Тема урока: Метель в судьбе героев
Цели:
Обучающая: Развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности. Закрепить навыки самостоятельной, групповой и аналитической работы с текстом; формировать навыки характеристики литературных героев. Обсудить нравственные проблемы, которые поднимаются в повести А.С.Пушкина «Метель»;
Развивающая: Развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации. Создать условия для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. Развивать творческие способности, речь, мышление учащихся
Воспитательная: Формирование чувства ответственности за свои поступки, уважительного отношения к родителям, чувства личностного долга. Воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина
Тип урока: Нетрадиционный, комбинированный, с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии.
Оборудование: Мультимедийная доска, раздаточный материал в виде таблиц ответов, текст повести А.С.Пушкина «Метель», ватманы, маркеры.
Ход урока.
I. Организация учащихся к уроку.
Вступительное слово учителя.
«Ах, судьба, судьба! Вне сомнений, ты самая загадочная дама на свете. Иной раз и не понять: шутишь ли ты или осыпаешь нас своими странными капризами с каким-то особым умыслом. Закружишь вдруг в вихре вальса, опьянишь любовью, завьюжишь, запутаешь в непроглядной тьме, а потом посмеёшься над нами, да так, что только и останется — улыбаться в ответ и благодарить — за всё.
Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком судьба.
II. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с повестью А.С.Пушкина «Метель». Проследим, как природная стихия вмешивается в жизнь главных героев и круто её меняет.
III. Работа над темой урока. Работа с эпиграфом.
- Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, ставшие эпиграфом с повести «Метель» (Баллада Жуковского «Светлана»).
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий.
……………………………………
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
В.А.Жуковский
Вспомните, что называется эпиграфом и какова его задача?
(Эпиграф — небольшой текст, предваряющий произведение. В нем может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема).
- Выделить главные, несущие основную нагрузку слова. (Божий храм, вдруг метелица, черный ворон, вещий стон).
- Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф? (Печальное предзнаменование).
- Как вы думаете, почему А.С. Пушкин взял эпиграф именно из этого произведения? (Пушкин нам намекает на события баллады, в которой тоже есть невеста – «жених-призрак» – «подлинный жених»)
Работа с темой. Постановка проблемного вопроса.
-Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа? (В метель попадают все три героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин)
Учитель:
-С кем знакомит нас писатель в начале произведения? (Марья Гавриловна –богатая невеста, стройная бледная семнадцатилетняя девица, Владимир Николаевич-бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне)
-Как родители Маши отнеслись к молодому человеку? («запретили дочери о нём и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя»)
-Учитель:
Поднимемся по лестнице на второй этаж, пройдем в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери…
IV. СЦЕНКА
Учитель.
Оставим на время нашу героиню, впереди у нее много испытаний, впрочем, не только ее ждет впереди МЕТЕЛЬ.
Работа с текстом.
Давайте определим взаимоотношения героев с метелью. Задание: разделите лист бумаги на 3 части. Постарайтесь найти в тексте и выписать слова и словосочетания, помогающие передать взаимоотношения каждого из героев с метелью. (слайд 8)
Маша
Владимир
Бурмин
Метель Марьи Гавриловны: «На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу…»
Метель пытается ее остановить, но потом все-таки позволяет ей отправиться в путь и добраться до церкви.
.
Владимир Николаевич: «поднялся ветер, и сделалась такая метель, дорогу занесло, метель не утихала, небо не прояснялось»
Метель его кружит, чинит препятствия, так что он опаздывает в церковь.
Метель Бурмина: «…вдруг поднялась ужасная метель», «непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал», «метель не унималась», «буря не утихала;…увидел огонёк и велел ехать туда».
Какая-то неведомая сила заставляет его ехать в метель и приводит в церковь.
Результат работы
Проблемный вопрос: Что принесла метель героям? Радость или беду? Счастье или горе?
Чтобы ответиь на этот вопрос воспользуемся методикой «Шести шляп» напомню, что:
Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями.
Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы. Она позволяет оценить риски.
Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.
Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках.
Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.
Синяя шляпа помогает вписать проблему в контекст глобальных событий, философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной.
Работа в группах. Работу отразить в виде кластера.
1. Белая шляпа
Назовите имена героев.
Перечислите события повести.
Время, в которое происходит действие повести.
Какие цифры фигурируют в произведении?
Как автор относится к своим героям? Из чего это видно? ( докажите цитатами текста)
Как сложились судьбы Владимира Николаевича, Марьи Гавриловны, Бурмина.
2. Чёрная
- Выявите негативные стороны влияния метели на судьбы героев повести.
( Владимир уезжает на войну, ранен был под Бородиным, умирает в Москве, накануне вступления французов в 1812 году)
-Почему он один не нашёл дороги в Божий храм? (не думает о будущем, о судьбе девушки, которую разлучает с домом, привычным миром, занят только собой, лишён дара предвидения, не слышит голос судьбы, без родительского благословения не будет и пути)
Марья Гавриловна наказана чередой испытаний, выпавших на её долю: замужество с незнакомцем, смерть Владимира, смерть отца, невозможность выйти замуж, так как она обвенчана.
Бурмин, также как и Маша наказан судьбою за то, что он поступил необдуманно, жестоко пошутил. «непростительная ветреность», гусарство, случайное дорожное приключение, которым можно похвастаться в полку.
3.Жёлтая
– Выявите положительные стороны влияния метели на судьбы героев повести.
(развела Марью Гавриловну с Владимиром, но в то же время соединила с Бурминым
-Маша и Бурмин не нарушили клятву верности, поэтому метель –судьба их соединила, они стали способны на настоящее чувство
-помогла раскрыться характеру каждого из них
-вознаградила за всё пережитое
-герои повзрослели)
Вывод: как сказал русский поэт начала 19 века Е.А.Баратынский
Всех благ возможных тот достиг,
Кто дух судьбы своей постиг.
4. Красная –
- Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. ( докажите цитатами текста)
-Какие размышления сомнения и соблазны одолевали каждого героя повести?
-Как изображается метель в повести?
Человеческие чувства и эмоции
1 Отношения Владимира и Марьи Гавриловны - обмороки, слёзы, сон, печаль, ужас, полусумасшедшее письмо, болезнь, горячка, смерть героя, "преступница"
2 Патриотические чувства после войны 1812г. - восторг, бурные эмоции, искренность, спокойная уверенность, радость.
3 Отношения Марьи Гавриловны с Бурминым - спокойствие, жизнерадостность, уверенность, желание жить
В повести Пушкин изображает метель как живое существо, мешающее осуществлению планов, используя олицетворение. Метель-символ непредсказуемости жизни, символ судьбы. В метель попадают три героя: Марья Гавриловна, Владимир Николаевич, Бурмин. Метель внезапно врывается в их жизнь и меняет судьбу каждого
5. Зелёная
- Что бы вы изменили в тексте повести?
- Как могли развиваться события, не случись в жизни героев метели?
-Как бы вы поступили на месте каждого из героев?
6. Синяя (учитель)
- За что наказаны молодые герои? Почему Маша названа в повести «молодой преступницей»?
-Маша и Владимир не слушают своих родителей. Поэтому А.С.Пушкин и называет Машу «молодой преступницей».
-Правильно! А.С.Пушкин утверждает, что без благословления отца и матери нельзя совершать такой важный шаг как вступление в брак. За такой поступок судьба карает Машу и Владимира. Маша названа преступницей именно потому, что преступила закон христианский, нравственный, гласящий о почитании своих родителей.
-За что прощает судьба Бурмина и Машу? Какой важный жизненный урок извлёк Бурмин из своей преступной проказы?
-Маша прощена за верную любовь, страдания. Бурмин за то, что раскаился.
-Бурмин прощён ещё и за то, что вернулся с войны с «Георгием в петлице». Пушкин с удовольствием соединяет своих молодых героев.
Итоговое взаимооценивание.
Группы отмечают наиболее понравившиеся ответы. Каждый рассказывает, достиг ли он своей цели: чему научился, что узнал, что осталось в душе?
IV. Рефлексия.
Проводится устно.
-Опишите своё состояние во время работы.
Было трудно…
Было легко…
Я удивился…
Какое открытие сделал…
Я узнал…
V. Итог урока.
Сегодня на уроке мы постарались ответить на вопрос: «Как повлияла метель на судьбы героев, что принесла, что потребовала взамен, чему научила». Мы смогли увидеть в метели не только отрицательные, но и положительные стороны.
Учитель
«Ах, судьба, судьба, судьба! Прости, что так жестоко клеветал на тебя ... Воистину, ты самая удивительная дама на свете. Самая удивительная и прекрасная…».