Просмотр содержимого документа
«Стихи С. Я. Маршака»
ТЕМА. МЫ ЧИТАЕМ СТИХИ САМУИЛА МАРШАКА
Звучит музыка или запись радиоволны. В класс входит учительница и пишет на доске число, достает тетради, поливает цветы и т.п.. Класс пополняется учениками. Звенит звонок на урок. Учительница здоровается с детьми и начинает урок чтения. В класс вбегает растрепанный ученик.
Ученик: Можно войти?
Учитель: Да ты же, Костик, уже вошел...
Ученик: Извините за опоздание.
Учитель: Хорошо, садись на свое место. Постой. Почему ты в таком виде? Ты себя в зеркале видел?
Ученик: Не успел. Спешил в школу. Торопился на урок.
Учитель: Посмотрите, на кого Костя похож...
Девочка: На человека рассеянного...
Ученик: Сам ты, сама ты, рассеянная. Получишь у меня...
Учитель: Действительно! Вы дома читали к уроку стихи Самуила Яковлевича Маршака (слайд 1), в том числе и стихотворение «Вот какой рассеянный» ?
Ученик: Я не помню...
Учитель: А мы тебе сейчас напомним (слайд 2).
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку одевать.
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.
Надевать он стал пальто —
Говорят ему: «Не то»,
Стал натягивать гамаши —
Говорят ему: «Не ваши».
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.
Учитель: Молодцы! А теперь давайте повторим некоторые буквы алфавита. Из стихотворений С.Я. Маршака.
(Учащиеся рассказывают стихи про буквы, показ слайдов 3.)
Все: БЭ!
Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.
Все: ЖЭ!
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
ПЭ
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
ЭС
Спит спокойно старый слон —
Стоя спать, умеет ой.
ТЭ
Таракан живет за печкой —
То-то теплое местечко!
Все: Я!
Ягод не кислее клюквы.
Все: Мы на память знаем буквы!
(Слайд 1)
Учитель: Просто замечательно! Вы уже столько всего знаете. А сегодня мыс вами полистаем книгу замечательного поэта и писателя Самуила Яковлевича Маршака. (Слайд 4)
Дети: Какая большая книга! Как интересно!
Учитель: В этой книге много страниц, и эти страницы волшебные. Сейчас мы с вами в этом убедимся.
Достает белое полотно со следами птиц, зверей, людей, машин.
Учитель: Какая это страница?
Все: Это — белая страница.
Вот прошла по ней лисица,
Заметая след хвостом.
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом.
Здесь проехали колеса —
И сверкает на морозе
Серебристый гладкий след.
Там на утренней пороше
Отпечатались калоши, —
Это бродят внук и дед.
Учитель: Цепь следов на снежной глади
Остается, как строка.
В чистой, новенькой тетради,
Первого ученика.
Исполняется песня «Чему учат в школе»
Мальчик: А какие там еще есть страницы? Сейчас поглядим...
(Достает черное полотно со звездами.)
Учитель: Перед вами страница ночная.
Город укутан тьмой.
Уходят на отдых трамваи,
Троллейбусы мчатся домой.
Спешат на ночлег пешеходы,
Нигде не увидишь ребят.
И только вокзалы, заводы,
Часы и машины не спят.
Скользят огоньки по аллее,
Спускаясь с высоких холмов.
И с каждой минутой тусклее
Бессчетные окна домов.
Учитель: Эта страница зеленого цвета.
Значит на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться мог,
Я бы на этой странице прилёг.
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вот темно-красная божья коровка,
Спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по божьим делам.
Вот в одинаковых платьях, как сестры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пестрой,
То раскрываясь, несутся опять.
Песня о лете (слайд 5)
Учитель: А эта страница — морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая,
Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени,
Блуждает морская звезда,
И листья подводных растений
Качает, как ветер, вода.
На дне этой синей страницы
Темно, как в глубинах морей.
Здесь рыбы умеют светиться
Во мраке, где нет фонарей.
(Учитель достает желтое полотно.)
Учитель: Вы любите, ребята,
Пересыпать песок?
Все: Да-а.
В руках у нас лопата,
Ведерко и совок.
Как нитка золотая
У нас из кулака
Бежит струя густая
Прохладного песка.
Садовая дорога
Усыпана песком.
Но плохо, если много
Песка лежит крутом.
Вот желтая страница —
Пустынная страна.
Песок по ней кружится,
Несется как волна.
Неведомо откуда,
Неведомо, куда
Бредут по ней верблюды —
Степные поезда.
Идут они в кочевье
Под музыку звонков.
Лежачие деревья
Растут среди песков.
Безлиственные сучья
К сухой земле пригнул
Живучий и колючий
Кустарник саксаул.
Учитель: Хорошо у нас получилось! Стихи превратились в живые картинки. А теперь мы оживим с вами цифры. (Слайд 6)
Вот один иль единица.
Очень тонкая как спица
А вот эта цифра — два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой — посмотри —
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков —
Состоит из двух крючков.
За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Цифра шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка — кочерга,
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка —
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Учитель: И у нас, ребята, остался только ноль.
- А про него и говорить нечего, он ничего не значит.
- Нет, значит, значит...
- Не знаешь — не говори.
Учитель: Правда, ноль имеет огромное значение.
Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.
Ноль: Сказал веселый круглый ноль
Соседке единице:
«С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!»
Единица: Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
Ты, коль не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!»
Ответил ноль: — Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мила и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я встану справа.
Учитель: Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из тройки и четверки
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Ноль: Пусть говорят, что мы ничто, —
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки — целых двести.
Учитель: Так, про буквы мы стихи читали, про цифры мы стихи читали... А знаете, у Самуила Яковлевича есть еще стихи про знаки препинания, давайте и их прочитаем (Слайд 7).
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Ученик: Прибежал чудак —
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит
Оглушительно кричит:
! Ура! домой! Караул! Разбой!
Ученик: Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
? Кто? Кого? Откуда? Как?
Ученик: Явились запятые, девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прискакало многоточие.
Заявили запятые:
— Мы — особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Ученик : Если нет над вами точки,
Запятая — знак пустой!
Учитель: Отозвались с той же строчки
Тетя точка с запятой.
Ученик : Двоеточие, мешая,
Закричало:
: Нет, постой!
Я важней, чем запятая,
Или точка с запятой.
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
— Нет...
Сказало многоточие,
Еле глазками ворочая.
— Если вам угодно знать
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего оказать,
Ставят многоточие.
Ученик 5: Вопросительный знак
Удивился: — То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: — То есть как!
— Так, — сказала точка,
Точка — одиночка, —
Мной кончается рассказ, Значит я важнее вас.
Учитель: Вокруг нас так много всего интересного и загадочного. Кстати, С. Я. Маршак сочинил для ребят много загадок. Посмотрим, смогут ли отгадать наши зрители (Слайд 8).
- А они сложные?
- А они, интересные?
- А я любую загадку отгадаю...
Учитель: Ну, что, начнем?
Все: да.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь.)
2: Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И оглобля на носу? (Очки.)
3: Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела,
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. (Пила.)
4: Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. (Сапоги, ботинки.,)
5: Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч.)
6: Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
Но вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)
Учитель: Молодцы! Что ты руку тянешь?
(Слайд 9)
Ученик : Здесь кто-то парту исцарапал...
Учитель: Ну-ка, дай я посмотрю... Какое безобразие!
Что за художники
Или художницы
В школу приносят
Ножи или ножницы
И вырезают
На парте узор?
Этим художникам -.
Стыд и позор!
- А вы знаете, сколько труда было вложено в этот стол?
Как он попал в класс?
Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать
Откуда стол пришел?
Ученик : Пришел он из глуши лесной —
Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная, смола.
Ученик: Он был в чешуйчатой коре,
А меж его корней
Барсук храпел в своей норе
До первых вешних дней.
Ученик: Видал он белку, этот стол.
Она карабкалась на ствол,
Она карабкалась на ствол,
Царапая кору.
Ученик: Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он и упал...
Ученик: И в лесопилке над рекой
Он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал.
Ученик : Домашним жителем он стал,
Стоит он у стены.
Теперь барсук бы не узнал
Родной своей сосны.
Ученик: Но в лес он больше не пойдет —
Он с нами будет жить.
День ото дня, из года в год
Он будет нам служить.
Учитель: Совершенно верно. Надо любить и охранять окружающий нас мир. А что же нужно, чтобы все на Земле были счастливы?
Все: Здоровье! друзья! Еда! Мир!
Учитель: А теперь выберите из всего самое главное слово!
Все: Мир!
Учитель: Да, кто бы мог подумать, ‚то стихи Маршака, написанные много-много лет назад, звучат в наши дни так актуально.