kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дорога добра в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпиграф

…Иди, мой друг, всегда  иди

Дорогою добра…

Тема урока: Дорога добра в   сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»

Цели урока:

Образовательные: формирование навыка аналитического чтения; усвоение нового в процессе анализа текстов.

Развивающие: развитие культуры речи и интереса к изучению сказки; создание условия для развития памяти, внимания и воображения; формирование самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные: воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.

Тип урока:   Урок закрепления знаний и способов деятельности

Ход урока:

  1. Организационно - эмоциональный настрой

Приветствие учителя.

Учитель просит детей взять друг друга за руки и немного подержать.

-Что вы чувствуете? (Тепло).

-Что ещё может быть тёплым? (одежда,  одеяло, взгляд, слова, отношения, сердце…)

 -Вы, наверное, догадались, о какой сказке сегодня пойдет речь.

-С какими человеческими качествами, отношениями ассоциируется в вашем сознании это слово? (забота, милосердие, добро, понимание, сострадание…)

На доске выстраивается ассоциативная схема

Подчеркнём ключевое слово в этих ассоциациях. (добро)

-подберите антонимы к слову тепло, включая человеческие качества (холод, зло, чёрствость, эгоизм, равнодушие…)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дорога добра в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»»

Эпиграф

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра…

Тема урока: Дорога добра в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»

Цели урока:

Образовательные: формирование навыка аналитического чтения; усвоение нового в процессе анализа текстов.

Развивающие: развитие культуры речи и интереса к изучению сказки; создание условия для развития памяти, внимания и воображения; формирование самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные: воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.

Тип урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности

Ход урока:

  1. Организационно - эмоциональный настрой

Приветствие учителя.

Учитель просит детей взять друг друга за руки и немного подержать.

-Что вы чувствуете? (Тепло).

-Что ещё может быть тёплым? (одежда, одеяло, взгляд, слова, отношения, сердце…)

-Вы, наверное, догадались, о какой сказке сегодня пойдет речь.

-С какими человеческими качествами, отношениями ассоциируется в вашем сознании это слово? (забота, милосердие, добро, понимание, сострадание…)

На доске выстраивается ассоциативная схема

Подчеркнём ключевое слово в этих ассоциациях. (добро)

-подберите антонимы к слову тепло, включая человеческие качества (холод, зло, чёрствость, эгоизм, равнодушие…)

Подчеркнём ключевое слово и в этих ассоциациях (зло).

2. Формулировка темы, целеполагание совместно с учащимися.

-Как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем говорить, знакомясь со сказкой Паустовского «Тёплый хлеб?». Обратите при этом внимание на ассоциации и ключевые слова в них. (О тепле и холоде, доброте и чёрствости, о равнодушии и чуткости…)

-Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Варианты учащихся. Учитель выбирает формулировку, наиболее близкую к запланированной теме и предлагает записать её в тетрадях.)

-Тему добра мы рассмотрим в движении.

Итак, тема нашего урока - «Дорога добра в сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб».

Попробуйте определить для себя самую главную цель урока по этой теме, обсудив её в парах и сформулировав по заданному началу: самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке…

( Варианты детей. Один из наиболее удачных записывается на доске и в тетрадях. Самое главное, что я должен сделать сегодня на уроке-проследить путь главного героя и понять, что хотел сказать нам автор…, рассмотреть противостояние добра и зла)

3.Актуализация знаний

Проверим наши первичные знания. Дома вы прочитали сказку. А сейчас вам предлагается задание на знание текста и понимание прочитанного. На заполнение тестового задания я даю вам 5 минут.

Тест. Выбрать один из вариантов в предложенных заданиях.

1) Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

В) Конь не захотел идти дальше.

2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

Б)  «Да ну тебя!».

В)  «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.      

В) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

А) злобу людскую

Б) ненависть народную

В) грубость человеческую

7) Как Филька помирился с конем?

А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Ключ:1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,  7Б.

(Взаимопроверка по ключу). Обмениваются ответами, записывают в оценочный лист.

Оценивание в оценочном листе.

Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.

1) Диалог. Учитель - ученик. ( 4 мин.) Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор?

- Ребята, а кто помогает нам раскрыть содержание сказки? (герои)

-Без какого героя не было бы сказки?

- Значит он какой герой? (главный).

-Какой жестокий поступок совершил Филька?(обидел коня)

- Как? (бросил хлеб)

- Как он назвал коня в злобе? (христарадник)

-Что означает это слово? (человек, который просит подаяния или милостыню Христа ради).

-А можно так относиться к хлебу, как Филька?

- Правильно, нельзя. А почему?

(Вывод: Хлеб издавна главная пища людей. Он всему голова. Выращивая его, человек добывает себе пропитание. Хлеб – символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, т.е. теплом человеческих рук.) - Как нужно относиться к хлебу?



2). Анализ описания природы.(7 минут)

Как называется описание природы в художественном произведении? Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Какую? Давайте разберемся. Наша задача проследить .Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?
Прочитайте внимательно два отрывка из текста. Задание: Подчеркните в тексте слова, которые автор использует, чтобы передать состояние природы.

Работа по вариантам 1, 2
1. « Слеза скатилась у коня из глаз»

  1. «В морозные дни солнце ……»


Взаимопроверка по ключу. Выставление баллов.

Вывод: Явления природы, живут с нами, они помогают нам проследить ступени духовного роста главного героя , путь от злодеяния до благодарности, от зла до добра. Автор дает цветовое и звуковое восприятие пейзажа ( каркали, завыл, ломались, шурша), цветовое(черная вода, солнце багряное)

3)Разминка. Вышли из-за парты. ( 1 мин.)

Если согласны с моим утверждением, хлопаете в ладоши,

если не согласны – топаете.

1. Совершать зло – это хорошо.

2.Человек часто ошибается.

3.Когда поймешь свои ошибки, хочется их исправить.

4.Людей и животных можно обижать.

5.Нам нравится грубить окружающим людям.

6. Сообща можно преодолеть любые трудности.



Вывод: Я рада , что вы правильно оценили данные ситуации.

4)Продолжаем работать.

Работа над изобразительно-выразительными средствами языка? Какие мы знаем изобр-выразительные средства . Попробуем определить их роль в раскрытии темы добра и зла в сказке.

Задание. Определить изобразительно-выразительные средства в тексте .Взаимооценивание. Выставление баллов.

1.. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами» - словосочетание «как невеста» является:
а) сравнением;
б) олицетворением;
в) антитезой.
2. В предложении: «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» - автор использует:
а) метафору;
б) аллегорию;
в) олицетворение.

3.. Истории воина-инвалида и раненого коня объединяет стилистический приём :
а) антитеза;
б) сравнение;
в) аллегория.

4.. В предложении «За окнами воздух был синий, густой, страшный» выделенный слова представляют собой:
а) эпитеты;
б) логические определения;
в) сравнения.

5.. Изображение ночного пейзажа представляет собой:
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение.

Ключ:1-а, 2-в,3-а,4-б,5-б

Вывод: Изобразительно-выразительные средства помогают не только увидеть , но и почувствовать свойства предмета или явления.

5 ) Работа по теме «Герои сказки и система персонажей» . Рассмотрим некоторые образы более подробно. Обратимся к образу Панкрата и рассмотрим образ коня. Задание : заполнить таблицу: реальное и сказочное в образе.

1вариант-Панкрат

2 вариант-образ коня.

Оценивание.

Вывод: В сказке присутствует и реальное и фантастическое. Поэтому и сказка называется литературная (как в сказке добро и зло)

Вернемся к системе персонажей. НЕ кажется ли вам, что нужно добавить еще один важный образ, какой?

Образ хлеба. Учитель читает фрагмент о хлебе «Ночью по деревне такой запах теплого хлеба….» Почему автор называет хлеб чудесным ?

(подарил чудесное спасение людям)

6) Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова.
Нагретый, дающий или содержащий тепло.
Не знающий морозов, южный.
Хорошо защищающий тело от холода.
Имеющий отопление.
Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый

- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб? (вспомним самое начало урока, когда мы держались за руки)

(в прямом смысле , когда хлеб только испекли и он не остыл, и в переносном , так как хлеб несет примирение, доброту, объединяет, сплачивает.) Почему автор назвал сказку «Теплый хлеб»?(ради этого теплого хлеба Филька прошел нелегкий путь, изменился , хлеб несет жизнь, спасение, мир, объединяет все живое. Что хотел сказать этим произведением автор? Чему учит? Обращение к эпиграфу

7)Рефлексия. Составить синквейн к слову хлеб

Хлеб

Душистый , сытый

Спасает, кормит, поддерживает

Хлеб-основа жизни

Жизнь

Общее оценивание в оценочном листе. (по ключу) .Озвучивание итогов.

Дискуссионная карта : Легко ли быть добрым?

Да: Видишь плоды своего труда

Чувствуешь благодарность людей

Нет: Много усилий, работы

Не всегда за добро отвечают добром.

На начало фразы ребята высказываются одним предложением:

Сегодня я узнал… Я смог… Я доволен тем, что Мне захотелось..

Я доволен тем, что…

Мне захотелось

Было интересно..

Я понял, что…

Я почувствовал…

Домашнее задание

1)      создать иллюстрацию понравившегося эпизода и подобрать подходящую по смыслу русскую пословицу или пословицу другого языка; 

2)      написать письмо Фильке от своего лица;

3)      создать кроссворд на знание содержания сказки ребятам, которые только будут обсуждать это произведение.

Тавриза .Угощение теплым хлебом.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Дорога добра в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб»

Автор: Бергузинова Гульмира Жабатаевна

Дата: 26.04.2016

Номер свидетельства: 322661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Если добрый ты(открытый урок по сказке Паустовского "Тёплый хлеб") "
    ["seo_title"] => string(69) "iesli-dobryi-ty-otkrytyi-urok-po-skazkie-paustovskogho-tioplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "202562"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429279693"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "«Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб» - Дорога добра»"
    ["seo_title"] => string(51) "skazka-k-paustovskogho-tieplyi-khlieb-dorogha-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "152212"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420814942"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства