Просмотр содержимого документа
«“Стихи русских поэтов о природе”»
Разработка урока по литературному чтению учителя общесредней школы 14 города Каттакургана Самаркандской области Шадиевой Манзуры Абдуллаевны.
Урок - концерт в 7 классе. “Стихи русских поэтов о природе”. Цели:Образовательная: познакомить обучающихся с особенностями восприятия природы; Воспитательная: Развить чувство любви к природе родного края, воспитывать чуткое отношение к окружающему миру; Развивающая: Стимулирование самостоятельной работы учащихся по литературному чтению, развитие творческих способностей учащихся. Оборудование: Слайды, картина Левитана “Золотая осень”, картина Н. Карахана “Осенние страды”,музыкальное сопровождение (Чайковский “Времена года”).Оформление доски. Эпиграф: “ У природы нет плохой погоды”.Ход урока
Организационный момент. Рапорт дежурного.
Речевая разминка – беседа. Какое сегодня число?
Какой день недели?
Какая погода, сегодня?
Учитель:
Чем отличается осень от других времен года?
Ученик: Деревья надевают золотой наряд, листья желтеют, опадают, идут проливные дожди и т.д.
Учитель: Одно из наиболее известных стихотворений Тютчева начинается строчками:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.И. Тютчев)
Благодаря такому видению и пониманию окружающего мира поэт глубоко ощущает и передает “внутреннее состояние” природы, одушевляет ее. Он может сказать: “лазурь небесная смеется …” перед грозой солнце у него смотрит “ неохотно и несмело”, земля “принахмурилась”, раскаты грома “все сердитей и смелей”, зарницы “как демоны глухо немые, Ведут беседу меж собой”, а море “в лунном сиянии, словно живое, ходит и дышит и блещет оно”.
Учащиеся читают стихи о временах года
Ученик.1. “Весенние воды” Еще в полях белеет снег,А воды уж весной шумят —Бегут и будят сонный брег,Бегут и блещут и гласят...Они гласят во все концы:«Весна идет, весна идет!Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперед!»Весна идет, весна идет!И тихих, теплых, майских днейРумяный, светлый хороводТолпится весело за ней. … (Ф.И. Тютчев)
2.Ученик: “Летний вечер тих и ясен...” Летний вечер тих и ясен;Посмотри, как дремлют ивы;Запад неба бледно-красен,И реки блестят извивы.От вершин скользя к вершинам,Ветр ползет лесною высью.Слышишь ржанье по долинам?То табун несется рысью. (А. А Фет).
3.Ученик: “Осень” Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора. (А. С Пушкин).
4.Ученик: “Тучи” Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную.Кто же вас гонит: судьбы ли решение?Зависть ли тайная? злоба ль открытая?Или на вас тяготит преступление?Или друзей клевета ядовитая?Нет, вам наскучили нивы бесплодные...Чужды вам страсти и чужды страдания;Вечно холодные, вечно свободные,Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Учитель: На доске висит картина Левитана “Золотая осень” и картина узбекского художника Н Карахана “Осенние страды”.
Левитан “Золотая осень”
Его картина “Золотая осень” назван так потому, что деревья оделись во все оттенки золото. С деревьев опадают золотые листья. В русском языке это явление называют листопадом.
Учитель: Составить небольшой рассказ по картине, отвечая на вопросы.
1.Какое время года изображено на картине? 2.Какая вода в речке? Почему? 3.Какое небо? Какая трава? Какие деревья? 4.Какие чувства вызвала у вас эта картина?
Учитель: Скажите, стихи каких поэтов вспоминаются вам, когда вы видите картину “Золотая осень”?
Ученики: (Ответы).
Ф.И. Тютчев “Осенней позднею порой”;
А. С Пушкин “Осеннее утро”;
А. Н Плещеев “Скучная картина ”, “Осень наступила”;
Н Карахан “Летное утро ”
Учитель: Сопоставляем эти две картины:
1.Что общего между ними?
2.подчеркните своеобразие каждой картины
3.Еще какие картины Н.Карахана и Левитана вы знаете?
Учитель: Теперь прослушиваем запись музыки Чайковского “Времена года”. Ребята вы почувствовали, как через музыку передаётся красота природы. Вы сейчас убедились, что природу можно не только видеть но и слушать. Учитель: Работа с группой. Первая группа заполняет “Кластер” “Зима”. Вторая группа заполняет “Кластер” “Весна”.
Учитель: Как вы думаете, как определяли наши предки прогноз погоды? Прочитаем рубрику “Это интересно”. - Если птички притихли и прячутся под крышами домов, будет дождь; - Если среди зимы воробьи начинают собирать пух и перья около курятников, значить обязательно будет сильные морозы; - В аквариуме – если рыбки плавают под самой поверхностью воды, будет ненастная погода. Оценивание учащихся. Подведение итога: Берем листок и напишем: (листочки оставим учителью). 1.Что я нового узнал на уроке? 2.Что мне было интересно. 3.О чем еще я хотел бы узнать. Картины природы издавна вдохновляли творческих людей на создание неповторимых произведений искусства. Поэт рисует их словами. Художник – кистью и красками. Наверное, вы уже обратили внимание на импровизированную выставку репродукций, каждая из которых неповторима. Очень хочется верить, что сегодняшний урок не пройдёт для вас бесследно. Может быть, по дороге домой вы увидите особенную природную зарисовку… Возможно даже, кто-то из вас воскликнет или подумает: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно…» Ведь как часто мы не замечаем красоты окружающего мира. А ведь чем больше красоты в жизни человека, тем больше доброты, душевного тепла он дарит близким. Уверена, что каждому из вас есть, что рассказать о таком мгновении… Предлагаю вам оформить свои мысли письменно. Домашнее задание: Нарисовать картинку: “Мое любимое время года”, напишите небольшой рассказ, исходя из своей картины.