kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказка как жанр фольклора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

И. Н. Перова

СКАЗКА КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Power Point – 35 слайдов, видеофильм «Жилище древнего русича».

Оборудование: компьютер с видео- и звуковой картой, мультимедийный проектор, экран

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  1. Знать виды русских народных сказок, особенности волшебных сказок
  2. Знать, как жили древние русичи и какие особенности жизни наших предков отразились в русских народных сказка
  3. Уметь слушать, записывать важную информацию, отвечать на вопросы учителя

Тип урока:

Урок повторения, актуализации знаний, изучения теории литературы

Формы работы:

  • Слово учителя
  • Беседа
  • Просмотр видеосюжета
  • Тест
  • Проверочная работа
  • Беседа по иллюстрациям (момент интеграции)

Методические рекомендации для учителя

Управление презентацией, номер слайда

Методические рекомендации для учителя, содержание презентации

Слайд 1

Данный урок первый по теме «Фольклор. Сказка как вид народной прозы». По программе под ред. В. Я. Коровиной 4 или 3. [1]

Титульный слайд. В ходе его демонстрации учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Слайд 2

Слайд  демонстрирует эпиграф к уроку.

На данном этапе урока звучит слово учителя:

Учитель:

Сказки… Весёлые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказочным сюжетам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты .А. С. Пушкин писал:

Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Что за прелесть, эти сказки!

Каждая есть поэма!

 

Слайд 3

Данный слайд информативный. Учитель зачитывает содержащуюся на нём информацию.

Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету

Слайд 4

4 слайд содержит схему «Виды сказок». Цель его показа – дать понятие о видах сказок.

Учитель:

Народные сказки делятся на три группа: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Учащиеся записывают схему в тетрадь.

Слайд 5

Учитель сообщает, что самые древние сказки – это сказки о животных. Можно задать вопрос, почему? Особенно такой вопрос оправдан в сильных и мотивированных классах.

Здесь проявился древний антропоморфизм: ведь раньше древние люди одухотворяли природу, как живую, так и неживую.

 

Просмотр содержимого документа
«Сказка как жанр фольклора. »

И. Н. Перова

СКАЗКА КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Power Point – 35 слайдов, видеофильм «Жилище древнего русича».

Оборудование: компьютер с видео- и звуковой картой, мультимедийный проектор, экран

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  1. Знать виды русских народных сказок, особенности волшебных сказок

  2. Знать, как жили древние русичи и какие особенности жизни наших предков отразились в русских народных сказка

  3. Уметь слушать, записывать важную информацию, отвечать на вопросы учителя

Тип урока:

Урок повторения, актуализации знаний, изучения теории литературы

Формы работы:

  • Слово учителя

  • Беседа

  • Просмотр видеосюжета

  • Тест

  • Проверочная работа

  • Беседа по иллюстрациям (момент интеграции)

Методические рекомендации для учителя

Управление презентацией, номер слайда

Методические рекомендации для учителя, содержание презентации

Слайд 1

Данный урок первый по теме «Фольклор. Сказка как вид народной прозы». По программе под ред. В. Я. Коровиной 4 или 3. 1

Титульный слайд. В ходе его демонстрации учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Слайд 2

Слайд демонстрирует эпиграф к уроку.

На данном этапе урока звучит слово учителя:

Учитель:

Сказки… Весёлые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказочным сюжетам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты .А. С. Пушкин писал:

Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Что за прелесть, эти сказки!

Каждая есть поэма!


Слайд 3

Данный слайд информативный. Учитель зачитывает содержащуюся на нём информацию.

Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету

Слайд 4

4 слайд содержит схему «Виды сказок». Цель его показа – дать понятие о видах сказок.

Учитель:

Народные сказки делятся на три группа: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Учащиеся записывают схему в тетрадь.

Слайд 5

Учитель сообщает, что самые древние сказки – это сказки о животных. Можно задать вопрос, почему? Особенно такой вопрос оправдан в сильных и мотивированных классах.

Здесь проявился древний антропоморфизм: ведь раньше древние люди одухотворяли природу, как живую, так и неживую.

Слайд 6

На данном этапе урока проводится беседа по вопросам:

  • Какие сказки о животных вы знаете? («Волк и Лиса», «Лиса и Журавль», «Лиса и Козёл», «Журавль и Цапля»)

  • Какие животные являются их героями? (Лиса, Волк, Медведь, Петух, Заяц, Журавль, Цапля)

  • Каковы качества Лисы? (хитрая и ловкая)

  • А Волка? (глупый и жадный)

  • Каков Петух? (доверчивый, самоуверенный, легкомысленный)

  • А Заяц? (трусливый)

Слайд 7

Учитель:

Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных. В них действие развивается стремительно. Герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник и другие – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

В бытовых сказках фигурируют люди и животные. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Мужик и медведь».

Учитель может задать вопрос, какие ещё бытовые сказки помнят учащиеся

Слайд 8

Данный этап урока включает и слово учителя, и беседу.

Учитель:

Особая группа сказок – волшебные. Герои их борются не на жизнь, а на смерть с нечистой силой. Достичь желанной цели герою помогают добрые люди, которые дарят ему чудесные предметы.

  • Волшебные сказки отразили представления людей

  • о животном-супруге,

  • о способности человека к превращению в другие существа,

  • о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой.

______________________

  • Вспомните сказки, в которых есть животное-супруг («Царевна-лягушка», «Финист – ясный сокол»)

  • В каких сказках люди превращаются в животных? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Финист – ясный Сокол»)

  • Вспомните сказки, в которых герой спускается в загробный мир

Слайд 9

  • В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-самолёт), машины и поезда

  • Что, по-вашему, в сказках является машиной и поездом, что позволяет быстро передвигаться? (Сапоги-скороходы, ковёр-самолёт)

  • А что является телевизором? (Яблочко на тарелочке)

Слайд 10

В волшебных сказках волшебные герои.

  • Кто такая Баба Яга? (Баба-Яга – специфичный персонаж славянских и русских волшебных сказок. Баба-Яга — неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но ряд мифологических школ признавал Бабу-Ягу добрым божеством - знахаркой и ведуньей, покровительницей зверей, хозяйкой леса)

  • Как она изображалась?

  • Что она делает в сказках? (Временами она - злобная ведьма - налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, - и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен.)

  • Где она живёт? (В сказках Баба-Яга обитает, как правило, вне обычной сферы жизни человека, чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, «в избушке на курьих ножках»)

Слайд 11

На слайде представлены две репродукции – Билибина и В. М. Васнецова. Обе картины изображают Бабу-Ягу.

  • Сравните две картины. Чем они отличаются?

  • Чем эти картины схожи?

Ребята свободно высказывают свои мнения, учитель направляет беседу, вносит коррективы в ответы

Слайд 12

Этап урока совмещает беседу и слово учителя

  • Как выглядит Кощей? (Описание внешности Кощея в сказках чаще всего отсутствует. Лишь в нескольких вариантах есть минимальные сведения, касающиеся облика данного персонажа. В одном из текстов Кощей характеризует себя так: « Я ли не горбатый, у меня ли нос не сутуловатый!»; в другом же подчёркивается наличие у него « клыков, как у борова»)

  • Где находится его смерть? (его смерть находится на конце иглы, так игла в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, сундук веси на высоком дубе, дуб стоит на одинокой круче)

  • Какими чертами он обладает? (Он скупой, похититель красавиц)

  • Как он может вредить героям?

Учитель:

Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэтому посещение его царства приравнивается к посещению загробного мира.

Слайд 13

  • Кто такой Змей Горыныч?

  • Как он выглядит? (Одной из наиболее общих, необходимых характеристик является его многоголовость: обычно он имеет 3, 6, 9, или 12, голов. В некоторых сказках может присутствовать одновременно до трёх Змеев-похитителей, отличающихся друг от друга количеством голов. То, что персонаж имеет признаки чудовища, подчёркивается характеристиками, которые даются в нескольких сказках: Змей – «престрашный», «страшилище», «чудовище»)

  • Чем он страшен? (Он сжигает всё на своём пути, похищает героинь сказок)

  • Как его побеждает герой? (герой в битве отрубает ему мечом-кладенцом все головы)

Слайд 14

Слайд содержит иллюстрацию В. М. Васнецова «Битва Ивана крестьянского сына со Змеем»

Слайд 15

Учитель:

Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и берегущие эти места. Они могут водить по лесу, топить в озере, а могут и помогать. Кикимора исключительно отрицательный герой, а Леший и Водяной могут помогать.

Слайд 16

Учитель:

Леший (лесовик, лешак, лесной дядя) – дух леса, враждебный людям. Внешне он напоминает человека, только очень косматого, со спрятанными в гуще волос рожками.

Слайд 17

  • Как называют главного положительного героя сказок?

  • Иван, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван - крестьянский сын

  • Какими чертами он обладает?

Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его считают глупым, дурачком, дурнем, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а корень всех пороков и страстей – гордость.

  • Почему Ивану всё удаётся?

  • Кто ему помогает? (ему помогают волшебные предметы, животные, которых он спасает)

Слайд 18

Учитель:

Этот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтому ему все помогают

Слайд 19

  • Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча? (Меч-кладенец)

Слайд 20

Слайд содержит иллюстрации к сказке «По щучьему велению…»

Учитель может спросить ребят:

  • Как зовут этого героя?

  • Кто ему помогал?

  • Почему?

  • Какое волшебное средство передвижения фигурировало в сказке?

Слайд 21

  • Почему же героя русских народных сказок зовут Иван? (выслушиваются ответы учащихся)

Учитель:

Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь рассказывали сказки, в которых и фигурирует умный, добрый, милостивый герой по имени Иван.

Слайд 22

Учитель:

Важное место в русских народных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым.

  • Как зовут этих женщин? (Царевна-лягушка, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна)

Слайд 23

  • Угадайте, кто изображён на полотнах В. М. Васнецова

Слайд демонстрирует три картины В. М. Васнецова «Царевна Несмеяна», «Царевна Лягушка», «Кощей Бессмертный». На них мы видим царевну Несмеяну, Василису Премудрую, Ненаглядная Красота)

Слайд 24

Учитель:

В сказках отразился быт русского крестьянина

Слайд содержит видео-файл «Жилище древнего русича».

Слайд 25

При просмотре данного слайда учитель говорит, что следующий этап урока – викторина-тест.

Слайд 26

Далее демонстрируются слайды, содержащие тестовые вопросы. Отвечает тот, кто первый поднимет руку. Правильный ответ выходит по щелчку.

Чей это дом:

«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами»

Бабы Яги

Слайд 27

Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его сберечь?

Курочка Ряба

Слайд 28

В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.

«Волк и семеро козлят»

Слайд 29

Кто этот герой:

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку,

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашку, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла…

Кто мастерица эта была?

Василиса Премудрая

Слайд 30

Волшебный предмет

Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну.

Яблоко

Слайд 31

Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную одежду?

«Царевна Лягушка»

Слайд 32

Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места?

«По щучьему велению, по моему хотению»

Слайд 33

В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущемил права другого героя?

«Лиса и Заяц»

Слайд 34

Данный слайд содержит вопросы проверочной работы. Ребята отвечают на вопросы по вариантам.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946

  2. Б.А.Рыбаков. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т.I. М., 1953.

  3. Потебня А. А., «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;

  4. Русская сказка, т.I. Изд. «Academia», М., 1932.

  5. Н.Садовников. Сказки и предания Самарского края. СПб., 1884.

  6. А.О.Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

  7. П.В.Шеин. Материалы по изучению быта и языка русского населения Северо-Западного края, т.III. СПб., 1992.

  8. Э.М.Яншина, О некоторых изображениях на рельефах хэньских погребений (II в. до н.э. - II в. н.э.). «Вестник древней истории», 1961, N 3.

  9. Н.И.Артамонов. Антропоморфные божества в религии скифов. Археологический сборник, вып.2. Изд. Гос. Эрмитажа. Л., 1961.

  10. А.Н.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т.III, СПб., 1869.

  11. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия, 2004

  12. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы, 2004

  13. Русские сказки. – М.: Русский язык, 1986





1 Программы общеобразовательных учреждений. Литература. /Под ред. В. Я. Коровиной. Допущено Министерством образования РФ, 9 изд.. – М.: Просвещение, 2007, стр. 101

12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказка как жанр фольклора.

Автор: Анчутина Анжелика Станиславовна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Малые жанры фольклора.Загадки.Пословицы.Поговорки". "
    ["seo_title"] => string(54) "malyie-zhanry-fol-klora-zaghadki-poslovitsy-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "197815"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428319304"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Роль народной сказки в развитии и воспитании детей"
    ["seo_title"] => string(51) "rol-narodnoi-skazki-v-razvitii-i-vospitanii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "277411"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452882438"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока литературы на тему: "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieratury-na-tiemu-malyie-zhanry-fol-klora-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "117417"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412783995"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока: Как проверить парную согласную. 2 класс"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokakakprovieritparnuiusoghlasnuiu2klass"
    ["file_id"] => string(6) "272830"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452071378"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Былины как жанр устного народного творчества "
    ["seo_title"] => string(49) "byliny-kak-zhanr-ustnogho-narodnogho-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "119789"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413525072"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства