Просмотр содержимого документа
«Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»
Тема Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» по русской словесности в 5 "Б" классе.
Цели урока:
проанализировать сказку Паустовского “Теплый хлеб” ,подготовиться к сочинению;
Задачи. учащиеся смогут:
1. охарактеризовать героев ;
2. определить народную мудрость и выявить мораль;
3. воспитать доброе отношение к другим.
Оборудование:
портрет Паустовского,
эпиграф “Спешите делать добро”(А.П.Чехов)
Выставка книг.
Критерии оценок:
Понимание 1 балл;
Применение 2 балла;
Анализ 3 балла;
Синтез 4 балла, итого 10 баллов
Ход урока
0) Выступление по выставке книг Паустовского, дополнения учителя, работа с эпиграфом.
1) Нестандартный вход в урок: работа с текстом.
прием"Ассоциативный ряд": "Тёплый хлеб"
(групповая работа)
1 а) проверка знания текста (викторина)
- Какой масти был раненый конь? (вороной)
- Кто взял себе коня? (мельник)
- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
- Что сделал Филька с куском хлеба? (кинул в снег)
- Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)
- Сколько лет назад был такой же мороз? (сто)
- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)
- Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)
- Сколько времени дал Фильке Панкрат? (час с четвертью)
- Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)
- Какую роль сыграла в спасении людей сорока? (позвала теплый ветер)
- Что понес Филька раненому коню? (свежий хлеб)
- Что сделал конь после того, как съел хлеб? (положил голову на плечо Фильке)
2)Актуализация знаний, приём " Шаг за шагом"
- Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня?
- Почему Фильку звали “Ну тебя”? Как характеризует это прозвище мальчика?
- В чем была жестокость Филькиного поступка?
- Как с помощью пейзажа Паустовский выражает свое отношение к произошедшему? Зачитать. (Слеза скатилась у коня из глаз...)
- Когда Филька понял, что поступил плохо? (Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки).
- Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности?
- Как понять слова бабки об “охлаждении сердца”?
- Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: “Да ну его, Панкрата”, а сам побежал. Что с ним произошло?
- Каким предстает перед ним ночной пейзаж? Какую картину он видит? (Снег пел под ногами...)
- Каким был воздух? ( воздух колол Фильке грудь).
- Как автор показывает, что силы Фильки были на исходе? ( Бежать он уже не мог, а шел, тяжело загребая ногами. Он понимал, что идти надо: только так можно спастись.)
- Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?
- Как помогла Фильке старая сорока? (ей кажется, что она разбудила теплый ветер).
- Как пришло спасение?
- Как Филька помирился с конем?
- Прав ли Панкрат, сказавший: “Филька не злой человек”? Как изменился Филька?
3. Изучение нового материала: Народная мудрость и народная мораль в сказке
К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Тест Какой смысл имеет это слово в названии сказки? (первое, пятое и шестое).
3) хорошо защищающий тело от холода (теплые носки);
4) имеющий отопление (теплая изба);
5) ласковый, приветливый (теплое чувство);
6) приятный для слуха, зрения (теплые тона).
4. Релаксационная пауза.
Инсценировка эпизода “Разговор Фильки и Панкрата”, стр 315.
Предварительная беседа.
- В каком душевном состоянии пришел Филька к Панкрату?
- Почему Панкрат строго разговаривал с Филькой?
- Какой совет дал он Фильке? Как воспринял его мальчик?
5. Решение учебных задач.Составление таблицы.
Работа по группам:
Реальные мотивы
Сказочные мотивы
Война, раненый конь. Голод, злоба людская, равнодушный мальчик.
Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.
Решение Фильки идти за помощью к людям.
Совместная работа, возвращение к жизни мельницы и всей деревни.
Радость прощения, примирение.
1. Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий человека.
2. Рассказ бабки о происшествии, случившемся сто лет назад.
3. Сорока, летящая за помощью к теплому ветру. Ее болтовня, которой никто не верит.
1-я группа ищет реальные мотивы в сказке, 2-я – сказочные. После этого составляется таблица.
6. Контроль знаний, обратная связь.прием" Цепочка знаний".
(ученик называет объект и называет его признак):
конь ( раненый,вороной), мельник(Панкрат ученый, умный), Филька (Ну тебя), Филька и кусок хлеба? (кинутый в снег), (метель, сильный мороз), мороз (сто лет назад), Сколько времени дал Фильке Панкрат? (час с четвертью), ветер(теплый), Что понес Филька раненому коню? (свежий хлеб, теплый ), Что сделал конь после того, как съел хлеб? (положил голову на плечо Фильке) - значит простил? Как это видно?
7. Формирование умения задавать вопросы. прием"Хочу спросить"
1. Что мы узнали в начале рассказа? стр.312 (прочитай начало 3-х абзацев.)
План: 1.Спасение коня.
2. Что сделал Филька в отсутствие бабушки? (стр 313, 3-абзац)
План. 2.Проступок Фильки.
3. Что рассказала бабушка?(стр 314, 1- абзац, 3- диалог)
План.3.Народная мудрость.(100 лет назад)
4.Что посоветовала бабушка?(стр 314, последний диалог)
План.4.Народная мораль.("Дурной человек поправит своё злодейство")
8. Домашнее задание Это вам план для домашнего сочинения: Тема сочинения Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Эпиграф пишется без кавычек. Спешите делать добро
А.П.Чехов
План.
1.Спасение коня.
. 2.Проступок Фильки.
3.Народная мудрость.(100 лет назад)
.4.Народная мораль.("Дурной человек поправит своё злодейство")
9.Рефлексия. приём"Мысль во времени":
учитель произносит предложение "Слеза скатилась у коня из глаз.Конь заржал жалобно и протяжно,взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях,в изгородях и печных трубах завыл , засвистел пронзительный ветер, вздул снег...
В течение 1 минуты ученики записывают свои мысли , которые приходят им в голову и связаны с данным предложением.
-Ученики читают свои записи про себя. Затем мысленно отвечают на вопросы
-Почему я записал именно эти слова?
-О чём ядумал, когда я писал эти слова?
-Что бы я хотел в записях изменить?
-Написанное мной имеет ли значение или не имеет для менязначение?