Цели и задачи:
- познакомить с творчеством С.Я.Маршака;
- формировать навык работы с художественной книгой;
- учить логически мыслить при отгадывании загадок;
-прививать интерес к чтению детских книг.
развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи учащихся.
Оборудование:
Портрет поэта, детские рисунки к произведениям Маршака, карточки со словами,
выставка книг, реквизит к инсценировке.
Ход урока
- Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, ведь от улыбки день становится светлей. Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях детская книга.
Да не одна, а много книг. И у всех у них один автор – Самуил Яковлевич Маршак.
(Портрет писателя). Посмотрите на портрет. Как вам кажется, какой по характеру был этот человек? (Ответы детей). На уроке мы познакомимся с его стихами и тогда посмотрим, правильно ли вы определили его характер.
- Вступительная беседа.
Сядьте поудобнее и послушайте, что это был за человек.
Родился С.Я.Маршак в 1887 году в городе Воронеже в семье мастера-химика. Писать стихи он начал рано в детстве, но первые стихи для детей написал уже зрелым человеком. Он много лет работал переводчиком, журналистом, поэтому мы встречаем много книг зарубежных авторов в переводе Маршака.
- Знакомство со стихами С.Я.Маршака.
Вы уже читали некоторые стихи поэта, давайте вспомним некоторые из них. Я начну строчку из стихотворения, а кто знает, продолжит.
а) Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне…
б) Эй, не стойте слишком близко, я тигрёнок, а не…
в) Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался …
г) Собирались лодыри на урок, а попали лодыри…
д)Жил человек рассеянный на улице Бассейной.
Сел он утром на кровать, стал рубашку…
В рукава просунул руки, оказалось, это
е)Не хотел котенок мыться – опрокинул он…(корытце),
ж)У Ваньки, у Встаньки – несчастные… (няньки),
з)Выдали даме на станции четыре зеленых…(квитанции)
и)Вместо шапки на ходу он надел…(сковороду)
Молодцы! Вы много знаете произведений. А теперь послушайте ещё одно стихотворение Маршака:
(Читает ученик) Есть у меня товарищ Федя…
Есть у меня товарищ Федя, он очень жаден и упрям.
Мы стали с ним делить медведя и разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова обеих мишек сшить не мог.
У Феди мишка безголовый, а у меня без задних ног.
Учитель: Ребята, это весёлое или грустное стихотворение? (Ответы детей)
Как поступили друзья? (Ответы детей)
4.Загадки С.Я.Маршака. «Что такое перед нами?»
С.Я. Маршак сочинял не только стихи, но и загадки для детей. Сейчас ребята загадают их вам.
- Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт,
И никуда я не иду, покуда он идёт. (Дождь)
- Принялась она за дело, завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.(Пила)
- Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.
А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч)
- Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час. А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)
5. В Полотняной стране по реке Простыне
Плывёт пароход то назад, то вперёд.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать! (Утюг)
6. Что такое перед нами: две оглобли за ушами,
На глазах по колесу и седёлка на носу. (Очки)
7.Мы с вами вспомнили стихотворения, разгадали ли загадки. А сейчас посмотрим инсценировку стихотворения «Кот и лодыри»
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
Ребята, о чем это стихотворение?
Кто главные герои?
Чему учит оно?
Какие главные слова в этом стихотворении?
8. А сейчас мы с вами ответим на вопросы теста.
( раздаются листочки с тестами, ребята отвечают.Потом обмениваются и проверяют работы друг у друга. Учитель называет правильные ответы)
1 С.Я.Маршак родился
а)в 1884г. б)в 1878г. в)в 1887г.
2 Он родился в городе
а)Орле. б)Острогожске. в)Омутнинске.
3 Маршак учился в гимназии
а)Петербурге. б)Москве. в)Лондоне.
4 Кого не звала мышка-мать в няньки
а)утку. б)жабу. в)гуся.
5 Какой номер должен помнить каждый гражданин, если случится пожар.
а)03. б)02. в)01.
6 Что не сдавала дама в багаж.
а)диван. б)саквояж. в)коробку.
7 Что надел на голову вместо шапки человек рассеянный
а)дуршлаг. б)сковородку. в)кастрюлю
- Рассматривание книг С.Я.Маршака.
У вас на партах лежат книги Маршака. Рассмотрите их, познакомьтесь с ними. Не забывайте о правилах рассматривания книг.
- Итог урока. Составление словесного портрета поэта. Мы с вами уже в начале урока составляли портрет, сейчас посмотрим, изменилось что- нибудь)
У меня на карточках слова, определяющие характер человека. Мы будем читать каждую карточку и решать: подходит ли это слово к портрету Маршака?
(Слова на карточках: добрый, весёлый, злой, любил животных, задорный, вредный, любил детей, наблюдательный, умный, образованный, жадный…)
Итог урока
С каким детским поэтом вы сегодня познакомились? Какие книги вам захотелось прочитать дома? Почему?
С каким настроением вы сегодня уходите с урока?