kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Былины как жанр устного народного творчества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Былины как жанр устного народного творчества.

Цели урока:

Воспитательная цель:                                                                              

• Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.      • Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля                                                                                                       

 • Учиться работать в команде разного состава, прислушиваться к мнению других членов коллектива

Образовательная цель:

• Применять полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы .                                                                               •Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач

Познавательная цель:

•Мотивировать детей к изучению нового жанра УНТ. Способствовать  развитию навыка восприятия речи на слух

•Совершенствовать  лексические навыки

Оборудование: конверты с заданиями, сигнальные карточки

Ход урока:

1.     Организационный момент

2.     Беседа учителя.

     Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

         Эти строки написаны не так давно, всего двести лет назад. Для истории это краткий срок.

         Мы знаем, что  давным-давно, много веков тому назад, далекие предки наши не умели еще читать и писать, и не было не только никаких книг, но люди не знали даже бумаги...
      А все же в жизни человека совершалось немало событий: он трудился, учился постепенно овладевать природой, ему приходилось бороться с врагами; он переживал чувства горя и радости.
      Древние люди не умели писать, но у них была потребность рассказывать о событиях, что случились с ними, и о людях, которые им встречались. Им хотелось поведать о своих мыслях и чувствах в таких ярких образах-картинах и такими меткими, задушевными словами, чтобы рассказанное взволновало и надолго запомнилось. Тогда они складывали песни, сказания о своих любимых героях, рассказывали сказки, придумывали хитроумные загадки, слагали меткие пословицы. Так появлялись произведения устной народной поэзии, или фольклора, что по-английски означает: "народная мудрость".
      В долгие осенние либо зимние вечера собирались люди слушать любимых своих сказителей. Под свист вьюги или однообразный шум дождя, затаив дыхание, внимали люди чудесным сказкам о трех волшебных царствах, о спящей красавице, о Кащее Бессмертном, об Иване-царевиче...

3. Защита проектов детей. (Проверка домашнего задания).

         3.1. Учитель: Одними из первых произведений устного народного  творчества были мифы. Мы помним и жадного Миноса, и гордого Нарцисса,  и храброго Геракла. А ведь у славян были свои мифические герои.

Вспомните героя мифа, который жил на небе и подвластные ему силы природы наводили ужас на людей! (Рассказ учеников о Перуне – герое славянских мифов)

 

         3.2. Учитель: Вчера у нас был праздник цветов. На него были приглашены ваши дедушки и любимые бабушки. Но в нашем классе, судя по вашим проектам, особой популярностью пользуется еще одна бабушка. Кто это?  (Защита проекта о Бабе Яге)

Учитель: Изначально эта героиня была очень положительным персонажем в мифах. Она лечила больных детей, указывала путникам дорогу. Но тяжелые жизненные обстоятельства сделали из нее отрицательную героиню, и с эти имиджем она перешла из мифов в сказки. Впрочем, как и следующий персонаж.

Отец у него Горын. Как звали самого героя? Кто напомнит нам о нем? (Защита проекта о Змее Горыныче)

         Мы заметили, что мифы и сказки очень похожи. Сюжетом. Наличием волшебных предметов или чудес. Герои мифов переходят в сказки, как дети переходят из одного класса в другой.

4.  Знакомство с былинами. И все эти истории изначально поведал своим слушателям сказитель, или Боян, как его называли. Моряки брали Бояна в далекое плавание, чтобы коротать время, устав от нелегкого труда… Можно сказать, что была такая профессия – Сказитель. Но вот слушатели видят в руках у сказителя гусли. Это значит, что сегодня собирается он сказывать былину. Былины во многом похожи на сказки: в них тоже встречаются чудеса. Но это уже не сказки, потому что былины в гораздо большей степени отражают исторические события и жизнь древней Руси. богатого гостя. И цели у героев разные: герой сказки совершает подвиг ради себя, чтоб получить невесту или добыть  молодильные яблоки, а герой былины совершает подвиг во славу Родины.
      Откуда же знает сказитель все эти былины? Они пришли к нему из глубины веков. Сложенные устно, они были так хороши, что народ бережно хранил их и передавал из поколения в поколение: от отца к сыну, от сына к внуку. И всякий, кто хранил в памяти и пел былины, старался сделать их еще интереснее, еще красочнее. становилась уже коллективным творением десятков и сотен людей.

   Задумчиво перебирает сказитель струны гуслей. О ком же пропеть сегодня? Проходит минута, другая. И вот, наконец, сказитель негромко начинает:
     Кто бы нам сказал про старое,
     Про старое, про бывалое,
      И потекла былина-песня про старое, про бывалое, про подвиги любимого народного героя древности.

5. Работа в командах.

Как вы думаете, если былина – это довольно древний жанр, тем ли языком рассказывал сказитель свои повествования?

         Да, ребята, язык  былинных песен в то время были другим. Интересно вам попробовать себя в роли такого сказителя?

Задание № 1. возьмите сигнальные карточки на столах так, чтобы каждому досталось по одной. Посмотрите на цифру один. У нас сегодня цветные столы. Займите место за столом того цвета, который указан на задании 1.  Выберите конверт, где написано «тексты».Здесь отрывки из былин, записанные древнерусским языком. Попробуйте их перевести. (ПЕРЕВЕСТИ, ПРОЧИТАТЬ ТАК, КАК СКАЗИТЕЛЬ) – В конвертах несколько строчек из былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник со сносками для успешного перевода на современный язык). После перевода – взаимопроверка.

6. Знакомство с героями былин.

Учитель: Мы помним, какие герои живут в мифах и сказках. А вот в былинах можно ли встретить Бабу Ягу или Кащея Бессмертного? Может, там живет Домовой со своей женой Кикиморой?

Основные герои былин – богатыри. Образ вымышленный. В богатырях сказитель собрал все лучшие душевные качества человека: доброту, храбрость, желание спасти, защитить свою Родину.

         Были у народа и свои любимцы. Кто они – вы узнаете, выполнив следующее задание. На карточке обратите внимание на задание 2. Пересядьте за стол того цвета, который вам необходим.

(Собираем пазл - картина Васнецова «Богатыри») . Вот они – герои земли, ее защитники. Вот таким представил их художник. Картина вам знакома по третьему классу, мы писали сочинение по этой картине, но с подвигами богатырей близко не знакомились.  А вы знаете, сколько лет писалось это полотно? Увеличьте в два раза количество гномов из сказки про Белоснежку, прибавьте количество богатырей на картине и получите ответ. (17)

Прочитав былины о подвигах наших героев, мы познакомимся с ними поближе. А пока ребята расскажут нам о них то, что узнали они.

7. Ответы детей.

О Добрыне:  Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Более того, "Добрынюшка вежливый-увежливый. Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти". Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова,

Об Алеше Поповиче: Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук с "калёной стрелочкой" держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Вооружение у него более лёгкое: лук со стрелами, сабля, лёгкий щит. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы; сбоку виднеются гусли "звончатые", – весельчак и балагур Алёша Попович, и певец он замечательный. Но сейчас ему не до песен. Видит и он врага и задумывает хитроумный план. Это видно по выражению его лукавых, чуть раскосых глаз, по затаённой усмешке.

Об Илье Муромце: Ну и любимец народа- Илья Муромец. Даже по словам, которыми сказитель описывает этого героя ясно, что он его любит. Называет ласково – Илюшенька. И не голова у него, а головушка, и очи ясны, и конь – Воронеюшко. И не седло под ним, а седёлышко.  Голова богатыря величаво держится на могучих, широких плечах. Никому и никогда не удавалось склонить эту гордую голову: ни врагам, ни великому киевскому князю. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.

8. Знакомство с текстом былины.

Учитель: Спасибо ребятам. Но ведь Илья не всегда был таким крепким и сильным. Сегодня мы познакомимся с былиной, где говорится о том, КАК Илья из Мурома богатырем СТАЛ. Читать мы начнем на уроке.

Начинаем чтение былины. (учебник «Литературное чтение», с. 66-67.

9. Итог урока.

- С каким новым жанром УНТ мы познакомились?

- Что узнали нового?

10. Домашнее задание. Прочитать былину до конца, выделить карандашом непонятные слова для дальнейшего обсуждения в классе.                                                                                                

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Былины как жанр устного народного творчества »

Тема урока: Былины как жанр устного народного творчества.

Цели урока:

Воспитательная цель:

• Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. • Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля 

• Учиться работать в команде разного состава, прислушиваться к мнению других членов коллектива

Образовательная цель:

• Применять полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы . •Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач

Познавательная цель:

•Мотивировать детей к изучению нового жанра УНТ. Способствовать развитию навыка восприятия речи на слух

•Совершенствовать лексические навыки

Оборудование: конверты с заданиями, сигнальные карточки

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Беседа учителя.

     Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

Эти строки написаны не так давно, всего двести лет назад. Для истории это краткий срок.

Мы знаем, что  давным-давно, много веков тому назад, далекие предки наши не умели еще читать и писать, и не было не только никаких книг, но люди не знали даже бумаги...
      А все же в жизни человека совершалось немало событий: он трудился, учился постепенно овладевать природой, ему приходилось бороться с врагами; он переживал чувства горя и радости.
      Древние люди не умели писать, но у них была потребность рассказывать о событиях, что случились с ними, и о людях, которые им встречались. Им хотелось поведать о своих мыслях и чувствах в таких ярких образах-картинах и такими меткими, задушевными словами, чтобы рассказанное взволновало и надолго запомнилось. Тогда они складывали песни, сказания о своих любимых героях, рассказывали сказки, придумывали хитроумные загадки, слагали меткие пословицы. Так появлялись произведения устной народной поэзии, или фольклора, что по-английски означает: "народная мудрость".
      В долгие осенние либо зимние вечера собирались люди слушать любимых своих сказителей. Под свист вьюги или однообразный шум дождя, затаив дыхание, внимали люди чудесным сказкам о трех волшебных царствах, о спящей красавице, о Кащее Бессмертном, об Иване-царевиче...

3. Защита проектов детей. (Проверка домашнего задания).

3.1. Учитель: Одними из первых произведений устного народного творчества были мифы. Мы помним и жадного Миноса, и гордого Нарцисса, и храброго Геракла. А ведь у славян были свои мифические герои.

Вспомните героя мифа, который жил на небе и подвластные ему силы природы наводили ужас на людей! (Рассказ учеников о Перуне – герое славянских мифов)


3.2. Учитель: Вчера у нас был праздник цветов. На него были приглашены ваши дедушки и любимые бабушки. Но в нашем классе, судя по вашим проектам, особой популярностью пользуется еще одна бабушка. Кто это? (Защита проекта о Бабе Яге)

Учитель: Изначально эта героиня была очень положительным персонажем в мифах. Она лечила больных детей, указывала путникам дорогу. Но тяжелые жизненные обстоятельства сделали из нее отрицательную героиню, и с эти имиджем она перешла из мифов в сказки. Впрочем, как и следующий персонаж.

Отец у него Горын. Как звали самого героя? Кто напомнит нам о нем? (Защита проекта о Змее Горыныче)

Мы заметили, что мифы и сказки очень похожи. Сюжетом. Наличием волшебных предметов или чудес. Герои мифов переходят в сказки, как дети переходят из одного класса в другой.

4. Знакомство с былинами. И все эти истории изначально поведал своим слушателям сказитель, или Боян, как его называли. Моряки брали Бояна в далекое плавание, чтобы коротать время, устав от нелегкого труда… Можно сказать, что была такая профессия – Сказитель. Но вот слушатели видят в руках у сказителя гусли. Это значит, что сегодня собирается он сказывать былину. Былины во многом похожи на сказки: в них тоже встречаются чудеса. Но это уже не сказки, потому что былины в гораздо большей степени отражают исторические события и жизнь древней Руси. богатого гостя. И цели у героев разные: герой сказки совершает подвиг ради себя, чтоб получить невесту или добыть молодильные яблоки, а герой былины совершает подвиг во славу Родины.
      Откуда же знает сказитель все эти былины? Они пришли к нему из глубины веков. Сложенные устно, они были так хороши, что народ бережно хранил их и передавал из поколения в поколение: от отца к сыну, от сына к внуку. И всякий, кто хранил в памяти и пел былины, старался сделать их еще интереснее, еще красочнее. становилась уже коллективным творением десятков и сотен людей.

   Задумчиво перебирает сказитель струны гуслей. О ком же пропеть сегодня? Проходит минута, другая. И вот, наконец, сказитель негромко начинает:
     Кто бы нам сказал про старое,
     Про старое, про бывалое,
      И потекла былина-песня про старое, про бывалое, про подвиги любимого народного героя древности.

5. Работа в командах.

Как вы думаете, если былина – это довольно древний жанр, тем ли языком рассказывал сказитель свои повествования?

Да, ребята, язык былинных песен в то время были другим. Интересно вам попробовать себя в роли такого сказителя?

Задание № 1. возьмите сигнальные карточки на столах так, чтобы каждому досталось по одной. Посмотрите на цифру один. У нас сегодня цветные столы. Займите место за столом того цвета, который указан на задании 1. Выберите конверт, где написано «тексты».Здесь отрывки из былин, записанные древнерусским языком. Попробуйте их перевести. (ПЕРЕВЕСТИ, ПРОЧИТАТЬ ТАК, КАК СКАЗИТЕЛЬ) – В конвертах несколько строчек из былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник со сносками для успешного перевода на современный язык). После перевода – взаимопроверка.

6. Знакомство с героями былин.

Учитель: Мы помним, какие герои живут в мифах и сказках. А вот в былинах можно ли встретить Бабу Ягу или Кащея Бессмертного? Может, там живет Домовой со своей женой Кикиморой?

Основные герои былин – богатыри. Образ вымышленный. В богатырях сказитель собрал все лучшие душевные качества человека: доброту, храбрость, желание спасти, защитить свою Родину.

Были у народа и свои любимцы. Кто они – вы узнаете, выполнив следующее задание. На карточке обратите внимание на задание 2. Пересядьте за стол того цвета, который вам необходим.

(Собираем пазл - картина Васнецова «Богатыри») . Вот они – герои земли, ее защитники. Вот таким представил их художник. Картина вам знакома по третьему классу, мы писали сочинение по этой картине, но с подвигами богатырей близко не знакомились. А вы знаете, сколько лет писалось это полотно? Увеличьте в два раза количество гномов из сказки про Белоснежку, прибавьте количество богатырей на картине и получите ответ. (17)

Прочитав былины о подвигах наших героев, мы познакомимся с ними поближе. А пока ребята расскажут нам о них то, что узнали они.

7. Ответы детей.

О Добрыне: Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Более того, "Добрынюшка вежливый-увежливый. Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти". Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова,

Об Алеше Поповиче: Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук с "калёной стрелочкой" держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Вооружение у него более лёгкое: лук со стрелами, сабля, лёгкий щит. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы; сбоку виднеются гусли "звончатые", – весельчак и балагур Алёша Попович, и певец он замечательный. Но сейчас ему не до песен. Видит и он врага и задумывает хитроумный план. Это видно по выражению его лукавых, чуть раскосых глаз, по затаённой усмешке.

Об Илье Муромце: Ну и любимец народа- Илья Муромец. Даже по словам, которыми сказитель описывает этого героя ясно, что он его любит. Называет ласково – Илюшенька. И не голова у него, а головушка, и очи ясны, и конь – Воронеюшко. И не седло под ним, а седёлышко. Голова богатыря величаво держится на могучих, широких плечах. Никому и никогда не удавалось склонить эту гордую голову: ни врагам, ни великому киевскому князю. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.

8. Знакомство с текстом былины.

Учитель: Спасибо ребятам. Но ведь Илья не всегда был таким крепким и сильным. Сегодня мы познакомимся с былиной, где говорится о том, КАК Илья из Мурома богатырем СТАЛ. Читать мы начнем на уроке.

Начинаем чтение былины. (учебник «Литературное чтение», с. 66-67.

9. Итог урока.

- С каким новым жанром УНТ мы познакомились?

- Что узнали нового?

10. Домашнее задание. Прочитать былину до конца, выделить карандашом непонятные слова для дальнейшего обсуждения в классе.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Былины как жанр устного народного творчества

Автор: Трифонова Марина Вячеславовна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Устное народное творчество" "
    ["seo_title"] => string(30) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "112469"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1408647138"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Устное народное творчество.Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник "
    ["seo_title"] => string(74) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-bylina-il-ia-muromiets-i-soloviei-razboinik"
    ["file_id"] => string(6) "111000"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406893062"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация. "Былины как жанр устного народного творчества", 7 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-byliny-kak-zhanr-ustnogho-narodnogho-tvorchiestva-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "242297"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445436518"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Урок-практикум по устному народному творчеству в форме экономической  игры «Биржа знаний»"
    ["seo_title"] => string(82) "urokpraktikumpoustnomunarodnomutvorchiestvuvformieekonomichieskoiighrybirzhaznanii"
    ["file_id"] => string(6) "302202"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457088437"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "А.К.Толстой «Илья Муромец». Мотивы устного народного творчества и их отражение в произведении Толстого. Своеобразие образа былинного героя в стихотворении "
    ["seo_title"] => string(172) "a-k-tolstoi-il-ia-muromiets-motivy-ustnogho-narodnogho-tvorchiestva-i-ikh-otrazhieniie-v-proizviedienii-tolstogho-svoieobraziie-obraza-bylinnogho-ghieroia-v-stikhotvorienii"
    ["file_id"] => string(6) "139354"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417702617"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства