kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Стихи о Прекрасной Даме" конспект урока литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Стихи о Прекрасной Даме»

Облик Вечной Женственности в цикле стихотворений Блока.

Урок с элементами беседы.

Цель:

  1. Познакомить с первой книгой А.Блока.

  2. Указать источник.

  3. Прочитать и проанализировать несколько стихотворений цикла.

  4. Показать как проявляется облик «Прекрасной Дамы» в стихах, как он меняется на протяжении цикла.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Стихи о Прекрасной Даме" конспект урока литературы »

«Стихи о Прекрасной Даме»

Облик Вечной Женственности в цикле стихотворений Блока.

Урок с элементами беседы.

Цель:

  1. Познакомить с первой книгой А.Блока.

  2. Указать источник.

  3. Прочитать и проанализировать несколько стихотворений цикла.

  4. Показать как проявляется облик «Прекрасной Дамы» в стихах, как он меняется на протяжении цикла.

1.Вступительное слово учителя:

Сегодня мы познакомимся с вами со стихотворениями А.Блока из цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Но прежде чем открывать сборник, я хочу рассказать вам об источнике появления этого образа у поэта (т.к. трудно читать эти стихи, не зная, под каким влиянием они созданы).

2. Подход к теме:

Своим происхождением образ Вечной Женственности, Прекрасной Дамы обязан философии Эроса Платона, которую А.Блок хорошо знал. Платоновский Космос был расколот на 2 мира: 1) мир вещей - сферу желаний жизни растений, животных и человека, бытия предметов. 2) мир идей – поднебесную сферу, где обитают смысл, бестелесное многообразие мыслей всего того, что оковано пленом материи.

И лишь непрочная нить связывает два мира – это воспоминание; душа человека, потерявшая, прежде чем воплотиться в смертную материю, мир идей, постоянно стремится обратно, чтобы вновь воссоединиться с единой мудростью бытия; потеряв красоту, она тянется к ней, ибо часто узнает ее в формах земного бытия, возлюбив их за то, что они дарят ей такое «воспоминание». Стремление к миру идей - это и есть Эрос. Он то, что соединяет разорванное на две сферы мироздание, примиряет материю и ее идею. Он также то, что испытывает человек, находясь во власти любви, так как находит в образе возлюбленного или возлюбленной ту идею и тот смысл, к которому стремится его душа. Таким образом, платоновский Эрос – это некая духовная энергия, любовь, объемлющая мироздание и связывающая его в единую гармонию.

Блока привлекало в этой философии прежде всего то, что Эрос Платона музыкален. Это некая музыка, исходящая из Космоса.

В пору увлечения философией Платона (Блоку было тогда 20 лет), в его жизнь приходит поэзия Вл.Соловьева, а с ней – образ Вечной Женственности. Зарю нового века Вл.Соловьев предлагал встретить новой религией, в центре которой окажется не Христос, а образ Софии – Великой Премудрости Божией. Со времен античности этот образ претерпел множество изменений, главные из которых заключались в том, что безликая энергия музыкального первоначального мира, согласно христианской традиции, приобрела плоть и кровь в женском облике. Олицетворенная любовь, женственное начало вошли в историю русской церкви в храмовом зодчестве (облик Богородицы). Кроме того, Вл.Соловьев подчеркивал, что не только христианское, но и языческое начало наполняет образ Вечной Женственности, так как она есть «всеобъемлющая форма и живая душа природы», вечно соединяющая все, что есть.

София стала Душой Мира, и о ней сложили следующий миф: до сотворения мира существовал только единый Божественный дух (мир идей Платона); рождение мира начиналось с отделения материи (мира вещей: природы, животного и растительного мира, человека) от Духа, и Космос раскололся на две сферы – материальную и духовную. Но появляется Мировая Душа, Всемирная Любовь, которая вновь соединяет материю и идею.

Для Блока было очень важно это объединение музыкальной природы Платонического Эроса с образом Вечной Женственности. Персонифицированная музыка имела и свое имя – Любовь, имя невесты поэта – Любови Дмитриевны Менделеевой.

Любовь Дмитриевна стала земным отражением великой богини. Свою невесту он наделяет чисто музыкальными характеристиками: он предчувствует ее появление, слыша «песню в воздухе», «церковные возгласы», «неземные голоса» и «звук, уходящий в небесные своды», он предчувствует все.

Именно музыкальная природа женского образа, которому поэт в «Стихах о Прекрасной Даме» дарит множество имен: Дева, Заря, Купина, Вечная жена, Царевна, Пречистая и др. поможет почувствовать его поэтическое обаяние.

3. Работа с текстом. Комментарии.

-Давайте откроем сборник Блока и попытаемся проникнуть в удивительный мир Любви и Музыки.

Перед нами стихотворение 1901г. «Нет конца лесным тропинкам», написанном в Церковном лесу, который находился недалеко от Шахматова, где Блок и Менделеева проводили лето. Это был поистине сказочный лес. Сказка для Блока заключается в том, что каждая былинка этого леса дышала Ее присутствием.

Вглядимся в строки стихотворения:

(Учитель) Есть ли упоминание о героине?

(Ученик) Здесь нет ни одного упоминания, намекающих о ней.

(Учитель) Но в том то и дело, что тончайших намеков достаточно для того, чтобы лес наполнился ее бытием.

И это звуковые намеки. Докажите это на примере текста.

(Ученик) У основания «лесных тропинок» с «чуть заметными следами», внемлет слух «лесным былинкам». Их шорох перерастает в «ясную молву» и «перелетные слова», скользящие по «верхушкам елок нищих».

(Учитель) Рождаясь на уровне «былинок», еле различимый звук словно нарастает и поднимается все выше, и вот уже «перелетные слова» проносятся по верхушкам елей, а чуть выше над их силуэтами зарождается Она, звезда, та, которой только что лесными обитателями был исполнен гимн: «Вот она – зажглась звезда! Нет конца лесным тропинкам».

В этом стихотворении звуки природы (шорохи, шепот трав) не музыкальны ******** , но музыкальны в блоковском мире.

В образном мире Блока, рожденном в результате музыкального мировосприятия, любое звуковое впечатление музыкально.

В стихотворении «Встану я в утро туманное» (чтение) прежде, чем возлюбленная «всходит на крыльцо», происходит нечто странное: вся природа радуется.

(Ученик) Неистово светит солнце, «открываются настежь ворота тяжелые» и «ветром пахнуло в лицо».

(Учитель) А еще что происходит?

(Ученик) «Песни так же веселые не раздавались давно»

(Учитель) Посмотрите! Солнце, ветер и песня точно проникаются ее присутствием и, предвосхищая появление возлюбленной, славят любовь, которой наполняется не только сердце лирического героя, но и весь мир.

В этом стихотворении, и в ряде других «Стихов о Прекрасной Даме» женский образ, «весь спектр эмоций, испытываемых лирическим героем, проникнуты песенной стихией.

(Учитель) Исслед*********** так прокомментировала музыкальные особенности образного мира поэта: «Певчее в «стихах о Прекрасной Даме» - это зовущие, манящие намеками, предсказаниями встречи с неизвестной Возлюбленной: это особая направленность души, жаждущей встречи».

Прочитаем стих.

(Учитель) В стихотворении «Бегут неверные дневные тени» «одетые страшной святостью веков» камни церковных отчуждений «озарены» ожиданием шагов возлюбленной так же, как и сам лирический герой, на которого подобно «розовым теням» уходящего дня, передвигавшие это ощущение.

Мотив ожидания проходит и в стихотворении «Я долго ждал – ты вышла поздно»

-Проследите движение образа Прекрасной Дамы в этом стихотворении.

(Ученик) Ожидание героя в этом стихотворении превращается в прислушивание к природе.

(Учитель) Что же слышит лирический герой?

(Ученик) Сначала «разбился лед» , «последний камень упал», а потом обрушился в «белой вьюге», «снежный стон», из которого «всплыли Она», «волшебница», сопровождаемая благовестом:

И в вечном свете, в вечном звоне церквей смешались купола.

(Учитель) Обратимся к стихотворению «Мы встречались с тобой на закате». Как вы понимаете явление Прекрасной Дамы здесь? Какую роль играет цвет в этом стихотворении (белое платье *****) ?

(Ученик) Указывает на чистый, утонченный образ Прекрасной Дамы, не просто являлся здесь, она рядом с лирическим героем «мы встречались с тобой на рассвете, ты веслом рассекала залив».

(Учитель) Какую нагрузку несут здесь эпитеты (лазурная тишь, вечерний туман)

(Ученик) Лазурная – символ совершенства и божественности. Вечерний туман – отвлеченностью, бесплодностью мечтаний.

(Учитель) Как вы понимаете последний эпиграф?

(Ученик) Прекрасная Дама уходит в небытие. Видел лишь белый стан. (Символ воплощения ***

(Учитель) Здесь Мировая Душа, Вечная Женственность и природа сливаются воедино. Как видите, Прекрасная Дама появляется в природе через природу, которая ей совершенно тождественна. Но облик Прекрасной Дамы на протяжении цикла меняется: Она – носительница полноты жизни, жизненных сил, но Она же и смерть (в поэтическом сознании Блока начало позитивное) ибо путь к ней – в разрыве с земным, а целомудрие – источник и условие настоящего творчества. (закончить урок предпоследним абзацем на стр. 432.)

Образ Прекрасной Дамы у Блока сплетается из тонких нитей тревоги, страхи или наоборот бурной радости, которой опутаны и лес, и река, и церковные ступени. По этим нитям передается Ее приближение, и природа превращается в единую мелодию. И как бесконечно прав был Платон, назвавший весь космос музыкальным инструментом, необходимые струны которого пронизывают мироздание и человека. В «стихах о Прекрасной Даме» мы слышим «песни ветра», вьюги, солнечного дня, колокольных звонов весны – в общем музыку природы, которая стала предвестницей Ее, Софии, приближения. «Прекрасная Дама» Блока – олицетворение души языческой природы, *** Вечной Женственности, лик которой растворяется в бесконечности природной стихии.

Заключительное слово учителя.

Через 4 года Блок назовет «Стихи о Прекрасной Даме» «закрытой книгой бытия», «ранней утренней зарей – теми снами и туманами, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».

Начнется его путь к реальной исторической поэзии, в которой останутся сильны символы (емкие образы, характеризующие Россию, человека, эпоху). Но «Стихи о Прекрасной Даме» навсегда войдут в сокровищницу русской поэзии, как попытка Блока «ощутить во всем окружающем таинственные, живые, ненарушимые связи и через это – с неведомым». В этом ощущение – тайны блоковского образа женщины.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Стихи о Прекрасной Даме" конспект урока литературы

Автор: Щёлокова Татьяна Геннадьевна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему:  Женщины в жизни Ф.И.Тютчева. Любовная лирика поэта "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhienshchiny-v-zhizni-f-i-tiutchieva-liubovnaia-lirika-poeta"
    ["file_id"] => string(6) "149395"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420180479"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "конспект урока  на тему: Александр Раскин  «Как папа выбирал профессию»,  Михаил Пришвин  «Остров спасения»."
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekturokanatiemualieksandrraskinkakpapavybiralprofiessiiumikhailprishvinostrovspasieniia"
    ["file_id"] => string(6) "299316"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456498184"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока по русской литературе  на теме: "Метель в судьбе героев" по повести А. С. Пушкина "Метель" "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-po-russkoi-litieraturie-na-tiemie-mietiel-v-sud-bie-ghieroiev-po-poviesti-a-s-pushkina-mietiel"
    ["file_id"] => string(6) "160512"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422075370"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Пушкинский аукцион. Конспект внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 6-7классов"
    ["seo_title"] => string(97) "pushkinskiiauktsionkonspiektvnieklassnoghomieropriiatiiapolitieraturiedliauchashchikhsia67klassov"
    ["file_id"] => string(6) "289728"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454854525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства