мыс вами полистаем книгу замечательного поэта и писателя Самуила Яковлевича Маршака. (Слайд 4)

Дети: Какая большая книга! Как интересно!

Учитель: В этой книге много страниц, и эти страницы волшебные. Сейчас мы с вами в этом убедимся.

Достает белое полотно со следами птиц, зверей, людей, машин.

Учитель: Какая это страница?

Все: Это — белая страница.

  1. Вот прошла по ней лисица,

Заметая след хвостом.

  1. Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.


  1. Здесь проехали колеса —

И сверкает на морозе

Серебристый гладкий след.


  1. Там на утренней пороше

Отпечатались калоши, —

Это бродят внук и дед.

Учитель: Цепь следов на снежной глади

Остается, как строка.

В чистой, новенькой тетради,

Первого ученика.

Исполняется песня «Чему учат в школе»

Мальчик: А какие там еще есть страницы? Сейчас поглядим...

(Достает черное полотно со звездами.)

Учитель: Перед вами страница ночная.


  1. Город укутан тьмой.

Уходят на отдых трамваи,

Троллейбусы мчатся домой.

Спешат на ночлег пешеходы,

Нигде не увидишь ребят.


  1. И только вокзалы, заводы,

Часы и машины не спят.

Скользят огоньки по аллее,

Спускаясь с высоких холмов.


  1. И с каждой минутой тусклее

Бессчетные окна домов.


Учитель: Эта страница зеленого цвета.

  1. Значит на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться мог,

Я бы на этой странице прилёг.


  1. Бродят в траве золотые букашки.


  1. Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.


  1. Вот темно-красная божья коровка,

Спинку свою, разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по божьим делам.


  1. Вот в одинаковых платьях, как сестры,

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пестрой,

То раскрываясь, несутся опять.

Песня о лете (слайд 5)

Учитель: А эта страница — морская,

На ней не увидишь земли.


  1. Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.


  1. Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда,

  1. И листья подводных растений

Качает, как ветер, вода.


  1. На дне этой синей страницы

Темно, как в глубинах морей.

Здесь рыбы умеют светиться

Во мраке, где нет фонарей.

(Учитель достает желтое полотно.)

Учитель: Вы любите, ребята,

Пересыпать песок?

Все: Да-а.

  1. В руках у нас лопата,

Ведерко и совок.


  1. Как нитка золотая

У нас из кулака

Бежит струя густая

Прохладного песка.


  1. Садовая дорога

Усыпана песком.

Но плохо, если много

Песка лежит крутом.

Вот желтая страница —

Пустынная страна.


  1. Песок по ней кружится,

Несется как волна.

Неведомо откуда,

Неведомо, куда

Бредут по ней верблюды —

Степные поезда.


  1. Идут они в кочевье

Под музыку звонков.

Лежачие деревья

Растут среди песков.


  1. Безлиственные сучья

К сухой земле пригнул

Живучий и колючий

Кустарник саксаул.

Учитель: Хорошо у нас получилось! Стихи превратились в живые картинки. А теперь мы оживим с вами цифры. (Слайд 6)

  1. Вот один иль единица.

Очень тонкая как спица


  1. А вот эта цифра — два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.


  1. А за двойкой — посмотри —

Выступает цифра три.

Тройка — третий из значков —

Состоит из двух крючков.

  1. За тремя идет четыре,

Острый локоть оттопыря.


  1. А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.


  1. Цифра шесть — дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.


  1. Вот семерка — кочерга,

У нее одна нога.

  1. У восьмерки два кольца

Без начала и конца.


  1. Цифра девять иль девятка —

Цифровая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.


Учитель: И у нас, ребята, остался только ноль.


- А про него и говорить нечего, он ничего не значит.

- Нет, значит, значит...

- Не знаешь — не говори.


Учитель: Правда, ноль имеет огромное значение.

Вот это ноль иль ничего.

Послушай сказку про него.



Ноль: Сказал веселый круглый ноль

Соседке единице:

«С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!»


Единица: Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

Ты, коль не стоишь ничего,

Не стой со мною рядом!»


Ответил ноль: — Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мила и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я встану справа.


Учитель: Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.

Из тройки и четверки

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.


Ноль: Пусть говорят, что мы ничто, —

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки — целых двести.


Учитель: Так, про буквы мы стихи читали, про цифры мы стихи читали... А знаете, у Самуила Яковлевича есть еще стихи про знаки препинания, давайте и их прочитаем (Слайд 7).

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.


Ученик: Прибежал чудак —

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит

Оглушительно кричит:


! Ура! домой! Караул! Разбой!


Ученик: Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задает он всем вопросы:


? Кто? Кого? Откуда? Как?


Ученик: Явились запятые, девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,

Прискакало многоточие.

Заявили запятые:


— Мы — особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.


Ученик : Если нет над вами точки,

Запятая — знак пустой!


Учитель: Отозвались с той же строчки

Тетя точка с запятой.


Ученик : Двоеточие, мешая,

Закричало:

: Нет, постой!

Я важней, чем запятая,

Или точка с запятой.

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.


— Нет...

Сказало многоточие,

Еле глазками ворочая.


— Если вам угодно знать

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего оказать,

Ставят многоточие.


Ученик 5: Вопросительный знак

Удивился: — То есть как?

Восклицательный знак

Возмутился: — То есть как!


— Так, — сказала точка,

Точка — одиночка, —

Мной кончается рассказ, Значит я важнее вас.

Учитель: Вокруг нас так много всего интересного и загадочного. Кстати, С. Я. Маршак сочинил для ребят много загадок. Посмотрим, смогут ли отгадать наши зрители (Слайд 8).

- А они сложные?

- А они, интересные?

- А я любую загадку отгадаю...

Учитель: Ну, что, начнем?

Все: да.

  1. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь.)


2: Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И оглобля на носу? (Очки.)


3: Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела,

Дуб, дуб,

Поломала

Зуб, зуб. (Пила.)


4: Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. (Сапоги, ботинки.,)


5: Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч.)


6: Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

Но вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)


Учитель: Молодцы! Что ты руку тянешь?

(Слайд 9)

Ученик : Здесь кто-то парту исцарапал...

Учитель: Ну-ка, дай я посмотрю... Какое безобразие!

Что за художники

Или художницы

В школу приносят

Ножи или ножницы

И вырезают

На парте узор?

Этим художникам -.

Стыд и позор!

- А вы знаете, сколько труда было вложено в этот стол?

Как он попал в класс?

Берете книгу и тетрадь,

Садитесь вы за стол.

А вы могли бы рассказать

Откуда стол пришел?

Ученик : Пришел он из глуши лесной —

Он сам когда-то был сосной.

Сочилась из его ствола

Прозрачная, смола.


Ученик: Он был в чешуйчатой коре,

А меж его корней

Барсук храпел в своей норе

До первых вешних дней.


Ученик: Видал он белку, этот стол.

Она карабкалась на ствол,

Она карабкалась на ствол,

Царапая кору.


Ученик: Но вот горячая пила

Глубоко в ствол его вошла.

Вздохнул он и упал...


Ученик: И в лесопилке над рекой

Он стал бревном, он стал доской.

Потом в столярной мастерской

Четвероногим стал.


Ученик : Домашним жителем он стал,

Стоит он у стены.

Теперь барсук бы не узнал

Родной своей сосны.


Ученик: Но в лес он больше не пойдет —

Он с нами будет жить.

День ото дня, из года в год

Он будет нам служить.

Учитель: Совершенно верно. Надо любить и охранять окружающий нас мир. А что же нужно, чтобы все на Земле были счастливы?

Все: Здоровье! друзья! Еда! Мир!

Учитель: А теперь выберите из всего самое главное слово!

Все: Мир!

Учитель: Да, кто бы мог подумать, ‚то стихи Маршака, написанные много-много лет назад, звучат в наши дни так актуально.

Учитель: В классе уютном, просторном,

Утром стоит тишина.

Заняты школьники целом —

Пишут по белому черным,

Пишут по черному белым,

Ручками пишут и мелом:

Нам не нужна война!


Ученик : Стройка идет в Петербурге,

Строится наша Москва.

А на доске и в тетради

Школьники строят слова.

Четкая в утреннем свете,

Каждая буква видна.

Пишут Российские дети:

Мир всем народам на свете.

Все: Нам не нужна война!


Песня «Пусть всегда будет солнце».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Стихи С. Я. Маршака

Автор: Несмашная Алевтина Александровна

Дата: 23.12.2018

Номер свидетельства: 492360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Творчество С.Я.Маршака "
    ["seo_title"] => string(28) "tvorchiestvo-s-ia-marshaka-2"
    ["file_id"] => string(6) "180220"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425141590"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по литературному чтению " Творчество С.Я. Маршака" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-tvorchiestvo-s-ia-marshaka"
    ["file_id"] => string(6) "119780"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413519855"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Путешествие по страницам книг С.Я.Маршака. "
    ["seo_title"] => string(49) "putieshiestviie-po-stranitsam-knigh-s-ia-marshaka"
    ["file_id"] => string(6) "244761"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446006487"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "С. Маршак. «Вот какой рассеянный!»"
    ["seo_title"] => string(32) "s_marshak_vot_kakoi_rassieiannyi"
    ["file_id"] => string(6) "397831"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488679040"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок  по внеклассному чтению «Творчество С.Я. Маршака» в  7 – а классе."
    ["seo_title"] => string(72) "urok-po-vnieklassnomu-chtieniiu-tvorchiestvo-s-ia-marshaka-v-7-a-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "308439"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458580918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства