Управление презентацией, номер слайда | Методические рекомендации для учителя, содержание презентации |
Слайд 1 | Данный урок первый по теме «Фольклор. Сказка как вид народной прозы». По программе под ред. В. Я. Коровиной 4 или 3. 1 Титульный слайд. В ходе его демонстрации учащиеся записывают тему урока в тетрадь |
Слайд 2 | Слайд демонстрирует эпиграф к уроку. На данном этапе урока звучит слово учителя: Учитель: Сказки… Весёлые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказочным сюжетам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты .А. С. Пушкин писал: Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок. Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма! |
Слайд 3 | Данный слайд информативный. Учитель зачитывает содержащуюся на нём информацию. Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету |
Слайд 4 | 4 слайд содержит схему «Виды сказок». Цель его показа – дать понятие о видах сказок. Учитель: Народные сказки делятся на три группа: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные. Учащиеся записывают схему в тетрадь. |
Слайд 5 | Учитель сообщает, что самые древние сказки – это сказки о животных. Можно задать вопрос, почему? Особенно такой вопрос оправдан в сильных и мотивированных классах. Здесь проявился древний антропоморфизм: ведь раньше древние люди одухотворяли природу, как живую, так и неживую. |
Слайд 6 | На данном этапе урока проводится беседа по вопросам: Какие сказки о животных вы знаете? («Волк и Лиса», «Лиса и Журавль», «Лиса и Козёл», «Журавль и Цапля») Какие животные являются их героями? (Лиса, Волк, Медведь, Петух, Заяц, Журавль, Цапля) Каковы качества Лисы? (хитрая и ловкая) А Волка? (глупый и жадный) Каков Петух? (доверчивый, самоуверенный, легкомысленный) А Заяц? (трусливый) |
Слайд 7 | Учитель: Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных. В них действие развивается стремительно. Герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник и другие – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости. В бытовых сказках фигурируют люди и животные. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Мужик и медведь». Учитель может задать вопрос, какие ещё бытовые сказки помнят учащиеся |
Слайд 8 | Данный этап урока включает и слово учителя, и беседу. Учитель: Особая группа сказок – волшебные. Герои их борются не на жизнь, а на смерть с нечистой силой. Достичь желанной цели герою помогают добрые люди, которые дарят ему чудесные предметы. Волшебные сказки отразили представления людей о животном-супруге, о способности человека к превращению в другие существа, о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой. ______________________ В каких сказках люди превращаются в животных? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Финист – ясный Сокол») Вспомните сказки, в которых герой спускается в загробный мир |
Слайд 9 | В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-самолёт), машины и поезда Что, по-вашему, в сказках является машиной и поездом, что позволяет быстро передвигаться? (Сапоги-скороходы, ковёр-самолёт) А что является телевизором? (Яблочко на тарелочке) |
Слайд 10 | В волшебных сказках волшебные герои. Кто такая Баба Яга? (Баба-Яга – специфичный персонаж славянских и русских волшебных сказок. Баба-Яга — неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но ряд мифологических школ признавал Бабу-Ягу добрым божеством - знахаркой и ведуньей, покровительницей зверей, хозяйкой леса) Как она изображалась? Что она делает в сказках? (Временами она - злобная ведьма - налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, - и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен.) Где она живёт? (В сказках Баба-Яга обитает, как правило, вне обычной сферы жизни человека, чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, «в избушке на курьих ножках») |
Слайд 11 | На слайде представлены две репродукции – Билибина и В. М. Васнецова. Обе картины изображают Бабу-Ягу. Ребята свободно высказывают свои мнения, учитель направляет беседу, вносит коррективы в ответы |
Слайд 12 | Этап урока совмещает беседу и слово учителя Как выглядит Кощей? (Описание внешности Кощея в сказках чаще всего отсутствует. Лишь в нескольких вариантах есть минимальные сведения, касающиеся облика данного персонажа. В одном из текстов Кощей характеризует себя так: « Я ли не горбатый, у меня ли нос не сутуловатый!»; в другом же подчёркивается наличие у него « клыков, как у борова») Где находится его смерть? (его смерть находится на конце иглы, так игла в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, сундук веси на высоком дубе, дуб стоит на одинокой круче) Какими чертами он обладает? (Он скупой, похититель красавиц) Как он может вредить героям? Учитель: Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэтому посещение его царства приравнивается к посещению загробного мира. |
Слайд 13 | Кто такой Змей Горыныч? Как он выглядит? (Одной из наиболее общих, необходимых характеристик является его многоголовость: обычно он имеет 3, 6, 9, или 12, голов. В некоторых сказках может присутствовать одновременно до трёх Змеев-похитителей, отличающихся друг от друга количеством голов. То, что персонаж имеет признаки чудовища, подчёркивается характеристиками, которые даются в нескольких сказках: Змей – «престрашный», «страшилище», «чудовище») Чем он страшен? (Он сжигает всё на своём пути, похищает героинь сказок) Как его побеждает герой? (герой в битве отрубает ему мечом-кладенцом все головы) |
Слайд 14 | Слайд содержит иллюстрацию В. М. Васнецова «Битва Ивана крестьянского сына со Змеем» |
Слайд 15 | Учитель: Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и берегущие эти места. Они могут водить по лесу, топить в озере, а могут и помогать. Кикимора исключительно отрицательный герой, а Леший и Водяной могут помогать. |
Слайд 16 | Учитель: Леший (лесовик, лешак, лесной дядя) – дух леса, враждебный людям. Внешне он напоминает человека, только очень косматого, со спрятанными в гуще волос рожками. |
Слайд 17 | Как называют главного положительного героя сказок? Иван, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван - крестьянский сын Какими чертами он обладает? Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его считают глупым, дурачком, дурнем, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а корень всех пороков и страстей – гордость. Почему Ивану всё удаётся? Кто ему помогает? (ему помогают волшебные предметы, животные, которых он спасает) |
Слайд 18 | Учитель: Этот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтому ему все помогают |
Слайд 19 | |
Слайд 20 | Слайд содержит иллюстрации к сказке «По щучьему велению…» Учитель может спросить ребят: |
Слайд 21 | Учитель: Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь рассказывали сказки, в которых и фигурирует умный, добрый, милостивый герой по имени Иван. |
Слайд 22 | Учитель: Важное место в русских народных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. |
Слайд 23 | Слайд демонстрирует три картины В. М. Васнецова «Царевна Несмеяна», «Царевна Лягушка», «Кощей Бессмертный». На них мы видим царевну Несмеяну, Василису Премудрую, Ненаглядная Красота) |
Слайд 24 | Учитель: В сказках отразился быт русского крестьянина Слайд содержит видео-файл «Жилище древнего русича». |
Слайд 25 | При просмотре данного слайда учитель говорит, что следующий этап урока – викторина-тест. |
Слайд 26 Далее демонстрируются слайды, содержащие тестовые вопросы. Отвечает тот, кто первый поднимет руку. Правильный ответ выходит по щелчку. | Чей это дом: «Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами» Бабы Яги |
Слайд 27 | Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его сберечь? Курочка Ряба |
Слайд 28 | В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. «Волк и семеро козлят» |
Слайд 29 | Кто этот герой: Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашку, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла… Кто мастерица эта была? Василиса Премудрая |
Слайд 30 | Волшебный предмет Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну. Яблоко |
Слайд 31 | Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную одежду? «Царевна Лягушка» |
Слайд 32 | Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места? «По щучьему велению, по моему хотению» |
Слайд 33 | В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущемил права другого героя? «Лиса и Заяц» |
Слайд 34 | Данный слайд содержит вопросы проверочной работы. Ребята отвечают на вопросы по вариантам. |
1 Программы общеобразовательных учреждений. Литература. /Под ред. В. Я. Коровиной. Допущено Министерством образования РФ, 9 изд.. – М.: Просвещение, 2007, стр. 101