kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Нажмите, чтобы узнать подробности

проанализировать сказку Паустовского “Теплый хлеб”,подготовиться к сочинению;

  Задачи. учащиеся  смогут:

1. охарактеризовать  героев  ;

2. определить народную  мудрость  и  выявить мораль;

3. воспитать доброе  отношение к другим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»


Тема Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского  «Теплый хлеб» по русской словесности в 5 "Б" классе.

Цели урока:

проанализировать сказку Паустовского “Теплый хлеб” ,подготовиться к сочинению;

Задачи. учащиеся смогут:

1. охарактеризовать героев ;

2. определить народную мудрость и выявить мораль;

3. воспитать доброе отношение к другим.

Оборудование:

  • портрет Паустовского,

  • эпиграф “Спешите делать добро”(А.П.Чехов)

  • Выставка книг.

Критерии оценок:

Понимание 1 балл;

Применение 2 балла;

Анализ 3 балла;

Синтез 4 балла, итого 10 баллов

Ход урока

0) Выступление по выставке книг Паустовского, дополнения учителя, работа с эпиграфом.

1) Нестандартный вход в урок: работа с текстом.

прием"Ассоциативный ряд": "Тёплый хлеб"

(групповая работа)

1 а) проверка знания текста (викторина)

- Какой масти был раненый конь? (вороной)

- Кто взял себе коня? (мельник)

- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

- Что сделал Филька с куском хлеба? (кинул в снег)

- Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)

- Сколько лет назад был такой же мороз? (сто)

- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

- Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)

- Сколько времени дал Фильке Панкрат? (час с четвертью)

- Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)

- Какую роль сыграла в спасении людей сорока? (позвала теплый ветер)

- Что понес Филька раненому коню? (свежий хлеб)

- Что сделал конь после того, как съел хлеб? (положил голову на плечо Фильке)

2)Актуализация знаний, приём " Шаг за шагом"

- Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня?

- Почему Фильку звали “Ну тебя”? Как характеризует это прозвище мальчика?

- В чем была жестокость Филькиного поступка?

- Как с помощью пейзажа Паустовский выражает свое отношение к произошедшему? Зачитать. (Слеза скатилась у коня из глаз...)

- Когда Филька понял, что поступил плохо? (Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки).

- Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности?


- Как понять слова бабки об “охлаждении сердца”?

- Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: “Да ну его, Панкрата”, а сам побежал. Что с ним произошло?

- Каким предстает перед ним ночной пейзаж? Какую картину он видит? (Снег пел под ногами...)

- Каким был воздух? ( воздух колол Фильке грудь).

- Как автор показывает, что силы Фильки были на исходе? ( Бежать он уже не мог, а шел, тяжело загребая ногами. Он понимал, что идти надо: только так можно спастись.)

- Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?

- Как помогла Фильке старая сорока? (ей кажется, что она разбудила теплый ветер).

- Как пришло спасение?

- Как Филька помирился с конем?

- Прав ли Панкрат, сказавший: “Филька не злой человек”? Как изменился Филька?

3. Изучение нового материала: Народная мудрость и народная мораль в сказке

К.Г. Паустовского    «Теплый хлеб».

Тест Какой смысл имеет это слово в названии сказки? (первое, пятое и шестое).

ТЕПЛЫЙ

1) нагретый, дающий, содержащий тепло (теплый луч солнца);

2) не знающий морозов, южный (теплый климат);

3) хорошо защищающий тело от холода (теплые носки);

4) имеющий отопление (теплая изба);

5) ласковый, приветливый (теплое чувство);

6) приятный для слуха, зрения (теплые тона).

4. Релаксационная пауза.

Инсценировка эпизода “Разговор Фильки и Панкрата”, стр 315.

Предварительная беседа.

- В каком душевном состоянии пришел Филька к Панкрату?

- Почему Панкрат строго разговаривал с Филькой?

- Какой совет дал он Фильке? Как воспринял его мальчик?

5. Решение учебных задач.Составление таблицы.

Работа по группам:

Реальные мотивы

Сказочные мотивы

Война, раненый конь. Голод, злоба людская, равнодушный мальчик.

Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.

Решение Фильки идти за помощью к людям.

Совместная работа, возвращение к жизни мельницы и всей деревни.

Радость прощения, примирение.

1. Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий человека.

2. Рассказ бабки о происшествии, случившемся сто лет назад.

3. Сорока, летящая за помощью к теплому ветру. Ее болтовня, которой никто не верит.

1-я группа ищет реальные мотивы в сказке, 2-я – сказочные. После этого составляется таблица.



6. Контроль знаний, обратная связь.прием" Цепочка знаний".

(ученик называет объект и называет его признак):

конь ( раненый,вороной), мельник(Панкрат ученый, умный), Филька (Ну тебя), Филька и кусок хлеба? (кинутый в снег), (метель, сильный мороз), мороз (сто лет назад), Сколько времени дал Фильке Панкрат? (час с четвертью), ветер(теплый), Что понес Филька раненому коню? (свежий хлеб, теплый ), Что сделал конь после того, как съел хлеб? (положил голову на плечо Фильке) - значит простил? Как это видно?

7. Формирование умения задавать вопросы. прием"Хочу спросить"

1. Что мы узнали в начале рассказа? стр.312 (прочитай начало 3-х абзацев.)

План: 1.Спасение коня.

2. Что сделал Филька в отсутствие бабушки? (стр 313, 3-абзац)

План. 2.Проступок Фильки.

3. Что рассказала бабушка?(стр 314, 1- абзац, 3- диалог)

План.3.Народная мудрость.(100 лет назад)

4.Что посоветовала бабушка?(стр 314, последний диалог)

План.4.Народная мораль.("Дурной человек поправит своё злодейство")

8. Домашнее задание Это вам план для домашнего сочинения: Тема сочинения Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского   «Теплый хлеб»

Эпиграф пишется без кавычек. Спешите делать добро

А.П.Чехов

План.

1.Спасение коня.

. 2.Проступок Фильки.

3.Народная мудрость.(100 лет назад)

.4.Народная мораль.("Дурной человек поправит своё злодейство")

9.Рефлексия. приём"Мысль во времени":

учитель произносит предложение "Слеза скатилась у коня из глаз.Конь заржал жалобно и протяжно,взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях,в изгородях и печных трубах завыл , засвистел пронзительный ветер, вздул снег...

В течение 1 минуты ученики записывают свои мысли , которые приходят им в голову и связаны с данным предложением.

-Ученики читают свои записи про себя. Затем мысленно отвечают на вопросы

-Почему я записал именно эти слова?

-О чём ядумал, когда я писал эти слова?

-Что бы я хотел в записях изменить?

-Написанное мной имеет ли значение или не имеет для менязначение?

10. Выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Автор: Салихова Айгуль Канатбаевна

Дата: 31.12.2016

Номер свидетельства: 374768

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Народная мудрость и  мораль в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" "
    ["seo_title"] => string(68) "narodnaia-mudrost-i-moral-v-skazkie-k-g-paustovskogho-tieplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "222342"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436188754"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И МОРАЛЬ В СКАЗКЕ  К. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ» "
    ["seo_title"] => string(65) "narodnaia-mudrost-i-moral-v-skazkie-k-paustovskogo-tieplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "149025"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419925207"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»"
    ["seo_title"] => string(78) "narodnaia_mudrost_i_narodnaia_moral_v_skazkie_k_g_paustovskogho_tieplyi_khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "374764"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483164603"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства