Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент
- приветствие учащихся
- проверка готовности к уроку
Введение в тему урока
рассказ о писателе
- ребята сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел в новой части учебника.
- посмотрите, как он называется
- посмотрите внимательно на иллюстрации к разделу и предположите, о чем мы будем в нем читать?
- для того чтобы узнать, чьи стихи мы будем сегодня читать, давайте разгадаем кроссворд.
- я вам раздаю листочки с кроссвордом , в задании нужно вставить пропущенные строчки и вписать эти слова в пустые клеточки. (кроссворд представлен на отдельном листочке)
- все слова отгадали, а кто же автор этих слов? Прочитаем эту фамилию в выделенных клетках.
Маршак Самуил Яковлевич (1887 — 1964), поэт, переводчик.
Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интеpec к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова — известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке. Через несколько лет, в 1912, для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его. 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В годы Первой мировой войны Маршак занимался помощью детям беженцев. Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки. В 1938 переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны активно сотрудничал в газетах — его пародии, эпиграммы, политические памфлеты высмеивали и обличали врага.
С. Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве
- а сейчас я хочу узнать, хорошо ли вы знаете произведения С.Я. Маршака.
(на доске написаны названия, выберите из них, которые написал Самуил Яковлевич:
«мастер – фломастер», «круглый год», «усатый полосатый», «урок вежливости», «крокодил», «багаж», «пожар», «муха – цокотуха», «кот и лодыри».
- а кто написал остальные произведения?
Физминутка
- поэтическая тетрадь № 2
- мы будем читать стихи о природе, о животных, об отношении к природе
- Маршак
- К.И. Чуковский
Изучение новой темы
Анализ произведения
- откроем учебник на стр. 4 и прочитаем название первого стихотворения.
- чтение стихотворения учителем
- прочитайте самостоятельно это стихотворение жужжащим тоном.
- перечитайте его еще раз и найдите слова, которыми автор передает звуки грома
- какой звук в этих словах повторяется
Работа в парах:
- прочитайте стихотворение выразительно друг другу. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя.
- теперь прочитайте выразительно. Как нужно его читать?
(несколько учащихся читают выразительно вслух)
- кто прочитает как называется следующее стихотворение?
(учитель читает стихотворение)
- от чьего имени написано стихотворение?
- какие воспоминания о лете, хочет увезти в город мальчик?
- найдите это в тексте
- почему голос кукушки назван «стеклянным» и звучит как вопрос и ответ?
- что вы представляете когда читаете две последние строчки?
- как бы вы озаглавили это стихотворение?
- почему?
- теперь прочтем это стихотворение выразительно
- «Гроза днем»
- в лесу над росистой поляной
- от имени мальчика
- как кукушка встречает рассвет
- варианты ответов детей
- варианты ответов детей
- варианты ответов детей
Итог урока
- стихи какого автора мы сегодня читали?
- о чем они?
- С.Я. Маршака
- о природе
Информация о домашнем задании
- выучить стихотворение по выбору.