kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказка К.Г. Паустовского Теплый хлеб

Нажмите, чтобы узнать подробности

~Задачи уроков:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
           ознакомить с рассказом К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»;
овладеть навыками анализа художественного текста.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
          планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
развивать логическое мышление; формирование умения систематизировать материал в виде схемы (рисунка), когда выделяются             смысловые единицы текста (освоение графической техники представления информации);
           развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;
контролировать и оценивать процесс и результаты действия.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
    уметь слушать и вступать в диалог;
     участвовать в коллективном обсуждении проблем;
развивать умение работать в группе;
формировать умение проверять результаты деятельности;
      воспитывать ответственность и аккуратность;
воспитывать положительное отношение к учению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказка К.Г. Паустовского Теплый хлеб »

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

СТАДИЯ ВЫЗОВА

  1. Вводный

Организационный момент

Введение в тему.

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации


























2.Составление кластера

Развитие умения работать в группах

Развитие умения систематизировать материал

Развитие логического мышления

Развитие связной речи





Приветствие учащихся. Проверяет готовность учеников к уроку.

Прозвенел звонок в срок…

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Коровиной и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (Глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.

Проверка готовности класса к уроку, организация внимания.

Постановка дидактической задачи.

Формирование групп.

Проведение инструктажа, раздача дидактического материала. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4,5 (зависит от количества текстов), заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы (можно геометрические фигуры, нарезки бумаги разного цвета и т.д.) для проведения отчета о работе с использованием приема «Зигзаг» Постановка познавательной задачи.

Задание 1. «Прочитайте внимательно фрагмент прозаического произведения. Отметьте особенности, о которых упоминается в настоящем фрагменте произведения . Составьте кластер.

«Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, - ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди - помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее - общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь - раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу "Ну Тебя". Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: "Да ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!" Попеременное участие в работе групп. Побуждение к активному поиску.

Контроль за ходом групповой работы. Выслушивание мнения учеников. Принятие общего решения о составе кластера.

Подготовка к непосредственному восприятию текста

Посмотрите иллюстрации. (ЭОР http://school-collection.edu.ru)/.

Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них?

Чем грозит эта метель людям?

Что вам известно об этом мальчике?

Приём «Ключевые слова»

Запишите слова по ассоциации.

.

Эмоционально настраиваются на работу


Знакомство с познавательной задачей




Знакомство с материалом. Планирование работы в группе. Консультации друг с другом и с учителем.



Составление и оформление кластера в группах.























  • самоопределение (Л)

  • планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

  • принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс выполнения, четко выполняют требования поставленной задачи (Р)

  • создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста (П)

  • выражают смысл текста графическими средствами (П)

  • умеют слушать и слышать друг друга (К)

  • умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме (К)

  • интересуются чужим мнением и высказывают свое (К)

  • проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции (К)

  • учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор (К)

  • устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации (К)





1

2

3

4

3.Завершение стадии вызова

Формирование умения составлять связный текст, развитие речи.



Прогнозирование по названию


Приём «Верите ли вы, что…»


- Филька совершил злодейство

- Поступок Фильки отразится на жизни жителей деревни Бережки

- Мальчик сможет совершить добрый поступок и вернуть к себе любовь и доверие окружающих


Постановка цели, проблемного вопроса.

Ребята, над чем мы сегодня будем размышлять?

Запишем тему урока.

Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб» о добре, любви, доверии

Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом и узнаем, какой дорогой должен идти Филька, чтобы сердце его не замерзло

Подготовка к непосредственному восприятию текста

Закончите предложение

Я думаю, что тёплым может быть…. Что?( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих.


Отчет о работе каждой группы. Прием "Зигзаг" или "Отсюда – туда"







Знакомство с целями урока




Обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики Учащиеся читают свои ассоциативные ряды, объясняют их.


Учащиеся записываю свои предположения в тетради, затем зачитывают их, объясняют.

Работают в парах, записывают определение термина, зачитывают определение

  • развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К)

  • используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)

  • умеют заменять термины определениями (П)

  • умеют структурировать знания (П)


СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

4.Чтение и осмысление художественного текста с использованием следующих приемов

«Чтения с остановками»,

«Двойной дневник» (характеристики литературного героя),

«Древо предсказаний»,



Организация активного восприятия текста.

Индивидуальные консультации

Организация беседы по вопросам во время чтения (приём «Чтение с остановками»):

Приём «Чтение с остановками»


Читает учитель. Чтение с остановками

«Филька нехотя встал….. потянулся к хлебу».(Первая остановка)

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

«Да ну тебя!...по губам.»(Вторая остановка)

Что произойдёт дальше?

Конь … до слов Иди копай»( Третья остановка)

Что будет дальше и почему?


Чтение с остановками

Читают притчу.

Отвечают на вопросы.



  • вырабатывают уверенность в собственных силах (Л)

  • учатся понимать прочитанное, извлекать необходимую информацию (П)

  • осуществляют поиск и выделение необходимой информации (П)

  • выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей (П)

  • умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними (П)

  • выполняют операции со знаками и символами (П)

  • определяют основную и второстепенную информацию (П)



1

2

3

4


















Прочитайте притчу.(Использование CD Хрестоматия по русской литературе)

Как вы думаете, какая фраза является ключевой в разговоре бабки и Фильки?

( мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.)

— Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?

— Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?

Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки?


Приём «Двойной дневник» Перед вами лежит заготовленная таблица, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу?



Приём «Цветовые ассоциации»

Если бы вы были художником, какие цвета вы бы использовали, изображая этот эпизод.


Исследование по группам

1 группа Найдите пословицы и поговорки в произведении.

2 группа Назовите реальные и сказочные мотивы в произведении. Действительно ли , что это произведение по жанру сказка?

3 группа Запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые?

Почему у Фильки не замерзло сердце?


Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?

Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

Не причинять другим вреда, обиды.

Отвечать за свои поступки, слова.

Не бояться просить прощения, прощать.






Запись своих предположений в схему «Древо предсказаний»

Делают записи в дневнике.

Отвечают.


Обсуждение фрагмента с опорой на вопросы учителя.

Делают записи в дневнике.

Отвечают.



Филька до разговора с бабушкой

Филька после разговора с

бабушкой

Отношение к окружающим:



Отношение к лошади:



Речевая характеристика:


Вывод:





Работают с текстом, затем рассказывают о выполненной работе.

Оценивают работу одноклассников.















  • составляют план и последовательность действий (Р)

  • вносят коррективы и дополнения в составленные планы (Р)

  • учатся достигать договоренностей и согласовывать принятие общего решения (К)

  • развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К)

  • понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной (К)

  • используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)




СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

5.Возвращение к кластеру, прогнозированию по названию










6.Выполнение творческого задания



Взаимоопрос .

Приём «Тонкие и толстые вопросы

Приём «Древо предсказаний»

а) Как сложится судьба главных героев?

б)Что может Филька рассказать об этом через несколько лет?

Постановка задачи творческого характера

Выслушивание мнения учащихся. Внесение корректировки в ответы.

Выставление оценок


Обсуждение ответов на поставленные вопросы










Составление синквейна , характеризующего главного героя рассказа Фильку, обсуждение синквейнов




  • осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме (П)

  • полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

  • используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)

  • умеют делать выводы и кратко их формулировать (К)

7.Домашнее задание

Составить кластер по рассказу «Теплый хлеб»

Запись домашнего задания























ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Дата проведения урока 28.02.2014 г.


ФИО (полностью)

Рязанова Елена Васильевна

Место работы

МБУ СОШ № 2 г.о. Тольятти

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

Сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» о добре, любви, доверии.

Кол-во часов

1

Педагогическая технология

Технология развития критического мышления на основе чтения и письма

Приемы и стратегии используемой технологии

«Чтение с остановками», «Создание кластера», «Двойной дневник», «Древо предсказаний», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», Прием "Зигзаг" или "Отсюда – туда"

Базовый учебник

Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [авт.-сост.В.Я.Коровина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2013.

Цели урока:

формировать навыки выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;

обучить обобщению прочитанного, услышанного.

Задачи уроков:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

ознакомить с рассказом К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»;

овладеть навыками анализа художественного текста.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

развивать логическое мышление; формирование умения систематизировать материал в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста (освоение графической техники представления информации);

развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;

контролировать и оценивать процесс и результаты действия.


Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

уметь слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

развивать умение работать в группе;

формировать умение проверять результаты деятельности;

воспитывать ответственность и аккуратность;

воспитывать положительное отношение к учению.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказка К.Г. Паустовского Теплый хлеб

Автор: Рязанова Елена Васильевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 126997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»"
    ["seo_title"] => string(78) "narodnaia_mudrost_i_narodnaia_moral_v_skazkie_k_g_paustovskogho_tieplyi_khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "374764"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483164603"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»"
    ["seo_title"] => string(80) "narodnaia_mudrost_i_narodnaia_moral_v_skazkie_k_g_paustovskogho_tieplyi_khlieb_1"
    ["file_id"] => string(6) "374768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483165545"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок литературы в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб""
    ["seo_title"] => string(72) "urok_litieratury_v_5_klassie_po_skazkie_k_g_paustovskogho_tieplyi_khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "376153"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483784012"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Народная мудрость и  мораль в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" "
    ["seo_title"] => string(68) "narodnaia-mudrost-i-moral-v-skazkie-k-g-paustovskogho-tieplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "222342"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436188754"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Дорога добра в   сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»"
    ["seo_title"] => string(47) "doroghadobravskazkiekpaustovskoghotieplyikhlieb"
    ["file_id"] => string(6) "322661"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461655371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства