Урок-обобщение. Традиционная система. Октябрь 2006г.
Учитель Моисеева Л.А.
Тема: Моя осень. Стихи русских поэтов: Майкова, Фета, Тютчева.
Цели: Приобщать детей к искусству слова. Влюбить детей в поэзию, как особый способ открытия мира. Учить детей, что чтение произведения - это открытие его «тайны». Способствовать постепенному продвижению учащихся в понимании художественного образного слова. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведений.
Оборудование: Осенние листья, которые принесут дети.
Книга со стихами русских поэтов.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мобилизирующее начало.
1. Назовите предметы осени.
2. Какие приметы осени для тебя самые главные?
3. Какое настроение они у тебя вызывают? ( Если затрудняются – познакомить с определением Настроение – внутренне душевное состояние. Может быть: веселое, грустное, печальное, радостное, тоскливое).
II. Актуализация знаний.
Запись на доске: «Осень – долгое время года. Она обычно начинается как праздник красок, а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь, сырость».
Осень – это не только краски, это и особые звуки.
Задания:
- Прочитать записанное.
- О чем прочитали?
- С чем сравнивается осень сначала?
- Какое настроение вызывает эта картина?
- Как заканчивается осень?
- Какое настроение соответствует этой поре?
- Какая сейчас пора у нас?
III. Открытие нового.
Давайте попробуем увидеть картины разной осени в разных стихах.
Ф.И. Тютчев.
( тексты стихов у каждого ученика).
- Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
- Какие картины осени рисует автор?
- Нравятся ему эти картины или нет?
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
( покоя, уюта, тихой радости)
2. С.А. Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за синие горы
Солнце тихое скатилось
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
- Какой период осени описан у Есенина?
3. Чтение стихов детьми. ( Наизусть или по книгам, которые они нашли самостоятельно).
- Какие картины осени в стихах, которые вы приготовили? (ответы детей).
IV. Первичное закрепление.
На уроке звучали разные стихи. В них описаны разные приметы осени. И они вызывают разное настроение. Но очень интересно то, что иногда одна примета вызывает разное настроение. Например: листопад у разных людей вызывает разные настроения.
- - А у самых листьев может быть настроение?
- Они могут что-то чувствовать, о чём-то думать?
( Могут, но только в сказках).
- Сейчас вы услышите стихи, где листья сами говорят о том, что они думают и чувствуют. (Чтение учителем).
Ф.И. Тютчев.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа
Хоть век не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!
Но птички отпели,
Цветы отцвели
Лучи побледнели,
Земфиры ушли:
Так что же, нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!
Вопросы к воспринятому:
- С каким настроением улетают листья в этом стихотворении?
( им хочется сорваться, у них нетерпеливое настроение)
- А в каких строках ярче всего это выражено?
( последние четыре строки).
- А теперь послушайте стихотворение Аполлона Николаевича Майкова. У него тоже после слов автора есть слова самих листьев. Послушайте и скажите, какое настроение у этих листьев? (Чтение подготовленными детьми).
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол
О лес наш родимый, конец твой пришёл!
Не слышит тревоги их царственный лес
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали… Могучие сны
И зреет в нём сила для новой весны.
- Какое настроение у этих листьев?
( им страшно, они не хотят улетать, они в тревоге вопят, настроение тревожное).
V. Обобщение. Итог.
Вот видите, явление природы одно – листопад, а настроение листьев – разное.
VI. Задание на дом. Забрать листик, придумать сказку: «Куда, с каким настроением улетел ваш листик. Что могло произойти с ним дальше».