Роль народной сказки в развитии и воспитании детей
Роль народной сказки в развитии и воспитании детей
Роль народной сказки в развитии и воспитании детей
ПЛАН.
Введение. Сказка как жанр русского фольклора.
Роль народной сказки в развитии и воспитании детей.
1. Фольклор – универсальная педагогическая система
развития и воспитания детей.
2. Сказки – художественный способ познания мира
ребёнком.
3. Познавательное и воспитательное значение сказок
о животных.
4. Волшебные сказки – уроки торжества добра.
5. Бытовые сказки – школа подготовки детей к взрослой
жизни.
Заключение. Народная сказка и художественная
литература.
ВВЕДЕНИЕ.
Сказка как жанр русского фольклора.
Что такое сказка? На первый взгляд может показаться, что вопрос этот совершенно праздный, что это всякому известно. Такие взгляды высказывались даже в науке. Финский учёный Х.Хонти пишет: «Одностороннее определение всем известного понятия является, собственно говоря, излишним: каждый знает, что такое сказка, и может чутьём отграничить её от так называемых родственных жанров – народного предания, легенды и анекдотов». Можно отметить, что и А.Н.Веселовский, труды которого о сказке составляют целый том, ни разу не дал своего определения сказки. По утверждению В.Я.Проппа: «1)сказка признаётся повествовательным жанром (баять – сказывать, рассказывать); 2) сказка считается вымыслом».
А.С.Пушкин писал в 1824 году из Михайловской ссылки: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Но великий поэт не просто слушал по вечерам сказки Арины Родионовны; он был одним из первых, кто стал записывать их, а позднее создал свои знаменитые сказки-поэмы.
В моей жизни сказки занимают большое и важное место. Именно с ними связаны первые воспоминания о детстве; именно они до сих пор помогают верить в чудеса и, значит, надеяться на лучшее. Сказки в мир нашей семьи вносят добро, понимание, тепло. Больше всего любила я вечера, когда мама – учитель литературы – читала, готовясь к урокам, сказки вслух. Тогда затихал даже мой старший брат, мы с ним усаживались под бочок мамы и забывали обо всём на свете.
Я уверена, что в воспитании людей добрыми, милосердными, честными сказка играет самую важную роль. Тот, кто «вырос на сказках», никогда не совершит подлость, сохранит оптимизм в самые тяжёлые минуты жизни, потому что народная сказка – лучший учитель. А это значит, что изучение сказок остаётся актуальным, необходимым направлением работы в современной школе. Цель моей работы – показать роль народной сказки не только в воспитании, но и в развитии детей.
Список литературы.
Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. – М., 1977.
Восточнославянские волшебные сказки. Составитель Т.В.Зуева. – М., 1992.
Литература народов России. – М.: Дрофа, 2002.
Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. М., 1977.
Нугайбекова М.А. Пословицы и поговорки как средство формирования компетенций. Самара, 2005.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Составитель Ю.Г.Круглов. – М., 1990.
Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1 – М.: Дрофа, 2002.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль народной сказки в развитии и воспитании детей»
Заявка на участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Отличник просвещения»
Сведения об участнике нужно впечатать в приведенную ниже таблицу. Необходимые пояснения по этим пунктам приведены под таблицей (пункты под таблицей заполнять не нужно).
1
2
3
4
5
6
7
Номинация
Фамилия, имя и отчество участника
Наименование образовательного учреждения (с указанием населенного пункта)
Тема (название) работы)
Регион
Электронный адрес
Согласие на рассылки
(Да или Нет)
Исследовательская работа
Иванова Мария Александровна
МБДОУ детский сад № 394
г. Самара
Роль народной сказки в развитии и воспитании детей
Роль народной сказки в развитии и воспитании детей
ПЛАН.
Введение. Сказка как жанр русского фольклора.
Роль народной сказки в развитии и воспитании детей.
1. Фольклор – универсальная педагогическая система
развития и воспитания детей.
2. Сказки – художественный способ познания мира
ребёнком.
3. Познавательное и воспитательное значение сказок
о животных.
4. Волшебные сказки – уроки торжества добра.
5. Бытовые сказки – школа подготовки детей к взрослой
жизни.
Заключение. Народная сказка и художественная
литература.
ВВЕДЕНИЕ.
Сказка как жанр русского фольклора.
Что такое сказка? На первый взгляд может показаться, что вопрос этот совершенно праздный, что это всякому известно. Такие взгляды высказывались даже в науке. Финский учёный Х.Хонти пишет: «Одностороннее определение всем известного понятия является, собственно говоря, излишним: каждый знает, что такое сказка, и может чутьём отграничить её от так называемых родственных жанров – народного предания, легенды и анекдотов». Можно отметить, что и А.Н.Веселовский, труды которого о сказке составляют целый том, ни разу не дал своего определения сказки. По утверждению В.Я.Проппа: «1)сказка признаётся повествовательным жанром (баять – сказывать, рассказывать); 2) сказка считается вымыслом».
А.С.Пушкин писал в 1824 году из Михайловской ссылки: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Но великий поэт не просто слушал по вечерам сказки Арины Родионовны; он был одним из первых, кто стал записывать их, а позднее создал свои знаменитые сказки-поэмы.
В моей жизни сказки занимают большое и важное место. Именно с ними связаны первые воспоминания о детстве; именно они до сих пор помогают верить в чудеса и, значит, надеяться на лучшее. Сказки в мир нашей семьи вносят добро, понимание, тепло. Больше всего любила я вечера, когда мама – учитель литературы – читала, готовясь к урокам, сказки вслух. Тогда затихал даже мой старший брат, мы с ним усаживались под бочок мамы и забывали обо всём на свете.
Я уверена, что в воспитании людей добрыми, милосердными, честными сказка играет самую важную роль. Тот, кто «вырос на сказках», никогда не совершит подлость, сохранит оптимизм в самые тяжёлые минуты жизни, потому что народная сказка – лучший учитель. А это значит, что изучение сказок остаётся актуальным, необходимым направлением работы в современной школе. Цель моей работы – показать роль народной сказки не только в воспитании, но и в развитии детей.
РОЛЬ ФОЛЬКЛОРНОЙ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
1. Фольклор – универсальная педагогическая система развития и воспитания детей.
Устная народная литература потому и называется устной, что веками, из поколения в поколениепередавалась из уст в уста, хранилась лишь в памяти народа. Мировая литература не знала бы ни «Илиады», ни «Одиссеи» Гомера, ни исландских саг, ни русских сказок и былин, если бы они не были записаны, собраны. В России такими первопроходцами-собирателями фольклора были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Н.М.Языков, В.И.Даль, А.Н.Кольцов. Первый свод народных русских сказок собрал и издал в 1855 – 1863 годы А.Н.Афанасьев. Точно так же впервые были собраны и изданы в XIX веке образцы детского народного творчества, загадки, исторические песни, причитания и другие жанры фольклора. Этот век по праву называют золотым, имея в виду высочайшие достижения литературы. Он был золотым и для собирания, изучения, издания русского фольклора.
Само слово «фольклор» в более точном переводе с английского означает народоведение, народознание. Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит – самого себя. Недаром тех, кто отрывается от своих корней, сам народ называет «Иванами, не помнящими родства».
Но фольклор – это не только одна из форм литературы (устной, безымянной). Фольклор – основа основ воспитания и развития детей. Это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. И не просто отобрали как сумму неких методических приёмов, а облекли их в художественную форму.
Фольклор – это художественная педагогика! Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства (слова, музыки, танца), которую ещё только пытаются осуществить некоторые экспериментальные студии и школы искусств. В фольклоре всё это заложено изначально. Народная педагогика попросту не знает иных методов и форм, кроме эстетического, художественного воспитания.
В фольклоре первые месяцы и годы имеют значение едва ли не больше, чем вся последующая жизнь. Ни одна система воспитания, кроме фольклорного, не берёт за основу тот самый «критический период развития» ребёнка, в котором, как утверждают специалисты, и «происходит решающая закладка звуковой информации». Решающая – на всю жизнь!
Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек, потешек. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.
А, баю,баю,баю,
Сидит ворон на краю
И играет во трубу.
Звонко трубушка играет,
Сон и Дрёму нагоняет.
Спи, доченька, усни,
Угомон тебя возьми.
С первых же минут своего земного бытия ребёнок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде.
О магическом значении детского фольклора многие даже не подозревают. А ведь «Ладушки, ладушки, где были – у бабушки», «Сорока-сорока, где была? – Далёко» - это наилучший способ координации движения, детской гимнастики (древнейшая аэробика), как скороговорки – развития речи, устранения её природных недостатков (древнейшая логопедия), где всё основано на ритме, на поэтическом слове.
«Идёт коза рогатая», детские игры – это уже следующая ступень народного художественного многоуровнего воспитания. А в результате – незаметно и ненавязчиво – уже к двум-трём годам ребёнок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошёл необходимую поэтическую и музыкальную школу, получил представление о ритме и рифме.
Фольклор – это ещё и постижение языковых богатств живой народной речи. Мы не должны забывать, что фольклор – устная, а не письменная литература. Известный фольклорист А.И.Никифоров писал по этому поводу в 1927 году: «Произведения народной словесности – не литература, которая пишется писателем молча за столом. Наоборот, сказка, песня, былина и т.п. прежде всего произносятся. Текст сказки без учёта его исполнения – труп. И изучение этого текста даст понимание анатомии сказки, но не жизни сказочного организма».
2. Сказки – художественный способ познания мира ребёнком.
Фольклор закладывал основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Почти все детские сказки основаны на нравоучении. Сказочный дидактизм начинается с первых же незамысловатых сюжетов о животных, он есть и в бытовых, и в сатирических, и в волшебных, и в богатырских сказках. При этом воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. Сказки – художественный способ познания окружающего мира. Не случайно их называют народной педагогической энциклопедией. Но эта энциклопедия – художественная, воплощённая в образах, сюжетах. Любое нравоучение достигается здесь ненавязчиво, как бы само собой. Такая скрытая назидательность заключена почти во всех детских сказках, смысл которых порой предельно прост: нельзя без спроса выходить на улицу, нельзя пить из лужицы, нельзя быть жадным... Но ребёнок даже не подозревает, что в «Гуси-лебеди», в «Сестрице Алёнушке и братце Иванушке» ему внушаются все эти педагогические табу.
Психология детей, основные законы детской логики и восприятия – всё это учтено в фольклоре, обобщающем педагогический опыт народа. Даже чувство страха использовано в сказках-страшилках как одна из форм воспитания чувств. Детские «страшилки» - древнейший фольклорный жанр. Слушая такие сказки-страшилки «о мертвецах, о подвигах Бовы», засыпал юный Пушкин, ими заслушивались мальчишки в тургеневском «Бежином луге». Не говоря уже о том, что «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть» Н.В.Гоголя, «Русалка», «Жених» А.С.Пушкина, «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова, как и многие другие произведения так называемой «неистовой» школы русского и европейского романтизма (литература «ужасов» своего времени), основывались на подобных же народных страшилках-сказках. Преодоление чувства страха, по мнению психологов, тоже входит в систему педагогического воспитания.
Ко всем перечисленным особенностям фольклора необходимо добавить ещё одну. Фольклор – не только самая национальная, но и самая интернациональная форма искусства. Почти все сказочные сюжеты относятся к числу «бродячих», совпадающих в фольклоре многих стран и народов. В узбекских, татарских, сербских, скандинавских сказках есть свой «Колобок», как и в литовских, шведских, испанских – своя «Репка», в португальских, турецких, индийских, арабских – своя «Царевна-лягушка». И Емеля, и Алёнушка с братцем Иванушкой, и Снегурочка, и Крошечка-Хаврошечка – все эти сказочные образы тоже совпадают. Причём совпадения бывают подчас настолько разительны, что не оставляют, казалось бы, никаких сомнений в заимствованиях. Так, например, в русской сказке Иванушка взывает у пруда:
Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
А сестрица Алёнушка отвечает ему:
Иванушка-братец!
Тяжёл камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!
В итальянской сказке этот диалог братца и сестры выглядит так: «Сестрица моя! Ножик наточен, котёл готов, меня хотят зарезать». – «Братец мой! Я в глубине колодца, не могу тебя защитить». В немецкой: «Ах, сестрица, спаси меня! Собаки хозяина гонятся за мною». – «Ах, братец, потерпи! Я лежу на глубоком дне. Земля – моё ложе, вода меня покрывает. Ах, братец, потерпи! Я лежу на глубоком дне».
Подобных примеров можно привести немало, но они свидетельствуют не о заимствованиях, а о совпадениях жизненных и исторических ситуаций: все матери мира убаюкивают и пестуют своих детей одинаково, все богатырские поединки, встречи с «неузнанными» детьми, братьями, сёстрами совпадают, как совпадают решения одинаковых арифметических задач вне зависимости от того, где эта задача (дважды два – четыре) решается: в Африке, Китае, России, Америке или Индии.
Эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание – всё это заключено в фольклорной сказке, в педагогическом и творческом гении народа.
3. Познавательное и воспитательное значение сказок о животных.
В современной школьной программе народные сказки делятся на три вида: о животных, волшебные и бытовые. Следует остановиться на огромной воспитательной и развивающей роли каждой из этих групп.
Сказки о животных возникли на очень ранней стадии развития человеческого общества и сначала имели чисто практическое, жизненно важное значение для человека. Они представляли собой рассказы древних охотников, звероловов, рыбаков о действительных событиях, происшедших с ними, и были незамысловатыми повествованиями о наиболее примечательных повадках зверей, птиц и рыб. Наряду с реальными чертами эти рассказы несли на себе отпечаток связи с древними формами сознания людей далёкого прошлого – одушевлением природы (анимизмом), убеждённостью в происхождении того или иного человеческого рода от какого-нибудь животного или даже растения (тотемизмом) и, наконец, верой в возможность волшебного (магического) воздействия на различные явления окружающего мира. На первых порах эти рассказы не были иносказательными. Постепенно знания людей об окружающем их мире расширялись, вера в сверхъестественные силы терялась, а власть над природой росла.
С утратой наивного отношения к природе, преклонения перед животными в этой жанровой группе всё чаще проявляется новый, иронический подход к персонажам данных повествований. Образы многих животных изображаются не только страшными, но и смешными. С той поры образы зверей, рыб, птиц используют как иносказания для обличения изъянов и слабостей человека. Рассказы о животных становятся настоящими сказками.
Каждый из персонажей сказок о животных воспроизводили какие-то строго определённые свойства, присущие отдельным людям. Так, например, самый сильный лесной зверь центральной части России – медведь – был воплощением хищного, не ограниченного властью человека; волк символизировал ханжество и жестокость в сочетании с умственной ограниченностью; лиса олицетворяла обман, изворотливость и вероломство; заяц и мышь – слабость и боязливость; петух – доверчивость и храбрость; сокол – смелость и нравственное величие; коршун – жадность и свирепость; ёрш – находчивость и изворотливость и т.д. Обнажая отношения людей, сказки о животных осуждали человеческие пороки.
В наше время сказки о животных по-прежнему имеют большое познавательное и воспитательное значение, так как не только не только знакомят детей с особенностями поведения и характерными повадками различных зверей, птиц и рыб, но и несут большую воспитательную нагрузку. Популярная сказка о репке, например, говорит о роли коллектива; сказка о коте, петухе и лисе – о силе дружбы; сказки «Мужик, медведь и лиса», «Лиса-повитуха» и др. осмеивают излишнюю словоохотливость, несообразительность, абсурдность поведения некоторых персонажей.
Русские сказки о животных довольно несложны по строению, часто невелики по объёму. Удачное сочетание их стилевого своеобразия со специфическими приёмами их исполнения (звукоподражание, использование жестов, мимики, песен) позволяет ненавязчиво учить ребёнка различать хорошее и плохое, добро и зло, правду и ложь, развивать умение узнавать животных по звукам, которые они издают, по внешним признакам и повадкам.
4. Волшебные сказки – уроки торжества добра.
Волшебные сказки своим появлением обязаны трудовой деятельности человека далёкого прошлого. Преодолевая силы природы, люди не просто хотели познать окружающий их мир, они мечтали об облегчении своего труда, о превращении безлесных пространств в цветущие сады, о чудесных помощниках из числа известных им и воображаемых животных и растений. О фантастических скоростях передвижения и о многом другом. Эти добрые мечты стали первоэлементом значительного числа волшебных сказок. Сообщаемые факты и персонажи волшебных сказок малоисторичны и с полным основанием считаются вымышленными.
Главные персонажи волшебных сказок: Иван-крестьянский или солдатский сын, царевич или королевич, Андрей-стрелец, Ясен Сокол, Емеля-дурак и другие – как правило, наделяются прекрасной внешностью, замечательными внутренними качествами, незаурядными способностями. Нередко для большей рельефности образа сказочники в начале повествования стремятся не только не показать всего этого, но и представить своего героя существом глупым, беззащитным, с отталкивающей внешностью, нелестными поступками. За это его не любят родные братья и незнакомые люди. Но наступает момент, когда главный персонаж, на удивление всем, коренным образом меняется: он легко решает самые сложные задачи, без труда побеждает многих врагов, справляется с любым делом и, как вознаграждение за всё доброе, получает несметные богатства да ещё девицу-красавицу в жёны. По справедливому замечанию М.Горького, сказочный герой, «презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда – победитель всех жизненных невзгод...»
Важное место в волшебных сказках занимают близкие к главному персонажу женские образы: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Лебедь Захарьевна, Марья Моревна, Синеглазка, Настасья-золотая коса. Каждой из них, наряду с характерной для представителей слабого пола женственностью, присущи неиссякаемая активность, творческая энергия, жизнелюбие, незаурядная смекалка и невиданная сила. Рядом с ними представлены и нежные образы терпеливых, скромных, необоснованно преследуемых, но позднее по заслугам вознаграждаемых женщин типа падчерицы, сестрицы Алёнушки, Снегурочки, Золушки и других. Чем-то близкие по своей судьбе к образу гонимого всеми Ивана, эти героини вызывают глубокое сочувствие слушателей.
Героям волшебных сказок в успешном решении задач большую помощь оказывают реальные и фантастические животные (Сивка-бурка, свинка-золотая щетинка, кот-баюн, серый волк, утка, орёл, щука и др.), а также существа и предметы, наделённые сверхъестественными качествами («дядьки», «старушки задворенки», Объедало, Слухач, печка, речка-молочные берега, яблоня и т.п.). Большое значение в сказках имеют чудесные предметы и диковинки, которые нередко выполняют очень ответственные задачи: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, меч-самосек. Примечательны и различные «неисчерпаемые» предметы: скатерть-самобранка, шапка-платилка, сумочка-котомочка, а также волшебные шапка-невидимка, молодильные яблоки, живая и мёртвая вода.
Чудесными вещами и диковинками в сказках бывает очень трудно завладеть, и на своём пути к ним герой вступает в конфликт с теми, кто олицетворяет в волшебных сказках тёмные, враждебные силы. Среди них – завистливые и хитрые братья и сёстры, несправедливые и жадные цари и купцы, Баба-яга, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Змей Горыныч, Чудо морское, Горе. Все они являются воплощением бесчеловечности, вероломства, свирепости, силы, уничтожающей всё хорошее и светлое в жизни.
Но враги героя, несмотря на их чудовищную силу и фантастическую живучесть, в конце концов оказываются побеждёнными, в финале сказки добро торжествует над злом.
Воспитательное и развивающее значение волшебных сказок в том и состоит, что они учат преодолевать любые препятствия в достижении поставленной цели, оставаться жизнелюбивыми даже в самых тяжёлых ситуациях, верить во всепобеждающую силу добра.
5. Бытовые сказки – школа подготовки детей к взрослой жизни.
Бытовые сказки появились значительно позже волшебных и сказок о животных и были прочно связаны с повседневной жизнью народа. В них почти не встречается ни фантастических условий, в которых действуют персонажи, ни чудесных дел героев, ни сверхъестественных помощников. В этих сказках всё происходит в обыденной, нередко деревенской, обстановке, главными персонажами обычно являются землепашцы, плотники, сапожники, солдаты, просто мужики.
Среди бытовых сказок можно выделить темы, связанные с показом личных и семейных отношений, с рассказом о делах мудрых и находчивых людей и некоторые другие. В сказках о семейно-личных отношениях речь идёт о женитьбе или выходе замуж основных героев повествования, о супружеских взаимоотношениях, о перевоспитании мужьями нерадивых и непокорных жён, о неумении и нежелании жён вести домашнее хозяйство. В этих сказках высмеиваются супружеская неверность, измена, обман.
В группе сказок о мудрых и находчивых людях особое место занимают многочисленные варианты произведений о поражающих своим умом девочке или девушке, о не теряющихся в любой обстановке солдате или крестьянине. Эти сказки очень ярко раскрывают внутреннее благородство, умственное превосходство простого человека над господами. Главные герои таких сказок могут выйти из любого затруднительного положения, способны выполнить такие задания и ответить на такие вопросы, которые оказываются не под силу богачу. И вместе с тем эти герои готовы от души посмеяться над глупым хозяином, плутоватой старушкой, весьма недалёким генералом. Изображая в сказках всё то положительное, что присуще обычным труженикам, сказочники с нескрываемым удовлетворением показывают их превосходство над господами. Оно неизменно проявляется в торжестве разума, справедливости, умелом преодолении героем любых враждебных сил.
Повествуя о взаимоотношениях простого народа с классом имущих, сказочники нередко выдают желаемое за действительное. Забитый, бесправный крестьянин в этих сказках неизменно выходит победителем. Он прекрасно видит и умело использует каждый из недостатков своего барина. Мужик не просто смеётся над пороками господ («Барин и мужик», «Солдат и барин», «Барыня и цыплятки»), но и различными способами карает своих противников («Сердитая барыня», «Барин и плотник», «Про нужду»). Причём крестьянин действует против барина не с помощью чудесных «сонных капель», а самым реальным способом – трижды избивает барина, угоняет его тройку лошадей, забирает у барыни деньги да ещё свинью с поросятами.
Характерной особенностью бытовых сказок является то, что в них народ, бичуя пороки, присущие отдельным людям: лень, упрямство, неряшливость, жадность и глупость, - вместе с тем показывает то лучшее, что характерно для людей труда: блестящий практический ум, незаурядную смекалку, умение хорошо выполнять любую работу. Понятно, что бытовые сказки готовили детей к взрослой жизни, показывали её сложности и трудности и в то же время убеждали в силе ума, смекалки, смелости и хитрости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Фольклорная сказка и художественная литература.
Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны, не замечаешь и того, как с их помощью многому учишься. Велико значение русских народных сказок в воспитании и развитии детей. Впитав в себя многовековой опыт человека, отразив его мысли и надежды, сказки учат и наставляют людей, будят их сознание, заставляют серьёзно задуматься над важными проблемами современности. Решительно высмеивая человеческие пороки, русская сказка всегда славила доброе и светлое, что было на земле. Всё сказанное выше подтверждают и результаты опроса, проведённого среди воспитанников нашей группы в детсаде, лишь 1 из которых утверждает, что не любит сказки. Ребята считают, что народные сказки учат добру, смелости, справедливости, трудолюбию, честности, мудрости (именно в такой последовательности сложилось процентное соотношение). Они уверены, что в сказках самые добрые герои те, кто слабее, кого обижают. Не нравятся им герои злые, жадные, бездушные, завистливые, коварные, несправедливые, хвастливые, нечестные (Кощей – 68%, баба Яга – 29%). И все опрошенные (даже тот, который не любит
читать сказки) хотят быть похожими на любимых добрых героев народных сказок.
Не случайно к произведениям сказочного фольклора, к его героям часто
обращалась художественная литература. Силу фольклорного слова чувствовал А.С.Пушкин. Отсюда особое внимание поэта к форме и стилю народной сказки, которое проявило себя уже в образах его ранней поэмы «Руслан и Людмила». Позже в сказках о царе Салтане, о золотой рыбке, о попе и работнике его Балде Пушкин, по утверждению Т.Ф.Курдюмовой, «вступит в прямое поэтическое «соперничество» с фольклорными оригиналами».
Линию творческого взаимодействия фольклора и литературы продолжают М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой. Особую красоту и одушевлённость повседневной жизни видит в народных сказках Н.В.Гоголь. Взаимодействие литературы XIX века и фольклора развивается по направлению от использования отдельных элементов к изображению развёрнутых картин крестьянской жизни и народных духовных идеалов. Важным рубежом в этом движении становится творчество Н.А.Некрасова, в стихотворениях и поэмах которого разрабатывается тема «народного счастья».
Устное народное слово тонко чувствовал Н.С.Лесков, вслед за которым сказовую обработку используют А.Ремизов, Б.Пильняк, А.Платонов. Обращение всех названных авторов к стилевым канонам фольклорной сказки связано со стремлением передать глубинные смыслы, искони присущие национальной культуре, использовать её великую воспитательную и развивающую силу.
Список литературы.
Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. – М., 1977.
Восточнославянские волшебные сказки. Составитель Т.В.Зуева. – М., 1992.
Литература народов России. – М.: Дрофа, 2002.
Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. М., 1977.
Нугайбекова М.А. Пословицы и поговорки как средство формирования компетенций. Самара, 2005.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Составитель Ю.Г.Круглов. – М., 1990.
Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1 – М.: Дрофа, 2002.