Новелла Николаевна Матвеева. Родилась 7 октября 1934 -умерла 4 сентября 2016. В 1950—1957 гг. работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 году заочно окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького. С детских лет писала стихи, печаталась с 1958 года. Первый сборник издан в 1961 году, тогда же Матвееву приняли в Союз писателей СССР. В последние годы жизни жила на подмосковной даче, мало с кем общалась. Матвеевой оставлен огромный архив неопубликованных работ. - Самостоятельно прочитай стихотворение «Девочка и пластилин». - Ребята, кто готов прочитать? - Ребята, посмотрите на иллюстрацию и предположите, о чем будет идти речь в стихотворении. 1-й абзац. - Что вы узнали о девочке? - Кого она лепит? - Почему она лепит из пластилина? 2-й абзац. - Как девочка называет кукол? - Почему она их так называет? 3-й абзац. - Кто к ней подошел? - Что они ей сказали? 4-й абзац. - Почему куклы могут плохо получится? - А кто в этом виноват? 5-й абзац. - Что произошло? 6-й абзац. - Как она сейчас называет кукол? - Почему? – Какое стихотворение В. Долиной вы вспомнили? – Докажите, что об одном и том же поэтессы пишут по-разному. – Найдите строки, которые можно противопоставить. В. Долина: Ах, какой ты славный! Ты их любишь маловато! … взрослый Н. Матвеева: Ты их лепишь грубовато... Так слепить не может и т.д. – Станут ли в конце концов слепленные из пластилина игрушки её друзьями? Почему вы так думаете? Выразительное чтение стихотворения. (2-3 ученика). - Ребята, давайте вспомним, что значит выразительно читать? - А сейчас прослушаем песню на данное стихотворение. - Понравилась вам песня? Почему? - Ребята, прочитайте название стихотворения «Было тихо…». - О чем будет говориться в стихотворении? Чтение стихотворения. 1-й абзац. - Какое время суток? - Что можно услышать? 2-й абзац. - А кого еще можно услышать и увидеть? - Что они делают? 3-й абзац. - О ком говорится? - Что они делают? 4-й абзац. - Кто что делает? Беседа после чтения: – Почему в названии стихотворения стоит многоточие? «Нерешительные». - Ребята, посмотрите на название стихотворения, о чем будет идти речь? - Где происходит действие? - Кто плывет по речке? - Кто вскочил на бочку? - Для чего? - Что потом сделали? - Для чего? - На что не могут решится лягушата? Беседа после чтения: – Какое это стихотворение? – Что вызывает нашу улыбку? – Можно ли стихотворение назвать шуткой? Дразнилкой? – Слышим ли мы голоса лягушек? – Прочитайте стихи «по-лягушачьи», «по-человечьи». – В чём разница между такими прочтениями? | - В стихотворении будет говориться о девочке и куклах. - Что она лепит из пластилина. - Кукол, клоунов, собак. - Пластилин нежней чем глина. - Дуреха, дурак. - Потому что они могут получится плохо. - Два брата. - Что куклы не виноваты. - потому что девочка их не любит. - Сама девочка. - Девочка лепит дальше. - Бедняжка, бедняг. - Она стала их любить. - Да. Она станет их любить. - Соблюдать знаки препинания и логические ударения, повышать и понижать голос и т.д. - Отвечают. - О ночи. - Ночь. - Будильник, мышь. - Сверчка, кота. - Будильник тикает, мышь скребется, кот мурлыкает. - О козлике, мыши, сверчке. - Козлик мекает, сверчок пиликае. - Кот мяукает поросенок хрюкает. - Высказывают свое мнение. - О ком-то нерешительном. - На речке. - Лягушки. - Лягушки. - Для просушки. - Попрыгали с бочки. - Для промочки. - Где им жить. - Шуточное. - Ситуация с лягушками. - Да. - Отвечают. |