Цели:
пробудить у детей интерес к творчеству С.Я Маршака;
учить воспринимать содержание произведения;
развивать поэтический слух;
формировать стремление хорошо учиться;
прививать любовь к чтению книг.
Оформление:
на доске портрет писателя, выставка книг С.Я.Маршака; Карточки со словами «поэт», «драматург», «переводчик», названия перепутанных произведений
- Сообщение темы урока.
Слайд1.Сегодня мы поговорим с вами о творчестве С.Я.Маршака. И несмотря на то, что эту фамилию дети знают с самого раннего возраста, читают и знают его произведения, этот урок откроет для вас что-то новое в его творчестве.
Он со мной идет по свету
От зимы — к весне и лету,
Рядом он не просто так… Кто?
Учитель мой, Маршак.
Он стихами день встречает,
Головой седой качает
Если что-то вдруг не так…
Строгий, Бережный Маршак.
II. Маршак – детский поэт.
Предоставим слово нашим ребятам из творческой группы «Журналисты»
Слайд 2,3.1.Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году в Воронеже, а детство провел в маленьком городке Острогожск в большой и дружной семье. Отец работал мастером на заводе. Родителям приходилось очень много работать, чтобы содержать семью и дать образование детям. Уже с четырех лет будущий поэт пытался сочинять стихотворные строчки, (поэт)
Слайд 4. Послушаем его стихи и обратим внимание, о чем писал детский поэт Слово ребятам второй творческой группы «Артисты и чтецы».
Угомон. Какие слова мы часто повторяем?
Кот и лодыри (инсценирование)
А какое стихотворение мы учили наизусть? Урок родного языка. Прочитать
Ландыш
Знаете ли вы историю о даме, которая сдавала багаж?
Какие вещи дама сдавала в багаж? Разгадать ребусы.
Багаж (инсценирование)
Аудиозапись Послушаем голос самого Маршака. Он читает стихотворение «Старуха, дверь закрой»
О чем писал Маршак, какие темы затрагивал в своих стихах?
Вывод: он писал обо всем на свете: и о животных, и о детях, о людях, которые живут и трудятся рядом с нами, писал стихи серьезные и смешные, Каждую букву, каждую цифру мог превратить в звонкий стих, мог раскрасить страницы в разные цвета.
А какие сказки вы читали?
А помните эту книжку? (Наша коллективная работа в 1 классе «Тихая сказка)
III. Маршак – драматург.
Слайд 5,6. 2. Во время первой мировой войны и после Маршак жил на юге России, в Воронеже, а затем в Краснодаре. Там в те годы было очень много детей беженцев и беспризорных детей. Маршак оказывал большую помощь этим детям. В городе Краснодаре он организовал целый «Детский городок», в котором были классы для учебы, мастерские, кружки и детский театр, для которого он сам писал пьесы-сказки. ( Драматург)
- Какие пьесы Маршака вы знаете? Викторина картинная. Из какой пьесы?
Двенадцать месяцев
Теремок
Кошкин дом
IV. Минута отдыха.
А сейчас мы немного отдохнем, потанцуем под песенку на стихи Маршака, ведь он писал и тексты песен для своих спектаклей.
V. Маршак – переводчик.
3. Маршак – один из лучших переводчиков зарубежной поэзии того времени. Еще будучи молодым человеком, он смог поехать учиться в Англию. Его глубоко тронули народные песни, баллады и стихи английских поэтов и он стал переводить их на русский язык. С.Я.Маршак переводил также с латышского, польского, еврейского, чешского, казахского, венгерского, итальянского, украинского и армянского языков. (Переводчик)
-Какие стихи в переводе Маршака вы читали?
Робин-бобин
Шалтай- Балтай
Дети на льду
Слайд 7. Маршак сочинял не только стихи
Загадки
VI. Викторина.
Проверим, какие внимательные вы читатели. Человек рассеянный перепутал название произведений.
Детки в зоопарке Рассказ об известном герое
Почтальон Где тут Вова, где Андрей?
Книжка про Гришку Цветная книга
17 месяц Мышкин дом
Дом, который построил Джон
VII. Работа в тетради.
Заполнить таблицу « Произведения Маршака»
Проверка. Какие жанры присутствуют в творчестве Маршака?
Крылатые выражения
-Некоторые фразы из произведений Маршака стали крылатыми выражениями. Это тоже говорит о том, что стихи Маршака любят и помнят его читатели.
Например, про тех, кто часто что-то забывает или путает, говорят: «Вот человек рассеянный с улицы Бассейной!»
А над тем, кто взявшись за какое-то дело все испортит, подшучивают: «Эх, ты, мастер-ломастер!»
VIII. От благодарных читателей
4. Самуил Яковлевич Маршак прожил большую и славную трудовую жизнь. Он умер 4 июля 1964 года, работая до самого последнего дня своей жизни. Его труд высоко оценён нашей Родиной. Его много раз награждали орденами и медалями, ему была присуждена самая высокая награда Советского Союза – Ленинская премия и четыре раза – Государственная премия.
-Ребята, а как вы думаете, что является главной наградой этому человеку за его творчество (чтение его стихов)
Слайд 8. 5. Мы провели исследование, брали интервью у учеников нашей школы.
1. Кто такой Маршак?
2. Знаете ли вы его стихи?
Большинство опрошенных учеников знают Самуила Яковлевича Маршака, а произведения назвать затруднились. Очень жаль!
IX. Подведение итогов
-Талант Маршака многогранен. Трудно найти тему, которую бы не затронул Маршак в своих произведениях. Эти темы важны и в наши дни: тема добра, трудолюбия, уважения к старшим, любви к Родине, к природе и человеку,. Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми. Я предлагаю закончить наш урок этими добрыми и мудрыми стихами.
Слайд 9. Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье –
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас
А сердце умным будет.
Учитель: Я от души желаю вам, друзья,
Всего хорошего!
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
X. Релаксация. Оценим нашу работу на уроке.
Оценки Встаньте журналисты.
Встаньте артисты.
Чтецы.. Всем «5» Кто остался без оценки?
Наполним корзину нашим настроением.
Белый цветок – очень хорошо, все понравилось
Голубой - чего-то не понял
Синий – мне было скучно
Слайд 10. Эта корзина с подснежниками – Маршаку от благодарных читателей.
XI. Дома: продолжить чтение книг Маршака.