Современный урок литературы: новые методические формы и приемы
Тема: «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина? Суд над главными героями.
(Тема любви в р. А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Большой жизненный опыт.)
( Урок, завершающий углублённое прочтение романа.)
Образовательные:
- формирование ЗУН использования метода погружения для понимания литературных произведений, морали и нравов прошлого;
- знакомство с правилами проведения судебных процессов.
Воспитательные:
- формирование личностной позиции, нравственных и морально-этических норм, деловой коммуникабельности учащихся;
- развитие чувства законности и гражданского самосознания.
Развивающие:
- развитие навыков определения объекта и аспекта анализа и синтеза, и переноса сформированных умений с одного вида деятельности на другой;
- формирование правильной и грамотной речи учащихся.
Организационно-педагогические:
- создание условий для самореализации творческих потребностей и потенциала учащихся.
Задачи:
– Поставить учащихся в условия, при которых достижение запланированного результата возможно лишь в результате органической взаимодополняемости индивидуальной и коллективной работы.
– Проявить интерес и приобщить к изучению исторического и культурного наследия через литературу.
– Помочь учащимся сформировать и выразить личностное отношение к Евгению Онегину, в первую очередь, и другим персонажам, их морали и поступкам.
– За счёт смены видов деятельности ликвидировать рутину в образовательном процессе и снизить, таким образом, утомляемость учащихся.
Цель суда: Основная задача суда – не только осудить или оправдать Онегина, но и в ходе процесса раскрыть моральный облик главных персонажей романа, оценить поступок героя глазами очевидцев и критиков, автора и современного читателя, т. е. услышать живой диалог времен.
Оборудование:
-иллюстрации к роману и рисунки учащихся;
-грамзаписи Онегина и Татьяны;
-тексты романа; презентация.
-учебник по литературе 9 кл.
-оформленная доска.
Ход урока
Вступительное слово учителя: -Добрый день, дорогие ребята, сегодня на уроке русской литературы мы будем говорить о романе великого, гениального писателя А. С. Пушкина, об истории человеческой судьбы, о двойственности или противоречивости мыслей, чувств, поступков.
Организационный момент .
Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение.
Здравствуйте, те, у кого в душе непогода.
Здравствуйте, те, кто пока одинок.
Здравствуйте, те, кто уже влюблен.
-Знакомство с романом «Евгений Онегин» каждый из нас начинает в детстве. Давайте вспомним.
1 )Приём «Инсерт»
«+» - «узнал новое»
«~» - «уже знал»
«-» - «думал иначе»
«?» -«есть вопросы» После прочтения возникли вопросы. ??? позиции:
+ Я согласен с героем.
- Я не согласен с героем.
+- Мне трудно определиться в этом вопросе.
+- Онегин вызывает у меня двойственные чувства.
Любовь для А.С. Пушкина – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы.
Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. Здесь не только запечатлена психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин очень любил женщин.
Любовь и дружба – это два состояния, через которые проходит человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность. Поэтому своих героев А.С. Пушкин проводит через эти чувства.
- А что есть любовь для вас?
(чувство, которое окрыляет, дает силы, толкает на подвиги, заставляет страдать, мучиться, переживать…)
- С чем ассоциируется это слово?
Каждый из нас мечтает о такой любви, про которую очень точно сказал один из героев рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» генерал Аносов:
«Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано, – «сильна как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».
- Что нужно двум половникам, чтобы понять, что это он – единственный в мире, что это она – самая прекрасная на земле? (Мгновение, время, годы, целая жизнь…)
Рисунок две половинки сердца.
2) Прием «Кластер» - это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда». При этом между всеми «гроздьями» должна быть чёткая логическая связь. В любом «кластере» есть отправная точка, вокруг которой мы будем разветвлять «гроздь». Нашей отправной точкой является сам А.С. Пушкин.
Кластер. На доске .
У каждого на парте свой герой- женщина, которых А.С. Пушкин любил. Девушки выходят по очереди ,представляют себя и приклеивают свою фотографию на кластер.
Учитель .Женщины в жизни А.С. Пушкина. Как известно, Пушкин от природы не был красив. Сознавая это, поэт охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин Пушкин мгновенно очаровывал, в разговорах с ними преображался.
«… Вообще же надо сказать, что он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренне и был неописуемо хорош, когда что-либо приятно волновало его», – отмечала Анна Петровна Керн.
Пушкин ценил живые и остроумные беседы, которые охотно вел со многими своими современниками. Женщины вдохновляли его на создание шедевров. Давайте вспомним хотя бы некоторых из тех, кто был близок и дорог поэту.
Презентация « Женщины в жизни А.С.Пушкина.» Сопровождение презентации.
Первые женщины в жизни А.С. Пушкина
Как звали женщину, которой мы обязаны появлением на свет будущего гения? (Надежда Осиповна Пушкина)
Надежда Осиповна Пушкина
(1775-1836)- мама поэта.
Надежда Осиповна – мать поэта. С малолетства была окружена угодливостью, потворством и лестью окружающих, выросла балованной и капризной. Была хороша в свете ее прозвали «прекрасною креолкою».
Пушкин не был любим матерью, нежность матери, он испытал лишь в последний год её жизни.
Мы также знаем с вами, что мать Пушкина больше благоволила его брату, Левушке.
Кто же воспитывал маленького Александра, кто читал ему книги, развивал его бурную фантазию? (Бабушка поэта, Мария Алексеевна Ганнибал) Мария Алексеевна Ганнибал
(1745-1818)
Какое стихотворение посвятил А.С.Пушкин своей бабушке? («Наперсница волшебной старины…»)
Мария Алексеевна Ганнибал – бабушка поэта. Умная, рассудительная. Она читала Пушкину книги, развивая его бурную фантазию. Ей он посвятил одно из своих стихотворений:
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны.
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты весёлой старушкой…
Но была в жизни поэта еще одна женщина, чьи неторопливые рассказы по вечерам очаровывали маленького Александра и через многие годы помогли ему создать свои неповторимые сказки.
3) Как звали эту женщину? (Няня Пушкина, Арина Родионовна Матвеева, в девичестве Яковлева.)
Арина Родионовна
(1754-1828)
Арина Родионовна Матвеева – няня А.С. Пушкина. Её неторопливые рассказы по вечерам очаровывали маленького Александра и через многие годы помогли ему создать свои неповторимые сказки. Любимой няне посвящены стихи:
Вопрос . Какое стихотворение Пушкин посвятил своей любимой няне? («Няне»)
Чтец 1:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Учитель: 1: Арина Родионовна очень скучала по своему любимцу и писала ему письма.
Вот выдержки из одного письма.
«… Вы у меня беспременно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Приезжайте, мой Ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю…»
4. Еще один женский образ в семье А.С. Пушкина?
Ольга Сергеевна Павлищева
(1797-1868) Ольга Сергеевна Павлищева – сестра поэта. Именно сестра поэта была «опорным образцом» главной героини «Евгения Онегина». «Друг бесценный», как называл её брат в стихотворении:
Ты хочешь, друг бесценный,
Чтоб я, поэт младой,
Беседовал с тобой
И с лирою забвенной,
Мечтами окриленный,
Оставил монастырь
И край уединенный,
Где непрерывный мир
Во мраке опустился
И в пустыни глухой
Безмолвно воцарился
С угрюмой тишиной.
Объявляется конкурс между девушками. » Кто займет место Татьяны Лариной?»
Мимолетные увлечения
А.С. Пушкина.
Существует множество версий о том, кто же была первая любовь юного Александра Пушкина. Одни склонны видеть в ней жену императора, другие – Екатерину Бакунину, третьи…
О детском увлечении поэта не сохранилось почти никаких сведений. Пушкину было тогда около девяти лет. Вот как он вспоминает о своем чувстве в стихотворении «Послание к Юдину» (1815 г.)
Чтец 2:
Подруга возраста златого,
Подруга красных детских лет,
Тебя ли вижу, взоров свет,
Друг сердца, милая ***?
Везде со мною образ твой
Везде со мною призрак милый:
Во тьме полуночи унылой,
В часы денницы золотой.
То на конце аллеи темной
Вечерней, тихою порой,
Одну, в задумчивости томной,
Тебя я вижу пред собой.
Биографы до сих пор не знают, чье имя скрывают три звездочки, поставленные в рукописи самим поэтом. Исследователь творчества поэта Лернер предполагал, что героиня этого детского романа – Софья Николаевна Сушкова, бывшая на год моложе поэта.
Многие юные барышни пользовались вниманием Александра, что отразилось в его поэзии. Немало посвящений (преимущественно актрисам и хористкам) написано Пушкиным в лицейские годы, но наиболее серьезным его увлечением в этот период была Екатерина Павловна Бакунина, которая вдохновила молодого поэта на стихи «Мое завещание», «Раздумья», «Элегия», «Наслаждение».